Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- философия современного предпринимательства; законы развития общества и объективные тенденции, требующие новых подходов к качеству, как социально-экономической категории;

- аспекты качества: национальный, политический, технический, экономический, социальный и моральный;

- качество и конкурентоспособность; качество как средство достижения конкурентных преимуществ, один из основных показателей конкурентоспособности в конкурентной среде;

- назначение приоритета качественных показателей для развития РФ;

- основные определения понятия «качество», «качество продукции». Техническое толкование качества. Физико-химические и натурально-вещественные свойства изделий и качество;

- социально-экономическое толкование качества; экономическая природа качества. Содержание понятия «качество жизни».

Качество - один из основных показателей конкурентоспособности в конкурентной среде.

Сущность категории «качество» и ее определение отражено в таблице 1.

Автор

Таблица 1

Обобщение определений понятия «качество»

Автор Определение понятия «качество»
Аристотель
(III в. до н.э.)
различие между предметами
– дифференциация по признаку «хороший – плохой»
Гегель
(XIX в.)
– в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
Дж.М. Джуран – пригодность к использованию (соответствие назначению или применению)
Ф. Кросби – соответствие требованиям
Х.Д. Харрингтон – удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает
У.Э. Деминг – качество можно определить только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качестве
А. Фейгенбаум – общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации
Г. Тагути – потери, ощущаемые обществом и связанные с несвоевременной поставкой и неэффективным использованием продукции
В. Шухарт два аспекта качества:
– объективные физические характеристики
– субъективная сторона: насколько вещь «хороша»
Л.А. Гоберман
В.А. Гоберман
– установленная совокупность потребительских полезностей продукции, возникающая в результате взаимодействия потребителя и производителя и способная удовлетворять социально-экономические потребности в течение регламентированного срока действия (службы) и в соответствии с функциональным назначением продукции
В.Ю. Огвоздин – совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции
Б.А. Райзберг – совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг
В.И. Даль
(словарь)
– свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи
С.И. Ожегов
(словарь)
– совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность
– то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь
Энциклопедический словарь – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств

Качество является обширным, многоаспектным и многогранным понятием и представляет собой совокупность присущих объекту свойств, обеспечивающих его соответствие установленным требованиям.

1. Сущность качества как философской категории.

2. Сущность качества как экономической категории.

3. Сущность качества как технической категории.

4. Качество как экономическая категория.

5. Потребительная стоимость и качество.

6. В чём связь «Управления качеством» с другими дисциплинами.

7. Какова роль «Управления качеством» в подготовке специалистов.

8. Содержание понятия «качество жизни».

© Центр дистанционного образования МГУП