Московский государственный университет печати

Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий" 5 курс

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "035000 Издательское дело"


Е.Л. Мжельская, Н.В. Гольцова
Методическое руководство по изучению дисциплины "Редакторская подготовка изданий" 5 курс
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Раздел III. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Типологическая характеристика литературно-художественных изданий

1.3.

Тема 2. Вид и тип литературно-художественного издания

1.4.

Тема 3. Участие редактора в организации массива изданий художественной литературы

1.5.

Тема 4. Произведение художественной литературы как основа литературно-художественного издания

1.6.

Тема 5. Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

1.7.

Тема 6. Иллюстрации в литературно-художественном издании

1.8.

Тема 7. Современные проблемы и тенденции издания произведений художественной литературы

1.9.

Практические занятия

1.9.1.

Формирование репертуара изданий

1.9.2.

Работа редактора над изданием произведений художественной литературы

1.9.3.

Работа редактора над периодическим литературно-художественным изданием

1.9.4.

Работа редактора над произведением художественной литературы

1.9.5.

Редакторский анализ художественного произведения

1.9.6.

Работа редактора над аппаратом литературно-художественного издания

1.9.7.

Разработка концепции литературно-художественного издания

1.9.8.

Работа редактора над переизданием

2.

Курсовая работа

3.

Литература

4.

Формы контроля

5.

Приложение 1

5.1.

ТЕОРИЯ

5.1.1.

Некоторые культурологические аспекты книгоиздания. 1991-2002 годы

5.1.1.1.

Постсоветский период

5.1.1.2.

Период «вала»

5.1.1.3.

Время проектов

5.1.1.4.

Текущая ситуация в книгоиздании

6.

Приложение 2

Указатели
2   указатель иллюстраций
Образец оформления титульного листа Образец оформления оглавления

Тема курсового проэкта выбирается по желанию студента.

Цели, задачи, общая характеристика

Цель проекта - закрепление знаний, полученных в процессе овладения дисциплиной «Редакторская подготовка изданий», реализация методов работы редактора в конкретной практической деятельности. Курсовая работа - это исследовательское по своему характеру сочинение, оформленное в соответствии с общими правилами и требованиями. Подготовка ее ставит своей целью систематизировать, закрепить и расширить научно-теоретические, методические и практические знания и показать умение применять эти знания на практике - при решении конкретных задач, связанных с подготовкой литературно-художественного издания. В ходе подготовки работы студент имеет возможность продемонстрировать способность к самостоятельной разработке выбранного тематического направления, умение фиксировать и описывать свои наблюдения, делать обоснованные выводы, приводить аргументы для доказательства их.

Курсовой проект демонстрирует готовность студента к самостоятельному научному исследованию и проведению редакторского анализа книжного издания. Студент должен показать умение систематизировать, обобщать и анализировать материал, делать выводы, логично излагать свои мысли, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Задачи курсового проекта:

  1. отбор и анализ теоретических источников по избранной теме;
  2. редакторский анализ конкретных изданий.

Подготовительный этап подготовки курсовой работы включает:

  • выбор темы, аспекта ее разработки и объекта исследования (необходимо выбрать литературно-художественное издание и определить какие именно элементы его будут изучены и оценены; можно построить исследование на сравнительном анализе, для чего нужно отобрать два или три издания);
  • Внимание: издания должны быть выпущены в течение последних 3-4 лет! Если отбирается два или три издания, то одно из них обязательно должно быть выпущено в последние 3 года.
  • определение целей и задач исследования;
  • изучение литературных источников (знакомство с вопросом необходимо начинать с общих работ, в которых содержится изложение базовых сведений по теме, а затем начинать поиск новых публикаций).

Выполнения исследования предполагает:

  • составление общего плана работы (нужно выделить разделы работы и определить порядок выполнения исследования);
  • сбор фактического материала, классификация их, анализ и обобщение (нужно рассмотреть отобранные издания под соответствующим углом зрения, определить соответствие или несоответствие фактического материала теоретическим предпосылкам и попытаться выявить причину этих расхождений;
  • структурирование материала (расположение материала в определенной последовательности, отвечающей задачам работы и требованиям, предъявляемым к ней).

Обязательные элементы курсовой работы:

  • титульный лист,
  • содержание работы (с названиями глав),
  • введение (где обосновывается актуальности темы и степени ее разработанности, определяются задачи работы, дается характеристика основных литературных источников и рассматриваемых литературно-художественных изданий ,кратко характеризуется структура работы),
  • основная часть, состоящая из двух ,трех или четырех глав (с выводами или обобщениями в конце каждой главы),
  • заключение,
  • список литературных источников,
  • приложения (по усмотрению студента).

Структура курсового проекта и его содержание

Курсовой проект состоит из введения, основной части (2-3 глав), заключения и списка использованной литературы. Введение, заключение и список литературы не имеют порядковых номеров. Нумеруются только главы и параграфы. Обратите внимание на то, чтобы названия глав и параграфов не дублировали название всей работы и друг друга.

Запомните: построение разветвленной рубрикации в одной из глав требует такого же структурного решения и в других главах. Список использованной литературы должен содержать не менее 15-20 теоретических источников и анализируемые издания. Список литературы рекомендуется располагать по алфавиту и нумеровать, поскольку в дальнейшем это облегчит построение системы ссылок на цитируемые фрагменты текста. Ссылки рекомендуется делать затекстовые - в квадратных скобках указывать порядковый номер источника в списке использованной литературы и страницы, например: [12, с. 185].

Во введении следует обосновать выбор темы, определить главные исследовательские задачи и обозначить теоретический материал, на котором будет раскрываться основное содержание. Здесь рекомендуется отразить общее состояние проблемы по выбранной теме. Обязательно указать издания, предложенные студентом в качестве объекта исследования.

В основной части нужно рассмотреть теорию вопроса, провести редакторский анализ двух-трех изданий по выбранной теме с использованием наработанного материала в теории и практике издательского дела и редактирования. Студент может использовать опыт работы в своем издательстве или редакции, при этом необходимо высказать свое отношение к объекту исследования.

В заключении следует подвести итоги по исследуемой проблеме, обобщить замечания, приведенные в главах, и сделать выводы. Необходимо сформулировать рекомендации по совершенствованию анализируемых изданий.

Оформление работы

Оформление курсового проекта должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.89-2005. «Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования».

Работу следует оформить как текстовый электронный документ MS Word. Объем не менее 1 авторского листа (40 000 печатных знаков), размер шрифта - 14, гарнитура Times New Roman, междустрочное расстояние - 1,5 пт. Поля: верхнее - 2см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1 см.

Образец оформления титульного листа: Образец оформления титульного листа

Образец оформления оглавления: Образец оформления оглавления

Темы курсовых проектов:

    1. Репертуар научно-популярных изданий для детей. Редкторский аспект.

    2. Опыт редакторской подготовки развивающих изданий для детей (на примере издательства Айрис).

    3. Формировние круга детского чтения средствами книгоиздания. Редакторский аспект.

    4. Редакторская подготовка литературно-художественого издания для детей (на примере серии «Лицей» издательства О.Г.И.).

    5. Издание собрания сочинений классика детской литературы (на примере выбранного издания).

    6. Особенности отбора произведений для детей в издательстве «Август». Формирование традиций.

    7. Массив периодических изданий для детей (на примере литературно-художественных и познавательных журналов). Редакторский аспект.

    8. Редакторский анализ массива изданий по искусству для детей (на примере издательства Белый город).

    9. Особенности работы редактора над энциклопедией для детей.

    10. Приемы популяризации в познавательной литературе для детей. Критерии редакторской оценки (на примере серии «Родная природа» издательства Махаон).

    11. Особенности редакторской подготовки журналов с комиксами для детей (журналы по выбору студента).

    12. Формирование концепции православного журнала для детей.

    13. Издательская интерпретация классических произведений для детей (на примере серии «Приключение и фантастика» издательства Белый город).

    14. Отбор произведений для детей зарубежных авторов при подготовке к изданию собрания сочинений (на примере собрания сочинений А.Линдгрен). Редакторский аспект.

    15. Особенности справочного аппарата в изданиях для детей. Редакторский аспект.

    16. Работа редактора с иллюстративным материалом в развивающих изданиях. Критерии отбора.

    17. Издание произведений классиков современной детской литературы. Редакторсий аспект (н примере творчества А.Волкова, Н.Носова, В.Драгунского, К.Булычева и др. по выбору студента).

    18. Заключение лицензионного договора с автором произведений для детей.

    19. Международные и национальные конкурсы детской книги.

    20. Российские премии детской литературы как инструмент отбора и формирования репертуара издательства.

    21. Разработка концепции иллюстрирования литературно-художественного издания для дошкольников.

    22. Книжка-игрушка - феномен детского книгоиздания конца XX - начала XXI века.

    23. PR-компания детской книги (на примере конкретного издательства).

    24.Современные детские писатели и книгоиздание для детей. Проблемы отбора и публикации.

    25. Отбор и оценка редактором фотопубликаций для новостной ленты информационного агентства.

    26.Фотоизображение как объект авторского права (на примере периодических изданий).

    27. Фоторедактор в журнале, его профессиональные задачи.

    28. Тенденции детского книгоиздания (на примере деятельности конкретного издательства).

    29. Работа редактора с современными авторами детской литературы.

    30. Культура издания и культура общества в XXI веке (на примере выбранного издания).

    31. Фотоальбом как изоиздание (на примере выбранного издания).

    32. Соотношение изобразительного повествования и текста в книге для детей от 7 до 10 лет. Редакторская оценка.

    33. Сериальные издания для детей в контексте новой издательской политики (на примере выбранной серии).

    34. Влияние книжного рынка на отбор и иллюстрирование литературных произведений.

    35. Издательские стратегии «Издательского дома Мещерякова», издательств «РИПОЛ классик». «Компас Гид», «Самокат», «Clever» по выпуску книг для детей.

    36. Работа редактора над научным изданием (вид издания по выбору студента).

    37. Работа редактора над аппаратом научной монографии.

    38. Принципы популяризации научных знаний. Задачи редактора.

    39. Работа редактора над рефератом.

    40.Редакторская подготовка библиографического издания.

    41. Работа редактора над аналитическим обзором. Работа редактора над справочником.

    42. Форма и методы работы редактора над произведением учебника.

    43. Работа редактора над лингвистическим словарем.

    44. Работа редактора над научной статьей.

    45. Редакторская подготовка реферативного журнала.

    46. Редакторская подготовка сборника научных статей.

    47. Информационные издания в системе научной коммуникации.

    48. Функциональные свойства реферативных изданий.

    49. Особенности редакторской подготовки энциклопедии.

    50. Формы и методы работы редактора над научно-популярным изданием.

    51. Работа редактора по разработке концепции издания.

    52. Логические основы редактирования научного произведения (на примере выбранного изданий).

    53. Работа редактора над реферативным изданием.

    54. Специфика подготовки аппарата учебного издания.

    55. Работа редактора по разработке концепции литературно-художественного издания.

    56. Критерии редакторской оценки литературно-художественного произведения современного автора (на материале конкретных произведений по выбору студента).

    57. Работа редактора над иллюстрациями к литературно-художественному произведению (на материале конкретного издания по выбору студента).

    58. Особенности работы редактора над переводными изданиями художественной литературы.

    59. Особенности редакционно-издательской подготовки фольклорных произведений.

    60. Критерии редакторской оценки рассказа (на материале рассказов современных авторов, опубликованных в журналах, - по выбору студента).

    61. Работа редактора над аннотацией к литературно-художественному произведению.

    62. Работа редактора над структурой сборника рассказов.

    63. Особенности редакционной подготовки литературно-художественного сборника (2006-2010 гг.).

    64. Работа редактора над иллюстративным материалом при подготовке литературно-художественного издания.

    65. Формирование концепции серийного издания.

    66. Особенности редакционной подготовки электронного литературно-художественного научного издания (на примере электронных библиотек).

    67. Опыт издания произведений жанровой (детективной, любовной) литературы в издательствах "Эксмо", "Олма", "Центрполиграф".

    68. Издательская интерпретация классических произведений в сериях издательства "Рипол классик", "Азбука" и др.

    69. Издание произведений классиков современной литературы (на примере деятельности издательств "Азбука", "Амфора", "Махаон").

    70. Формирование содержательного направления современного литературно-художественного журнала (на примере журналов "Иностранная литература", "Знамя", "Новый мир", сетевого проекта "Русский журнал").

    71. Особенности формирования справочного аппарата собраний сочинений.

    72. Формы представления литературных произведений в сети Интернет. Редакторский аспект.

    73. Литературно-художественные серии в репертуаре современных российских издательств. Редакционно-издательский аспект.

    74. Редакторская подготовка литературно-художественного издания (на примере серии "Литературные памятники" издательства "Наука").

    75. Особенности подготовки антологии (на примере выбранного издания антологии).

© Центр дистанционного образования МГУП