Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление качеством»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Качество как социально-экономическая категория

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Эволюция концепций качества: мировой и отечественный опыт

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Нормативно-правовая база обеспечения качества

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Защита прав потребителей. Система сертификации в РФ

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Система менеджмента качества в организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Политика организации в области качества

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Экономические, организационные и статистические методы управления качеством

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Оценка качества продукции

9.

Тема 9. Аудит качества в организации

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Человеческий фактор в системе менеджмента качества

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольные вопросы по дисциплине «Управление качеством»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

12.2.

Примерные темы контрольных работ

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
4   указатель иллюстраций
12.
Контрольная работа

В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины студент выполняет контрольную работу на одну из приведенных ниже тем, что позволяет углубленно проработать важные разделы курса.

Целью работы является изучение в практической плоскости нормативных документов в области качества, состояние этой работы на конкретном предприятии, в том числе с использованием статистических методов управления качеством.

При написании работы студент должен показать умение пользоваться материалами отечественных и зарубежных литературных и других источников (в том числе материалами периодической печати, Интернетом) проявив самостоятельность, творческий подход, инициативность. В процессе написания контрольной работы студент должен пользоваться как рекомендованными литературными и другими источниками, так и дополнительными источниками, более углубленно раскрывающими различные аспекты темы.

Структура контрольной работы должна включать:

- введение, в котором приводится обоснование важности и актуальности темы контрольной работы;

- теоретический и методический раздел, в котором рассматривается сущность проблемы, дается понятийный аппарат, характеристика объекта и методов исследований;

- заключение, которое должно содержать краткие выводы по исследуемой проблеме.

Ценность контрольной работы может быть повышена, если студент комментирует излагаемый материал, в том числе используя схемы, диаграммы, графики и другие иллюстративные материалы. Таблицы и рисунки должны иметь четкие названия, раскрывающие их содержание,

Контрольная работа должна быть выполнена с использованием компьютера, с соблюдением правил оформления научных работ. Список использованных источников должен быть дан в конце работы с соблюдением правил библиографии - с указанием автора, названия работы, места издания, названия издательства, года издания. При цитировании должна быть указана страница издания. Все страницы работы должны быть пронумерованы, в содержании должны быть названия разделов с указанием страниц. Материалы литературных и других источников, цифровые данные, практический материал должны приводиться с указанием источников. Недопустимо сокращение слов, небрежное оформление работы. Объем контрольной работы должен составлять 10-14 страниц компьютерного текста.

Каждый студент индивидуально выполняет контрольную работу по одной из приведенных тем по желанию студента.

  1. Качество как средство достижения конкурентных преимуществ организации в условиях глобализации.
  2. Законы развития общества и объективные тенденции, требующие новых подходов к качеству как социально-экономической категории.
  3. Аспекты качества: национальный, политический, технический, экономический, социальный и моральный.
  4. Международные стандарты ИСО серии 9000.
  5. Программа менеджмента качества Э. Деминга: процессное улучшение качества - цикл РДСА.
  6. Интегрированные системы качества: стандарты ИСО 14000 (экологический) и др.
  7. Интегрированные системы качества: ИСО 18000 (промышленной безопасности) и др.
  8. Интегрированные системы качества: SA 8000 (социально-этический) и др.
  9. Интегрированные системы качества: стандарты OHSAS и др.
  10. Интегрированные системы качества: стандарты ХАССП и др.
  11. Основы управления организацией на основе построения системы менеджмента качества (СМК).
  12. Аудит качества: сущность, виды, этапы проведения.
  13. Экономические показатели в структуре качества.
  14. Методы измерения качества продукции.
  15. Показатели оценки качества продукции.
  16. Экономические показатели в структуре качества.
  17. Задачи и функции стандартизации в управлении качеством.
  18. Практическое использование основных российских нормативных актов (законов) в области качества.
  19. Оценка состояния работы в области качества продукции (работ, услуг) и перспективы ее совершенствования в организации.
  20. Основные методы и формы работы кружков качества.
  21. Формирование культуры качества организации.
  22. Идеология ТQМ - всеобщего управления качеством. Принципы и правила ТQМ.
  23. Проблемы процессного подхода в TQM.
  24. Бенчмаркинг как эффективный метод управления менеджмента качества.
  25. Мотивация персонала в менеджменте качества.
  26. Человеческий фактор в менеджменте качества.
  27. Взаимовлияние качества и инновационности в деятельности организации.
  28. Роль и значение информации в управлении качеством продукции.
  29. Особенности информационного обеспечения в области качества.
  30. Механизм обеспечения прав потребителей и ответственности производителей.

© Центр дистанционного образования МГУП