Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- руководящие принципы ООН в защиту интересов потребителей;

- законодательные акты и положения РФ о защите прав потребителей и ответственности производителей при обеспечении качества;

- сущность понятия «потребность»; потребитель и качество; требования потребителей к качеству продукции; потребительская оценка качества продукции; цена потребления как функция уровня качества; уровни качества, оптимальные для производителя и потребителя; механизм обеспечения прав потребителей и ответственности производителей (продавцов);

- цели сертификации в управлении качеством. Основные принципы сертификации. Виды, схемы и процедуры сертификации;

- система сертификации в РФ. Структура сертификации ГОСТ Р. Органы сертификации. Порядок аккредитации органов сертификации;

- техническое регулирование; технический регламент;

- информационное обеспечение качества продукции (информационный ресурс о качестве); информационная культура;

- штриховое кодирование. Код EAN. Маркировка продукции.

Механизм обеспечения качества представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления в области качества, таких как: стандартизация, менеджмент качества, квалиметрические методы оценки качества, метрологическое обеспечение, сертификация продукции (услуг), систем качества и др.

Стандартизация представляет собой деятельность по установлению правил и характеристик (в целях их добровольного многократного использования), направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения ее конкурентоспособности.

К методам стандартизации относятся следующие методы:

- симплификация - способ ограничения или сокращения числа разновидностей объектов техники, производства и других сфер до количества, целесообразного и достаточного с точки зрения удовлетворения существующих в данное время потребностей;

- типизация - сведение многообразия структурных композиций объектов к рациональному минимуму, облегчение и упорядочение процесса создания на типовой основе однородных объектов;

- унификация - выбор оптимального числа разновидностей объектов одинакового функционального назначения путем комбинирования двух или более их разновидностей, сведение их к целесообразному минимуму по их содержанию и форме.

Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: путем сертификации или маркировки.

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Всероссийская организация по качеству (ВОК) разработала и ввела в действие стандарт ВОК-КСО-2007 «Социальная ответственность организации. Требования», который устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд и охраны труда, качества продукции и услуг, социальных гарантий для персонала, охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества.

Стандарт ВОК-КСО-2007 является стандартом организации и соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» как документ в области стандартизации, используемый на территории Российской Федерации. Модули 1 и 7 стандарта ВОК-КСО-2007 гармонизированы с международным стандартом SA 8000.

Стандарт является универсальным и может быть применен любой организацией, имеющей намерения системно структурировать и скоординировать свою деятельность в области социальной ответственности.

Маркировка - это текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства, которые регламентируются федеральными правилами продажи продукции и осуществляется с помощью знака соответствия государственным стандартам.

Основными функциями маркировки являются: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.

Отдельное внимание следует уделить особенностям штрихового кодирования.

Штриховой код - графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку продукции, представляющая возможность считывания ее техническими средствами - последовательность черно-белых полос либо других геометрических фигур.

1. Назовите руководящие принципы ООН в защиту интересов потребителей.

2. Расскажите об организации защиты прав потребителей за рубежом.

3. Раскройте значение и структуру Закона РФ «О защите прав потребителей».

4. Что включают понятия «потребитель», «изготовитель» и «продавец» по Закону РФ «О защите прав потребителей».

5. Каковы общие факторы, влияющие на удовлетворение требований к качеству.

6. Почему в современных условиях приоритет отдается качественным показателям.

7. На что в первую очередь обращает внимание потребитель при оценке качества продукции в современных условиях.

8. Каковы внешние и внутренние цели современного предпринимательства в аспекте управления качеством.

9. Раскройте значение информации в управлении качеством продукции.

10. Что представляет собой классификация информационного ресурса о качестве.

11. Каковы особенности современного информационного обеспечения в области качества.

12. В чем заключается роль и значение штрихового кодирования продукции.

13. Расскажите об основных системах штрихового кодирования.

14. Что представляет собой система штриховых кодов EAN.

15. Расскажите о роли и значении знаков особой маркировки продукции.

© Центр дистанционного образования МГУП