Московский государственный университет печати

Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий" 5 курс

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий" 5 курс
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел III. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий

1.3.

Тема 2. Вид и тип литературно-художественного издания

1.4.

Тема 3. Участие редактора в организации массива изданий художественной литературы

1.5.

Тема 4. Произведение художественной литературы как основа литературно-художественного издания

1.6.

Тема 5. Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

1.7.

Тема 6. Иллюстрации в литературно-художественном издании

1.8.

Тема 7. Современные проблемы и тенденции издания произведений художественной литературы

1.9.

Практические занятия

1.9.1.

Формирование репертуара изданий

1.9.2.

Работа редактора над изданием произведений художественной литературы

1.9.3.

Работа редактора над периодическим литературно-художественным изданием

1.9.4.

Работа редактора над произведением художественной литературы

1.9.5.

Редакторский анализ художественного произведения

1.9.6.

Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

1.9.7.

Разработка концепции литературно-художественного издания

1.9.8.

Работа редактора над переизданием

2.

Курсовая работа

3.

Литература

4.

Формы контроля

5.

Приложение 1

5.1.

ТЕОРИЯ

5.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

5.1.1.1.

Постсоветский период

5.1.1.2.

Период «вала»

5.1.1.3.

Время проектов

5.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

6.

Приложение 2

Указатели
2   указатель иллюстраций

Общая характеристика курса - предмет, объект изучения, задачи, его назначение для овладения профессией редактора. Связь курса с другими учебными дисциплинами. Рекомендуемые источники, учебная литература, дополнительные материалы.

Понятие литературно-художественного издания. Предмет, читательский адрес, целевое назначение литературно-художественных изданий. Книжные журнальные газетные публикации произведений художественной литературы. Сетевые проекты изданий художественной литературы - «сетература».

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. В чем состоит предмет, целевое назначение изданий художественной литературы?

    2. Какие группы читателей составляют аудиторию литературно-художественных изданий?

    3. Как представлены литературные журналы в сети?

    4. Какие вы знаете сетевые литературно-художественные проекты (книги, периодика)?

Виды литературно- художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, издание отдельного произведения (общая характеристика). Особенности работы редактора над каждым из них.

Серийное издание художественной литературы. Формирование концепции, моделирование серии, особенности их редакционно-издательской подготовки.

Типы литературно- художественных книжных изданий: научный, научно-массовый, массовый. Особенности работы редактора над изданиями различных типов.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. Каковы виды и разновидности литературно-художественных изданий?

    2. В чем специфика редакторской подготовки различных видов сборников?

    3. В чем специфика редакторской подготовки серии?

    4. Определите понятие «серия», назовите известные вам серийные проекты.

    5. В чем отличие открытой серии от закрытой?

Тематико-типологический состав изданий художественной литературы. Участие редактора в его формировании. Организационно-функциональная структура выпуска литературно-художественных изданий. Типологическая характеристика основных издательств. Взаимодействие журнальных и книжных публикаций художественной литературы (на примере журнала «Иностранная литература» и издательства «Иностранка». Взаимодействие публикаций художественной литературы на бумажных и электронных носителях. Сетевые издания и сетевые библиотеки.

Переиздание и первое издание. Участие редактора в переиздании произведений художественной литературы. Принципы отбора произведений классической литературы для переиздания. Отбор новых произведений для издания. Работа с авторами. Работа с литературными агентами. Изучение читательского спроса. Книжные клубы.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. Расскажите о специфике литературно-художественного книгоиздания доперестроечного периода. Назовите издательства, специализировавшиеся на выпуске литературно-художественных книг?

    2. Расскажите о современной системе литературно-художественного книгоиздания ( ее эволюция, современное состояние, проблемы, тенденции развития).

    3. Какие издательства являются лидерами в области литературно-художественного книгоиздания? Обрисуйте особенности их репертуара.

    4. Расскажите о функциях редактора в процессе подготовки и издания литературно-художественной книги.

Художественная литература как вид искусства. Влияние чтения художественной литературы на личность. Учет в работе редактора специфики восприятия произведения художественной литературы.

Произведение художественной литературы как основа издания. Отбор произведений художественной литературы в издание.

Литературно-художественное произведение как процесс, задачи и роль редактора в его публикации. Учет в работе редактора специфики восприятия литературно-художественного произведения и его влияния на личность.

Идейно-эстетическая ценность произведения. Единство содержания и формы. Понятие художественной правды. Критерий художественности и его составляющие (эмоциональная емкость, изобразительная точность, целостность и др.)

Общая методика редакторского анализа. Сочетание объективного и субъективного моментов в оценке произведения. Связь редакторского и литературно-критического анализа произведения. Структура анализа - от авторского замысла к его воплощению, обратно-поступательный ход анализа.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. Что влияет на восприятие литературно-художественного произведения?

    2. Чем отличается редакторское чтение литературно-художественного произведения от непрофессионального чтения?

    3. Каковы аспекты работы редактора над произведением художественной литературы?

    4. Каковы критерии оценки содержания произведения художественной литературы?

    5. В чем специфика оценки замысла, сюжета, композиции произведения художественной литературы?

    6. Что составляет специфику предмета художественной литературы?

    7. Какое место занимает художественная литература в ряду искусств?

    8. В чем состоит методика редакторской оценки языка и стиля произведения художественной литературы?

    9. В чем состоят особенности работы редактора над произведениями таких жанров как рассказ, роман, очерк, эссе?

Понятие целостности издания. Художественная концепция авторского произведения и его издательская интерпретация. Особенности моделирования литературно-художественного издания.

Структура, характер и содержание справочного аппарата. Состав аппарата. Виды сопроводительных статей, комментариев, указателей. Методика работы редактора и критерии оценки сопроводительных статей, комментариев. Работа над другими элементами сопроводительного аппарата. Аппарат научного, научно-массового и массового издания. Работа над аппаратом изданий различных видов.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. Какие элементы составляют аппарат литературно-художественного издания?

    2. Определите черты вступительной статьи в литературно-художественном издании?

    3. В чем состоят сходство и отличия вступительной статьи и послесловия?

    4. Что включает предисловие в литературно-художественном издании?

    5. Каковы разновидности указателей в литературно-художественном издании и в чем их назначение?

    6. Определите функции и состав каждого из видов комментариев.

    7. В чем специфика аппарата литературно-художественных изданий различных типов?

Разработка принципов иллюстрирования издания. Оценка редактором содержания и качества иллюстраций. Работа с художественным редактором и с художником.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. В чем состоит назначение иллюстраций в литературно-художественном издании?

    2. Какие художники-иллюстраторы книг вам известны?

Основные направления деятельности издательств. Современные издательские проекты. Электронное книгоиздание - Сеть, компакт и DVD-диски. Издательские веб-презентации. Книжные Интернет-магазины.

Вопросы и задания для самопроверки:

    1. Каковы основные направления деятельности современных издательств?

    2. Назовите основные тенденции в издании литературно-художественных книг.

    3. Что собой представляют современные издательские проекты?

    4. Какова роль презентаций, книжных клубов и литературных кафе в деятельности современных издательств?

Студенты должны выполнить по одному заданию практических занятий из каждого раздела (на выбор) в письменной форме. Работа по каждому заданию составляет от 2 - 4 страниц печатного текста, выполняется 12 кеглем с интервалом 1,5 единиц.

При выполнении данного задания студенты должны опираться на теоретические положения об организующей роли редактора в тематическом планировании и издании произведений художественной литературы.

В первой части работы следует изучить положение дел на рынке книжных (журнальных) литературно-художественных изданий - проанализировать тематико-видовой состав, тиражи выпускаемой продукции, читательские интересы (спрос на издания определенных категорий). Необходимо также рассмотреть факторы, формирующие интересы читателей. Это поможет определить какие категории изданий будут пользоваться спросом в ближайшее время.

Вторая часть работы - собственно формирование репертуара. Нужно представить авторский и видо-типологический состав планируемых изданий; решить в какой период будет происходить их выпуск; определиться с тем, на какие средства планируется выпускать книги; решить услуги каких специалистов вам понадобятся в процессе выпуска постоянно и в отдельных случаях (редакционный коллектив).

Сведения представить в виде развернутого плана.

Для выполнения этого варианта работы необходимо выбрать из массива соответствующее издание и провести анализ по следующим аспектам: состав, структура, справочный аппарат, оформление. Продумать и сформулировать принципы отбора произведений для издания.

Студент должен выявить типологические особенности данного издания и обосновать подходы к формированию справочного аппарата, оценив их реализацию с точки зрения правомерности и достаточности.

Отдельно нужно остановиться на поиске вариантных решений по совершенствованию данного издания.

Выбрать из массива периодических изданий литературно-художественное издание (лучше журнальное). Дать его типологическую характеристику. Далее проанализировать его жанровое своеобразие, структуру, содержательное наполнение рубрик. В процессе работы следует подумать над тем, какие начала являются определяющими для данного издания, выявить его издательский замысел, идею; поразмышлять над тем, в каком социальном и политическом контексте оно формировалось и существует.

Затем следует охарактеризовать художественное и издательское оформление издания и, учитывая его типологические черты, обосновать их достаточность и правомерность.

Для выполнения этого задания необходимо самостоятельно выбрать в массовом периодическом издании или в Интернете небольшое по объему (до 5 тыс. печатных знаков) произведение художественной литературы современного автора.

Далее необходимо провести поаспектный анализ выбранного произведения, а именно оценить идею, авторский замысел и меру их воплощения в содержании произведения; проанализировать систему образов (персонажей), сюжет, композицию и язык произведения. Одной из главных задач исследования является определение того, насколько они отвечают авторскому замыслу.

В конце необходимо сделать вывод об уровне редакторской подготовки данного произведения и при необходимости определить пути его доработки.

Определите замысел рассказа и средства его воплощения, Составьте постраничные замечания и напишите рабочую рецензию.

Рассказ «Горошек»

Папа купил мне сувенир в магазине и ему дали в подарок конверт, в котором лежали три горошины. На конверте было написано, что на горошины надо сесть и посидеть, а после посадить их в горшок. Если прорастет, значит, твоя любовь будет вечна. Если же нет, значит, ищи свою любовь дальше. Ах, да! Когда сидишь на горошинах, то надо очень сильно думать о любимом человеке. Ну, просто очень сильно! Иными словами, маркетологи постарались на славу, чтобы повысить продажи магазина.

Папа подарил мне сувенир. После, пожал плечами и отдал конверт с горошинами. Мол, сама разбирайся, что с ними делать.

Я долго смотрела на инструкцию и удивлялась выдумам. Мною было прочитано много книг по маркетингу, и многие приемы мне были известны. Но нет, то ли от нечего делать, то ли еще от чего-то, а я купилась! Думаю: "А, была-не-была и будь-что-будет! Посмотрю хотя бы, как горох растет."

Села, посидела на горохе, подумала о... Да-да! Все о нем же! Дорогие читатели, я Вас разочарую или нет, но именно его я до сих пор люблю. Да, других на свете полно, но они меня не интересуют. Да, он не уникальный, но для меня просто эксклюзив. Да, он такой умный, красивый и добрый. Что-что? Я жизнь впустую теряю? Но, согласитесь, у каждого свои "тараканы" в голове.

Итак, посидела на горошинах и пошла к окну, чтобы посадить в горшок сие добро.

Поскольку, кашпо свободного не было, я сунула горошины к кактусу.

Прошло несколько дней и, честно говоря, я напрочь забыла о горошинах. Прошло еще пару дней. Стою на кухне, пью чай и вдруг вижу, что горох пророс! Молодые зеленые росточки! Без ухода, безо всего! Моему счастью не было предела. Купилась на разводилово и сама была тому счастлива.

Чтобы горох не упал, мне посоветовали его привязать к палке. Папа принес какую-то палку с улицы, и мы подвязали горох розовой ленточкой. Красотища!

Только кот тоже увидел эту красоту и через несколько дней горох был съеден. Усатый, хвостатый просто взял и съел. Наверно, ему было вкусно, но мне было грустно. Кактус победоносно продолжал красоваться в горшке. О горохе напоминали только палка и розовая ленточка. Мне было тошно, и оно все так и осталось стоять.

Прошла неделя. А может, даже и больше. Снова стою на кухне, снова держу в руках чашку с чаем и вижу, что у палки пробиваются зеленые листочки. Я не поверила своим глазам. У палки, к которой подвязывали горох - листочки!

Вы спросите, что было дальше? Маленькое дерево так и росло в горшке дома, а потом его посадили на улице. Быть может, любовь есть и никуда не пропадает, а перерастает в другое, более сильное чувство?

Пока Вы думаете над ответом, я скажу такую вещь: верьте до последнего, даже, когда кот съел весь горох!

Рассказ «Кружевной воротничок»

В горестные минуты воспоминаний о пережитом Наталия Григорьевна все еще звала себя Наташкой, хотя минувшей осенью ей исполнилось пятьдесят четыре года. Дети - сын и дочь - давно уже завели собственные семьи, а муж вышел на пенсию. И всегда вот в такие горестные минуты перед ней, словно в тумане, возникала ее сестренка Нинка, которая когда-то звала ее Наташкой, и мама - Вера Ивановна, погибшая в конце июня сорок первого года под пулеметной очередью пролетевшего над их домиком фашистского аса.

Тогда, после похорон матери, пятилетнюю Нину - за несколько дней до захвата Белой Церкви немецко-фашистским танковым соединением - соседи увезли с собой на Алтай, да там и устроили девочку в детский дом для малолетних ребят, эвакуированных из-под Тулы. А ее, Наташу, двенадцатилетнюю ученицу пятого класса, не удалось уговорить эвакуироваться ни отцу - работнику местного историко-краеведческого музея, ни соседям, покидавшим город. «Ни за что не брошу папу», - вся в слезах твердила она. Так и осталась с Григорием Павловичем в оккупированном врагом городе.

В этом ее решении, несомненно, сыграло роль и то обстоятельство, что Григорий Павлович после гибели жены был сам не свой, он не хотел верить, что она ушла навсегда, что ее нет. Казалось, что она только вышла в соседнюю комнату - такая близкая, любимая, с каштановыми, всегда умело уложенными волосами, с влажными глазами, источавшими заботу и ласку, в ее любимой коричневой кофточке с белым кружевным воротничком.

Зиму сорок первого-сорок второго года, злую, холодную, они прожили, таясь днем и ночью от оккупантов и полицаев. Но зима прошла, немцев под Москвой разбили, и обычно молчаливый, убитый горем Григорий Павлович все чаше расправлял усы и улыбался, как казалось Наташе, загадочно. Он стал куда-то исчезать из дома, и она часами ждала его, страшась даже в комнате с зашторенными окнами зажечь вонючую коптилку. А однажды отец и вовсе не вернулся ни ночью, ни утром, Наташа осталась одна. «Твоего папку немцы схватили», - услышит она потом от Пети, одноклассника, жившего в верхней части города.

Об этой страшной зиме Наталия Григорьевна на долгие годы будто забыла, и вдруг вспомнила по пути в гостиницу, где она остановилась по приезде в украинскую столицу.

Желание приехать сюда в поисках сестры возникло у Наталии Григорьевны не сразу. У знакомого начальника местной милиции она бывала не однажды, он искренне стремился помочь ей в розысках сестры. Но ответы на ее запросы чаще всего звучали так: «У меня не было старшей сестры, и в войну мы в Сибири не жили». Некоторые, кроме того, добавляли, что Павлова - это фамилия по мужу, а в девичестве была совсем другая фамилия. И только киевская Нина Григорьевна писала, что она действительно выросла в детском доме в Славгороде, что у нее были отец и сестра, которых в войну она потеряла, только до войны жила она с родителями где-то под Тулой, а совсем не на Украине. «Многие годы после войны разыскивала родных по всей стране, - писала она, - и смертельно устала от обращений, писем и вызывающих сердечную боль жестоких слов: «нет», «не знаем». Она уже давно не Павлова, а Остроумова, в украинской столице живет с пятидесятого года, у нее муж и четверо взрослых детей, которые посмеиваются над наивностью мамы, над ее перепиской, и она просит понять ее и никакими запросами больше не беспокоить... И все-таки это письмо киевлянки показалось Наталии Григорьевне чем-то непохожим на многие другие письма, пропитанные знакомой ей самой усталостью от многолетних поисков и несбывшихся надежд. «А вдруг это она, моя Нинка? - подумалось ей, - Год рождения, детский дом, имя и девичья фамилия - все совпадало». Но откуда ей, пятилетней малышке, было запомнить городок со странным названием Белая Церковь, где она когда-то жила с родителями. И почему бы, оказавшись среди вывезенных из Тулы таких же, как она малышей, не поверить, что и она попала в детский дом из Тулы, а не с Украины? Но, может быть, она помнит родителей, помнит мать, такую близкую и любимую. И Наталия Григорьевна, посоветовавшись с мужем и детьми, отправилась в Киев.

В гостинице ей охотно объяснили, что улица, где, судя по обратному адресу на конверте, жила Нина Григорьевна Остроумова, находится совсем рядом, возле Советского парка.

... И вот, поминутно поглядывая на ручные часики, Наталия Григорьевна шла от гостиницы чуть в гору, потом свернула на улицу Розы Люксембург и очутилась под ее цветущими каштанами. Стоило, однако, ей прочитать на углу дома название улицы, которую она искала, как она почувствовала участившееся сердцебиение, и, не в силах справиться с охватившим ее волнением, вошла в парк, чтобы хоть немного унять сердце и передохнуть. Утро было раннее, обильная роса блестела на ветвях и пышных цветочных клумбах. Справа и слева от входа в парк еще светились матовые шары у памятника генералу Ватутину, на мраморных плитах лежали букеты ярко-красных тюльпанов, а на плечах могучей фигуры прославленного полководца ворковали голуби. Вокруг было безлюдно, только в глубине парка женщина в синем халате подметала дорожки.

Наталия Григорьевна, немного отдохнув, вышла из парка, пересекла улицу и торопливо направилась к красивому четырехэтажному дому, где в квартире номер семнадцать и жила Нина Григорьевна Остроумова, в девичестве - Павлова. Она быстро нашла подъезд, в котором, судя по табличке над входом, помещалась семнадцатая квартира. Сдерживая дыхание, вошла в подъезд и сразу же очутилась перед дверью квартиры, которую искала.

Наталия Григорьевна перевела дыхание, еще и еще раз подумала, как поздороваться, с чего начнет разговор с чужими людьми, чтобы не очень бросалось в глаза ее волнение. Кнопку электрического звонка она нажала не сразу - рука казалась чужой и поднять ее, чтобы позвонить, было трудно, а когда, наконец, позвонила, то вдруг почувствовала себя так, словно сделала что-то для себя самой неожиданное.

- Кто там? - прозвучал за дверью высокий грудной голос, заставивший ее вздрогнуть, таким знакомым он ей показался, и тотчас вслед за вопросом открылась дверь.

В дверях стояла женщина - невысокая, полная, с добрыми влажными глазами, с умело уложенными, волнистыми каштановыми волосами, тронутыми легкой сединой, в коричневой кофточке с белым кружевным воротничком. И вместо того, чтобы о чем-то спросить открывшую дверь женщину, произнести слова, которые она так долго готовила, рассказать о своих давних бесплодных поисках, Наталия Григорьевна даже не прошептала, нет, скорее простонала одно только слово:

Мама... Потом покачнулась, протянула обе руки открывшей ей дверь женщине и, сдерживая рыдания, очень тихо произнесла:

Нина, милая, это же ты,... ты! ... А я - Наташка...

Рассказ «Наши старухи»

Мы давно уже не были у наших старух. Не звонили им, не писали. И теперь, поднимаясь к ним на третий этаж, как всегда, договаривались с женой: никак не могли выбраться - много работы, сын болел. Но врать нам не пришлось. Дверь открыла старшая сестра - младшей, перед которой мы готовились оправдываться, не было дома.

Юлия Тихоновна обрадовалась нам, а мы обрадовались ей.

- Пропащие! - сказала она и предупредила: - Виктории нет дома.

Юлия Тихоновна считает себя второй в доме; она думает, что мы приходим только к Виктории Тихоновне.

После смерти мужей сестры живут вместе. Старшая из Вильнюса приехала к младшей, и младшая тихонько терроризирует ее.

- Пока ее нет, - Юлия Тихоновна показала нам в комнате разглаженную скатертную дорожку, занавески, скатерть, - я поглажу. Если не увижу - нагнусь, посмотрю. Лишь бы спокойно. Если меня никто не гонит, я все могу сделать. Я ей не говорила. Я сама окна вымыла. Видите, чистые. Правда, чистые? Это очень просто: я поставила табуретку на балкон, влезла на табуретку и помыла. Уборщица пришла, говорит: «А окна у вас чистые, не надо мыть». А я, - подмигнула нам Юлия Тихоновна, - говорю: «А как же! Мы и зимой окна моем». Виктория и не поняла ничего. А наша Дудьця - это мы между собой так уборщицу зовем - покрутилась, покрутилась и ушла. Смотрю, а окна она не трогала - значит чистые. Я и обед могу сварить и постирать, и полы натереть. Лишь бы спокойно... Если меня спросят: «Юля, а утюг не перегорит?» - я уже сама не своя. Обязательно что-то сожгу, что-то не так сделаю. Обязательно. А если никого нет, если все спокойно, я все могу сделать. А она придет: «Ты опрокинешь, ты сожжешь! Ты недоглядишь! Ты упадешь! Ложись и лежи! Отдыхай!» Только когда я одна, и поработаю...

- Юлия Тихоновна! И лежите себе! Это же хорошо, - смеется моя жена, - Отдыхайте. Я бы отдыхала, так муж говорит: делай, пожалуйста!

- Это пока ты еще можешь делать, тебе не хочется. А я скоро совсем лягу... отдыхать. Мне хочется. - Юлия Тихоновна шевелит толстой, мягкой рукой, кладет ее на остывший утюг. - Вот она мне не разрешает, а я думаю: скорей бы вам квартиру дали. Вы ходите, просите, раз уж вам обещали - добивайтесь, а я вам все в вашей квартире сделаю. И уберу, и на базар схожу, и приготовлю. И за сыном догляжу. Вы мне только ключ дадите, а я все сделаю сама. А вы меня и не увидите. Я к сыну, бывало, приду в Вильнюсе. Квартира у него хорошая, три комнаты. Я днем приду, когда он на работе, подойду, а окна ставнями закрыты, темно. Я стучу, стучу - никто не отвечает. Я и уйду. Только отходить - кричит: «Мама, куда вы! Входите!» Это жена сына. «А где же ты была?» - «Да, говорит, голова болела, нездорова я». Это она так говорит, а ей просто делать ничего не хочется. Я у сына спрашиваю: «Она у тебя хворая?» - «Хворая, мама». Ну я им все приберу, помою, сварю и уйду.

- Давно от сына было письмо? Пишет Генка? - спрашиваю я. Юлия Тихоновна оборачивается и через очки внимательно смотрит на меня.

- Так же, как и мы, - догадывается жена.

Юлия Тихоновна смеется.

- Точно, все точно так. Месяц назад позвонил из Вильнюса, Ему позвонить - трубку поднять. Дома же телефон. Кашлял, кашлял в трубку. Я спрашиваю: «Что с тобой?» Говорит, был в гостях. Обратно шел против ветра, нес на руках дочку и простудился немного. Я ему говорю, чтобы поберегся. У отца был туберкулез. У отца, - поясняет она, - не с детства был туберкулез. В гражданскую он участвовал в боях, зимой переходил через речку, заледенел, вот и последствия...

О муже, профессиональном военном, с которым горела в хате, подожженной бендеровцами, и который, когда им обоим было далеко за пятьдесят, вдруг взбесился, бросил ее, укатил за какой-то девчонкой, она говорит спокойно - «отец».

- Так что туберкулез не наследственный. А все же поберечься надо. А Генка отмахивается: «Ничего со мной не будет». Спрашивает: «А как у вас с продуктами? Масло есть» - «Нет», говорю. «А как ты посмотришь на то, если я вам подошлю масла?» Как посмотрю! Рада буду! И телефонистка прервала разговор. Время истекло. С тех пор, - смеется Юлия Тихоновна, - ни посылки, ни письма. А я, по правде, обрадовалась, масло на базаре не по нашим средствам.

- А что сегодня на кладбище? Чего Виктория Тихоновна туда пошла? - спрашиваю я с некоторым беспокойством: не забыл ли какой-нибудь поминальной даты, за которыми старухи тщательно следят.

- Там сегодня новоселов много. - Юлия Тихоновна так просто произносит «новоселов», что до меня не сразу доходит жутковатый смысл, который она вкладывает в это слово. - Помните аллею у оградки Василия?

Василий - муж Виктории Тихоновны.

- Аллеи уже нет, осталась узенькая тропинка. Рядом с Василием генерала похоронили. Там такую ограду сделали! За такой оградой можно еще несколько человек похоронить. Виктория тоже решила на метр ограду раздвинуть. Даже хотела цоколь ломать. А я говорю: не надо ломать, - он еще тысячу лет простоит, если не ломать...

- А зачем раздвигать оградку?

- А как же? Где же я буду? И Виктория хочет с Василием лежать. Только Виктории не надо говорить. А то сразу: «Ах, умираю, умираю!» Она теперь каждый день ходит - стережет место. Там соседи ограду сделали. Помните, была запущенная могилка? Теперь объявили, что кладбище закрывать будут. Уж очень старое. Могилы» что без присмотра, сравняют, оставят только те, где присматривают. Вот наши соседи и забеспокоились. Решили сделать оградку. Виктория пришла, а они мостят свою оградку так, что к Василию не пройти. Только через их ограду. Они и говорят Виктории: «А чего вы волнуетесь? Будете ходить через нашу ограду». Виктория им: «Может, так бы и было, если бы вы посоветовались со мной. А сейчас я своего согласия не даю». Пошла к директору кладбища, тот пришел, накричал на этих людей, они все делали без его разрешения. «Совсем, говорит, не разрешу делать ограду». Так что теперь Виктория ходит туда каждый день, чтобы без нее что-нибудь не сделали... Жена моя осматривает комнату.

- А ваша Дульця, - говорит она, - не очень-то аккуратна. Виктория Тихоновна говорит, что курит и пьет. Это же неприятно, когда женщина пьет.

Юлия Тихоновна не сразу соглашается:

- Да неприятная. Курит, пьет, плохо убирает, но мы ее приглашаем к себе. А что делать? Ей уже больше пятидесяти, поясница не сгибается, руки болят, а она на каждый день набрала себе работы. Каждый день где-нибудь стирает, моет, полы трет. Как она их трет? Сядет на пол и тряпкой - раз-раз... Паркетный пол так не натирают. За ней надо ходить: «И это вы не сделали, и это». Ну, а что делать? Пожилой одинокий человек.

Когда мы собирались домой, Юлия Тихоновна, вспомнив что-то, протягивает мне почтовую карточку «обратное уведомление». Что-то она там не разберет. Посылали они посылку своей племяннице, которая с мужем живет под Архангельском, посылку послали с «обратным уведомлением». Время проходит, а письма-подтверждения, что молодые уже получили посылку, нет. Старухи начали волноваться: не случилось ли чего. Правда, «обратное уведомление» пришло, но не может быть, чтобы молодые получили посылку и не прислали письма, не подтвердили, что посылка пришла. Старухи заказали телефонный разговор, а дурочка-племянница что-то накричала на них, «He нужна мне ваша посылка!» Или еще что-то. Так что старухи до сих пор сомневаются.

- Давно получили они посылку, - говорю я.

- Да? - с сомнением смотрит на меня Юлия Тихоновна и, так и не решив этот вопрос для себя идет провожать нас к дверям. - Так вы добивайтесь, чтобы вам дали квартиру, - говорит Юлия Тихоновна.

- А я буду все для вас делать…

А приходили мы к ним, чтобы забрать костюмчики, которые старухи сшили для нашего сына.

Приступая к выполнению этого варианта работы, нужно взять два-три издания разных типов, демонстрирующие разный подход к подготовке справочного аппарата изданий. Далее нужно рассмотреть справочный аппарат каждого из этих изданий и обосновать целесообразность использованных в нем редакторских решений, опираясь на целевое назначение и читательский адрес этих изданий.

Критические замечания и рекомендации по совершенствованию справочного необходимо аргументировать, опираясь на теоретические положения и примеры из издательской практики.

Первая часть. Необходимо определиться с тем, издание какого вида и типа вы будете моделировать. В первом случае предпочтительно остановиться на однотомном сборнике (его разновидность определяют сами студенты), во втором случае - на серии.

В процессе моделирования Вам необходимо продумать и подробно охарактеризовать: целевое назначение, читательский адрес моделируемого издания; его содержание (произведения, авторский состав), сопроводительный аппарат. Продумайте концепцию оформления (иллюстрации, полиграфическое исполнение).

Составьте аннотацию и напишите предисловие 'от издателя' или 'от составителя'.

Помните о том, что редактору (издателю) еще на этапе планирования и моделирования необходимо разработать модель распространения будущего издания. Продумайте также какие мероприятия были бы необходимы для представления и продвижения Вашего издания.

Вторая часть. Представьте в виде небольшого доклада (или развернутого плана письменно) результаты Вашей работы. Проанализируйте собственный проект и другие представленные проекты, дайте им оценку - определите насколько успешными они могут стать. Вам необходимо выявить их сильные и слабые стороны, составить прогноз реализации этих проектов.

Проанализируйте выбранное самостоятельно издание, составьте модель его переиздания.

    1. Определиться с задачами переиздания и на основании этого решить вопрос о его виде (исправленное, переработанное, дополненное и т.п.)

    2. Продумать и представить основные этапы работы редактора над аппаратом.

© Центр дистанционного образования МГУП