Московский государственный университет печати

Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел I. «Редакторская подготовка издания по отраслям знаний»

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Редакторская подготовка научных изданий

1.3.

Тема 2. Работа редактора над подготовкой научно-популярного издания

1.4.

Тема 3. Работа редактора над справочным изданием

1.5.

Тема 4. Работа редактора над учебным изданием

1.6.

Тема 5. Редакторская подготовка информационных изданий

1.7.

Тема 6. Работа редактора над фотоизданиями

1.8.

Тема 7. Работа редактора над рекламными изданиями

1.9.

Тема 8. Издание переводной литературы

1.10.

Практические занятия

1.10.1.

Редакторский анализ научного издания

1.10.2.

Редактирование научной статьи

1.10.3.

Рецензирование научно-популярной статьи

1.10.4.

Редактирование научно-популярной статьи

1.10.5.

Разработка типовой схемы справочного издания

1.10.6.

Редактирование справочной статьи

1.10.7.

Редактирование реферата статьи информационного издания (реферативного журнала)

1.10.8.

Редакторский анализ фотопубликаций

1.10.9.

Редакторский анализ рекламного сообщения

1.10.10.

Изучение массива изданий переводной литературы и репертуара отдельного издательства (издательской группы)

2.

Раздел II. Редакторская подготовка изданий для детей

2.1.

Введение

2.2.

Тема 1. Интересы читателей-детей различных возрастных групп. Особенности восприятия литературных произведений. Социальные функции изданий для детей

2.3.

Тема 2. Типологическая характеристика литературы для детей. Критерии редакторской оценки произведений различных видов

2.4.

Тема 3. Критерии редакторской оценки содержания, композиции языка и стиля произведений для детей

2.5.

Тема 4. Современное состояние детского книгоиздания

2.6.

Тема 5. Особенности выпуска литературно-художественных и познавательных изданий для детей

2.7.

Тема 6. Принципы подготовки редактором иллюстрированного издания для детей и книжки-картинки

2.8.

Тема 7. Элементы научно-справочного аппарата издания для детей. Особенности формирования справочного аппарата

2.9.

Практические занятия

2.9.1.

Работа редактора над издательским проектом. Формирование концепции издания для детей

2.9.2.

Роль и задачи редактора в организации массива издания детской литературы

2.9.3.

Редакторский анализ художественного произведения для детей

2.9.4.

Редакторский анализ научно-популярного произведения для детей

2.9.5.

Типологическая характеристика литературно-художественного издания для детей

2.9.6.

Типологическая характеристика познавательного издания для детей

2.9.7.

Редакторский анализ элементов справочного аппарата в изданиях для детей

2.9.8.

Подготовка раскадровки для книжки-картинки

3.

Литература

4.

Формы контроля

5.

Приложение 1

5.1.

ТЕОРИЯ

5.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

5.1.1.1.

Постсоветский период

5.1.1.2.

Период «вала»

5.1.1.3.

Время проектов

5.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

6.

Приложение 2

Направления построения курса. Основные темы и формы обучения. Связь с другими учебными дисциплинами. Общая характеристика основных знаний и умений, которыми должен овладеть студент в процессе освоения курса. Рекомендуемые источники, учебная литература, дополнительные материалы.

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Классификация читателей-детей по возрастам. Психофизиологические особенности детей. Педагогическая составляющая детской литературы. Коммуникативные, управленческие, познавательные обучающие, эстетические функции изданий детской литературы.

Детская литература как особый комплекс литературных произведений. Предмет, целевое назначение, читательский адрес литературы для детей. Особенности литературно-художественной и познавательной литературы для детей. Задачи редактора при подготовке к изданию произведений для детей. Воспитательный аспект детской литературы.

Особенности содержания произведений для детей, критерии редакторской оценки. Оценка композиционных приемов в соотнесении с сюжетом и поступками героев. Стилеобразующие факторы детского произведения.

Нормативность языка как обязательное условие содержания произведений для детей. Употребление терминов в познавательной литературе для детей.

Основные издательства, выпускающие литературу для детей. Характеристика массива изданий «Детской литературы», «АСТ», «ДРОФА», «РОСМЭН», «Самовар», «Карапуз», «Август», «Янтарный сказ» и др. Организационно-функциональная структура выпуска изданий для детей. Профессиональные задачи редактора детской литературы. Тенденции детского книгоиздания.

Подготовка к изданию произведений фольклора, литературных сказок, фэнтези, детективов. Жанровые особенности художественных произведений.

Подготовка к изданию познавательной литературы для детей. Характеристика научно-художественных, научно-популярных, справочных развивающих изданий. Планирование эффекта воздействия познавательной информации с помощью приемов занимательности.

.

Особенности иллюстрирования детских книг. Опыт иллюстрирования художников-классиков: Билибин, В.Лебедев, М.Митурич, В.Сутеев, Н.Чарушин, Ю.Васнецов.

Концепция иллюстрирования изданий для детей разных возрастов. Книжка-картинка как вид изоиздания. Приемы редакторской подготовки книжки-картинки. Критерии редакторской оценки иллюстраций в книгах для детей дошкольного возраста.

Аппарат в изданиях для детей как средство повышения восприятия содержания. Алфавитный указатель, указатель рекомендуемой литературы, примечания, комментарии в изданиях различных видов. Основные требования к отдельным материалам. Оценка качества справочного аппарата.

Студенты должны выполнить по одному заданию практических занятий из каждого раздела (на выбор) в письменной форме. Работа по каждому заданию составляет от 2 - 4 страниц печатного текста, выполняется 12 кеглем с интервалом 1,5 единиц.

Студенты готовят план-проспект конкретного издания для детей. Для выполнения данного задания требуется продумать, какую книгу для детей студент хочет издать (например, энциклопедию «Христианство», научно-популярную книгу «Геология в картинках», любого уже прочитанного автора и т.д.). План-проспект включает: разработку концепции издания и его содержательную, структурную, композиционную, художественную модель. Для раскрытия концепции издания студент должен описать причины издания выбранной книги, какие произведения (каких авторов) он включает в данное издание, что является основанием для такого отбора произведений. Если студент моделирует издание справочника или энциклопедии, - нужно объяснить, какое научное знание (какой научный предмет) будет положен в основу содержания. Далее нужно отразить структуру и композицию будущего издания: наличие текста и иллюстраций, их последовательность и взаиморасположение. Об иллюстрациях: нужно показать в общих чертах, какой иллюстративный материал студент собирается включить в издание (содержание, формат, цвет). Работу заключает описание элементов научно-справочного аппарата издания. Здесь не следует принижать способности детей, думая, что они не читают именные указатели, комментарии и т.д.

Работа студента предполагает изучение массива детских книг в различных издательствах. Для выполнения данного задания предлагаем студентам выбрать издательство, выпускающее книги для детей. Нужно дать характеристику издательских предпочтений в выборе произведений для публикации, оценить видо-типологические и жанровые признаки детского репертуара. Следует обратить внимание на возможные случаи дублирования в разных книгах одного издательства, одних и тех же имен авторов и их произведений. В конце нужно сделать собственный вывод о качестве литературы, предлагаемый детскому читателю, и её издательской интерпретации.

Провести редакторский анализ одного из предложенных по учебному пособию произведений для детей. Разобрать произведение в аспекте содержания, композиции, языка и стиля. В качестве основного использовать критерий воспитательного воздействия. Написать рабочую рецензию с конкретными рекомендациями по доработке рукописи. Для редакторского анализа предлагается сказка-притча «Соловей и воробей». Следует учесть, что сказка была опубликована как моноиздание для детей дошкольного возраста. В книгу были помещены иллюстрации, показывающие просторы описанного края, действующих «лиц». В редакторской оценке особого внимания требует образ главных героев, описание диалогов, но главное - мораль произведения, что хотел сказать автор детскому читателю, какие эмоции сформировать.

Рассказ - «Соловей и воробей»

Жили - были два друга: Соловей и Воробей. И так они дружили» что и дня не могли пробыть друг без друга, хотя жили далеко один от другого. Домом Соловья были днепровские склоны, где он перелетал из рощи в рощу, а воробей жил со своей стаей под самой крышей большой риги. Зимой им было здесь тепло и сытно.

Наш Воробей родился там же, под крышей риги, но с самого детства потянуло его на волю, в широкие просторы Приднепровья. Здесь он как-то и повстречался с Соловьем, наслушался его песен и повадился в гости к певцу.

- Опять прилетел, серый? - встречал его Соловей.

- Опять! - отвечал Воробей. - Ты уж меня извини, но только у тебя в гостях я чувствую себя настоящей птицей.

Когда Воробей под вечер вылетал из-под крыши, старые мудрые воробьи глядели ему вслед и говорили:

- Пусть себе полетает! Он еще не знает, что такое мороз, что такое голод. Узнает - одумается...

А Воробей не раз жаловался Соловью на своих родичей:

-Если бы ты только знал, дорогой друг, до чего мне тяжело живется! Целыми днями слушать не пение, а чириканье, видеть эти ссоры и драки из-за крошек и зерен, хотя их на всех хватает! Так тяжело!

Соловей молча слушал. Он не представлял себе жизни под крышей какой-то риги, про которую рассказывал ему Воробей.

- Бежать! - жалобно говорил тот, очищая носик о ветку, -А куда? И как? Для этого я должен оставить родителей, братьев и сестер. Одних родных у меня больше дюжины, не считая двоюродных!

- Не знаю, серый, что тебе посоветовать! - отвечал Соловей. -Сам решай!

Однажды Воробей прослушал особенно вдохновенную песню соловья, и ему в голову пришла неожиданная мысль:

«Дружба с таким певцом делает из меня другого воробья! Я чувствую, как вое красивое, что до сих пор таилось во мне, просыпается, и я становлюсь лучше и добрее! Как это прекрасно! Только плохо, что я один слушаю соловьиные песни. Может быть, и на моих родных они оказали такое влияние? Может быть, и их потянет на простор?»

- Послушай, друг! - обратился он к Соловью. - Не согласишься ли ты спеть для моего племени. Я так хочу, чтобы они изменились. Они видели так мало красивого, Я верю, что они полюбят тебя. И мы все вместе будем с тобой дружить. Не отказывай мне, пожалуйста. Очень тебя прошу!..

Соловью не хотелось лететь на край деревни и давать там концерт каким-то не знакомым ему воробьям. Но он не смог не откликнуться на просьбу друга. Серый воробушек так жалобно смотрел на него, так вежливо просил...

Вихрем влетел Воробей под крышу риги.

- Слушайте! Слушайте все! - громко закричал он. - Сегодня вечером, как только стемнеет, для вас будет петь мой друг Соловей.

Замолчали ошеломленные воробьи.

- И ты считаешь, что нам следует его слушать? - не сразу спросил старый стреляный воробей.

- А как к этому отнесется хозяин риги, который сегодня ночует неподалеку от нас? Что, если он не потерпит шума и всех нас выгонит из-под этой крыши?

- Каждый с удовольствием будет слушать Соловья! Вы не представляете, как он поет! - горячился Воробей.

- Среди птиц нет лучшего певца!

Когда вечером Соловей появился возле риги, на него со всех сторон настороженно смотрели воробьи.

- Мы приготовились тебя слушать! - произнес немного смущен­ный Воробей.

И Соловей запел. Он пел о зеленых днепровских склонах, о своей подруге, для которой он сложил не одну песню...

Воробьи сидели нахохлившись и молчали. Они чувствовали необычное для них волнение, сердца их учащенно бились, и они не понимали, что с ними происходит.

В ту ночь они ложились спать смущенные и молчаливые. Утром, вспоминая минувший вечер, они собрались на крыльце, посоветовались и сошлись на том, что жизнь у них хорошая и вовсе нет никакой необходимости им, умным воробьям, усложнять ее какими-то соловьиными песнями.

Но случилось непредвиденное. Хозяин риги слышал соловьиное пение и рассказал об этом своей жене. Они долго всматривались в притихших под крышей воробьев, и наконец, хозяйка сказала:

- Неужели среди этих дармоедов завелся соловей? Сегодня же повешу кормушку с просом.

Воробьи мигом все склевали. И только потом старый воробей догадался, что не видеть им больше этого проса, если хозяева риги поймут свою ошибку.

- Эй, серенький! - позвали они. - Не мог бы ты еще раз пригласить к нам своего друга Соловья? Нам так понравилось его волшебное пение.

Счастливый, гордый помчался наш Воробей на склоны Днепра в заветную рощу, где жил Соловей.

- Они сдались, они проснулись! - зачирикал он еще издалека.

- Их заплывшие жиром сердца забились сильнее. Они просят тебя еще раз прилететь к нам и спеть! Но Соловья не обрадовало это предложение.

- А почему бы им не прилететь сюда, ведь я живу здесь.

- Ах, любезный друг! - пристыдил его воробей. - Как ты можешь требовать этого от них? Ты должен гордиться тем, что твой талант заставил их изменить свои взгляды! Они потянулись к прекрасному, а это так замечательно!

- Ты прав, - помолчав, согласился Соловей. - Мы не должны погасит эту искру!

Соловей прилетел к ожидавшим его весь день воробьям. Назад, в свою рощу, он уже не вернулся. Воробьи сначала уговорили погостить у них подольше, а потом начали таскать вкусных мошек. Соловей прижился под крышей риги, растолстел и уже сам не торопился улетать.

Хозяйка каждый день насыпала в кормушку просо. Скоро у соловья вырос зоб. И уже не те песни стал он петь по вечерам. Он ленился выводить трели и рулады. Да и пел он уже без особого желания.

Когда хозяин совсем перестал слышать пение соловья, воробьи, взяв того под крылышки, выводили его напоказ, чтобы хозяин видел, что Соловей здесь. Однажды хозяйка сказала:

- Как жаль, что пропал наш Залетный Соловушка!

- Он здесь! - ответил хозяин. - Это же та маленькая птичка, которую водят воробьи.

- Что ты! - запротестовала жена. - Оперение у этого калеки, действительно, как у Соловья, но голос... нет, это не Соловей, а какой-то воробьиный родственник.

Когда исчезла кормушка с просом, воробьи рассердились на Соловья:

- Ест больше всех, а как заработать пшено - так его нет! - стали раздаваться голоса.

Соловей сидел в темном углу, ни с кем не разговаривая, ничего не желая. И только иногда, когда подлетал к нему с крошками хлеба серый Воробей, взгляд его теплел и он пытался что-то сказать. Но его бывший друг, который, как и все его родичи, отъелся на просе, пренебрежительно останавливал его:

- Ах, не напоминай мне про твой голос! Если бы он у тебя был, ты бы и сейчас пел. А вообще все вы, певцы, одинаковые! В действительности ты просто хотел жить под нашей крышей, здесь тепло и не дует, как в твоей роще. Ну, признавайся, - приставал он к несчастному Соловью. - Ведь хотел же, правда? Я всегда это подозревал. Ну почему ты не хочешь признаться? Не бойся, мы тебя не выгоним, живи с нами, тут на всех крошек хватит, - успокаивал он Соловья, когда видел, как у того слезы скатывались.

А хозяин с женой, наслаждавшиеся когда-то пением Соловья, не догадывались, что теперь они ходят по соловьиным слезам...

Провести редакторский анализ одного из предложенных по учебному пособию научно-популярных произведений для детей. Разобрать произведение в аспекте содержания, композиции, языка и стиля. Подробно остановиться на использовании фактического материала и приемах популяризации научных знаний. Написать рабочую рецензию с конретными рекомендациями по доработке рукописи. Объём рецензии не менее 3 стр., кегля 14 пт.

Научно-популярная статья «Василий Кандинский» была опубликована в журнале «Трамвай» (для детей 7 - 10 лет) с иллюстрациями, показывающими картины данного художника.

Научно-популярная статья «Камень королей» была опубликована в журнале для детей «Юный натуралист» (для детей 10 - 14 лет) с иллюстрациями, показывающими минералы.

Редакторский анализ этих статей необходимо проводить с учетом типологических признаков журнала. Задание: в аспекте содержания - проанализировать замысел статьи, глубину разработки темы, актуальность, воспитательную значимость, отбор фактического материала, его научность и достоверность, приемы популяризации; в аспекте композиции - проанализировать последовательность изложения статьи; в аспекте языка и стиля - проанализировать доступность языка (с учетом читательского адреса), познавательные и художественные элементы стиля.

Текст 1. Василий Кандинский

Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко. У бабочки крылья овальные, треугольные с подплавленными; краями - как лопатки у человека, а у стрекозы позвоночник сделан из отдельных, вложенных друг в друга звонков-колокольчиков. Удивительные тела у животных: представьте бок серебристой акулы, рог носорога, хвост дельфина, рот подводной ракушки, круп лошади и зуб змеи... В каждой из этих форм есть совершенство - вершина пользы и красоты. А если просто нарисовать на холсте эти линии - части тел, клочки форм - то будет ли так же красиво, как в жизни? Надо ли нам обязательно знать, откуда художник взял эту витую, как пружина, упругую линию: из усиков клубники, моржовых усов, ушной раковины? Или мы можем чувствовать красоту, не думая о том, в каком теле, где и как живет эта линия: в позвоночнике человека или в стрекозе, летает она или ходит, плывет или ползает? Оказывается, сама по себе линия может быть изящна и прекрасна, независимо от того, где нашел ее художник - в природе или в собственной душе.

А что такое душа? То, что чувствует, переживает, что болит и радуется в каждом человеке. Писатель Андрей Платонов сказал, что душа есть форма форм, вместилище самых разных форм. И если душа встречает что-то очень близкое, знакомое, родное, - откликается, отзывается и внутри нее оживает что-то - как крылья бабочки, хлопает тихо, звенит, как стрекоза, или плещет, как рыба, вытащенная из воды...

Василий Кандинский искал способы выразить самые тонкие, нежные переживания души. Он прислушивался к тем ощущениям, которые рождает в человеке тень птицы, линия утеса, огонек свечи. На его картинах нет тел, нет привычных фигур людей и животных. Но есть цвета и линии - как будто призраки самых разных форм, которые мы встречаем вокруг: пригоршню зеленой воды, глоток синего неба, обломок глиняного кувшина. И главное, чего он добивался - чтобы все эти осколки форм и линий соединялись в картине так, чтобы в каждой ее части образовалось живописное, чудесное местечко. Случалось ли вам лежать на берегу пруда, полузакрыв глаза?

Размывы линий, мелькающие мотыльки, золотая рябь солнечных зайчиков - все это складывается в чудную картину. А если поглядеть в другую сторону, то цветущие яблони, темные ели и дорога на холме составят другую картину, с другим настроением и цветом.

Можно написать на одном холсте сразу все картины, вид во все стороны, вид через полузакрытые веки - тогда сложится огромное полотно с размазанным лесом, прудом, переходящим в небе, хвостом убегающей лисицы. Да, художник свободен - он может населить свои холсты всеми красками мира, всеми линиями и цветами. Он может рисовать не только увиденное, но и может сочинить, соединить в картине сотни впечатлений. Живопись - это то, что написано живо, что хранит в каждом своем кусочке, в каждой клеточке жизнь.

В картинах Кандинского краски и линии гипнотизируют нас, как гипнотизирует лягушек раскраска тела ужа. Эти картины выманивают душу тихим хлопаньем крыльев бабочек, зазывают звонами стрекоз. И выходит душа, сперва слепая и глухая, как рыльце улитки, и прорезаются в ней уши и глаза для самых нежных, неуловимых переживаний.

Текст 2. Камень королей

Макушка лета. От зари до зари на небе красно солнышко. Заалела земляника на лесных полянах, а вслед за ней и малина на кустах.

Красные камни - рубин (от латинского слова «руби»- красный) и его двойник рубин-балэ, или шпинель, да оранжево-красный сердолик - признанные амулеты июля. В старину рубин называли яхонтом (на Руси «яхонтом червленым» в отличие от «яхонта лазоревого» - синего сапфира). Великий ученый-энциклопедист Аль-Бируни, живший в Хорезме в XI веке, начинает описание этого красного камня торжественно: «Яхонт - первый среди драгоценных камней, наиболее красивый и дорогой». Детально и скрупулезно перечисляет Аль-Бируни оттенки цвета яхонтов и среда них не только оттенки тычинок цветов шафрана или пурпурный, багряный, фиалковый, но и яхонт цвета тлеющих углей, цвета раскаленного уголька, цвета пламени свечи. Рассказ Бируни о методе оценки одного из самых дорогих яхонтов, когда-либо встречавшихся в странах Востока, звучит как сказка Шехерезады. Ведь легендарный Гарун Аль-Рашид жил на самом деле. Однажды он послал своего лучшего оценщика Ас-Саббаха к властителю Серендиба (старинное арабское название острова Шри-Ланка) для покупки драгоценных камней. Там попался ему красный яхонт, «подобных которому он не видел в казнохранилищах других царей...»

Царь Серендиба сказал: «Знаешь ли ты другой, подобный этому?» «Клянусь, Аллахом, нет», - ответил Ас-Саббах. «Сможешь ли ты оценить его, ибо все бессильны сделать это?» - «Могу», - сказал оценщик. Царь усомнился и даже рассердился на самонадеянного ювелира. Тогда Ас-Саббах попросил принести покрывало, развернул его и велел четверым держать его за концы. Затем он изо всей силы бросил яхонт вверх, и когда камень упал на покрывало, то Ас-Саббах сказал царю: «Его цена равна тому количеству золота, которое нужно уложить от земли до места, куда полетел брошенный камень... И царь, согласившись с такой оценкой, приказал наполнить его рот превосходными камнями, а затем одарил его почетной одеждой и отпустил после того, как Ас-Саббах выполнил его поручение».

Итак, яхонт червленый - самый красный среди дорогих и самый дорогой среди красных.

С точки зрения минеролога, рубин - красная разновидность минерала корунда, распространенного природного соединения оксида алюминия. После алмаза это второй по твердости драгоценный камень.

Но вот что интересно: с древних времен во многих легендах и сказках говорится, что рубин не просто ал, а светится в темноте ярче огня. А в пакистанской сказке «О семи рубинах» рассказывается такое: «Достал он из кармана три рубина, положил их на блюдце на кусочек мягкой материи, и они засверкали, как факелы». В чем же причина такого фантастического явления? Или это только сказки? Да нет! В рассказах о свечении рубинов есть доля правды. Хром в них не только носитель цвета - хромофор, но и носитель света - люминофор. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, присутствующие в солнечном и электрическом свете, «возбуждают» ионы трехвалентного хрома, как бы заряжают их дополнительной энергией, и те начинают сами излучать видимый свет - люминесцировать. Их красный свет действительно светящийся.

Разглядывая в Оружейной палате Московского Кремля торжественные регалии русских царей, легко сбиться со счета: скипетр украшают 268 алмазов, 96 яхонтов, 15 изумрудов, а державу - золотой шар, символ государства -123 яхонта, 58 алмазов, 33 изумруда.

На знаменитой шапке Мономаха сияет не столь много крупных камней, но каких! Уникальные по величине красные яхонты, алые лалы и ярко-зеленые изумруды.

Что же касается сокровищ восточных владык, то сведения о них, почерпнутые из рассказов современников - торговцев драгоценностями, представляются фантастическими. Например, рукоятка ножа из целого кристалла рубина! Какова же масса такой вещи? Рассказывают, что у царя Серендиба подобная рукоятка достигала веса около 250 граммов.

Особенно поднялся в цене этот камень в эпоху Возрождения. Он был любимым самоцветом итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлинн и русского царя Ивана Грозного. «Вот рубин, - говорил царь, показывая сокровища английскому послу Горсею, - он врачует сердце, мозг и память человека».

Есть у рубина и еще одно замечательное свойство: при всей своей твердости он оказался необычайно «податлив» на синтез, Синтез рубинов - первая осуществленная мечта алхимика. Их получают очень много. Самый удачный и принятый сейчас метод Вернейля был открыт еще в 1091 году. Его суть заключается в том, что химически чистый оксид алюминия в виде тончайшей пудры с необходимыми добавками разных хромофоров обрабатывают пламенем гремучего газа. Температура пламени выше +2000 °С. Оксид алюминия расплавляется и каплями падает на дно печи, в которое вставлена «затравка» - маленький, заранее, выращенный кристалл корунда. Постепенно, капля за каплет, вырастает длинненький цилиндрик на ножке -гулька.

Среди страничек многовековой истории лала первая будет из рыцарских времен. Принц Валлийский Эдуард был храбр и воинствен. Блестящие латы из вороненой стали, наводившие страх на врагов, снискали ему прозвище «Черного принца». Едва принц вошел в силу, отец его Эдуард III поспешил отправить юношу подальше от двора, за Пиренеи, на помощь союзнику королю Кастилии. В битве при городе Нахера победа Черного принца вернула королю Кастилии место на престоле, за что принц Эдуард удостоился славной награды - дивного алого камня около 6 сантиметров диаметром-почти с детскую ладонь. «Рубин» принес принцу немало побед, хотя королем этот забияка так и не стал, еще молодым умер от многочисленных боевых ран. На портрете художника Джорджа Вердю принц Эдуард запечатлен в черных латах и с алым талисманом на груди. С той поры и по сей день камень зовут не иначе, как «Рубин Черного принца», хотя принца нет давным-давно, да и камень, как оказалось, вовсе не рубин! Но талисманом английских королей был и впредь! В ходе Столетней войны, в победной для Англии битве при Азенкуре, рубин Черного принца сиял на шлеме английского короля Генриха V. Француз герцог Алансонский нанес мечом удар такой силы, что шлем британца раскололся, как скорлупка, однако королевская голова, равно как и «рубин Черного принца», уцелели!

Колесо истории подчас поворачивается резко: спустя двести с лишним лет суд Республики признал другого короля - Карла I -изменником Англии, голова его скатилась с плахи, а «рубин Черного принца» вместе с другими королевскими сокровищами пошел с торгов за бесценок - всего за 4 фунта, ведь республиканскому лидеру Кромвелю надо было платить жалованье солдатам. Однако Республика не продержалась и десяти лет. Англия вернулась к монархии через девять лет, и больше английские короли не расставались с чудесным камнем, возвратившимся в королевскую казну заботами кого-то из роялистов. Новый монарх Карл II повелел вставить алый талисман в свою корону, а позже, к коронации короля Георга IV, «рубин Черного принца» нашел почетное место в центре переднего алмазного креста имперской короны Великобритании, где он воссиял прямо над колоссальным алмазом Кохинором.

XX век, опровергший многие незыблемые истины, позволил установить, что исторический «рубин Черного принца» вовсе не рубин, а другой минерал - благородная красная шпинель, тоже драгоценный камень, хотя и похожий на рубин, но иной и по составу, и по структуре, и по свойствам, да и по цене.

Среди сокровищ российской короны шпинели принадлежит одно из самых почетных мест. Дал вместе с рубином украшает российскую святыню - легендарную шапку Мономаха. По легенде это был венец Великого князя Киевской Руси - Владимира Мономаха.

Вероятно, само слово «шпинель» происходит от латинского «шпинелла» - маленький шип, шипик (что соответствует форме кристаллов шпинели), или от греческого «спинос» - искра (что отражает цвет и блеск камня).

Под названием «балаш» шпинель упоминается в записках Марко Поло. На Востоке и в России шпинель называли лалом. Причем различия между лалом и рубином были подмечены уже в XI веке. Например, в трактате Аль-Бируни о пале сказано: «Этот камень красный, прозрачный, чистый, походит на превосходный яхонт (то есть рубин) по цвету, а иногда и превосходит его по красоте и блеску, но уступает ему в твердости, так что легко поддается порче на углах и ребрах от соприкосновения и трения с другими предметами».

Различно окрашенные разновидности ювелирной шпинели имеют собственные названия: наиболее ценится рубиновая шпинель - кроваво-красная; шпинель-балэ - густо-розовая; рубицелл, рубинчик -оранжевая или желтая; альмандиновая шпинель - фиолетово-красная.

Хотя и более скромен, чем рубин и шпинель, но, право же, очень красив и третий камень июля - сердолик. В названии его слышится отзвук стартнного имени родственного ему красно-бурого камня - сарда, сардера (от города Сардис в Малой Азии, где шла во времена античности торговля цветными камнями), но прочтенного и осмысленного на русский лад - «сердолик», что значит милый сердцу.

«Носи сердолик, или не будет тебе супружеского счастья... сердолик, носимый постоянно, сделает твой дом раем», - наставляет женщин старинная гадательная книга. А в средневековом лапидарии о сердолике сказано: «Упомянуть средь камней мне не стыдно теперь карнеолы (то есть сердолики), хоть и являются те в своем темно- красном обличье, но, как считают, их сила отнюдь не достойна презрения. Ведь этот камень, когда его носят на пальце или шее, ярости вспышки смиряет, которые в споре возникли. Кажется, также хорош он и для омовения раны, кровотечения он прекращает...»

На античных геммах из сердолика было принято вырезать изображения богов, героев и чудовищ: Геракла, Атилла, Медузы Горгоны, а то и целые мифилогические или бытовые и игровые сюжеты с изображением людей и животных. Среди египетских резных камней, найденных, например, в гробницах Тутанхамона, особенно часто встречается вырезаный из сердолика, жук-скарабей.

До сих пор сердоликом, часто в сочетании с бирюзой, инкрустируются традиционные женские украшения народов Средней Азии и Кавказа: браслеты, перстни, ожерелья, татарские чулпы - украшение косы и другие.

Образуется этот минерал в миндалинах вулканических пород. Состав сердолика и прост, и не прост. Прост потому, что это весьма распространенная разновидность халцедона, окрашенная примесью гидроксидов железа в оранжевые и красноватые тона. Не очень-то прост потому, что вместе с микроскопическими зернышками пигмента тончайшие халцедоновые волоконца в сердолике удерживают, словно прочные сети, и мельчащие примеси радиоактивных веществ.

Видимо, этим объясняется целебное действие «сердоликоскопии» - метода, применявшегося в медицине, и не только встарь. Так, в 40-50-е - военные и послевоенные годы, в некоторых странах Европы, например, а Чехословакии, сердолик применяли при лечении радикулита. Использовали сердоликоскопию и у нас в Сибири, в госпиталях для более быстрого и успешного заживления ранений и болезней кожи - камень оказывал благотворное воздействие. Опыты показали, что сердоликоскопия улучшает состав крови, организм лучше борется с воспалениями. Но в больших дозах она может оказаться вредной. Лучше не носить этот камень постоянно.

Дать типологическую характеристику выбранного издания: сборники сказок, сборники современных литературных произведений, моноиздания современных издательских проектов (фэнтези, детективы) для детей. Охарактеризовать варианты издательской интерпретации. Предложить варианты переиздания. Для написания работы студенту нужно выбрать одну книгу для детей. В процессе редакторского анализа необходимо затронуть аспект содержания, структуры, иллюстрирования и уровень подготовки справочного аппарата издания. Для ясности изложения предлагаем очень коротко охарактеризовать содержание детского произведения(й).

Дать типологическую характеристику предложенных изданий: энциклопедий, научно-познавательных и развивающих изданий для детей. Охарактеризовать варианты издательской интерпретации. Предложить варианты переиздания. Для написания работы студенту нужно выбрать одну книгу для детей. В процессе редакторского анализа необходимо затронуть аспект содержания, структуры, иллюстрирования и уровень подготовки справочного аппарата издания. Для ясности изложения предлагаем очень коротко охарактеризовать содержание детского произведения(й).

Проанализировать элементы справочного аппарата в изданиях для детей различного вида. Провести качественный анализ. Сформировать предложения по дополнению справочных данных. Написать аннотации для изданий, в которых они отсутствуют. Для написания работы студенту нужно выбрать одну книгу для детей. В процессе редакторского анализа необходимо очень коротко затронуть аспект содержания, структуры, иллюстрирования и уровень подготовки справочного аппарата издания.

Проанализируйте иллюстративный материал рассказа. Предложите изобразительные сюжеты к данному тексту, которые могли бы стать основой для книжки-картинки. Редакторский анализ иллюстраций необходимо начать с чтения и осмысления текста сказки. Попытайтесь мысленно ответить на вопросы: для кого эта история, с какой целью создана, для какого возраста. Выполняя пункт третий задания, вспомните слова К.И.Чуковского: «стихи для детей должны быть графичны». Это же условие относится и к произведению, которое редактор хочет издать как книжку-картинку. Не забывайте также, что для маленьких детей, обязательным условием активного восприятия информации является динамичность содержания. В данном случае, динамичность каждой картинки передается через её сюжетность. Расположите изобразительные сюжеты по методу раскадровки (последовательное расположение картинок, соответствующих каждому смысловому фрагменту).

Рассказ «Ромашки в январе»

<?xml version="1.0"?>

Щенок Тявка и утенок Крячик смотрели, как на дворе кружатся снежинки, и ежились от мороза.

- Холодно? - клацнул зубами щенок.

- Летом, конечно, теплей...-сказал утенок и спрятал клюв под крылышко.

- А ты хочешь, чтобы сейчас лето наступило? - спросил Тявка.

- Сейчас? Сразу?

- Конечно?

- Хочу. Но так не бывает...

Щенок достал листок бумаги и коробку с разноцветными карандашами. Через несколько минут он показал свой рисунок продрогшему Крячику.

На листке зеленела трава и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце.

- Это ты хорошо придумал? - похвалил Тявку утенок. - Я никогда еще не видел ромашек... в январе?

<?xml version="1.0"?>

На землю по-прежнему падал снег. Щенок и утенок глядели на веселые цветы, и казалось им, что наступило доброе ромашковое лето. И стало им обоим очень тепло.

© Центр дистанционного образования МГУП