Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению. Ч. 1. «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Систематизация литературы: классификация и типология литературы

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Типология литературно-художественных изданий

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современная система литературно-художественного книгоиздания Российской Федерации

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Типология книжных изданий для детей

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Современная система издания книг для детей, подростков и юношества в Российской Федерации

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Типология изданий по филологии

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Современная система выпуска изданий по филологии в Российской Федерации

8.1.

Источники

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Типология изданий по искусству

9.1.

Источники

9.2.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 9. Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

10.1.

Источники

10.2.

Вопросы для самопроверки

11.

Заключение

12.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу: «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

12.1.

Введение

12.2.

Темы контрольной работы

13.

Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению

13.1.

Цель и задачи курсовой работы

13.2.

Состав и оформление курсовой работы

13.3.

Содержание и методика выполнения курсовой работы

13.4.

Темы курсовых работ по отдельным разделам Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга, издания по филологии и искусству

14.

Библиографический список источников, рекомендованных для изучения Ч. 1 курса «Ассортиментоведение книжных изданий»

15.

Формы контроля

В результате изучения данного раздела курса «Ассортиментоведение книжных изданий», студент должен хорошо знать отечественный репертуар литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству; иметь целостное представление о системе видов и типов изданий художественной, детской, филологической литературы, по искусству, позволяющей удовлетворить весь спектр существующих покупательских и читательских потребностей; основных тенденциях современного отечественного книгоиздания в соответствующих разделах репертуара; наиболее значительных издательских проектах лет.

Приобретенные навыки типологического анализа конкретных изданий позволяют студенту рационально и эффективно работать с изданиями соответствующих разделов репертуара в различных отраслях книжного дела.

По данной дисциплине студенты-заочники выполняют одну контрольную работу.

Прежде чем приступить к выбору темы и написанию контрольной работы, необходимо обстоятельно ознакомиться с настоящими методическими указаниями и четко уяснить задачу контрольной работы. Определив тему, студент должен внимательно изучить условия выполнения контрольной работы и рекомендуемые источники. Лишь после этого следует приступать к подбору материала и непосредственно к выполнению контрольной работы. В качестве материала необходимо использовать, по возможности, издания текущих годов выпуска, работу проводить на основе анализа конкретных изданий, а не ограничиваться только данными библиографических и рекламных источников.

Выполняя контрольную работу, студент должен проявить достаточную общую культуру, умение самостоятельно работать с книгой, понимание современных задач издания и распространения литературно-художественной и детской книги, изданий по филологии и искусству, типологии этих изданий, знание библиографии художественной и детской литературы, филологии, искусства.

Все варианты контрольных работ предусматривают обязательное изучение репертуара изданий художественной, детской литературы, по филологии, искусству непосредственно в издательстве, книжном магазине, библиотеке. Студенту предоставляется право выбрать из предложенных вариантов контрольной работы тот, который в наибольшей степени соответствует его интересам, профилю работы и т.п. В методических указаниях предлагается перечень вопросов, которые необходимо осветить в ходе написания работы. Только при полном раскрытии темы контрольной работы она может быть зачтена.

Объем контрольной работы должен быть не менее 12 листов (шрифт Times New Roman, кегль 14, печать через 1,5 интервала). Обязательным является наличие в контрольной работе списка использованных источников и оглавления.

Контрольная работа должна быть библиографически грамотно оформлена. Все библиографические ссылки, списки использованных источников, примеры конкретных заданий должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа». В противном случае контрольная работа зачтена не будет.

Студентам предлагаются две группы тем на выбор

Темы № 1<?xml version="1.0"?>
5

Темы 1<?xml version="1.0"?>
5 посвящены наиболее сложной и фундаментальной части курса - типологии литературно-художественной, детской книги, изданий по филологии и искусству. Все пять вариантов предусматривают предварительное изучение рекомендуемой к данной теме литературы, поиск необходимых для анализа изданий, проведение типологического анализа этих изданий по схеме, предложенной в методических указаниях.

Основная задача данных тем - типологический анализ определенного числа (в каждом варианте указано, какого) изданий художественной, детской литературы, по филологии, искусству. Типологический анализ предполагает изучение каждого и всех отобранных изданий с точки зрения необходимых и достаточных свойств, отражающих их сущность.

Все варианты тем 1<?xml version="1.0"?>
5 пишутся по следующему плану.

  1. Введение - содержит краткую характеристику поставленной задачи, конкретных условий ее выполнения (исходя из имеющихся возможностей подбора материала и особенностей избранной темы), типологическую схему избранной группы изданий, характеристику критериев выделения видов и типов изданий в каждой группе, библиографический список изданий, отобранных для анализа, краткую характеристику магазина или библиотеки, на основе ассортимента (фонда) которого выполняется работа.
  2. Основная часть - изложение самого процесса типологического анализа отобранных изданий с указанием и характеристикой конкретных примеров, фактов из исследуемого материала и теоретической литературы. Это, прежде всего, краткая характеристика предмета, целевого назначения и читательского адреса издания, отобранного для анализа; характеристика его структуры и состава, основных элементов справочного аппарата издания (титульных элементов, предисловия, послесловия, приложения, комментариев, вспомогательных указателей, оглавления и т.д.), оформления издания.
  3. Заключение содержит основные выводы и предложения, сформулированные по результатам проведенного анализа.
  4. Список источников включает библиографическое описание использованных в процессе выполнения контрольной работы теоретических, учебных, методических и библиографических публикаций.

Вариант 1. Виды литературно-художественных книжных изданий

Провести типологический анализ двух конкретных изданий по каждой из следующих форм видов литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений - полное собрание сочинений, неполное собрание сочинений (собрание сочинений), собрание избранных сочинений; сборник - авторский жанровый, авторский хронологический, авторский жанрово-хронологический, коллективный тематический, коллективный жанровый, коллективный хронологический, альманах, антология, хрестоматия; отдельное издание одного произведения (моноиздание) - с полным текстом, с сокращенным текстом.

Вариант 2. Типы литературно-художественных книжных изданий

Провести типологический анализ двух конкретных изданий по каждой из следующих форм типов литературно-художественных книжных изданий: научный - собрание сочинений научного типа, сборник научного типа, моноиздание научного типа; научно-массовый - издание любого вида по выбору студента; массовый - комментированное собрание сочинений массового типа, комментированный сборник массового типа; комментированное моноиздание массового типа, некомментированное собрание сочинений массового типа.

Вариант 3. Типология изданий детской литературы

Провести типологический анализ конкретных изданий по каждой из следующих типологических групп изданий детской литературы: политико-воспитательная (документальная, публицистическая) литература для детей - моноиздание для дошкольного возраста, сборник для младшего школьного возраста, сборник для среднего и старшего школьного возраста; научно-популярная литература для детей - моноиздание для дошкольного и младшего школьного возраста, сборник для дошкольного и младшего школьного возраста, сборник для среднего и старшего школьного возраста; справочная литература для детей - энциклопедия, словарь, справочник для школьного возраста; «деловая» (практические пособия для организации технической и художественной самодеятельности детей) литература - моноиздание и сборник для школьного возраста; художественная литература для детей - собрание сочинений для школьного возраста, сборник для среднего и старшего школьного возраста, моноиздание для дошкольного и младшего школьного возраста.

Вариант 4. Типология изданий по филологии

Провести типологический анализ двух конкретных изданий по каждой из следующих групп филологических изданий: научные издания - собрание сочинений, сборник, моноиздание; справочные издания - словарь, справочник; научно-популярные издания - сборник, моноиздание; учебные издания - учебник, учебное пособие.

Вариант 5. Типология изданий искусствоведческой литературы и изоизданий

Провести типологический анализ одного конкретного издания по каждой из следующих типологических групп: научные издания искусствоведческой литературы - собрание сочинений, сборник, моноиздание; научно-популярные издания искусствоведческой литературы - сборник, моноиздание; справочные издания искусствоведческой литературы - словарь, справочник, энциклопедия (или каталог); учебные издания искусствоведческой литературы - учебник, учебное пособие;

изоиздания - альбом, художественная репродукция, факсимильная художественная репродукция, комплект художественных репродукций, комплект изобразительных открыток, изобразительный плакат; нотные издания - собрание сочинений композитора, сборник и моноиздание.

Темы № 6<?xml version="1.0"?>
9

Темы 6<?xml version="1.0"?>
9 посвящены типологическому анализу репертуара ведущих издательств, выпускающих издания художественной и детской литературы, по филологии и искусству. Все варианты этой группы тем построены по единому плану.

В ходе их выполнения студент анализирует книжный репертуар конкретных издательств, находит примеры наиболее типичных для данного издательства проектов (в том числе - серийных), отбирает из текущего репертуара издательств книги, входящие в ассортиментный минимум книжного магазина, на примере которого выполняется работа. При характеристике книжного издательского репертуара можно приводить и примеры наиболее типичных изданий прошлых лет выпуска.

  1. Введение - содержит краткую характеристику поставленной задачи, конкретных условий ее выполнения, библиографический список отобранных для анализа изданий, краткую характеристику магазина, на основе ассортимента которого выполняется работа.
  2. Основная часть - содержит изложение самого типологического анализа репертуара конкретных издательств, с указанием и характеристикой конкретных примеров, фактов из исследуемого материала и теоретической литературы.

    Прежде всего, необходимо кратко охарактеризовать историю издательства, основные направления его деятельности, состав и структуру репертуара, динамику выпуска изданий. Более подробно нужно остановиться на анализе основных видов и типов изданий, выпускаемых издательством. Также основательно нужно охарактеризовать и основные серии издательства, определив общий замысел серии, частную издательскую задачу, целевое назначение, читательский адрес, видовой состав серии, характер сопроводительного аппарата, оформление.

    Затем нужно выявить специфику книготорговой работы с книгами анализируемого издательства, определить место его изданий в книготорговом ассортименте. Итогом этой части работы является выявление в текущем репертуаре издательства книг, входящих, по мнению студентов, в ассортиментный минимум книжного магазина, на базе которого выполняется контрольная работа.

  3. Заключение содержит основные выводы и предложения, полученные по результатам проведенного анализа.
  4. Список источников включает библиографическое описание использованных в процессе выполнения контрольной работы теоретических, учебных, методических и библиографических публикаций. При написании контрольной работы по данным темам помимо рекомендованных источников студенту необходимо использовать издательские планы выпуска, каталоги издательств, другие библиографические и рекламные издания (в том числе - интернет-ресурсы), публикации, посвящённые конкретным издательствам, профессиональных изданиях - журналах «Книжное дело», «Книжная индустрия» и т.д.

Вариант 6. Репертуар издательств, выпускающих литературно-художественные издания

В этом варианте контрольной работы нужно проанализировать литературно-художественный раздел репертуара одного из издательств, активно работающих на отечественном рынке литературно-художественной книги: «ЭКСМО», «АСТ», «Олма Медиа Групп», «Амфора» (СПб.), «РИПОЛ классик», «Время», «Наука» и т.д. (любое другое издательство - по выбору студента).

Вариант 7. Репертуар издательств, выпускающих издания литературы для детей

Проанализировать репертуар одного из издательств, активно выпускающих книги для детей, подростков и юношества: «РОСМЭН», «Самокат», «Махаон» (издательская группа «Азбука-Аттикус»), «Розовый жираф» и др. (любое другое издательство - по выбору студента).

Вариант 8. Репертуар издательств, выпускающих филологические издания

Проанализировать репертуар книжных филологических изданий конкретного издательства: «Русские словари», «Новое литературное обозрение», «Наука», Изд-во МГУ и др. (любое другое издательство - по выбору студента).

Вариант 9. Репертуар издательств, выпускающих издания искусствоведческой литературы, изоиздания или нотные издания

Проанализировать репертуар печатных изданий по искусству одного из издательств: «Галарт», «Слово/Slovo», «Белый город», «Музыка» и др. (любое другое издательство - по выбору студента).

© Центр дистанционного образования МГУП