Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций

1. Сущность качества как философской категории.

2. Сущность качества как технической категории.

3. Качество как экономическая категория. Потребительная стоимость и качество.

4. Качество, ценность и стоимость для производителя и потребителя.

5. Качество как социально-экономическая категория.

6. Сущность понятий «качество продукции» согласно ГОСТ Р ИСО 9000:2001.

7. Содержание термина «услуга».

8. Содержание терминов: «требование», «градация».

9. Содержание терминов: «управление качеством», «обеспечение качества», «улучшение качества».

10. Содержание терминов: «цели в области качества», «планирование качества», «план качества».

11. Факторы, влияющие на требования к качеству.

12. Содержания понятия «качество жизни».

13. Конкурентоспособность и качество, их взаимосвязь.

14. Фазы (стадии) развития философии качества.

15. «Петля качества»: сущность и составляющие.

16. Основы концепции TQM.

17. Содержание принципа TQM: «Ориентация (фокус) на потребителя».

18. Содержание принципа TQM: «Лидерство руководителей» и «Вовлеченность всех работников».

19. Содержание принципа TQM: «Системный подход» и «Постоянное улучшение».

20. Содержание принципа TQM: «Принятие решений, основанное на фактах» и «Взаимовыгодные отношения с поставщиками».

21. Непрерывное улучшение в TQM.

22. Проблемы процессного подхода в TQM.

23. Содержание «процессного подхода» в менеджменте качества.

24. Содержание прагматических аксиом в программе менеджмента качества Э. Деминга.

25. «Цепная реакция» в программе менеджмента качества Э. Деминга.

26. Реинжиниринг как общий метод менеджмента качества.

27. Бенчмаркинг как общий метод менеджмента качества; виды бенчмаркинга.

28. Сущность обучающейся организации в менеджменте качества.

29. Спираль (петля) обучения.

30. Непрерывное повышение качества. Кайрио. Кайзен.

31. Диаграмма Парето: принцип построения, область использования.

32. Диаграмма Исикава: принцип построения, область использования.

33. Контрольные карты Шухарта: принцип построения, область использования.

34. Гистограммы как формы представления данных в менеджменте качества.

35. Значение, структура и практика применения Закона РФ «О защите прав потребителей».

36. Руководящие принципы ООН в защиту интересов потребителей.

37. Закон РФ «О техническом регулировании».

38. Содержание понятия «технический регламент»; виды технических регламентов.

39. Документы в области стандартизации согласно Закону РФ «О техническом регулировании».

40. Сущность и значение стандартизации.

41. Стандартизация требований к системам управления качеством организаций. Структура и назначение стандартов МС ИСО 9000:2000.

42. Справочник менеджмента качества (руководство по качеству): цели, структура, значение.

43. Метрология как наука. Содержание термина «измерение»; значение измерений.

44. Единство измерений; виды и значение эталонов.

45. Квалиметрия как наука; основные принципы квалиметрии.

46. Методы измерения качества продукции.

47. Содержание термина «показатель качества продукции» согласно ГОСТ 15467-79.

48. Классификационные и оценочные показатели качества.

49. Бенчмаркинг как эффективный метод управления менеджментом качества.

50. Технический контроль в организации; значение и виды технического контроля.

51. Политика качества организации: содержание термина и факторы, учитываемые при ее формировании.

52. Формирование информационной культуры в менеджменте качества.

53. Затраты на качество и их классификация; «айсберг» затрат на качество.

54. Знаки особой маркировки продукции; виды знаков, их роль и значение.

55. Штриховое кодирование. Код EAN. Содержание и область использования.

56. Сущность аудита качества.

57. Виды аудита качества, их характеристика.

58. Планирование и подготовка аудита качества.

59. Основные организационные принципы аудита качества.

60. Сертификационный аудит; этапы проведения сертификационного аудита качества. Аудит «на месте».

61. Роль человеческого фактора в менеджменте качества.

62. Основные идеи и задачи, решаемые в кружках качества. Организация деятельности кружков качества.

63. Мотивация персонала в менеджменте качества.

64. Формирование культуры качества в организации.

65. Особенности организационной культуры и культуры качества.

66. Программа менеджмента качества Э. Деминга: процессное улучшение качества - цикл РДСА.

67. Интегрированные системы качества: стандарты ИСО 14000 (экологический) и др.

68. Интегрированные системы качества: ИСО 18000 (промышленной безопасности) и др.

69. Интегрированные системы качества: SA 8000 (социально-этический) и др.

70. Основы управления организацией на основе построения системы менеджмента качества (СМК).

© Центр дистанционного образования МГУП