Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению. Ч. 1. «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Систематизация литературы: классификация и типология литературы

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Типология литературно-художественных изданий

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современная система литературно-художественного книгоиздания Российской Федерации

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Типология книжных изданий для детей

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Современная система издания книг для детей, подростков и юношества в Российской Федерации

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Типология изданий по филологии

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Современная система выпуска изданий по филологии в Российской Федерации

8.1.

Источники

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Типология изданий по искусству

9.1.

Источники

9.2.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 9. Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

10.1.

Источники

10.2.

Вопросы для самопроверки

11.

Заключение

12.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу: «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

12.1.

Введение

12.2.

Темы контрольной работы

13.

Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению

13.1.

Цель и задачи курсовой работы

13.2.

Состав и оформление курсовой работы

13.3.

Содержание и методика выполнения курсовой работы

13.4.

Темы курсовых работ по отдельным разделам Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга, издания по филологии и искусству

14.

Библиографический список источников, рекомендованных для изучения Ч. 1 курса «Ассортиментоведение книжных изданий»

15.

Формы контроля

Приступая к изучению темы, студент должен знать о специфике художественной литературы, как типа литературы, ее жанровой структуре, соотношении понятий «художественная литература», «литературно-художественная книга», «литературно-художественной издание», т.к. данные понятия в значительной степени определяют специфику типологии литературно-художественной книги.

В процессе изучения темы студент должен составить полное представление о сложившихся в отечественном книжном репертуаре видах и типах литературно-художественных изданий, критериях их выделения, типологических особенностях, т.к. система видов (разновидностей) и типов изданий позволяет учесть при выпуске и распространении литературно-художественной книги весь спектр существующего в обществе (в каждый конкретный исторический период времени) интереса к произведениям художественной литературы. Студент должен знать специфику формирования разнообразных литературно-художественных книжных серий, типологические признаки книжной серии: общий замысел, целевое назначение, читательский адрес, видовой состав, справочный аппарат, оформление.

Надо знать, что основные виды изданий, с разной степенью полноты отражающие литературное наследие автора, ориентированы на удовлетворение интереса к конкретному произведению (отдельное издание одного произведения), ряду произведений одного или нескольких авторов (сборник авторский и коллективный), всему литературному наследию автора (собрание сочинений) и могут быть представлены тремя типами (научным, научно-массовым и массовым), решающими как научные, так и популяризаторские задачи, адресующимися индивидуальной, групповой и массовой читательской (покупательской) аудитории.

Тип и вид литературно-художественного издания определяют характер текстологической подготовки и состав авторских текстов, а также структуру и содержание справочного аппарата. Следовательно, студент должен представлять: основные этапы текстологической подготовки изданий произведений классической и современной художественной литературы; своеобразие источников текста: рукописных, машинописных и наборных, корректурных материалов, авторизированных печатных изданий; возможный состав авторских текстов, принципы расположения авторских текстов в литературно-художественных изданиях (хронологический, жанровый, жанрово-хронологический); структуру и содержание справочного аппарата литературно-художественных изданий. Необходимо приобрести навыки анализа вступительных и сопроводительных статей, комментария (текстологического, историко-литературного, реально-исторического и др.), указателей, иллюстраций и приложений в литературно-художественных изданиях.

Изучив данную тему, студент должен знать типологические особенности видов и типов литературно-художественных изданий; специфику формирования литературно-художественных серий.

  1. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004. - С. 19-62. Электронная версия.
  2. * * *

  3. Беловицкая А.А. Типологические признаки серийного издания художественной литературы // Книга. Исслед. и материалы. - 1970. - Сб. 21. - С. 26-41.
  4. Книга: Энциклопедия. - М., 1999. - 800 с.
  5. Литературные памятники. 1948-1998: Аннотированный каталог. - М.: Наука, 1998. - 384 с.
  6. Основные стандарты по издательскому делу: сборник / сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Университетская книга, 2010. - 368 с.

  1. Каковы основные виды и разновидности литературно-художественных книжных изданий?
  2. Каковы основные типы литературно-художественных книжных изданий? Каковы типологические особенности каждого типа?
  3. Что такое «литературно-художественная книжная серия»? По каким признакам формируются литературно-художественные серии?
  4. Какова структура справочного аппарата литературно-художественных изданий?
  5. Какие типы статей и комментария используются в литературно-художественных изданиях?

© Центр дистанционного образования МГУП