Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций
Рисунок 2. Система менеджмента качества в организации Рисунок 3. Процесс управления, рассматриваемый через «призму» качества

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- менеджмента качества: сущность, содержание, характерные черты;

- принципы менеджмента качества и их реализация в организации;

- теоретико-методологические основы управления организацией на основе построения системы менеджмента качества (СМК);

- функционально-структурный подход к проектированию систем управления качеством. Задачи управления качеством. Функции системы управления качеством. Этапы управления качеством;

- структурно-логическая модель управления организацией на принципах менеджмента качеством;

- основные этапы разработки системы менеджмента качества в организации.

Стандарт ИСО 9000 дает следующее определение системы менеджмента качества (СМК) - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Система менеджмента качества охватывает все стадии жизненного цикла продукции или предоставления услуги, а также подразумевает участие всех работников, таким образом, СМК охватывает все элементы системы управления организацией.

Систему менеджмента качества можно представить в виде схемы (рис. 2 Рисунок 2. Система менеджмента качества в организации).

К принципам менеджмента качества относятся: целенаправленность, непрерывность, интенсивность, оптимальность, комплексность.

Объектами системы менеджмента качества являются:

- продукция (или услуги);

- процессы, выходом которых является продукция (услуга);

- среда, в которой осуществляется выполнение процессов.

Система менеджмента качества представляет собой систему качественного управления организацией, в которой каждый процесс строится на основе параметров качества и направлен на создание потребительской ценности, что обеспечивает результативное и эффективное функционирование организации на основе принципов управляемости, стабильности и мотивированности.

Система менеджмента качества представляет собой систему управления организацией с заданным вектором качества, который зависит от качества составляющих:

- процессов системы управления; взаимосвязи между различными подразделениями;

- труда сотрудников, их квалификационных требований;

- сырья, материалов, инструментов и др., используемых в процессе изготовления продукции (услуги);

- условий, в которых выполняются работы;

- управляющего воздействия, способности видеть «узкие» места и направлять необходимые усилия на их ликвидацию.

Таким образом, система менеджмента качества представляет собой систему управления организацией, в которой каждый процесс должен рассматриваться через «призму» качества (рис. 3 Рисунок 3. Процесс управления, рассматриваемый через «призму» качества).

Внедрение в организации системы менеджмента качества, требования к которой изложены в МС ИСО 9001, представляет собой переход на новый качественный уровень управления, так как предполагает постоянное улучшение деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.

СМК предполагает реализацию восьми принципов менеджмента:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителя; вовлечение работников в процесс достижения поставленных целей;

- системный и процессный подходы к менеджменту;

- постоянное улучшение в качестве цели менеджмента качества;

- принятие решений, основанных на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

1. Каковы международные стандарты терминов и определений в области управления качеством.

2. Структурно-логическая модель управления организацией на принципах менеджмента качества.

3. Функции системы управления качеством.

4. Уровни процесса управления качеством.

5. Опишите «призму качества».

© Центр дистанционного образования МГУП