Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению. Ч. 1. «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Систематизация литературы: классификация и типология литературы

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Типология литературно-художественных изданий

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современная система литературно-художественного книгоиздания Российской Федерации

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Типология книжных изданий для детей

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Современная система издания книг для детей, подростков и юношества в Российской Федерации

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Типология изданий по филологии

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Современная система выпуска изданий по филологии в Российской Федерации

8.1.

Источники

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Типология изданий по искусству

9.1.

Источники

9.2.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 9. Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

10.1.

Источники

10.2.

Вопросы для самопроверки

11.

Заключение

12.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу: «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

12.1.

Введение

12.2.

Темы контрольной работы

13.

Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению

13.1.

Цель и задачи курсовой работы

13.2.

Состав и оформление курсовой работы

13.3.

Содержание и методика выполнения курсовой работы

13.4.

Темы курсовых работ по отдельным разделам Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга, издания по филологии и искусству

14.

Библиографический список источников, рекомендованных для изучения Ч. 1 курса «Ассортиментоведение книжных изданий»

15.

Формы контроля

Дисциплина «Ассортиментоведение книжных изданий» состоит из двух самостоятельных частей, охватывающих ключевые для современного книжного рынка разделы ассортимента: «Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству», «Ч. 2. Учебно-педагогическая книга». Целью освоения дисциплины в целом является обеспечение теоретической, методологической и практической подготовки студентов к формированию ассортимента оптовых и розничных каналов распространения издательской продукции, книговедческой работе с изданиями основных тематических и типо-видовых ассортиментных групп.

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, входит в вариативную часть Б. 3.2. раздела «Б.3. Профессиональный цикл» профиля 2 «Книгораспространение», модуль «Профессионально-товароведческий. Б.3.2.2» ФГОС по направлению подготовки ВПО «Книгораспространение».

Изучение дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий» в целом базируется на дисциплинах гуманитарного, социального и экономического циклов, в частности, на следующих дисциплинах:

  • «Современный русский язык» - так как представление о дисциплинарной структуре языкознания является базовым для работы с изданиями соответствующего раздела (издания по филологии), а способность грамотно и корректно пользоваться всеми богатствами и возможностями русского языка относится к необходимым профессиональным качествам деятеля книжного дела в целом, и в работе с изданиями литературно-художественной, детской, учебной книги, с изданиями по педагогике, филологии и искусству, в частности;
  • «История отечественной литературы» и «История зарубежной литературы» - для создания представления о дисциплинарной структуре литературоведческого знания в целом, необходимого в работе с изданиями соответствующего раздела, а также с целью формирования основы для анализа наполнения литературно-художественного раздела современного отечественного книжного репертуара произведениями отечественных и зарубежных авторов;
  • «Печатные и электронные средства информации» - для создания представления о специфике и инновационных особенностях различных видов печатных и электронных средств информации;
  • «Современное издательское дело» - так как специфика выпуска литературно-художественных, филологических, искусствоведческих, детских изданий определяется на фоне общих тенденций развития издательского дела в России;
  • «Основы теории и практики распространения издательской продукции» - для создания представлений о возможностях использования преимуществ существующих в настоящее время каналов товародвижения в процессе распространения книжных изданий разных типов и видов.

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть общекультурными компетенциями:

  • ОК-1 - владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;
  • ОК-2 - логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме;
  • ОК-5 - использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • ОК-6 - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
  • ОК-8 - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности;
  • ОК-9 - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • ОК-10 - анализировать социально значимые проблемы и процессы.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»;
  • «Основы теории и практики распространения издательской продукции»;
  • «История предпринимательства в книжном деле».

Основной задачей преподавания всей дисциплины является формирование у студентов целостного представления о системе типов и видов изданий, позволяющей удовлетворить весь спектр существующих и потенциальных читательских и покупательских потребностей; об основных тенденциях современного отечественного книгоиздания в ключевых разделах книжного репертуара и ассортимента; о наиболее значительных издательских проектах отечественных издательств разных лет и их продвижении в различных каналах.

Задачи дисциплины:

- изучение сформировавшейся в практике отечественного и зарубежного издательского дела системы видов и типов изданий художественной, детской, учебной литературы, изданий по педагогике, филологии, искусству, отражающей весь спектр читательских и покупательских интересов;

- формирование представлений об основных тенденциях современного отечественного книгоиздания в соответствующих разделах репертуара, основных группах издательств, выпускающих данные издания, наиболее значительных современных издательских проектах;

- выработка навыков книговедческого анализа конкретных изданий соответствующих разделов для: формирования библиографической информации; участия в подготовке и проведении рекламных мероприятий на предприятиях распространения издательской продукции; формирования ассортимента оптовых и розничных каналов распространения издательской продукции.

В результате освоения Ч. 1 дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий», посвящённой изучению современного книжного репертуара (ассортимента) литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству, студент должен:

1) знать:

  • современное состояние и перспективы развития издательского дела в России;
  • масштабы выпуска издательской продукции, основные характеристики современного рынка издательской продукции по целевому назначению, читательскому адресу и материальной конструкции изданий в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»;
  • тенденции развития рынков литературно-художественных, детских, филологических изданий и изданий по искусству;
  • рейтинг ведущих издательских предприятий.

2) уметь:

  • анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела;
  • выявлять читательский спрос и оценивать конъюнктуру конкретных рынков издательской продукции;
  • определять характеристики книжных и других изданий;
  • использовать электронные форматы передачи информации;
  • составлять обзоры развития конкретных секторов российского книжного рынка, разрабатывать прогнозы развития конкретных направлений издательской деятельности с использованием различных методов и приёмов (экстраполяции, экспертных оценок, сравнительного анализа и др.).

3) иметь навыки (приобрести опыт):

  • владения приёмами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации;
  • определения тенденций развития отдельных направлений издательской деятельности на основе использования цифровых активов и баз данных.

© Центр дистанционного образования МГУП