Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению. Ч. 1. «Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Систематизация литературы: классификация и типология литературы

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Типология литературно-художественных изданий

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современная система литературно-художественного книгоиздания Российской Федерации

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Типология книжных изданий для детей

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Современная система издания книг для детей, подростков и юношества в Российской Федерации

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Типология изданий по филологии

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 7. Современная система выпуска изданий по филологии в Российской Федерации

8.1.

Источники

8.2.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 8. Типология изданий по искусству

9.1.

Источники

9.2.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 9. Современная система выпуска изданий по искусству в Российской Федерации

10.1.

Источники

10.2.

Вопросы для самопроверки

11.

Заключение

12.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу: «Ассортиментоведение книжных изданий: Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству»

12.1.

Введение

12.2.

Темы контрольной работы

13.

Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению

13.1.

Цель и задачи курсовой работы

13.2.

Состав и оформление курсовой работы

13.3.

Содержание и методика выполнения курсовой работы

13.4.

Темы курсовых работ по отдельным разделам Ч. 1. Литературно-художественная и детская книга, издания по филологии и искусству

14.

Библиографический список источников, рекомендованных для изучения Ч. 1 курса «Ассортиментоведение книжных изданий»

15.

Формы контроля

Выполнение курсовой работы - завершающий этап изучения дисциплины «Ассортиментоведение книжных изданий», имеющий целью закрепить, углубить и обобщить знания, полученные студентами за время обучения, а также применить эти знания к комплексному освещению практических или теоретических вопросов, связанных с выпуском и распространением изданий основных тематических и типо-видовых разделов книжного репертуара.

В отличие от контрольной курсовая работа служит не только для оценки знаний и навыков, приобретенных студентом, это, прежде всего, самостоятельная исследовательская работа, которая должна познакомить студента со всеми этапами научного труда: составлением плана работы, подбором литературных источников, сбором фактического материала, его анализом и обобщением полученных результатов, стилистическим и техническим оформлением написанного, текста.

Содействуя развитию навыков литературного и научного творчества, курсовая работа может стать первой ступенью в исследовании той или иной книговедческой проблемы, завершившись в дальнейшем написанием по этой проблеме выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа должна осветить все вопросы данной темы и обнаружить глубокое усвоение теоретических положений дисциплин специального книговедения. В основу такой работы должно быть положено следующее:

а) правильная трактовка темы;

б) возможно более полное ее раскрытие;

в) логическая последовательность изложения и его композиционная стройность;

г) хорошее стилистическое и техническое оформление материала.

Каждая курсовая работа должна иметь:

а) титульный лист, оформленный в соответствии с установленными правилами;

б) план, все рубрики которого переносятся в текст курсовой работы в качестве самостоятельных заголовков;

в) введение, в котором дается общая характеристика предмета исследования, указывается степень разработки темы в специальной литературе, обосновывается актуальность темы, формулируется задача (цель) исследования;

г) основная часть, состоящая из пронумерованных глав и параграфов, в которых содержится подробное изложение темы;

д) заключение, где даются выводы, которые последовательно, в максимально сжатой форме излагают основное содержание работы. Здесь же приводятся критические замечания и оценки. После выводов приводятся предложения и рекомендации, вытекающие из проделанного в курсовой работе анализа;

е) список использованных источников, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа». Курсовые работы, оформленные с нарушением данного стандарта, не допускаются к защите.

Объем курсовой работы - от одного до полутора авторских листов (24-36 страниц, заполненных с одной стороны). При наборе рекомендуется кегль 14 п., полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman (либо кегль 12 п., двойной интервал, гарнитура Arial). Поля: левое - 30 мм, правое -10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм. Каждая часть работы - введение, главы, заключение, список источников, приложения - печатается с новой страницы.

Тематика курсовой работы отвечает учебным целям курса «Ассортиментоведение книжных изданий» и определяется, наряду с этим, актуальными практическими задачами, стоящими перед современным отечественным книжным делом. Каждая тема курсовой работы предполагает получение студентами навыков самостоятельной творческой работы и наличие в ней элемента новизны.

Тематика курсовых работ строится на фактическом материале издательств и книготорговых предприятий, итогах производственной практики студентов и широком привлечении источников, освещающих новейшие достижения книговедческой теории.

Тема курсовой работы выбирается студентом из списка, отражающего проблематику основных разделов «Ассортиментоведения книжных изданий».

Тематика курсовых работ по дисциплине в соответствии с логикой и последовательностью изучения материала разделена на следующие три группы тем:

  1. Типологический анализ репертуара одного из издательств.
  2. Типологический анализ одного из разделов отечественного издательского репертуара.
  3. Типологический анализ одного из разделов ассортимента книготоргового предприятия.

Примерный план курсовой работы по теме «Типологический анализ репертуара издательства …» следующий:

Введение.

1. Общая характеристика издательства.

1.1. История создания и развития издательства.

1.2. Современное состояние издательства: основные направления деятельности; структура; количественные показатели.

2. Типологическая характеристика репертуара издательства.

2.1. Предметно-отраслевая структура репертуара.

2.2. Типо-видовая структура репертуара.

3. Распространение издательской продукции.

3.1. Общая характеристика современного состояния отечественного книгораспространения.

3.2. Деятельность отдела распространения данного издательства.

Заключение.

Список использованной литературы.

В первой главе дается характеристика деятельности выбранного для анализа издательства. Первый параграф содержит историческую справку о создании издательства, основных этапах его развития. Второй параграф характеризует современное состояние издательства, раскрывает его структуру, функции редакций и других подразделений; здесь же определяется место и специфика издательства в системе современного отечественного книгоиздания в целом и родственных издательств в частности.

Во второй главе анализируется структура и состав репертуара. Первый параграф характеризует предметно-отраслевую (тематическую - для филологической, искусствоведческой, учебно-педагогической книги; родо-жанровую - для литературно-художественной или возрастную - для детской книги) структуру репертуара с обоснованным выделением и анализом серийных изданий и наиболее заметных и авторитетных проектов, выпущенных вне серий в каждом из выделенных разделов репертуара. Второй параграф раскрывает типо-видовой состав репертуара. В главе выявляются и анализируются преобладающие предметно-отраслевые (тематические или какие-либо иные) разделы и рубрики репертуара, типы и виды изданий, определяется их количественное соотношение.

Третья глава характеризует практику распространения продукции данного издательства. Первый параграф посвящен характеристике современной российской системы книгораспространения в целом. Второй параграф детально рассматривает деятельность отдела распространения данного издательства. Анализируются основные средства и методы продвижения изданий.

Примерный план курсовой работы по теме «Типологический анализ одного из разделов отечественного издательского репертуара» следующий:

Введение

1. Система выпуска в РФ изданий литературы данного раздела.

1.1. Характеристика области знания (практической деятельности, типа литературы), которую отражает изучаемый раздел издательского репертуара.

1.2. Система издательств, выпускающих издания данного раздела.

2. Типологическая характеристика данного раздела издательского репертуара.

2.1. Тематическая (родо-жанровая, возрастная и пр.) структура репертуара.

2.2. Типо-видовая структура репертуара.

2.3. Характеристика серийных проектов.

3. Современная практика распространения изданий данного раздела репертуара.

3.1. Характеристика читателя (покупателя) изданий данного раздела.

3.2. Анализ ассортиментной работы с данными изданиями конкретного книготоргового предприятия (вместо анализа ассортиментной работы конкретного предприятия возможен анализ особенностей распространения изданий данного раздела в целом).

Заключение.

Список использованной литературы.

В первой главе дается краткая характеристика области знания, практической деятельности (или вида искусств) в объеме, позволяющем представить задачи издательств и книготорговых предприятий, работающих с данным предметно-отраслевым разделом (первый параграф). Далее (второй параграф) описывается система издательств, выпускающих литературу данной тематики. Показывается доля каждого издательства в общем выпуске изданий данного предметно-отраслевого раздела.

Во второй главе раскрывается состав репертуара данного предметно-отраслевого раздела. Первый параграф посвящен анализу тематической структуры репертуара (родо-жанровой для литературно-художественного раздела; тематической и возрастной - для детского репертуара), выявлению рубрик и подрубрик, предусмотренных классификационной схемой (студентом для анализа привлекается любая из ныне действующих в книжном деле России схем - УДК, ББК, ЕКЛ, ТБК), оценке полноты данного раздела репертуара, выявлению приоритетных сегментов.

Затем (второй параграф) проводится анализ типо-видового состава рассматриваемого раздела репертуара, что позволяет выявить преобладающие типы и виды изданий.

Анализ репертуара рекомендуется закончить (третий параграф) краткой характеристикой серийных изданий данного раздела репертуара. Вышедшие в основных сериях книги за анализируемый период должны быть по возможности выявлены полностью.

Третья глава должна содержать анализ особенностей распространения изданий данного раздела книжного репертуара. В первом параграфе рассматривается читатель (покупатель) изданий изучаемой тематики. Показывается влияние читательских предпочтений, покупательских потребностей на формирование репертуара. Во втором параграфе дается характеристика ассортимента изданий данного раздела. Сопоставляется книготорговый ассортимент с текущим издательским репертуаром. Оценивается полнота ассортимента и соответствие его тематической и типо-видовой структуры потребностям покупателей. Выявляется избыточная часть ассортимента и причины ее образования.

Примерный план работы, посвященной теме «Типологический анализ одного из разделов ассортимента книготоргового предприятия» следующий:

Введение.

1. Современная система выпуска в РФ литературы данного раздела.

1.1. Характеристика области знания или практической деятельности (типа литературы или вида искусства), которую отражает изучаемый раздел издательского репертуара.

1.2. Система издательств и издающих организаций, формирующих данный раздел.

2. Общие сведения о книготорговом предприятии.

2.1. Характеристика книготоргового предприятия.

2.2. Социально-экономический профиль обслуживаемого района.

2.3. Особенности формирования ассортимента.

3. Типологическая характеристика данного раздела ассортимента.

3.1. Тематическая (родо-жанровая - для литературно-художественных изданий; возрастная - для детских изданий) структура раздела.

3.2. Типо-видовая структура раздела.

Заключение.

Список использованной литературы.

В первой главе дается краткая характеристика области знания, практической деятельности (или, например, вида искусства - если работа посвящена искусствоведческим изданиям) в объеме, позволяющем представить задачи издательств и книготорговых предприятий, работающих с данным разделом (первый параграф). Далее (второй параграф) описывается система издательств и издающих организаций, выпускающих литературу данного раздела. Показывается доля каждого издательства в общем выпуске изданий данного раздела. Выделяются те издательства, продукция которых представлена в ассортименте данного книготоргового предприятия.

Во второй главе приводится характеристика магазина или другого книготоргового предприятия (первый параграф) с указанием его типа, формы собственности, основных параметров товарооборота, штата, торговой площади и т.д. Второй параграф должен содержать сведения о районе, обслуживаемом книготорговым предприятием. Необходимо проследить влияние профиля района на книготорговый ассортимент. В третьем параграфе следует уделить внимание особенностям ассортиментной работы, методам формирования и продвижения ассортимента.

Третья глава посвящается выявлению структуры ассортимента изучаемого раздела в данном книготорговом предприятии. В первом параграфе анализируется тематический состав, рубрики и подрубрики, предусмотренные классификационной схемой, используемой для анализа ассортимента - УДК, ЕКЛ, ТБК; оценивается полнота данного раздела ассортимента в сравнении с объемом и разнообразием выпускаемых изданий. Рекомендуется найти причины отклонения наличного ассортимента от оптимальной модели. Затем (второй параграф) проводится анализ типо-видового состава рассматриваемого раздела ассортимента, что позволяет выявить преобладающие типы и виды изданий.

Тема курсовой работы может быть сужена, ограничена каким-либо одним направлением деятельности издательства (предметно-отраслевой раздел, определенный тип или вид изданий, серия, продолжающееся или многотомное издание). В любом случае эта часть издательского репертуара должна быть достаточно представительной и интересной для анализа.

  1. Издательский опыт конца ХIХ - начала ХХ века.

    • Литературно-художественная книга в репертуаре издательства Т-ва И.Д. Сытина (П.П. Сойкина, «Скорпион», «Гриф», «Шиповник» и других издательств конца XIX - начала XX в. по выбору студента). Историко-типологический анализ.
    • Детская книга в репертуаре Т-ва М.О. Вольфа (Т-ва И.Д. Сытина, И.Н. Кнебель и других издательств конца XIX - начала XX в. по выбору студента). Историко-типологический анализ.
  2. Издательский опыт советского периода: 20-80-е годы ХХ века.

    • Литературно-художественная, детская, филологическая, искусствоведческая книга в репертуаре издательства «Художественная литература» («Всемирная литература», «Academia», «Наука», «Художественная литература», «Искусство», «Изобразительное искусство», «Детская литература», «Малыш» и других издательств 20-80-х гг. ХХ века по выбору студента). Типологический анализ.
    • Типологический анализ фундаментальных литературно-художественных, филологических, искусствоведческих серий и серий для детей советских издательств (по выбору студента).
  3. Современная издательская практика.

    • Литературно-художественная книга в репертуаре конкретного издательства («Амфора», «Азбука-Классика», «Время», «Текст», «Симпозиум» или любого другого современного издательства по выбору студента). Типологический анализ.
    • Детская книга в репертуаре конкретного издательства («Росмэн», «Самокат», «Эгмонт Россия», «Издательский дом Мещерякова», «КомпасГид» или любого другого современного издательства по выбору студента). Типологический анализ.
    • Филологические издания в репертуаре конкретного издательства («Академический проект», «Дмитрий Буланин», «Новое литературное обозрение» или любого другого современного издательства по выбору студента). Типологический анализ.
    • Издания по искусству в репертуаре конкретного издательства («Белый город», «Слово/Slovo», «Галарт», «АСТ», «ЭКСМО» или любого другого современного издательства по выбору студента). Типологический анализ.
    • Типологический анализ отдельной крупной литературно-художественной, филологической, искусствоведческой серии или серии для детей («Литературные памятники» - в целом или конкретного раздела изданий серии - изданий определённой национальной литературы; изданий конкретного хронологического периода; изданий определённого рода или жанра литературы; «Новая Библиотека поэта», «Азбука-классика», «Литературное наследство», и других современных серий по выбору студента).

© Центр дистанционного образования МГУП