Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций
Рисунок 4. Структура требований МС ИСО 9001:2008

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- международные стандарты терминов и определений в области управления качеством МС ИСО 9001. Фундаментальные понятия в управлении качеством: «система обеспечения качества», «управление качеством», «политика в области качества», «общее руководство качеством»;

- процессный подход к менеджменту качества; реинжиниринг; бенчмаркинг;

- постоянное улучшение: кайрио, кайзен, 5S («Пять шагов»), JIT («Точно-в-срок») и др.;

- политика в области качества как важнейший компонент стратегии развития организации;

- миссия и цели организации в области качества;

- стратегический, тактический и оперативный уровни управления качеством;

Требования международного стандарта ИСО 9001:2008 представлены на рисунке 4 Рисунок 4. Структура требований МС ИСО 9001:2008.

Первый блок «Система менеджмента качества» содержит требования: организация должна разработать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно повышать ее результативность в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001. Организация должна определить процессы, установить их последовательность и взаимодействие, а также описать их в виде внутренних стандартов организации.

Миссия (англ. mission) - представляет собой основную цель, предназначение существования компании. Миссия должна подчеркивать специфику, уникальность организации по сравнению с другими и может быть сформулирована в виде 1-2 предложений в качестве слогана, направленного на формирование имиджа организации в обществе.

Политика организации - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется организация в процессе своей деятельности.

Политика организации в области качества представляет собой совокупность принципов, намерений организации, относящихся к качеству, документально оформленных и утвержденных высшим руководством. Политика в области качества должна быть доведена до всех сотрудников организации, поэтому должна быть написана понятным и доступным языком.

Второй блок «Ответственность руководства» содержит требования: обязательства руководства; ориентация на потребителя; политика в области качества; планирование; ответственность, полномочия и коммуникация.

Политика в области качества должна включаться в политику организации; содержать обязательства высшего руководства по обеспечению соответствия менеджмента качества требованиям стандарта, а также по постоянному повышению результативности системы; являться основой для установления и оценки целей в области качества.

Политика должна доводиться до сведения всех работников организации; должна периодически анализироваться и совершенствоваться.

Третий блок «Менеджмент ресурсов» содержит требования: предоставление ресурсов; человеческие ресурсы; инфраструктура; производственная среда.

Сотрудники, выполняющие работу в рамках системы менеджмента качества, влияют на качество продукции (услуги). В целях обеспечения организации компетентным персоналом необходимо: установить требования к профессиональным знаниям, опыту, способностям сотрудников; провести оценку (аттестацию) сотрудников; разработать систему мотивации персонала.

Инфраструктура организации должна поддерживаться в рабочем состоянии, обеспечивая необходимые условия для производства продукции (услуг).

Производственная среда подразумевает условия работы: физические, экологические и другие факторы, их соответствие требованиям законодательства и нормативных документов.

Четвертый блок «Создание продукции» содержит требования: планирование создания продукции; процессы, связанные с потребителем; проектирование и разработка; закупки; производство и сервисное обслуживание; управление оборудованием для мониторинга и измерений.

В организации должны быть спланированы и разработаны процессы создания продукции, такие, как закупка, производство, продажи, управление трудовыми ресурсами и др.; должны быть установлены требования к продукции, ресурсам, контролю качества, а также критерии приемки, обеспечения качества и т.п.

Прежде чем осуществить производство продукции, необходимо установить соответствие законодательным и нормативным требованиям; определить требования потребителя, в том числе к поставке и послепродажному обслуживанию (гарантийным обязательствам); проверить возможность выполнения установленных требований.

Так, например, продукция может производиться в соответствии с ГОСТами, ОСТами или ТУ, при этом, требования к качеству продукции могут быть уточнены потребителем в спецификации к договору.

Организация должна обеспечить соответствие закупаемых материалов установленным требованиям - надёжность, стоимость, условия поставки и оплаты и др.

Процессы производства и сервисного обслуживания должны быть спланированы, для чего необходимо:

- наличие информации, описывающей характеристики продукции - для этих целей должна быть разработана технологическая карта, содержащая требования к оборудованию, материалам, персоналу;

- наличие рабочих инструкций, содержащих порядок выполнения операций;

- мониторинг и измерения в ходе производственного процесса;

- приемочный контроль и др.

В процессе производства должен быть установлен порядок идентификации продукции, позволяющий обеспечить прослеживаемость материалов, полуфабрикатов и готовой продукции - проследить все этапы жизненного цикла, начиная с момента поступления заявки от заказчика и до отгрузки готовой продукции.

Пятый блок «Измерение, анализ и улучшение» содержит требования: общие положения, мониторинг и измерения; управление несоответствующей продукцией; анализ данных; улучшение.

Результаты оценок, измерений, мониторинга должны анализироваться для оценки системы менеджмента качества, выявления потребностей в изменении и улучшении.

В случае выявления несоответствий, организация должна принимать меры, направленные на устранение несоответствий, а также разработку корректирующих действий.

1. Каковы международные стандарты терминов и определений в области управления качеством.

2. Структурно-логическая модель управления организацией на принципах менеджмента качества.

3. Функции системы управления качеством.

4. Уровни процесса управления качеством.

© Центр дистанционного образования МГУП