Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций

Данная тема предполагает изучение следующих вопросов:

- человеческий фактор и его роль в менеджменте качества;

- формы мотивации высококачественного труда;

- роль культуры качества в системе целей организации; организационная культура организации; организационный климат;

- кружки качества, особенности их организации и функционирования; формы использования творческого потенциала работников.

Менеджмент качества предполагает ответственный стиль управления, в рамках которого организация не только несет ответственность за соблюдение законов и производство качественного продукта (услуги), берет на себя обязательства перед обществом, работает на улучшение качества жизни людей, оценивает социальные последствия своей деятельности, в том числе безопасность и влияние на окружающую среду. Принятие данной стратегии означает, что бизнес достиг в своем развитии определенного уровня зрелости.

Реализуя менеджмент качества, организации получают значительные преимущества:

- снижение текучести кадров и повышение привлекательности в качестве работодателя для лучших специалистов на рынке;

- развитие и укрепление организационной культуры;

- рост производительности труда;

- улучшение имиджа организации, рост репутации;

- сохранение социальной стабильности в обществе в целом;

- стабильность и устойчивость развития организации в долгосрочной перспективе.

Приоритетной задачей менеджмента качества является активизация человеческого фактора, что предполагает вовлечение работников во все процессы производства продукции, лидерство, организацию кружков качества.

Важную роль в обеспечении и повышении качества продукции на предприятиях многих развитых стран играют «кружки качества». Первые кружки качества появились в 1962 году в Японии. Сейчас их насчитывается около миллиона, объединяющих до 10 миллионов работников. Более чем сорокалетняя практика кружков качества показывает, что их экономический эффект в среднем превышает затраты на них в 5 раз. Наиболее значительные результаты - снижение уровня брака и повышение качества продукции.

Кружки качества призваны решать две основные задачи:

- массовое обучение работников методам и приемам повышения качества продукции;

- использование творческих способностей работников для решения производственных проблем.

Японские кружки качества - это организационная форма совместного поиска исполнителями улучшения качества на своем производственном участке на добровольных началах.

Сегодняшние кружки качества в Японии - это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют свои девизы («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т.п.) и действуют на основе следующих принципов:

- добровольности участия;

- регулярности собраний;

- конкретности решаемых проблем;

- выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

Кружки качества являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого учитываются в процессе деятельности организации.

Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует, что организация кружков качества, а также и другие организационно-технические решения (автоматизация производства, внедрение новейших средств контроля и др.) дают ощутимый результат только в случаях, когда используется новая философия управления качеством, разделяемая всеми работниками.

1. Что представляет собой кружок качества.

2. Расскажите об основных методах и формах работы кружков качества.

3. Какие методы поиска и устранения производственных проблем применяются в кружках качества.

4. В чем состоят трудности и проблемы в работе кружков качества.

5. Расскажите об использовании форм активизации творческой активности работников.

6. Какие формы мотивации высококачественного труда вы знаете.

© Центр дистанционного образования МГУП