Московский государственный университет печати



         

История Отечества. Часть 2

Лекции для студентов



История Отечества. Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Замечания к электронному изданию

1.

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.Автор - А.В.Демидов

1.1.

Основные черты социально-экономического и политического развития страны Западной Европы и США

1.2.

Россия в системе мировых связей на рубеже XX века. Первая русская революция 1905-1907 гг.

1.3.

Участие России в Первой мировой войне. Первая мировая война и ее итоги

2.

Россия в период революционного перелома в 1917 г.Автор - Г.И. Ускова

2.1.

Обстановка в стране после победы Февральской буржуазно-демократической революции

2.2.

Политические партии в условиях двоевластия

2.3.

Созревание общенационального кризиса в стране. Приход большевиков к власти

3.

Россия в первый год Советской власти (октябрь 1917 г. - май 1918 г.)Автор - И.Ю. Заорская

3.1.

Политическая борьба в стране в конце 1917 г. - начале 1918 г.

3.2.

Учредительное собрание

3.3.

Первые социально-экономические результаты Октябрьской революции

3.4.

Выход Советской России из мировой войны

4.

Гражданская война в России (1918-1920 гг.)Автор - А.А. Столяров

4.1.

На фронтах гражданской войны

4.2.

По обе стороны огненного кольца

5.

Социально-экономическое развитие СССР в 20-30-е годыАвтор - А.В. Демидов

5.1.

Нэп и форсированное строительство социализма

5.2.

Внутрипартийная борьба

5.3.

Итоги довоенных пятилеток

6.

Советский союз и международные отношения в 20-30-е годыАвтор - М.В. Зотова

6.1.

Внешнеполитическая изоляция (РСФСР - СССР) и ее преодоление

6.2.

Мировой экономический кризис и его социально-экономические последствия

6.3.

Обострение политического кризиса в международных отношениях в преддверии войны

6.4.

Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности

7.

СССР в годы Великой Отечественной войныАвтор - А.В. Демидов

7.1.

Укрепление обороноспособности страны накануне войны

7.2.

Причины, характер, основные этапы Великой Отечественной войны

7.3.

Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны

8.

Послевоенное устройство мира. Экономическое и социально-политическое развитие СССР (1945-1953)Автор - И.А. Панова

8.1.

Изменения в мире в послевоенный период. Причины и характер «холодной войны»

8.2.

Советский Союз в первое послевоенное десятилетие

Указатели
611   именной указатель

Победа большевиков в 1917 г. положила начало созданию нового, рабоче-крестьянского государства. С первых дней Октября встал вопрос о выработке основных принципов внешней политики Советской России. Современная историография отмечает, что в первых практических шагах советской дипломатии выявились два ее решающих принципа: пролетарский интернационализм и принцип мирного сосуществования государств с разным социально-политическим строем. Пролетарский интернационализм был логическим следствием курса большевиков на мировую революцию. Практически он означал поддержку пролетарских и национально-освободительных революций, прогрессивных демократических движений. В то же время это не означало экспорта революции в другие страны. Ленин В.И.В.И. Ленин, стоявший у истоков внешней политики СССР, не раз подчеркивал, что принести революцию на штыках нельзя: социалистическая революция возможна только там, где для этого есть внутренние предпосылки. Второй принцип вытекал из положения Ленина о том, что одновременная победа социалистических революций в условиях империализма невозможна, поэтому России придется существовать в капиталистическом окружении длительное время; отсюда возникает необходимость налаживания мирных отношений с этими странами.

Необходимо отметить, что формирование внешней политики СССР происходило в условиях становления на Западе геополитики как науки о влиянии комплекса географических факторов и прежде всего рельефа пространства на исторический процесс, включая состояние и перспективы текущей мировой политики. Автором термина «геополитика» был шведский ученый Челлен Р.Челлен. Один из основателей западной геополитики Макиндер Х.Х. Макиндер, английский географ и политик, выделил пять основных принципов своих геополитических воззрений: 1) географические факторы оказывают во многом непосредственное воздействие на ход исторического процесса; 2) географическое положение во многом определяет потенциальную силу или, наоборот, слабость государства; 3) технический прогресс изменяет географическую «среду обитания» государств и отражается - позитивно или негативно - на их потенциальном могуществе; 4) Евразия является центром глобальных политических процессов; 5) Мир в XX веке превратился в закрытую систему.

Глобальная геополитическая модель, разработанная Макиндером, а затем Спикмен Н.Спикменом и Коэн С.Коэном, связана с различием между морскими и континентальными державами. На глобальном уровне это означает деление мира на две полусферы: сухопутную и морскую. В контексте этого деления мира один регион выступает как «сердце земли», «властелин мира» - Евразия. Согласно геополитической теории, это осевое пространство мира, «Хартленд», который образует монолит, представленный одной-двумя сверхдержавами. В опубликованной в 1943 г. статье «Земной шар и достижения мира» Макиндер впервые идентифицировал Хартленд с СССР.

В глазах западных геополитиков угроза со стороны России связана с тем, что она является держателем евразийского монолита, масса которого во много раз превышает разрозненную массу океанических государств. Не случайно главная забота этих государств состояла в том, чтобы воспрепятствовать союзу двух стран Хартленда - Германии и России.

Макиндера особенно беспокоило, что определенное сходство в географическом положении - «срединность» - приведет к союзу России как ведущей и Германии как ведомой. Он предполагал, что российско-германский союз (или одна Россия) сначала добьется полного господства в Евразии, затем в регионе «мирового острова» и наконец поставит все природные и людские ресурсы этого «острова» на службу своим планам мирового господства. Подобный экспансии морские державы противостоять не смогут, ибо по мере расширения сферы влияния континентального союза (т.е. их ресурсной базы) в той же пропорции будет убывать мощь мировых держав. Другой «природной слабостью» этих держав была их зависимость от уязвимых морских коммуникаций. Таким образом, Макиндер боялся сильной России. Такая концепция, безусловно, подогревала русофобию на Западе.

Еще в 1919 г. Макиндер переименовывает «осевую зону» в «центральный материк» и определяет ей более широкие и географические границы (добавляет к ней территорию Дальнего Востока и часть Восточной Европы). В этой же работе содержится и известное утверждение о том, что тот, кто контролирует Восточную Европу, тот контролирует и «центральный материк»; тот, кто доминирует на «центральном материке», тот доминирует на «мировом острове»; тот, кто правит «мировым островом», тот правит миром. Макиндер призывает морские державы помочь государствам Восточной Европы противостоять экспансии одной или нескольких континентальных держав. Здесь он имел в виду в большей степени Германию или ее союз с Россией. Он также высказал мысль о создании «буфера» между Германией и Россией, воплощенного в Версальском договоре. Правда, «санитарный кордон» в конечном итоге был направлен против СССР, а не Германии.

Посмотрим, как соотносилась международная реальность 20-30-х гг. с геополитическими взглядами Макиндер Х.Макиндера. Действительно, в результате Первой мировой войны и гражданской войны в России в Европе складывается принципиально новая геополитическая ситуация по сравнению с XVIII - XIX вв. Окончательно ломается традиционная система европейского равновесия.

Поражение Германского союза, казалось, вернуло европейскую (и мировую) ситуацию к состоянию, близкому к относительной «сбалансированности» довоенного времени. Но это было поверхностным впечатлением. Госсекретарь США Лансинг Р.Р. Лансинг, анализируя в дневнике итоги Версальского мира, поставившего в унизительные условия побежденную Германию, отмечал 5 мая 1919 г., что условия мира «основываются на эгоистических желаниях... они, несомненно, породят новые войны и новые социальные потрясения». С этим соглашались Черчилль У.У. Черчилль и Керенский А.Ф.А.Ф. Керенский, который писал: «То был и впрямь мир, который продолжал войну. 20 лет, прошедшие после 1919 г., были не столько периодом прочного мира, сколько передышкой, перемирием».

Сильно истощенная войной Германия была поставлена в крайне тяжелое положение. Версальский договор (1919 г.) обязывал Германию выплатить Франции и Англии крупные репарации и почти полностью ликвидировать военные силы. Армия Германии сокращалась до 100 тыс. чел. и не более 4 тыс. офицеров. ликвидировалась всеобщая воинская повинность; Германии запрещалось иметь боевые самолеты, танки, крупные линейные корабли, подводные лодки и другие виды боевой техники. Германия теряла 1/8 своей территории и 1/12 своего населения. Стремясь к постепенному пересмотру Версальского договора, германская дипломатия проводила гибкую политику. Используя свое геополитическое положение - центр Европы - Германия прибегала к методу политического шантажа: то пугая Запад союзом с красной Москвой, то, напротив, заставляя СССР проводить прогерманскую политику. Вывод французских войск из Рура, в 1923 г., репарационный план Дауэс У.Дауэса 1924 г., Локарнские соглашения 1925 г., гарантировавшие неприкосновенность западных границ Германии и принятие ее в Лигу наций (1926 г.) явились ярким свидетельством успешной политики Германии.

В этой ситуации важную роль в Европе начали играть усилившиеся во время Первой мировой войны США. Пока Европа была охвачена разрушительными войнами и революциями, Америка упрочила свое экономическое превосходство и превратилась из должника в крупнейшего европейского кредитора. После окончания войны перед «дядей Сэмом» встала нелегкая задача: как добиться от обнищавшей Европы выплаты долгов (10 млрд. долл.) и усилить свое влияние в Европе? Ее решение было найдено на путях осуществления репарационного плана У. Дауэса. Согласно плану, США предоставляли Германии значительную финансовую помощь, чтобы обеспечить возрождение ее промышленности и тем самым дать возможность Англии и Франции получить германские репарации, а те в свою очередь имели бы возможность выплатить долг США. Однако ставилось условие, что задолженность Америке сама Германия должна была покрывать за счет внешнеторгового оборота с Советской Россией. По вновь переработанному плану в 1929 г. (план Юнга) Германия получила возможность снижения своего ежегодного взноса репараций, а с 1931 г. Германия в соответствии с объявленным мораторием (мировой кризис) вообще прекратила платежи репараций. Скрытые цели, которые преследовали планы Дауэса и ЮнгЮнга, заключались в том, чтобы поставить германскую промышленность в зависимость от американских и британских монополий, а кроме того, восстановить военный потенциал Германии, которая рассматривалась как «естественный» противовес СССР.

По плану Дауэса Германия получила (в основном от США) с 1924 по 1932 г. в виде займов и капиталовложений почти 32 млрд.долл., а выплата репараций и платежей по займам составляла только 19,3 млрд. Разница в 12,5 млрд., оставшихся в стране, позволила уже к 1930 г. восстановить в основном промышленный потенциал Германии. Быстрое возрождение и обновление тяжелой промышленности, произведенное с помощью американских и английских займов, стало важнейшей «материальной» предпосылкой будущей германской агрессии.

Одним из важнейших факторов, дестабилизирующих международное равновесие на Востоке, было усиление Японии, единственной азиатской страны, не только избежавшей колониальной зависимости, но и вставшей на путь быстрого развития капитализма. В кратчайшие сроки Япония создала современные отрасли промышленности. Практически каждое десятилетие государственные капиталовложения в японскую промышленность удваивались и утраивались. Однако в 20-е гг. Япония еще отставала в технологическом плане от Запада, а поэтому нуждалась в обширной колониальной периферии, где экспорт продукции японской промышленности был бы огражден от конкуренции более качественных товаров Запада. Кроме того, отсутствие сырьевой базы также подталкивало Японию к территориальной экспансии, прежде всего в Китае.

Тем не менее, несмотря на враждебность мировых держав к СССР, противоречивость их геополитических интересов препятствовала созданию действенной антисоветской коалиции и тем более осуществлению военной интервенции в СССР. Все это создавало благоприятные условия для действий советской дипломатии. Начавшийся процесс капиталистической стабилизации, с одной стороны, и упрочение социально-политической и экономической ситуации в Советской России (нэп), с другой стороны, заставило советское руководство отказаться от стратегии революционной войны и перейти к стратегии мирного сосуществования.

Нормализация отношений Советской России с Западом приняла реальные очертания весной 1921 г., когда были подписаны торговые соглашения с Англией и Германией, а затем и с другими странами. Серьезным препятствием для дальнейшего развития отношений с Западом стал вопрос о российских долгах. Советское правительство выразило готовность вести переговоры о взаимных требованиях при условии его дипломатического признания и прекращения действий, угрожающих безопасности советских республик. Для обсуждения этих вопросов предлагалось созвать международную экономическую конференцию, которая состоялась в Генуе с 10 апреля по 19 мая 1922 г. (приняло участие 29 государств). При открытии конференции глава советской делегации, выдающийся дипломат Чичерин Г.В.Г.В. Чичерин зачитал от имени советских республик декларацию, в которой предлагалось установить отношения между странами с различными социальными системами «на основе взаимности, полного и безоговорочного признания». При этом Чичерин подчеркнул разъяснение ленинской позиции: советские республики отвергают кабальные условия и требования об отступлении от принципов своего государственного и общественного строя, но готовы развивать равноправные и взаимовыгодные отношения.

Советская делегация предложила поставить вопрос о всеобщем разоружении, но встретила отказ Запада. Западные державы потребовали уплаты всех долгов царского и Временного правительств, возвращения иностранцам национализированной собственности, отмены монополии внешней торговли, неприменения к иностранным предприятиям советских законов о труде, неподсудности иностранцев советскому законодательству, что обычно практиковалось в колониях. Однако советская делегация предложила свой, так называемый «нулевой», план решения проблемы долгов. По подсчетам Г.В. Чичерина, сумма внешних долгов царского и Временного правительств составляла 18,5 млрд. руб., а убыток, причиненный интервенцией Антанты Советской России, составил 39 млрд. руб. Чичерин предложил принцип взаимного прощения финансовых потерь. Однако Запад отказался принять советские предложения. Представители западных держав создали на конференции единый антисоветский фронт. Чтобы расколоть его, советская делегация использовала империалистические противоречия. Впервые участвовавшая после войны на международной конференции Германия надеялась, что Англия и Франция пересмотрят некоторые статьи Версальского мира, однако западные державы отказывались облегчить положение Германии и требовали в то же время от нее присоединения к антисоветским планам. Это не отвечало интересам Германии, и представители ее согласились на двусторонние переговоры с советской делегацией. 16 апреля 1922 г. в пригороде Генуи, Рапалло, был подписан договор, ставший примером равноправного, взаимовыгодного соглашения стран различных социальных систем. Он предусматривал возобновление дипломатических отношений, полный отказ от взаимных финансовых претензий. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности. Договор предусматривал развитие взаимных экономических отношений на основе принципа наибольшего благоприятствования и признания монополии внешней торговли в нашей стране.

12 октября 1925 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете между Германией и СССР. Сложнее складывались отношения с Англией. 8 мая 1923 г. английская сторона обвинила СССР в нарушении торгового соглашения и антибританской пропаганде в Азии («ультиматум Керзона»). Спустя два дня при попустительстве швейцарских властей в Лозанне был убит советский дипломат Воровский В.В.В.В. Воровский. Буржуазная пресса писала о неминуемой новой войне против СССР. Англия проводила большие военные приготовления. Однако твердый, решительный тон советской ноты на ультиматум Керзона заставил Англию отступить. Конфликт был исчерпан. А после прихода к власти лейбористов в феврале 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. Это побудило и другие страны к соответствующему признанию нашего государства. 1924 год вошел в историю как год признания СССР. К концу 20-х гг. из великих держав только США не установили дипломатических отношений с СССР.

Активизируется советская политика и в «третьем мире», в основном в пограничных государствах. В мае 1923 г. устанавливаются дипломатические отношения с Китаем. В 1924-1928 гг. были заключены договоры о дружбе и нейтралитете, а также различные экономические отношения с Турцией, Афганистаном, Ираком, Йеменом.

В 1927 г. ситуация для СССР резко обострилась в связи с приходом в Англии к власти консерваторов. 27 мая 1927 г. Англия разорвала дипломатические отношения с СССР. 7 июня на вокзале в Варшаве было организовано убийство советского полпреда Войков П.Л.П.Л. Войкова. Эта провокация была подкреплена предоставлением Польше США значительных займов и поставками оружия из США и Англии. Советская дипломатия успешно противостояла усилиям США и Англии по вовлечению в антисоветскую авантюру Франции и Германии. В результате переговоров, которые провел Чичерин Г.В.Г.В. Чичерин, были получены заверения, что их правительства приложат усилия к сохранению добрососедских отношений с СССР, не присоединятся к Англии и будут заботиться о сохранении мира.

Потерпели крах и антисоветские провокации на Дальнем Востоке. Подталкиваемые англичанами и американцами, гоминдановцы летом 1929 г. захватили КВЖД и начали массовые аресты советских граждан; затем отряды белогвардейцев и китайские части вторглись на территорию СССР. В ноябре 1929 г. части Дальневосточной армии под командованием Блюхер В.К.В.К. Блюхера разгромили китайских милитаристов. Таким образом, в течение 20-х гг. Советскому Союзу удалось не только преодолеть состояние дипломатической изоляции, но и укрепить свои внешнеполитические позиции.

В конце 1929 г. в капиталистических странах разразился мировой экономический кризис - самый разрушительный и глубокий из всех кризисов предшествующего развития капитализма. Он продолжался четыре года - с 1929 по 1933 г. Это был кризис перепроизводства: гигантские запасы товаров не могли найти сбыта. Промышленное производство в капиталистических странах сократилось более чем на одну треть. В США промышленное производство упало на 46,2%, в Германии - на 46%, во Франции - на 36%, в Японии - на 32,4%. В течение предшествующих кризисов падение производства считалось чрезвычайно глубоким, если оно достигало 10 - 15%, а кризис 1929 - 1933 гг. парализовал половину и в ряде случаев две трети производственной мощности ведущих отраслей промышленности. Капиталистическая индустрия в целом была отброшена по объему производства примерно к 1908 - 1909 гг., а в отдельных странах еще дальше: промышленность США - к 1905 - 1906 гг., Германии и Англии - к 1896 - 1897 гг.

Кризис охватил и сельское хозяйство. Наличие огромных запасов сельскохозяйственного сырья и продовольствия приводило к падению цен и массовому разорению крестьянства. Вынужденные сбывать свои товары за бесценок, крестьяне и фермеры сокращали покупки сельскохозяйственных машин, удобрений, промышленных товаров для личного потребления.

Наиболее тяжелыми были последствия кризиса для слабо развитых в промышленном отношении государств. Принося разорение странам-поставщикам сырья и продовольствия, кризис увеличил тяжесть платежей по старым долгам, привел многие государства к банкротству. Падение покупательной способности населения слаборазвитых стран чрезвычайно затрудняло возможность расширения сбыта промышленных товаров, вывозимых индустриально развитыми странами. Так как кризис распространился на весь капиталистический мир, то маневрирование одних стран за счет других оказалось невозможным.

Фактором, приведшим к затяжке и углублению кризиса, явилось хозяйничание монополий, которые пытались искусственно удержать цены на высоком уровне.

Кризис привел к резкому нарушению мировых хозяйственных связей. Мировая торговля упала примерно до одной трети докризисного уровня, разгоралась жестокая торговая война. «Никогда раньше еще не было такого всеобщего и широкого отступления от международного экономического сотрудничества», - признавал обзор Лиги Наций за 1931-1932 гг. С июня 1931 г. по апрель 1932 г. 76 стран повысили таможенные тарифы, а в ряде случаев прибегли к прямым запрещениям импорта.

Вместе с разрывом мировых торговых связей пришли в глубокое расстройство финансы стран капиталистической системы. Валюты 56 государств обесценились. После того как осенью 1931 г. отошла от золотого стандарта Англия, к обесцененному фунту стерлингов была приспособлена валюта всех британских доминионов, а также и скандинавских стран. Отход США от золотого стандарта весной 1933 г. вызвал новую волну инфляции.

Нормальное обращение золота на мировом рынке сменила валютная война. Возникли стерлинговый блок во главе с Англией и долларовый блок во главе с Соединенными Штатами.

Никогда еще капиталистический мир не видел кризиса подобной разрушительной силы. Во всех капиталистических странах появились огромные кладбища машин, растянувшиеся на десятки километров мертвые зоны фабрик и заводов с сотнями потухших фабричных труб, с заросшими травой рельсовыми путями. Сносились домны, затоплялись рудники. Сжигались посевы, вырубались плодовые деревья, уничтожались огромные массы сырья и продовольственных товаров.

К началу 1932 г. в капиталистических странах насчитывалось свыше 26 млн. безработных, не считая частично безработных, занятых лишь один-два дня в неделю. Огромная масса «лишних» рабочих рук образовалась в колониальных странах. Используя безработицу, монополисты неуклонно снижали заработную плату. Небывалых размеров достигло разорение мелких и средних крестьян, фермеров. Так, в США разорилось более 80% фермеров. Резко ухудшилось положение городской мелкой буржуазии и интеллигенции. Вот как описывает положение народа Стейнбек Д.Д. Стейнбек: «А потом на Запад потянулся разоренный люд - из Канзаса, Оклахомы, Техаса, Нью-Мексико, из Невады и Арканзаса. Потянулись семьями, кланами, согнанные с мест. ...Двадцать тысяч и пятьдесят тысяч, и сто тысяч, и двести тысяч. Они двигались потоком через горы, голодные, беспокойные как муравьи: спешили скорее добраться до работы - поднимать, носить тяжести, полоть, собирать, резать - все что угодно, любое ярмо, лишь бы заработать на хлеб. Дети голодают. Нам негде жить...

...Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсиновые горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которое приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.

И над страной встает запах гниения.

Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров - она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитывается гнилью.

Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно.

Люди приходят с сетями вылавливать картофель из рек, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева - тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго»Джон Стейнбек. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М.: Изд-во 'Правда', 1989. С. 245, 369..

Развернувшиеся во многих странах экономические выступления трудящихся перерастают в политические бои. В Испании в годы кризиса вспыхнула революция, острая политическая напряженность создалась в Германии, Италии, Японии, Польше и других капиталистических государствах. Росло национально-освободительное движение в колониях и полуколониях.

Правящие классы стремились найти средства и методы поддержания своего господства и вывода государства из кризиса. Возросло стремление к сильной власти, к авторитарным методам правления, усилилась тенденция к государственному вмешательству в экономику и социальные отношения, к ускорению развития государственно-монополистического капитализма. Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма протекало по двум основным направлениям: либо буржуазно-реформистскому, либо фашистскому типу.

Буржуазно-реформистские тенденции стали преобладать в эти годы в политике многих капиталистических государств. Наиболее полное воплощение они нашли в реформах правительства Ф.Рузвельта, вступившего в марте 1933 г. на пост президента США, которые получили название «Нового курса».

Теоретической основой «Нового курса» Рузвельт Ф.Ф. Рузвельта являлась теория английского экономиста Кейнс Д.Д. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики, «планирования хозяйства» и достижения «полной занятости рабочих».

Содержание «Нового курса» определялось 70 законодательными актами оздоровления промышленности и сельского хозяйства. Наиболее важные из них:

  1. Закон о восстановлении промышленности. Он устанавливал право государства вмешиваться в дела частных предпринимателей - определять объемы производства и инвестирования, уровень цен, длительность рабочего дня и т.п. Закон предусматривал крупные ассигнования на государственные работы: строительство авианосцев, сооружение дорог, расчистка трущоб. Были созданы трудовые лагеря для безработной молодежи.

    Этим же законом впервые закреплялись меры социальной защиты населения: право трудящихся на коллективный договор и организацию профсоюзов, запрещался детский труд, устанавливался минимальный уровень зарплаты и максимальный уровень рабочей недели.

  2. Чрезвычайные законы о банках (март 1933 г., июнь 1933 г.). Экспорт золота был запрещен. Банки были разделены на коммерческие и инвестиционные. Закон запретил спекуляционные операции, на которые пускались банкиры в погоне за сверхприбылями. При этом разорялась, в основном, основная масса вкладчиков, доверивших им свои деньги. Было введено государственное страхование вкладов в банках, банки получили государственные субсидии.

  3. Закон о создании гражданского корпуса сохранения ресурсов страны. Целью его была деятельность по сохранению экологического равновесия в стране: мелиорация, строительство и улучшение дорог и мостов, лесонасаждение, рытье прудов, сооружение плотин, насаждение лесозащитных полос, протянувшихся от границ Канады до Мексики.

  4. Закон о сельском хозяйстве. Правительство гарантировало выплату фермерских задолженностей, поднимались цены за счет искусственной инфляции, доллар перестал быть твердой валютой (в приказном порядке было предложено обменять все золото в стране на бумажные банкноты), были открыты кредиты сельскохозяйственным производителям, банкиров принудили к этому.

  5. Закон о трудовых отношениях, известный как закон Вагнера. Он закреплял за рабочими право на организацию, на вступление в избранный ими профсоюз, на заключение коллективного договора между выборными представителями рабочих и предпринимателем, на проведение стачек, пикетирование и использование других средств взаимной помощи рабочих. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в осуществление рабочими их прав, нанимать на работу штрейкбрехеров, преследовать активистов и т.п. Контроль за выполнением данного закона был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям.

  6. Закон о социальном обеспечении. Он впервые в истории США вводил государственную систему пенсий и пособий. Закон предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице. Был принят закон о снижении заработной платы федеральным служащим, членам конгресса.

Реформаторская деятельность правительства Рузвельта проходила в острой борьбе с монополистическими объединениями, наиболее серьезную оппозицию «Новому курсу» составляли промышленники Юга. Однако Рузвельт добился чрезвычайной консолидации нации, обращаясь к американскому народу и его историческим традициям.

В то же время во главе выполнения ряда программ были поставлены военные. Так, ни одно строительство не начиналось без рассмотрения и утверждения его военным ведомством. Руководителем программы о восстановлении национальной промышленности был поставлен ее разработчик генерал Джонсон Х.Х. Джонсон.

Добившись стремительного расширения государственной финансовой помощи промышленному и сельскохозяйственному производству, покончив со спекуляцией, разгулом рэкета и гангстеризма, президент Рузвельт за 100 дней добился заметного оживления экономики. Главным в действиях Рузвельта было то, что он восстановил силу государства и государственными методами спасал страну. «Он спасал страну законопроектами более большевистскими, чем любой закон, существовавший в советской России», - так писали тогда американские газеты. О Рузвельт Ф.Ф. Рузвельте говорили, что он подошел к капитализму с ножом не как палач, а как хирург. Важнейшим итогом «нового курса» явился необратимый характер усиления функций государства в экономических и социально-политических отношениях и серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

«Новый курс» способствовал развитию и укреплению государственно-монополистического капитализма в США.

Буржуазно-реформаторские тенденции стали преобладать в эти годы в практике и других капиталистических государств, где пришли к власти правительства, возглавляемые социал-демократическими лидерами (второе лейбористское правительство Макдональд Р.Р. Макдональда в Англии в 1929 - 1931 гг.; правительство Стаунинг Т.Т. Стаунинга в Дании 1932-1940 гг.; социал-демократические кабинеты в Швеции 1932-1976 гг.; в Норвегии в 1935-1965 гг. у власти Норвежская рабочая партия), формируются коалиционные кабинеты правительств «национального единения» (Бельгия, Голландия). Главное внимание уделялось ослаблению конфликтов между трудом и капиталом. К примеру, в Бельгии коалиционное правительство ввело 8-часовой рабочий день (впервые в капиталистической стране), 40-часовую рабочую неделю в тяжелой промышленности, приняло закон об оплачиваемых отпусках и др.

«Новый курс» Ф. Рузвельта стал классическим примером политики, которую осуществляла буржуазная партия. Классическим же примером политики реформ, проводившейся социал-демократическим правительством, стала деятельность правительства Швеции, заключавшаяся в широкой программе социальных реформ, государственном регулировании, - ограничении крупной частной собственности, увеличении государственного сектора в промышленности и на транспорте, поддержке рабочих организаций. Эти преобразования были характерны для большинства Скандинавских стран, что позволило западной печати говорить о «скандинавском социализме», о шведском «среднем пути» между капитализмом и коммунизмом.

Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, вызванное мировым экономическим кризисом, протекало и по фашистскому типу.

Так, в Германии экономический кризис расшатал политическую структуру Веймарской республики. Уже в декабре 1929 г. Имперский союз германских промышленников потребовал восстановления принципа «хозяина в своем доме» и снижения зарплаты, заявив, что это потребует диктаторских методов, так как рабочие партии в рейхстаге помешают принятию соответствующих законов. В 1930 г. на выборах в рейхстаг национал-социалистическая германская рабочая партия получила 6,5 млн. голосов и стала второй (после СДПГ - 8 млн. голосов) фракцией в парламенте. Коммунистическая партия собрала 5,3 млн. голосов. Успех фашистской партии объясняется привлекательностью ее программы «национального социализма», которая претендовала на представительство интересов всего народа. Она включала требования:

  • освобождения среднего сословия от «процентного рабства» и «произвола монополий», немедленной муниципализации универсальных магазинов с выделением прилавков для мелких лавочников;

  • отчуждения помещичьих земель в общее пользование и отмены земельной ренты для крестьян;

  • национализации трестов, уничтожения нетрудовых доходов, участия рабочих в прибылях предприятия;

  • социального обеспечения по старости;

  • улучшения системы образования; создания народной армии;

  • ликвидации Версальского мира, возвращения Германии колоний и создания «Великой Германии».

В 1930 г. рабочих в НСДАП было около 20%, значительную часть ее составляла молодежь в возрасте от 18 до 25 лет (в некоторых организациях до 50%).

В обстановке политического и экономического кризиса, под давлением монополистических кругов 30 января 1933 г. президент ГиндебургГинденбург назначил Гитлер А.А. Гитлера рейхсканцлером. Рейхстаг был распущен, назначены новые выборы. НСДАП заранее приняла меры по созданию аппарата насилия: созданы штурмовые отряды (СА), их численность к 1933 г. составила более 500 тыс. человек; охранные отряды - более 50 тыс. человек.

Незадолго до выборов, 27 февраля 1933 г., фашисты организовали провокацию, подожгли здание рейхстага, обвинив в этом коммунистов. Несмотря на террор, 5 марта 1933 г. около 5 млн. избирателей голосовало за коммунистов и более 7 млн. - за социал-демократов, гитлеровцы собрали 17 млн. голосов, что составляло 43,7%, однако не получили большинства в рейхстаге. Тогда они аннулировали 81 мандат депутатов-коммунистов, а 14 марта коммунистическая партия была объявлена вне закона, начались аресты коммунистов; май 1933 г. - распущены профсоюзы и другие массовые организации; июнь 1933 г. - лидеры социал-демократической партии и профсоюзов брошены в концентрационные лагеря; июнь-июль 1933 г. - самораспустились буржуазные партии; июль 1933 г. - опубликован закон о запрещении образования новых политических партий. Органы НСДАП стали выполнять государственные функции. Пресса поставлена под контроль фашистских чиновников. На основании закона об унификации политического режима был создан институт наместников правительства в землях (руководители нацистских партийных организаций).

Социально-экономическая перестройка экономики заключалась в жесткой централизации государственного руководства экономикой. Генеральным советом немецкого хозяйства в принудительном порядке были объединены предприниматели и предприятия промыслового хозяйства. Для руководства сельским хозяйством создано Имперское сословие продовольствия, объединившее всех занятых в сельскохозяйственном производстве в единую организацию (порядка 12 млн. человек, т.е. практически все население сельской местности). Внешне «Имперское сословие» выглядело как своеобразная форма крестьянского самоуправления. Оно имело «крестьянский совет» при «крестьянском фюрере», агротехнические и экономические консультативные органы и т.д. Структура этой организации в сочетании с различными мерами регулирующего характера позволяла спасти от разорения ту или иную группу крестьян или кооперативов, обеспечив им путем субсидий стабильный уровень существования. Однако крестьяне всех категорий были подчинены строжайшей регламентации. Они не могли, к примеру, распоряжаться произведенными продуктами (их надлежало сдавать в обязательном порядке государству по твердым ценам). Не имели крестьяне и права решать вопрос о специализации своего хозяйства.

Под контролем нацистской партии был создан «немецкий трудовой фронт», в состав которого входили рабочие, служащие, предприниматели. Фашизм стремился привить народным массам представление, будто установление фашистских порядков приводит к замене строя эксплуатации «единством нации», «национальным сотрудничеством». В 1936 г. был принят 4-летний план развития экономики Германии, в соответствии с которым 4/5 всех инвестиций направлялись в тяжелую и военную промышленность.

Таким образом, нацистская партия в Германии сосредоточила в своих руках всю полноту власти в системе государственно-монополистического регулирования всех сфер экономики, ликвидировала демократические права и свободы, создала механизм «тыла» в целях подготовки агрессивной войны.

В 30-х гг. фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства в четырех странах: Германии, Италии, Португалии и Испании. В ряде государств - Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Югославии - фашистские партии и организации входили в состав профашистских правительств и военно-монархических диктатур. В других странах фашистское движение имело влияние на определенную часть населения, и ряд представителей фашистской партии входили и в местные и центральные органы власти (Дания, Нидерланды, Финляндия).

В основе идеологии германского фашизма лежали идеи социал-дарвинизма, расизма, антисемитизма и антикоммунизма.

Социал-дарвинизм представлял собой попытку перенести открытие Дарвин Ч.Ч. Дарвина из области животного мира на человеческое общество. Пропагандируя культ насилия, фашизм распространял представление о том, что естественным состоянием человечества, которое состоит из сильных (высших) и слабых (низших) рас, является война. Весь процесс развития человечества фашизм рассматривал по углом зрения борьбы наций и рас. Социал-дарвинизм широко использовался в других капиталистических странах как разновидность политики, не признающей границ и каких-либо других ограничений. Теория эта особенно импонировала Соединенным Штатам Америки.

В Германии социал-дарвинизм с его оправданием власти сильного, действующего по законам природы, послужил источником вдохновения так называемого пангерманского движения, придерживающегося идеи закономерности расширения «жизненного пространства» нации, располагающей к этому возможностью и желанием. Так родилась геополитическая идея расширения «жизненного пространства» немцев за счет слабых, обескровленных кризисом европейских государств, а затем и России, располагающей огромным природным потенциалом. В конечном итоге идея эта вдохновляла и оправдывала жизненный интерес Германии, выражающийся в установлении господства над всем миром.

Нарастание противоречий между крупнейшими странами мира, острые социальные последствия мирового экономического кризиса способствовали обострению международной обстановки, дали толчок милитаризации экономики и возникновению первых очагов Второй мировой войны.

На Дальнем Востоке активизировался японский империализм, стремившийся превратить всю Восточную Азию в подвластную Японии территорию. В сентябре 1931 г. Япония начала вооруженный захват Северо-Восточного Китая. В марте 1932 г. провозгласила образование «Независимого Маньчжурского государства» - Маньчжоу-Го во главе с китайским императором, свергнутым революцией 1911-1913 гг. В начале 1933 г. Япония направляет войска в северные провинции Внутреннего Китая. После протеста Лиги Наций Япония в 1933 г. вышла из ее состава. Так возник очаг военной опасности на Дальнем Востоке.

В Европе крайне агрессивную внешнюю политику начала проводить нацистская Германия, которая в 1933 г. также вышла из Лиги Наций. Правящие круги западных стран оказывали ей поддержку, рассчитывая, что ее военная активность может быть ограничена борьбой против Советского Союза. Так, английская газета в конце 1933 г. писала: «Молодые, сильные германские нацисты охраняют Европу от коммунистической опасности... Если Германия получит в Западной России дополнительную территорию, в которой она нуждается, проблема Польского коридора может быть решена без затруднений. Отвлечение резервов энергии и организационных способностей Германии в большевистскую России... возможно, вновь привело бы к расцвету мировой торговли. Этим путем нужда Германия в экспансии была бы удовлетворена, а растущая угроза, омрачающая в настоящее время горизонт, была бы устранена навсегда».

Исходя из данных посылок, западные государства потворствовали нацистской Германии. Об этом говорят следующие факты.

Июнь 1933 г. - в Риме подписан «Пакт согласия и сотрудничества четырех держав - Великобритании, Германии, Франции и Италии».

Октябрь 1933 г. - Германия вышла из Лиги Наций.

1934 г. - германо-польский пакт о ненападении.

1934 г. - англо-германское соглашение на увеличение Германией армии и флота.

1935 г. - Германия заявляет об отказе от военных статей Версальского договора, принимает декрет о введении всеобщей воинской повинности и заявляет о создании военной авиации. В этом же году англо-германское морское соглашение, позволившее Германии увеличить тоннаж ее военного флота в 4 раза и предоставившее право на увеличение подводного флота до размеров подводного флота Британской империи. Данное соглашение также являлось нарушением Версальского договора.

1936 г. - Германия вводит войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Вводом войск в эту зону Гитлер А.Гитлер нарушил как Версальский, так и Локарнский договоры, запрещавшие содержать в этой зоне воинские части и строить военные сооружения. Франция и Англия ответили лишь устным протестом.

1936-1937 гг. - Германия совместно с Италией предпринимает интервенцию против Испанской республики.

1936 г. - убедившись в пассивности западных держав, в октябре Германия и Италия подписывают в Берлине соглашение о разграничении сфер влияния на Балканах и в бассейне Дуная. В соглашении Германия признавала захват Италией Абиссинии (Эфиопии).

Ноябрь 1936 г. - подписание пакта между Германией и Японией, известного в истории как Антикоминтерновский пакт, так как официально борьба против «коммунистической опасности» объявлялась главной целью этого блока. В ноябре 1937 г. к пакту примкнула Италия. Одновременно с Антикоминтерновским пактом было подписано секретное соглашение о взаимопомощи в случае военных действий против СССР и других стран. Так был оформлен блок, известный под названием «Ось Берлин-Рим-Токио».

Март 1938 г. - Германия оккупирует Австрию.

Сентябрь 1938 г. - в Мюнхене Германия, Англия, Италия и Франция подписывают соглашение о передаче Германии Судетской области и пограничных с ней районов. В результате Чехословакия потеряла 1/5 своей территории, на которой проживало около четверти ее населения, половину тяжелой промышленности и мощные оборонительные сооружения.

Англия, Франция и Германия подписывают декларацию, в которой договаривающиеся стороны берут обязательства никогда не вести войну друг против друга. 30 сентября в Мюнхене и 6 декабря 1938 г. в Париже эти декларации, равносильные пактам о взаимном ненападении, были подписаны соответственно между Англией и Германией, Францией и Германией. Суть Мюнхенского сговора выразил бывший президент США Гувер Г.К.Гувер: «Я убежден, что ни Германия, ни другие фашистские государства не желают войны с западными демократиями, пока эти демократии не мешают продвижению фашизма на Восток».

В период Мюнхенского кризиса, используя благоприятную международную обстановку, Япония предъявила территориальные претензии СССР в районе озера Хасан, начав военные действия. 29 июля 1938 г. путь агрессорам преградили советские войска под командованием Блюхер В.К.В.К. Блюхера. 9 августа территория Советского Союза была полностью очищена от захватчиков.

В марте 1939 г. Германия оккупирует всю Чехословакию и порт Клайпеду (Мамель). В апреле начинается война Италии против Албании. Германия разрабатывает план «Вейса», предусматривающий нападение на Польшу «в любое время начиная с 1 сентября 1939 г.». 28 апреля Гитлер заявил о расторжении польско-германского морского соглашения.

22 мая между Германией и Италией был подписан военный союз («стальной пакт»). 23 мая фюрер провел совещание руководящего состава вооруженных сил Германии, на котором говорил: «Польский вопрос обойти невозможно; остается лишь одно решение - при первой подходящей возможности напасть на Польшу».

Эти события вынудили английское и французское правительства объявить о своих гарантиях Польше, Румынии, Греции, Турции. Устанавливаются контакты с СССР.

На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР произошло некоторое изменение приоритетов. Главной во внешней политике стала задача обеспечения благоприятных международных условий для построения социализма в СССР. Деятельность Коминтерна с этого времени начинает отходить на второй план по сравнению с линией Наркомата иностранных дел, решающего эту задачу. Во главе Наркомата был поставлен Литвинов М.М.М.М. Литвинов, известный своими симпатиями к западным демократиям.

Были урегулированы отношения и подписаны соглашения с ближайшими соседями: Прибалтикой, Польшей, Румынией, Турцией и Персией, - предусматривающие отказ от применения силы при рассмотрении территориальных претензий.

В это же время укрепляются связи СССР с развитыми капиталистическими государствами Европы. В 1929 г. удалось восстановить нормальные отношения с Великобританией, а в 1932 г. было подписано советско-французское соглашение о ненападении. Однако эти ведущие страны Запада не соглашались пойти на расширение экономических связей с СССР.

До прихода Гитлер А.Гитлера к власти в 1933 г. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе продолжала оставаться Германия.

В условиях экономической и политической изоляции СССР в 20-е гг. советско-германские отношения стали приоритетными во внешней политике СССР. Результатом стало заключение целого ряда договоров между Советской Россией и Германией, затрагивающих экономические, политические и военные взаимоотношения. До 1926 г. военное сотрудничество держалось в тайне. Наряду с созданием смешанных русско-германских предприятий и концессий на территории СССР создавались замаскированные под них военно-промышленные предприятия, на которых выполнялись и немецкие военные заказы. Наиболее удачным оказалось сотрудничество с «Юнкерсом»: к 1925 г. авиационный завод в Филях, на котором по договору с фирмой осваивалось производство цельнометалличе-ского самолета, превратился во флагман советского самолетостроения. Плодотворным было и сотрудничество с «Круппом».

Другим важным направлением «военно-технических контактов» являлась деятельность военно-учебных центров. В 1924-1928 гг. на территории СССР были организованы учебные центры рейхсвера: летная школа под Липецком, танковая станция под Саратовом. В сентябре 1925 г. советские командиры во главе с членом РВС СССР, помощником начальника штаба РККА Тухачевский М.Н.М.Н. Тухачевским впервые присутствовали на маневрах рейхсвера. После 1925 г. взаимный обмен и посылка на маневры и крупные учения военных делегаций из высшего командования армий обеих стран стали регулярными. Известно, что помимо Тухачевского на маневрах рейхсвера в Германии присутствовали Уборевич И.П.И.П. Уборевич, Якир И.Э.И.Э. Якир, Мерецков К.А.К.А. Мерецков, Егоров А.И.А.И. Егоров, Эйдман Р.П.Р.П. Эйдман и др. Более того, до 1930 г. Германия была, пожалуй, единственной страной,чьи офицеры участвовали в крупных осенних маневрах Красной Армии.

Однако значительного, как это представляла себе советская сторона, наращивания взаимного, главным образом военно-промышленного, сотрудничества не произошло. Немецкая сторона объясняла невозможность увеличить объемы военно-промышленной помощи опасениями утечки информации в страны Антанты. Инфляция в Германии, изменение экономической ситуации в Советском Союзе, которое свело на нет фактор дешевой рабочей силы, ужесточение надзора за немецкими специалистами со стороны ГПУ не могли не отразиться на атмосфере этого сотрудничества. Имели также место взаимное недоверие и даже открытая неприязнь между специалистами обеих сторон, непосредственно взаимодействовавшими друг с другом. Неоднозначно военное сотрудничество воспринималось и в тех советских кругах, от которых зависело его продолжение, замедление или свертывание (в первую очередь руководителем советского военного ведомства Ворошилов К.Е.К.Е. Ворошиловым). Правительство Германии, до 1927 г. не вмешивающееся в эту область взаимоотношений с Советской Россией, считавшуюся прерогативой руководства рейхсвера, сделало официальное заявление о продолжении этого сотрудничества на легальной базе.

Однако с 1928 г. в условиях начавшегося свертывания в СССР новой экономической политики, стремительного нарастания недоверия, а зачастую и открытой враждебности к иностранным специалистам довольно остро встал вопрос о целесообразности продолжения военного сотрудничества и контактов между Красной Армией и рейхсвером. Была создана даже комиссия Политбюро ЦК ВКП (б) по этому вопросу. К этому времени уже осуществлялись взаимное участие наблюдателей на маневрах, посылка комсостава РККА на стажировку в военную академию и даже обмен разведданными по некоторым вопросам.

Военное сотрудничество продолжалось до середины 1933 г. и было свернуто с приходом к власти в Германии Гитлер А.А. Гитлера.

Следует, однако, подчеркнуть, что особую роль в милитаризации Германии сыграли США. Германии были предоставлены монополистами США миллиардные кредиты в рамках плана Дауэс У.Дауэса. Кредиты эти позволили осуществить реконструкцию тяжелой промышленности Германии и усилить ее военный потенциал.

Принятый в январе 1930 г. по настоянию США так называемый план ЮнгЮнга, представлявший собой новый репарационный план для Германии, освободил германский финансовый капитал от контроля Англии и Франции и позволил ему неограниченно наращивать военный потенциал Германии. Целых 70% из суммы в 21 млрд. марок, притекших в германскую экономику до середины 1930 г. в форме государственных кредитов и частных инвестиций, поступили из американских источников.

В 1933-1936 гг. стали намечаться контуры системы коллективной безопасности, консолидации борцов с фашизмом. Советский Союз выступил первым с инициативой сохранения мира и предотвращения агрессии. В феврале 1933 г. он внес на рассмотрение конференции по разоружению проект Декларации об определении нападающей стороны. Проект содержал перечень действий государств, совершение которых должно было быть признано как нарушение мира и агрессия.

Идея создания системы коллективной безопасности встречала поддержку у многих политических руководителей Европы. Так, выявилась близость позиций с рядом влиятельных деятелей Франции - Барту Л.Л. Барту, Бонур Ж.П.Ж. Полем Бонуром, Эррио Э.Э. Эррио. К попыткам создать систему коллективной безопасности подключились король Югославии и министр внутренних дел Румынии, ряд политических деятелей Англии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, в 1933 г. были установлены дипломатические отношения Советского Союза и США, в 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи.

Созданию единого фронта противодействия фашизму мешал серьезный раскол демократических и левых сил в капиталистических странах Европы. Этому способствовала также тактика Коминтерна, в документах которого указывалось, что «социал-демократия, в моменты для капитализма критические, нередко играет фашистскую роль». Данные установки были пересмотрены только на VII Конгрессе Коминтерна (1935 г.). Известную часть вины за приход фашистов к власти Коминтерн возложил и на сами коммунистические партии, которые допустили ряд серьезных ошибок в борьбе за массы. Вторая половина 30-х гг. характеризовалась заметным подъемом международного рабочего и демократического движения. Во многих странах сложилось взаимодействие коммунистов и социал-демократов, всех антифашистских сил. Во Франции, Испании, Чили такое единство выражалось в форме широких блоков на антифашистской платформе. Здесь был поставлен заслон фашизму.

В 1936 г. в Брюсселе состоялся Международный конгресс мира. В его работе участвовали 4,5 тыс. делегатов из 35 стран, представляющие 750 национальных и 40 международных организаций. Конгресс выработал единую платформу миролюбивых сил. Во время гражданской войны и итало-германской интервенции в Испании (за время войны в Испанию прибыло более 200 тыс. итальянских и немецких солдат) антифашистские организации оказывали республиканцам Испании большую помощь: из 54 стран мира отправились добровольцы численностью свыше 50 тыс. человек, проводилась широкая международная кампания по сбору и доставке материальных средств, вывоз испанских детей и раненых и др. Англия, Франция, США и другие государства Запада заключили соглашение (август 1936 г.) о невмешательстве в испанские дела. Однако на заключительном этапе войны французское правительство летом 1938 г. закрыло франко-испанскую границу, а Комитет по невмешательству принял решение вывести всех иностранных добровольцев из Испании. Выведены были интернациональные бригады, а регулярные итало-германские воинские части остались. Наконец, правительства Англии и Франции официально признали фашистское правительство Франко.

Советский Союз был единственным государством, последовательно защищавшим законные права и интересы республиканской Испании. Он предоставил Испании кредит на сумму 85 млн. долларов, поставлял оружие, оказывал большую помощь по линии Красного Креста. Десятки пароходов с продовольствием, медикаментами, одеждой отправлялись Испанской республике. По всей стране шел сбор средств для Испании. Но усиление блокады республики затрудняло помощь Испании.

В марте 1938 г., когда немецко-фашистские войска вступили в Австрию, только Советский Союз осудил агрессора. Безнаказанность агрессии поощряла Германию к новым захватам.

В условиях обострения международной обстановки в конце 30-х гг. и развертывании военных действий фашистской Германии Советское руководство занимает четкую и недвусмысленную позицию. Когда нависла угроза агрессии над Чехословакией, правительство СССР предложило Франции начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР Франции и Чехословакии для обсуждения конкретной помощи Чехословакии. Предлагалось также созвать международную конференцию в защиту Чехословакии и обратиться в Лигу Наций для воздействия на агрессора. Ответа со стороны Франции и Чехословакии не последовало.

26 апреля 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин М.И.М.И. Калинин сделал заявление, в котором говорилось о готовности СССР выполнить свои обязательства, прийти на помощь Чехословакии, не дожидаясь Франции. Нарком иностранных дел СССР Литвинов М.М.М.М. Литвинов 22 августа 1938 г. известил посла Германии в Москве ШуленбургШуленбурга, что если дело дойдет до войны, то Советский Союз поддержит Чехословакию, «сдержит свое слово и сделает все, что в его силах». Были приняты меры военного характера: к Западной границе подтянуто 30 дивизий, введены танковые соединения и авиация, части пополнены резервистами. Большую роль в отражении агрессии могло сыграть и советско-чехословацкое военное сотрудничество. По основным параметрам чехословацкие танки в 1938 г. превосходили немецкие. Чехословацкая армия располагала значительным количеством первоклассной артиллерии (после оккупации Чехословакии немцы захватили 2675 орудий всех типов). Ведущие чехословацкие автозаводы выпускали автомобили повышенной проходимости, которые считались по тому времени самыми современными, - удельный вес военной промышленности Чехословакии на мировом рынке оружия составлял 40%.

Согласно германскому плану «Грюн», в операциях против Чехословакии предусматривалось использование 30 дивизий, в то время только Чехословакия имела 45 дивизий (свыше 2 млн. человек), 1582 самолета, 469 танков; на границе с Германией имелись мощные пограничные укрепления, не уступавшие французской линии Мажино. Совместные выступления СССР, Франции, Англии грозили для Германии военной катастрофой. Однако западные союзники, заключив Мюнхенскую сделку о разделе Чехословакии, обязали ее отказаться от договора с СССР. И чехословацкое правительство, отвергнув советскую военную помощь, капитулировало.

Весной 1939 г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств Советское правительство обратилось к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советское правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

    1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

    2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

    3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

Английские же гарантии безопасности распространялись лишь на Польшу и Румынию, ввиду чего северо-западные границы СССР со стороны Финляндии, Эстонии, Латвии оставались неприкрытыми.

2 июня 1939 г. Советское правительство передало правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

Глава французского правительства не мог не признать предложения советской стороны логичными. Под давлением все растущей критики со стороны различных общественных слоев Англии по поводу медленного хода переговоров в Москву был направлен всего лишь чиновник Министерства иностранных дел, бывший ранее советником английского посольства в СССР.

Английские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию.

Англичане и французы всячески затягивали переговоры: с момента поступления первого английского предложения, т.е. 15 апреля, прошло 75 дней; из них Советскому правительству потребовалось на подготовку ответов на различные английские проекты и предложения 16 дней, а остальные 59 дней ушли на задержку и проволочки со стороны англичан и французов.

Правительства Англии и Франции считали свои контакты с СССР прежде всего средством давления на Германию. Германский посол в Лондоне Дирксен Э.М.Дирксен констатировал, что «Англия хочет посредством вооружений и приобретения союзников усилиться и поравняться с «осью», но в то же время она хочет попытаться путем переговоров прийти к полюбовному соглашению с Германией».

Американский поверенный в делах во Франции Вильсон Г.Вильсон писал в госдепартамент 24 июня 1939 г. о сложившемся у него впечатлении, что, возможно, готовится второй Мюнхен, на этот раз за счет Польши.

14 июля Ллойд Дж.Ллойд Джордж в беседе с советским полпредом в Лондоне критиковал политику английского правительства, выражая большое беспокойство относительно хода и перспектив англо-советских переговоров. По его словам, чемберленовская клика не может примириться с идеей пакта с СССР против Германии.

18 июля, а затем снова 21 июля 1939 г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлен Н.Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром ВольтатВольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринг Г.Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии ХадсонХадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».Панкратова М., Сиполс В. Почему не удалось предотвратить войну. Московские переговоры СССР, Англии и Франции. 1939 г. (Документальный обзор). М.: Изд-во АПН, 1970. С. 74.

29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

В июле 1939 г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

3 августа 1939 г. Вильсон Г.Вильсон имел встречу с германским послом в Лондоне Дирксен Э.М.Дирксеном. Излагая содержание предложенной английской программы переговоров, Дирксен писал: «...Англо-германское соглашение, включающее отказ от нападения на третьи державы, начисто освободило бы британское правительство от принятых им на себя в настоящее время гарантийных обязательств в отношении Польши, Турции и т.д.»Панкратова М., Сиполс В. Почему не удалось предотвратить войну. Московские переговоры СССР, Англии и Франции. 1939 г. (Документальный обзор). С. 86..

Как видно из приведенных документов, английское правительство в случае достижения англо-германского соглашения было готово сразу же прекратить переговоры с Советским правительством, а также отказаться от своих гарантий странам Восточной Европы, благословляя гитлеровцев на продолжение их «Дранг нах Остен».

В это же время Германия активизировала проникновение в Прибалтийские государства. Летом 1939 г. состоялись тайные визиты в Эстонию и Финляндию начальника штата германской армии генерала Гальдер Ф.Гальдера и главы германской военной разведки адмирала Канарис Ф.В.Канариса. В период англо-франко-советских переговоров были подписаны договоры между Германией и Эстонией, Германией и Латвией.

25 июля 1939 г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

Однако английские и французские военные представители прибыли в Москву только 11 августа.

Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во в главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошилов К.Е.Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников Б.М.Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов Н.Г.Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов А.Д.Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА СмородиновСмородинов.

В состав английской делегации входили адмирал ДраксДракс, маршал военно-воздушных сил Англии БарнетБарнет и генерал-майор ХейвудХейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал ДуменкДуменк, командир 3-й авиационной дивизии генерал ВаленВален, профессор Военно-морской школы ВийомВийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Бек Ю.Ю.Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939 г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками ... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

На 23 августа 1939 г. в Англии была назначена встреча Геринг Г.Геринга и Чемберлен Н.Чемберлена.

Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

Безрезультатность московских переговоров, Мюнхенское соглашение западных стран с фашистами, подталкивание гитлеровской агрессии на Восток, тайные англо-германские переговоры в Лондоне на основе предложенной Англией глобальной программы разрешения англо-германских противоречий: заключение пакта о ненападении и невмешательстве в дела друг друга, возвращение Германии колоний, признание Восточной и Юго-Восточной Европы сферой интересов Германии, раздел мировых экономических рынков, таких, как Китай, Британская империя, Советский Союз и др., - ставило нашу страну в условия международной изоляции. Возросла военная угроза и с Востока, где японские милитаристы вновь предприняли акт агрессии.

Уже в конце 1938 - начале 1939 гг. многочисленные ведомства рейха, в том числе такие, как «научно-исследовательские институты» Розенберга, министерство пропаганды и военная разведка, занимались планами присоединения Украины и других областей Советского Союза.

В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

После захвата Австрии и особенно Чехословакии гитлеровский вермахт резко вырвался вперед в смысле военно-технического оснащения по сравнению со всеми другими армиями. Ведь Чехословакия была крупнейшим экспортером оружия. И все это оказалось в распоряжении Гитлера. Превосходство вермахта стало бесспорным. Гитлер А.Гитлер писал Муссолини Б.Муссолини: «...Польская армия будет разбита в кратчайшие сроки. Я сомневаюсь, что возможно было бы добиться такого успеха через год или два».

Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939 г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотов В.М.Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон ШуленбургШуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

15 августа Риббентроп И.Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталин И.В.Сталину Гитлер А.Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майский И.М.Майского с Черчилль У.Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

«С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя». Позже Черчилль писал о договоре : «Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».Черчилль У. Вторая мировая войта. Т. 1. М.: Воениздат, 1955. С. 357-258.

Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но они базируются, на наш взгляд, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

Заключение подобного договора позволяло СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта, давало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. Фашистские государства, встав на путь агрессии, угрожали территориальной целостности, независимости и даже самому существованию многих стран и народов. Фашизм стал главной опасностью для всех прогрессивных, демократических, свободолюбивых сил.

© Центр дистанционного образования МГУП