Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- задачи стандартизации в управлении качеством. Функции стандартизации. Принципы стандартизации. Виды стандартов;

- международные стандарты качества серии ИСО 9000 версии: 1987, 1994, 2000, 2008 гг. Стандарт ИСО 9001. Системы менеджмента качества: ГОСТ Р ИСО 9000-2008, 9001-2008, 9004-2001, 10003-2009 и др.;

- сравнительный анализ требований стандарта ИСО 9001 версии 2000 г. и 2008 г.: акцент на удовлетворение потребностей, ответственность руководства за создание системы менеджмента качества;

- интегрированные системы качества: стандарты ИСО 14000 (экологический); OHSAS, ИСО 18000 (промышленной безопасности); стандарт SA 8000 (социально-этический); стандарты ХАССП, GMP и др.

Стандарты ИСО серии 9000 являются первыми международными универсальными стандартами в области управления качеством, позволяющими разработать и внедрить систему менеджмента качества в любой организации вне зависимости от типа, размера, организационно-правовой формы, характера производимой продукции.

В 1987 г. Международной Организацией по Стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) - были опубликованы международные стандарты на системы качества серии 9000, которые являются частью TQM и направлены на удовлетворение потребителя.

В настоящее время стандарты ИСО 9000 приняты в качестве национальных во многих странах мира. Основные причины такой значимости ИСО 9001:

- универсальность стандарта - документ содержит общие требования, подходящие для организаций, осуществляющих различные виды экономической деятельности;

- соответствие стандарту как демонстрация «зрелости» и надежности организации;

- положительный эффект в результате внедрения системы менеджмента качества на базе вышеуказанного стандарта;

- многолетний опыт внедрения стандарта.

Серия ИСО 9000 состоит из следующих стандартов:

  1. МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества».
  2. МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
  3. МС 9002 «Системы качества, Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
  4. МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
  5. МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Серия стандартов ИСО 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации, образованным в 1979 г. и возглавляемым Канадой. В основу стандартов положены разработки Британского института стандартов (BSI, Британский стандарт BS 5750). В работе ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» принимали участие такие страны: США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Япония, Германия (ФРГ), Швеция, Австралия, Россия (СССР) и др.

Существуют международные стандарты на различные системы менеджмента (MSS - Management System Standards):

- стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества;

- стандарты ИСО серии 14000 на системы экологического менеджмента;

- стандарты OHSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) или ИСО серии 18000 на системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда;

- стандарт SA (Social Accountability) 8000 на системы социального и этического менеджмента;

- стандарт ХАССП (HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points) - система управления, базирующаяся на принципах анализа рисков и контрольных точек управления;

- GMP (Good Manufacturing Practice) - система управления, базирующаяся на принципах надлежащей производственной практики.

Наиболее популярными в настоящее время являются интегрированные системы менеджмента качества по трем международным стандартам - ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 - представляет собой интеграцию трех систем менеджмента - системы менеджмента качества, экологического менеджмента и промышленной безопасности и охраны труда.

С момента выхода первой версии серия стандартов ИСО 9000 подвергалась неоднократному пересмотру. В настоящее время действует четвертая версия, опубликование которой осуществлялось в несколько этапов: в 2005 г. был пересмотрен стандарт ИСО 9000, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ИСО 9001 и 9004.

Сравнительный анализ требований стандарта ИСО 9001 версии 2000 и 2008 гг. показывает принципиальные отличия новой версии, которые заключаются в следующем:

- сделан акцент на определение ожиданий потребителей и удовлетворении потребностей; сделан акцент не только на соблюдении требований потребителей, но и соответствии действующего законодательства;

- подчеркивается ответственность руководства за создание системы менеджмента качества;

- усилена ответственность организации за обеспечение управления процессами, переданными сторонним организациям;

- внесены дополнительные требования к измерению показателей удовлетворенности потребителя;

- устранен ряд несоответствий в применении некоторых терминов.

1. Какие виды стандартов вы знаете.

2. Каковы задачи стандартизации в управлении качеством.

3. Перечислите функции стандартизации.

4. Структура и назначение стандартов МС ИСО 9000:2000 9000:2008.

5. Интегрированные системы качества:

  • ОНSAS 18000;
  • ХАССП;
  • GMP.

6. Опишите сущность стандарта ИСО 14000.

7. Опишите сущность стандарта SA 8000.

© Центр дистанционного образования МГУП