Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению. Ч. 1. «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Систематизация литературы: классификация и типология литературы

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Типология литературно-художественных изданий

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современная система литературно-художественного книгоиздания Российской Федерации

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Типология книжных изданий для детей

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Современная система издания книг для детей, подростков и юношества в Российской Федерации

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Типология изданий по филологии

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Современная система выпуска изданий по филологии в Российской Федерации

8.1.

Источники

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Типология изданий по искусству

9.1.

Источники

9.2.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 9. Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

10.1.

Источники

10.2.

Вопросы для самопроверки

11.

Заключение

12.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу: «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

12.1.

Введение

12.2.

Темы контрольной работы

13.

Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению

13.1.

Цель и задачи курсовой работы

13.2.

Состав и оформление курсовой работы

13.3.

Содержание и методика выполнения курсовой работы

13.4.

Темы курсовых работ по отдельным разделам Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга, издания по филологии и искусству

14.

Библиографический список источников, рекомендованных для изучения Ч. 1 курса «Ассортиментоведение книжных изданий»

15.

Формы контроля

Приступая к изучению темы, студент должен знать о типологии, как научном методе; как специальной научной дисциплине, изучающей вопросы использования этого метода, наконец, как совокупности результатов приложения этого метода, т.к. данная дисциплина построена на использовании типологии именно как метода изучения репертуара и как совокупности результатов, полученных при использовании этого метода.

В процессе изучения студент должен составить представление об основных критериях систематизации литературы, понятиях «тип литературы» и «отраслевой массив литературы»; предмете, целевом назначении, читательском адресе, жанровой структуре научной, научно-популярной, научно-информационной, учебной, справочной, производственно-технической, инструктивно-нормативной, массово-политической, художественной и детской литературы, т.к. принадлежность произведения к определенному типу литературы и отраслевому массиву в значительной степени определяет специфику его издания и распространения.

Надо знать, что своеобразие художественной литературы как типа литературы определяется ее принадлежностью к искусству. Искусство, в свою очередь, в качестве особой формы общественного сознания, имеет сложную структуру (морфологию), включающую классы, семейства, виды, роды и жанры, и выполняет разнообразные социальные функции (эстетическую, познавательную, воспитательную, идеологическую и коммуникативную).

При изучении данной темы надо обратить внимание на сложноструктурированный состав детской литературы, в который входят художественная, научно-популярная, справочная, практическая («деловая»), учебная, документально-публицистическая и религиозно-нравственная литература для детей разных возрастных групп.

Изучив данную тему, студент должен знать особенности каждого из десяти исторически сложившихся типов литературы (предмет, целевое назначение и читательский адрес, основные жанры); специфику художественной и детской литературы как типов литературы; «литературы по филологии» и «литературы по искусствоведению» как отраслевых массивов. Типология литературы определяет структуру книжного репертуара, позволяет точнее представлять происходящие в нем изменения.

  1. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004. - С. 5-18. Электронная версия.
  2. Редактирование отдельных видов литературы: учебник для вузов. - М.: Книга, 1987. - С. 7-34. Электронная версия.
  3. Типология изданий: монография. - М.: Книжная палата, 1990. - 232 с.

  1. По каким критериям систематизируется литература?
  2. Как соотносятся понятия «тип литературы» и «отраслевой массив литературы»?
  3. Каковы предмет, целевое назначение, читательский адрес, жанровая структура каждого из десяти типов литературы (научного, научно-популярного, научно-информационного, учебного, справочного, производственно-технического, инструктивно-нормативного, массово-политического, художественного, детского)?
  4. Каковы основные функции искусства как формы общественного сознания?
  5. Как структурируется искусство (какова морфология искусства)?
  6. Какое место в морфологии искусства занимает художественная литература (к какому семейству, классу она принадлежит)?
  7. Какова родо-жанровая структура художественной литературы?
  8. Каковы предмет, целевое назначение, читательский адрес и структура детской литературы?
  9. В чем заключается специфика «литературы по филологии» и «литературы по искусствознанию» среди других отраслевых массивов?

© Центр дистанционного образования МГУП