Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- контроль в менеджменте качества: задачи, средства, объекты и виды контроля; выборочный контроль;

- аудит качества как механизм, обеспечивающий постоянное слежение за состоянием здоровья системы менеджмента качества;

- сущность аудита качества и его принципы; сертификационный аудит и его этапы;

- виды аудита качества и область их использования;

- оценка и самооценка состояния системы;

- выработка корректирующих действий;

- определение эффективности функционирования системы менеджмента качества.

СМК организации должна подвергаться периодическим проверкам, а именно, должен проводиться внутренний аудит с целью оценки степени соответствия системы качества организации требованиям ИСО 9001.

Внутренний аудит системы менеджмента качества позволяет анализировать систему управления организацией и сопоставить с системой менеджмента качества, требования к которой содержит стандарт ИСО 9001. Выявленные в ходе аудита несоответствия позволяют выявить существующие «пробелы», «узкие места» существующей системы управления и разработать мероприятия, направленные на достижение требуемого уровня системы менеджмента организации.

Процедура «Внутренний аудит» устанавливает порядок проведения внутреннего аудита и ведения записей по его результатам с целью:

- проведения оценки соответствия действующей системы качества организации требованиям стандарта ИСО 9001;

- предотвращения снижения результативности и эффективности СМК;

- сбора объективной информации для дальнейшего улучшения действующей системы.

Проведение аудита СМК включает в себя следующие шаги:

- проверка наличия перечня документов СМК, обязательных для применения в подразделении, в соответствии с утвержденным перечнем, проверка ознакомления сотрудников с документами, условий хранения документов, а также выполнения функций поддержания документации в рабочем состоянии;

- проверка соответствия документов СМК установленным требованиям - правильности оформления документов, идентификации и актуализации;

- проверка выполнения требований документов СМК, включающая беседы с сотрудниками, наблюдение за процессом, проверку регистрируемых данных, оборудования, средств измерения, рабочих мест, мест отдыха.

Проведение внутреннего аудита состоит из следующих этапов:

  1. Составление плана проведения внутреннего аудита.

    План внутреннего аудита - это документ, содержащий описание цели аудита, перечень проверяемых элементов системы в соответствии с ИСО 9001, информацию о дате, времени аудита в структурных подразделениях, а также контрольные листы по проверяемым подразделениям.

    По окончании внутренней проверки составляются отчеты по каждому аудитируемому подразделению, содержащие информацию о проверенных в ходе аудита элементах ИСО 9001, степени выполнения требований стандарта, а также информацию о выявленных несоответствиях.

  2. Составление листов замечаний.

    Выявленные несоответствия фиксируются в листах замечаний, которые составляются для каждого аудитируемого подразделения и передаются руководителям подразделений для разработки корректирующих мероприятий.

  3. Разработка корректирующих мероприятий и отражение в Журнале.

    При получении листов замечаний с перечнем выявленных несоответствий руководители подразделений разрабатывают корректирующие мероприятия, которые должны быть отражены в специальном Журнале.

Положение о статусе аудитора СМК устанавливает требования к аудитору или руководителю группы по внутреннему аудиту, проводящему внутренние проверки системы качества.

Такое положение должно быть разработано с учетом рекомендаций по аудиту СМК, изложенных в международном стандарте ИСО 19011.

Статус аудитора должен присваиваться сотруднику на период проведения внутреннего аудита СМК приказом директора и позволяет требовать от руководителей подразделений предоставление необходимых документов.

Аудитором назначается лицо, обладающее необходимой компетентностью для проведения внутреннего аудита СМК. Положение должно содержать требования к знанию и навыкам аудитора, а также к образованию и практическому опыту.

1. Какова сущность и значение науки метрологии.

2. В чем состоит единство измерений, виды и значение эталонов.

3. Назовите основные принципы квалиметрии.

4. Какие существуют методы измерения качества продукции.

5. Что представляют собой термин «показатель качества продукции.

6. Каково содержание и значение классификационных и оценочных показателей качества продукции.

7. Назовите наиболее существенные критерии качества изделий.

8. Какова классификация затрат на обеспечение качества.

9. В чем заключается сущность аудита качества.

10. В цель аудита качества.

11. Каковы этапы проведения внутреннего аудита качества.

12. Раскройте содержание внутреннего аудита.

13. Назовите этапы внутреннего аудита.

14. Раскройте содержание аудита «на месте».

15. Опишите статус аудитора.

© Центр дистанционного образования МГУП