Московский государственный университет печати



         

История Отечества. Часть 2

Лекции для студентов



История Отечества. Часть 2
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Замечания к электронному изданию

1.

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.Автор - А.В.Демидов

1.1.

Основные черты социально-экономического и политического развития страны Западной Европы и США

1.2.

Россия в системе мировых связей на рубеже XX века. Первая русская революция 1905-1907 гг.

1.3.

Участие России в Первой мировой войне. Первая мировая война и ее итоги

2.

Россия в период революционного перелома в 1917 г.Автор - Г.И. Ускова

2.1.

Обстановка в стране после победы Февральской буржуазно-демократической революции

2.2.

Политические партии в условиях двоевластия

2.3.

Созревание общенационального кризиса в стране. Приход большевиков к власти

3.

Россия в первый год Советской власти (октябрь 1917 г. - май 1918 г.)Автор - И.Ю. Заорская

3.1.

Политическая борьба в стране в конце 1917 г. - начале 1918 г.

3.2.

Учредительное собрание

3.3.

Первые социально-экономические результаты Октябрьской революции

3.4.

Выход Советской России из мировой войны

4.

Гражданская война в России (1918-1920 гг.)Автор - А.А. Столяров

4.1.

На фронтах гражданской войны

4.2.

По обе стороны огненного кольца

5.

Социально-экономическое развитие СССР в 20-30-е годыАвтор - А.В. Демидов

5.1.

Нэп и форсированное строительство социализма

5.2.

Внутрипартийная борьба

5.3.

Итоги довоенных пятилеток

6.

Советский союз и международные отношения в 20-30-е годыАвтор - М.В. Зотова

6.1.

Внешнеполитическая изоляция (РСФСР - СССР) и ее преодоление

6.2.

Мировой экономический кризис и его социально-экономические последствия

6.3.

Обострение политического кризиса в международных отношениях в преддверии войны

6.4.

Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности

7.

СССР в годы Великой Отечественной войныАвтор - А.В. Демидов

7.1.

Укрепление обороноспособности страны накануне войны

7.2.

Причины, характер, основные этапы Великой Отечественной войны

7.3.

Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны

8.

Послевоенное устройство мира. Экономическое и социально-политическое развитие СССР (1945-1953)Автор - И.А. Панова

8.1.

Изменения в мире в послевоенный период. Причины и характер «холодной войны»

8.2.

Советский Союз в первое послевоенное десятилетие

Указатели
611   именной указатель

Вторая мировая война завершилась победой СССР и его союзников. С 17 июля по 2 августа 1945 г. (с двухдневным перерывом 26-27 июля, связанным с парламентскими выборами в Англии) состоялась Берлинская (Потсдамская) конференция, на которой руководители трех великих держав подписали документ эпохального значения - Потсдамское соглашение: это был своеобразный международный вердикт, вынесенный фашизму и подведший итоги Второй мировой войны. Потсдамское соглашение, определившее послевоенное устройство мира и создание новых границ, стало международно-правовым выражением победы над фашизмом.

Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, был создан Международный военный трибунал. Он начал свою работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением приговоров главным военным преступникам (к смертной казни через повешение были приговорены Геринг Г.Геринг, Риббентроп И.Риббентроп, Кейтель В.Кейтель, Кальтенбруннер Э.Кальтенбруннер, Розенберг А.Розенберг, Франк Г.Франк, Фрик В.Фрик, Штрейхер Ю.Штрейхер, Заукель Ф.Заукель, Йодль А.Йодль, Зейс-Инкварт А.Зейс-Инкварт, Борман М.Борман - заочно).

Созданный в соответствии с договоренностями на конференции в Потсдаме Совет министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (СМИД) разработал тексты мирных договоров с государствами - союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией и Румынией. После рассмотрения их Парижской мирной конференцией (29 июля - 15 октября 1946 г.) и согласования ряда статей на сессии СМИД в Нью-Йорке (4 ноября - 11 декабря 1946 г.) эти договоры 10 февраля 1947 г. были подписаны.

В договорах отмечалось, что состояние войны прекращается и что каждая из стран, с которой заключается договор, получит поддержку при приеме в ООН. В политических статьях этих договоров содержались обязательства не допустить возрождения и деятельности фашистских организаций, выдать военных преступников. Мирные договоры зафиксировали территориальные изменения. Италия сохранялась в основном в границах на 1 января 1938 г. Небольшие ее территории были переданы Франции, Югославии (восточная часть Юлийской Крайны). Западная часть Юлийской Крайны с городом Триест была выделена в свободную территорию Триест. В 1954 г. при одобрении ООН эта территория была поделена между Югославией и Италией. Советско-финская граница сохранялась по состоянию на 1 января 1941 г. Однако область Петсамо (Печенга) возвращалась СССР. Вместо полуострова Ханко Финляндия предоставляла СССР в аренду Порккала-Удд (от аренды этого района СССР досрочно отказался в 1955 г.). Северная Трансильвания из состава Венгрии передавалась Румынии. Граница между Румынией и СССР проходила по линии, зафиксированной соглашениями этих стран от 28 июня 1940 г.

Ряд статей предусматривал ограничение вооруженных сил государств, подписавших эти договоры, и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике стран-победительниц. Что касается репараций со стороны Венгрии и Румынии, они составили символическую сумму - 1/25 ущерба, причиненного Советскому Союзу этими странами.

Подписание мирных договоров стало важным шагом в послевоенном урегулировании международных отношений. Однако такого рода сотрудничество явилось последней совместной крупной акцией союзников по антигитлеровской коалиции.

Вторая мировая война привела к серьезным геополитическим изменениям. Изменилась карта мира, в первую очередь, карта Европы. Ряд стран Восточной (Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия), Центральной (часть Германии - ГДР) и Южной (Албания, Югославия) Европы встали на путь демократического развития, ликвидировав тем самым географическую изоляцию Советского Союза и сделав невозможным осуществление идеи создания вокруг СССР так называемого «санитарного кордона». Претерпели крупные изменения экономика и политика бывших союзных держав. Усиление СССР и США в качестве двух мировых лидеров, упрочение в этих странах экономических и политических позиций сил, заинтересованных в развитии военно-промышленных комплексов, привело к обострению отношений между ними, к навязанной гонке вооружений и усилению борьбы за сферы влияния.

Перенесшие тяготы самой разрушительной мировой войны (до сих пор число жертв в этой войне окончательно не установлено, во всяком случае, это далеко за 50 млн.) вправе были рассчитывать на утверждение в мире новой организации международных отношений, основанных на иных демократических началах и международном праве. Такая цель, в частности, была поставлена перед Организацией Объединенных Наций (ООН), созданной 25 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (представлено было 50 государств). День вступления в силу Устава ООН 24 октября стал считаться Днем Объединенных Наций.

Как показали дальнейшие события, надежды на ООН не оправдались. Сразу же по создании ООН становится ареной столкновения по различных вопросам, в первую очередь между США и СССР. Стало очевидным, что бывшие союзники по антигитлеровской коалиции каждый по-своему формирует стратегию и тактику поведения на международной арене. Мир вступал на тропу «холодной войны», сопровождавшейся невиданной до сих пор гонкой вооружений и безумной пропагандой и контрпропагандой.

В общественном мнении до сих пор существует довольно неоднозначное объяснение причин «холодной войны». Основная вина за развязывание «холодной войны» возлагается на США. Действия СССР квалифицируют лишь как реакцию на провокацию со стороны США. Считается, что «холодная война» не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом на алтарь победы. Сталин прекрасно понимал реальное соотношение сил и поэтому вел себя с максимальной осторожностью.

Согласно другой точке зрения, основная вина за «холодную войну» лежит на Сталине. Указывается на «хозяйничанье» СССР в Восточной Европе, стремление Советского Союза упрочить свои позиции в Иране (попытки создания совместных советско-иранских нефтяных компаний, поддержка сепаратистских движений курдов и азербайджанцев), провоцирование войны в КорееСогласно некоторым источникам, Сталин 'подтолкнул' Северную Корею пересечь 38-ю параллель в июне 1950 г., что стало причиной 'корейского конфликта'., жесткая идеологическая риторика и т.д.

Но существует и третья точка зрения. Стремления или даже готовности к ведению крупной войны не было ни у Сталин И.В.Сталина, ни у Трумэн Г.Трумэна. Но было другое - стремление закрепить те сферы своего влияния в мире, которые стали итогом второй мировой войны.

Геополитическая ситуация складывалась таким образом: СССР доминировал в Восточной Европе, США - в Западной. Но постепенно стало выясняться: «доминирование» оказалось иллюзорным. Развитие восточноевропейских стран все более связывалось с поисками своих национальных путей к социализму. С 1946 г. уже было ясно, что Восточная Европа легко может выйти из-под контроля СССР. Таяло влияние и США в Западной Европе (победа коммунистов на выборах во Франции, Италии; недовольство европейских народов пребыванием в их государствах американских солдат, стремление к самостоятельности в экономической политике и т.д.). Развитие стран Западной Европы не могло не тревожить американцев. США и СССР все более становились не только противниками, но и строителями такой системы международных отношений, которая дисциплинировала бы союзников и закрепляла бы за США и СССР статус «сверхдержав». Создается так называемая блоковая система отношений. В 1949 г. США под своим началом создают Североатлантический Союз (НАТО), в ответ на это СССР с 1955 г. создает так называемый Варшавский Договор с его политическими, экономическими и военными принципами.

Рассмотрим несколько подробнее линию этого развития. В послевоенном развитии страны Восточной Европы прошли несколько этапов:

    1) этап народно-демократических революций, который продолжался 2-3 года, с 1944 по 1946-1947 гг.;

    2) переход от «народной демократии к социализму», точнее, к административно-командной, «сталинской» модели, хронологические рамки которого охватывают период с 1948 г. до конца 1989 г.;

    3) наконец, этап отхода от социализма и выхода из системы «содружества».

Народно-демократические революции выросли из широкого национально-освободительного, антифашистского движения, развернувшегося в годы Второй мировой войны. В условиях борьбы с гитлеровскими оккупантами, коллаборационистами произошла консолидация всех антифашистских национальных сил. Эти движения оформились в виде народных (отечественных) фронтов. В роли руководителя выступали коммунистические или рабочие партии (эту роль они не узурпировали, а завоевали длительной борьбой против фашизма).

Программа народных фронтов состояла в следующем: освобождение страны от фашизма, проведение социальных перемен, переход на путь демократии, установление демократической власти. Военные действия против оккупантов развернулись с первых же дней в Югославии, партизанская война - в Польше. Под руководством коммунистических и рабочих партий произошли антифашистские вооруженные восстания: в Румынии - 23 августа 1944 г.; в Словакии - 29 августа 1944 г.; в Болгарии - 9 сентября 1944 г.; в Чехии - 5 мая 1945 г.

В результате побед народно-демократических революций к власти пришли коммунисты. Проследим, как развивались вышеуказанные процессы в отдельных странах (на примере Югославии).

Еще в годы Второй мировой войны в Югославии на освобожденных территориях проводились важные социально-экономические преобразования - конфисковывались имения, фабрики и заводы у изменников, коллаборационистов, проводились демократические выборы в новые органы власти - национально-освободительные комитеты, деятельность которых направлялась Коммунистической партией Югославии. Югославский народ, руководимый КПЮ, сражался не только против оккупантов, но и против национальных изменников, перешедших на сторону врага, например, четников, которыми командовал Михайлович Д.Драже Михайлович.

11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Скупщину страны. За кандидатов Народного фронта, которым руководила КПЮ, отдали голоса 90% избирателей. Принятая в 1946 г. Конституция страны стала правовой основой для дальнейших преобразований в государстве. В 1945-47 гг. была проведена аграрная реформа, осуществлена национализация банков, промышленности, транспорта, средств связи. Таким образом, возник государственный сектор, объединивший промышленные предприятия, транспорт, связь; в сельском хозяйстве его представляли государственные имения и трудовые кооперативы (задруги).

Шло сплочение массовых общественно-политических организаций. В августе 1945 г. состоялся съезд Народного фронта, принявший его устав и программу. Отличительной особенностью Народного фронта в Югославии было то, что он никогда не представлял собой коалиции политических партий и строился на основе индивидуального членства.

Эти изменения в Югославии проходили в сложных международных условиях. В первые послевоенные годы западные страны услили давление на Югославию. США отказались возвратить золотой запас Югославского банка. Западные оккупационные власти задержали в Западной Германии югославскую речную флотилию. В 1945 г. был сбит американский самолет-шпион над рекой Соча. Очень трудно шли переговоры по вопросу о границах ФНРЮ, особенно о Триесте.

Бежавшие из страны четники, усташи и другие предатели нашли пристанище на Западе, где пользовались политической и материальной поддержкой своих новых хозяев (так, более 30 лет Соединенные Штаты Америки отказывались выдать Югославии палача югославского народа, садиста, убивавшего женщин и детей, - АртуковичАртуковича, названного в стране «хорватским Гиммлером»).

Таким образом, реальные процессы, происходившие в послевоенные годы в восточноевропейских странах, далеки от тех «идиллических» картин, которые рисуют ныне отдельные историки и публицисты как процессы бесконфликтные, заранее расписанные в Кремле, происходившие без малейшего вмешательства со стороны западных стран и т.д.

Но нужно отметить и другое. Народно-демократические революции в странах Восточной Европы самым непосредственным образом зависели от общего хода войны и, конечно, доминирующего влияния в этом регионе СССР.

Действительно, победа Советской Армии над фашизмом, освобождение ею указанных стран способствовали огромному росту в этих странах авторитета Советского Союза. На территории СССР формировались польские, чехословацкие воинские части. Они потом стали ядром вооруженных сил Польши и Чехословакии. Присутствие советских войск на территории государств Восточной Европы в послевоенное время сыграло не последнюю роль в развитии событий. Общественное мнение восточноевропейских стран после Мюнхена больше доверяло «славянскому старшему брату», чем западным демократиям.

Наконец, после окончания Второй мировой войны у СССР было понятное и обоснованное с точки зрения критериев того времени стремление обеспечить свою безопасность. Страх перед возникновением третьей мировой войны был слишком велик, поэтому создание своего рода «пояса безопасности» отвечало логике Советского руководства того времени.

Однако на рубеже 1947-1948 гг. в государствах Восточной Европы характер революционного процесса резко изменился. Народная демократия была отброшена в пользу «диктатуры пролетариата». С этого момента начинается второй этап в развитии стран восточноевропейского региона, который характеризуется переходом к единой унифицированной модели советского типа.

Следующую фазу формирования «советского блока» прошло в конце сентября 1947 г., когда представители 6 компартий стран Восточной Европы и двух самых влиятельных западноевропейских компартий (Франции и Италии) собрались по инициативе СССР в замке Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Информбюро - совместное информационное бюро, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе создание Коминформа было воспринято как возрождение Коминтерна (распущенного в 1943 г.).

В глазах западных политиков «советский блок» выглядел впечатляющим монолитом, а создание Информбюро - объявлением войны западной цивилизации. Кстати, именно таким образом заявление, опубликованное по окончании встречи и повторявшее основные тезисы доклада Жданов А.А.Жданова, представляло международное положение (теория «двух лагерей»). Согласно ему, в мире сформировались два лагеря - империалистический и антиимпериалистический. Основная цель последнего заключается в ослаблении империализма.

Советский Союз оказывал материальную помощь странам Восточной Европы (даже при ограниченных возможностях в первые послевоенные годы). До 1952 г. им был предоставлен кредит на общую сумму 15 млрд.руб. За первое послевоенное десятилетие с помощью СССР в этих государствах было построено 391 предприятие и свыше 90 отдельных цехов и объектов.

В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - специальный орган, который разрабатывал программы межгосударственной специализации и кооперирования производства. В мае 1955 г. СССР и страны Восточной Европы подписали в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Было создано Объединенное командование вооруженными силами государств - участников Договора. Общие вопросы укрепления вооруженных сил, координации внешней политики обсуждались Политическим консультативным комитетом.

С конца 40-х гг. усилилось давление сталинского руководства на страны Восточной Европы, вмешательство в их внутренние дела. Примером тому служит разрыв отношений между СССР и Югославией, ВКП (б) и КПЮ в 1948 г. Сталин И.В.Сталин еще в годы Второй мировой войны пытался оказывать давление на руководителей национально-освободительной борьбы в Югославии (например, возражал против того, чтобы в Югославии в годы войны вместе с антифашистской борьбой проводились и социальные преобразования; пытался влиять на определение численности югославских бригад и т.д.). В 1947-48 гг. Сталин предложил создать Балканскую федерацию, объединяющую Югославию, Румынию, Болгарию и Албанию. Такая федерация, по его замыслу, должна была стать противовесом политике западных держав в отношении Балкан. КПЮ выступила против этой идеи, подчеркивая, что балканские страны разделяют многие противоречия, а также уровень социально-экономического развития, национальные традиции. Последствия спора Тито И.Б.Тито со Сталиным оказались трагическими. В марте 1948 г. из Югославии были отозваны советские военные и гражданские специалисты. Далее последовал обмен письмами между ЦК ВКП (б) и ЦК КПЮ. В первом содержались грубые обвинения в адрес югославского руководства. Сталин настаивал, чтобы Информбюро стало форумом для рассмотрения возникшего конфликта. Отказ КПЮ участвовать в заседании квалифицировался как «раскол и предательство». В июне 1948 г. была опубликована резолюция Информбюро «О положении в Коммунистической партии Югославии». Информбюро обвиняло руководство КПЮ в том, что оно ведет враждебную политику в отношении Советского Союза и ВКП(б), и призывало «здоровые элементы» в партии «заставить свое руководство вернуться на правильный путь или сменить его».

В Бухаресте на втором заседании Информбюро во время дискуссии Жданов А.А.Жданов заявил: «Мы располагаем данными, что Тито - империалистический шпион». В ноябре 1949 г. в Будапеште состоялось третье заседание Информбюро, на котором была принята резолюция «КПЮ в руках убийц и шпионов». В ней, в частности, утверждалось, что в «Югославии антикоммунистический полицей-ский государственный режим фашистского типа», что «клика Тито превратила Белград в американский центр шпионажа и антикоммунистической пропаганды».

В том же году контакты между ВКП (б) и КПЮ полностью прекратились. Межгосударственные отношения были сведены к формальному сохранению дипломатических представительств. В одностороннем порядке сворачивались экономические отношения. Примеру СССР последовали другие страны Восточной Европы. Нормализация отношений между СФРЮ и СССР произошла лишь в 1955-56 гг. вследствие усилий, приложенных Хрущев Н.С.Н.С. Хрущевым и Тито И.Б.И. Броз Тито.

С 1949 по 1952 г. в странах народной демократии под контролем или при прямом участии советских «советников» прошли две волны «чисток». В Польше Гомулку В.Гомулку на посту первого секретаря компартии заменил Берут Б.Берут; были «вычищены»: в Венгрии - РайкРайк (казнен и Кадар Я.Кадар (заключен в тюрьму); в Болгарии - Костов Т.Костов (казнен); в Словакии - КлементисКлементис (казнен); в Чехословакии - Сланский Р.Сланский (казнен с 13 обвиняемыми) и т.д.

Теперь рассмотрим, какие процессы происходили в эти годы в западных странах. Значительная демократизация произошла в избирательных законах европейских государств. Избирательные права были предоставлены женщинам во Франции (1945 г.), Италии (1946 г.), Бельгии (1948 г.). До 21-23 лет снизился возрастной ценз в Швейцарии и Нидерландах (1945 г.), в Дании (1952 г.).

Широко развивалось социальное законодательство и страхование (от несчастных случаев на производстве - во Франции и Англии в 1946 г.; пенсии по старости - в Швейцарии в 1946 г.; пособия по безработице - в Бельгии в 1944 г. и Нидерландах в 1949 г. и т.д.).

В послевоенное время в западных странах наблюдалось увеличение численности и влияния коммунистов. Этому способствовали как авторитет Советского Союза, выигравшего войну, в котором все эти годы у власти стояла коммунистическая партия, так и ведущая роль коммунистических партий во многих странах в борьбе за их освобождение от фашизма, в движении Сопротивления

В ряде западных государств (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Финляндия, Франция) коммунисты в конце войны и в первые послевоенные годы входили в состав правительств. Так, при выборах в парламенты за кандидатов компартий Италии, Франции, Финляндии голосовало до 1/4 всех избирателей (Торез М.М. Торез и Тольятти П.П. Тольятти были вице-премьерами).

В то же время в послевоенные годы явственно обозначился разрыв в уровне экономического развития между отдельными западными государствами. Экономика Италии, Японии, Западной Германии была на длительное время дезорганизована. Значительно ослабли позиции Франции как великой державы (во Франции к моменту освобождения промышленное производство в целом составляло лишь 41% от уровня 1938 г.). Ускорился распад Британской империи. Промышленное производство Англии длительное время находилось в состоянии застоя. Она в значительной степени попала в экономическую зависимость от США, которые за годы войны еще более упрочили экономические позиции в западном мире. Прибыли крупнейших компаний США за 5 военных лет составили 117,5 млрд.долл., в то время как за 5 предвоенных лет они составляли 17,5 млрд.долл. Воспользовавшись ослаблением конкурентов, США захватили мировые рынки и значительно расширили экспорт своих товаров. Их доля в экспорте западных стран возросла с 12,6% в 1937 г. до 40,1% к концу Второй мировой войны. США резко увеличили свой экономический и военный потенциал, стали фактически финансовым и политическим центром западного мира. К концу Второй мировой войны США сосредоточили 3/4 золотого запаса западных стран.

В декабре 1945 г. президент Трумэн Г.Трумэн писал в обращении к конгрессу: «Мы должны признать, что победа, которую мы одержали, поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства миром, а чтобы выполнить эту задачу, мы должны иметь огромную военную силу и при помощи силы диктовать другим странам свои условия при решении международных вопросов». Этим целям были подчинены различные варианты разработанных в США концепций политики «с позиции силы», «балансирования на грани войны», доктрины «сдерживания», «отбрасывания коммунизма», «освобождения плененных народов». США заключили военные союзы с 42 из 64 государств, имевшихся тогда на политической карте мира.

Составной частью политики «сдерживания коммунизма» явилась доктрина Трумэна, провозглашенная в марте 1947 г. Президент США выступил с заявлением, смысл которого сводился к тому, что существование СССР «представляет собой угрозу для США».

В 1947 г. в США был разработан «план Маршалла», который предусматривал экономическую помощь разоренной Европе. Целью этого плана, помимо восстановления экономики западноевропейских стран, являлось и усиление влияния США в этом регионе, подготовка создания военного блока западных держав под руководством США. Кредиты предоставлялись на условиях сохранения частной собственности, удаления из правительств коммунистов, строгого контроля со стороны США за размещением кредитов и др. «План Маршалла» предусматривал также помощь СССР и странам Восточной Европы. В июне 1947 г. в Париже состоялась конференция по обсуждению «плана Маршалла». Представительная делегация СССР во главе с Молотов В.М.В.М. Молотовым высказалась следующим образом: она согласилась на двустороннюю помощь без предварительных условий и контроля. После отклонения этих требований СССР, а затем Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия заявили о своем отказе от участия в «плане Маршалла». 2 июля 1947 г. В. Молотов прервал переговоры, заявив, что «поставленные под контроль» европейские страны потеряют ради удовлетворения «нужд и желаний некоторых великих держав» свою экономическую и национальную независимость. Таким образом, многие исследователи именно июлем 1947 г. датируют раскол Европы: с одной стороны - «клиенты США», с другой - «сателлиты Советского Союза».

«План Маршалла» был распространен и на Западную Германию. США, Англия и Франция договорились об экономическом, административном объединении своих зон оккупации Германии. Созданием так называемой «Бизонии», а затем в сентябре 1949 г. обособленного Западно-Германского государства - ФРГ - было завершено расчленение Германии (в октябре 1949 г. была образована ГДР).

Отношения между Западом и СССР ухудшались и из-за прямой помощи, оказываемой Югославией, Болгарией и Албанией коммунистическому партизанскому движению в Греции.

В ответ на обращение СССР к Турции - принять участие в охране проливов Босфор и Дарданеллы («чтобы помешать их использованию другими государствами в целях, враждебных причерноморским державам») - США направили мощную армаду в восточный сектор Средиземного моря.

Ряд западных историков утверждает, что «греческий» и «турецкий» кризисы стали «прямым источником доктрины Трумэна». Не случайно, что первыми американскую экономическую помощь получили именно Греция и Турция.

Большие усилия Соединенные Штаты Америки приложили к созданию военно-политических союзов - блоков. В 1947 г. был создан «Пакт Рио» - Договор об обороне Западного полушария, а в следующем году - ОАГ (Организация Американских государств). В апреле 1949 г. США добиваются создания Североатлантического блока (НАТО), а затем и других блоков (АНЗЮС, СЕАТО, СЕНТО).

Историки, обвиняющие США в инициативе развязывания «холодной войны», опирались на вышеизложенные факты. Многие исследователи приводят и конкретные документы истоков «холодной войны». Еще на заключительном этапе Второй мировой войны отдельные политики США и Англии стремились к сепаратному миру с Германией и окончанию войны прежде, чем «русские войдут в Европу» (пример: переговоры эмиссаров США и Англии в Швейцарии с обергруппенфюрером СС Вольф К.Карлом Вольфом в марте - апреле 1945 г.). В западной литературе «дело Вольфа» нередко квалифицируют как «первую операцию «холодной войны».

Начало «холодной войны» связывают и с так называемой «длинной телеграммой», отправленной в Вашингтон из посольства США в Москве тогда еще молодым американским дипломатом Кеннан Дж.Дж. Кеннаном. Впоследствии она была изложена в статье «Источники поведения Советов» (появившейся в американских журналах и подписанной «Мистер Х»). Речь шла о том, чтобы оказывать постоянное давление на СССР, чтобы он «вынужден был отказаться от социалистического выбора».

Отдельные историки полагают, что начало «холодной войны» было положено речью Черчилль У.У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Вестминстерском колледже американского города Фултона. Он призвал к проведению политики «с позиции силы» для обеспечения мирового господства наций, говорящих на английском языке, звал Запад повести «христианскую цивилизацию» в антикоммунистический крестовый поход. Президент США Трумэн Г.Гарри Трумэн, присутствовавший в зале, громко аплодировал оратору.

Положения речи Черчилля разделялись на Западе не всеми политиками, особенно находившимися в то время у власти английскими лейбористами. И тем не менее во многом она стала «знаковой».

Наконец, после смерти президента США Рузвельт Ф.Ф. Рузвельта (12 апреля 1945 г.) и создания в США атомной бомбы последняя превратилась в «доминанту послевоенного планирования Вашингтона». Упор делался на «слабости СССР», «затяжные сроки их преодоления». Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) в специальном меморандуме так определял эти «слабости»:

    а) военные потери в людской силе и промышленности, откат назад от развитой промышленности (15 лет);

    б) отсутствие технических сил (5-10 лет);

    в) отсутствие стратегических ВВС (5-10 лет);

    г) отсутствие ВМФ (15-20 лет);

    д) плохое состояние железных дорог, военного транспорта - систем и оборудования (10 лет);

    е) уязвимость нефтяных источников, жизненно важных промышленных центров для бомбардировщиков дальнего действия;

    ж) отсутствие атомной бомбы (5-10 лет, возможно, раньше);

    з) сопротивление в оккупированных странах (в течение 5 лет);

    и) численная военная слабость на Дальнем Востоке, особенно ВМС (15-20 лет).

Объединенный разведывательный комитет (ОРК) США в меморандуме № 329 от 4 сентября 1945 г. (т.е. через день после официального завершения Второй мировой войны!) ставит задачу: «Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории». Далее шло перечисление - Москва, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Ленинград, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль. Наметки уточнялись и дополнялись в планах 329/1 (3 декабря 1945 г.) и 432/д (14 декабря 1945 г.), причем в последнем заявлялось, что у американской стороны «решающее» преимущество, поскольку «в настоящее время СССР не располагает возможностью причинить аналогичные разрушения промышленности США».

В 1948-49 гг. ориентировались уже на уничтожение 70 городских центров в СССР. Планом «Дропшот» 300 атомных бомб и 29 тыс. обычных бомб привязывались к 200 целям в 100 городах, с тем, чтобы за один прием превратить в пепел 85% промышленности СССР.

В директиве 20/1 от 19 августа 1948 г. Совет национальной безопасности США рекомендует: превратить СССР в государство «слабое в политическом, военном и психологическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля...». И далее: «В худшем варианте, то есть при сохранении Советской власти на всей или почти всей нынешней советской территории, мы должны потребовать: а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, демилитаризация ключевых регионов и т.д.), с тем, чтобы на долгое время обеспечить военную беспомощность СССР; б) выполнения условий, которые должны вызвать его существенную экономическую зависимость...

Все условия должны быть жесткими и унизительными для коммунистического режима. Они могут напоминать Брест-Литовский мир 1918 года».

В других документах определялись этапы завоевания СССР и его расчленения.

Сам же термин «холодная война» был пущен в оборот в 1947 г. Им стали обозначать состояние политической, экономической, идеологической, «полувоенной» и прочей конфронтации между государствами и системами. В одном правительственном документе Вашингтона того времени для ясности записано: «холодная война» суть «настоящая война, ставка в которой - выживание свободного мира».

Таким образом, можно сделать вывод, что определенная вина за развязывание «холодной войны», раскол мира на два блока лежит как на США, так и на СССР. Степень «вины» трудно и невозможно определить в каком-то количественном измерении, процентном соотношении. «Подогревали» «холодную войну» многие государственные деятели США и СССР - сторонники жесткой, «силовой» политики (президенты США Трумэн Г.Г. Трумэн, Эйзенхауэр Д.Д. Эйзенхауэр, сенатор Маккарти Д.Д. Маккарти, госсекретарь США Даллес А.А. Даллес и др.; Сталин И.В.И. Сталин, Молотов В.М.В. Молотов, Маленков Г.М.Г. Маленков, Вышинский А.Я.А. Вышинский и т.д.).

Начать любую, в том числе и «холодную», войну намного легче, чем ее завершить. Военно-политическое мышление лидеров «сверхдержав» и взгляды в области безопасности должны были находиться на уровне требований, выдвигаемых жизнью. «В эру после Эйнштейна нельзя было думать категориями времен до Ньютона».

Но пройдут десятилетия, прежде чем человечество подойдет к осознанию этого.

Еще одной важнейшей чертой послевоенных международных отношений явился мощный подъем национально-освободительного движения в Азии, Африке, на арабском Востоке. Начался распад колониальной системы империализма. Факторами, ускорившими этот процесс, были: 1) участие народов стран бывших колоний в разгроме фашистской Германии и империалистической Японии; 2) рост национального самосознания народов.

Из 56 стран - участниц антигитлеровской коалиции 33 в настоящее время относятся к развивающимся государствам. Историческая справедливость требует воздать должное прямому участию народов бывших колоний в вооруженной борьбе против держав «оси». - Англия мобилизовала в своих колониях 3,2 млн. чел. - 1/3 численности всех британских вооруженных сил. На Филиппинах 75 тыс. филиппинских и 9 тыс. американских солдат сдерживали 300-тысячную армию Японии. В «Сражающейся Франции» Голль Ш. (де)де Голля африканцев было больше, чем французов, вплоть до освобождения Парижа. И таких данных можно привести еще очень много.

Кроме людских ресурсов зависимых стран США, Англия и «Сражающаяся Франция» широко использовали их территории для организации военных баз и опорных пунктов. За годы войны только США установили 256 баз в бассейне Тихого и 228 - в бассейне Атлантического океанов. Зависимые страны в годы войны были важнейшими источниками сырья для военной промышленности США и Англии. За 1940-44 гг. только из маленькой колонии Сьерра-Леоне союзники вывезли свыше 3 млн. тонн железной руды. Либерия и Цейлон оказались единственно доступными для США и Англии источниками получения натурального каучука. За время войны Индия снабжала продовольствием всю британскую армию, действовавшую на азиатском и африканском фронтах, и т.д.

Огромные потери народы колониальных и полуколониальных стран понесли от оккупации (в Индонезии, например, за время оккупации погибло около 4 млн. чел.), бомбардировок (Индии, Цейлона, Туниса, Ливии и т.д.). Очень сильно пострадала Мальта, бывшая для британского флота в годы Второй мировой войны «непотопляемым авианосцем» на стратегически важном пути через Средиземное море от Гибралтара до Суэцкого канала. Итало-германская авиация и флот подвергли остров более чем двухлетней блокаде, длительным бомбардировкам и обстрелу с моря. Только за 2 месяца (март - апрель 1942 г.) на Мальту было сброшено в 2 раза больше бомб, чем за год интенсивных бомбардировок фашистами Лондона.

Казалось бы, в США, Англии, Франции должны были по достоинству оценить большой вклад народов зависимых и колониальных стран в успех и обеспечение их армий на фронтах Второй мировой войны. Однако западные страны и не подумали поделиться частью репараций, полученных по Потсдамскому соглашению из своих зон оккупации (промышленное оборудование, патенты, золотые запасы, ежегодные товарные поставки, использование германской рабочей силы), с помогавшими их армиям народами (за исключением Мальты). Вполне объяснимо поэтому, что и в настоящее время ряд стран «третьего мира» (Ливия и др.) постоянно ставят вопрос о выплате им репараций.

Более того, западные государства в первые послевоенные месяцы и годы начали жестоко расправляться с национально-освободительными силами в Индии, Вьетнаме, Индонезии, Гане, Алжире и других странах. Так, уже 8 мая 1945 г. - в день победы антигитлеровской коалиции! - французские колонизаторы расстреляли в городах и селениях Алжира массовые демонстрации за независимость.

Многие порабощенные народы поднялись на вооруженную борьбу и именно таким путем добились своей независимости.

В 1946 г. США признали суверенным государством Филиппины. В 1947 г. была провозглашена независимость Индии и Пакистана, в 1948 г. - Цейлона (Шри Ланки) и Бирмы, в 1949 г. победила народная революция в Китае, затем независимость обрели Египет, Судан и многие другие государства. До Второй мировой войны 1,5 млрд. населения, т.е. 66% всего человечества, проживало в колониальных и полуколониальных странах. За первое послевоенное десятилетие более 1,2 млрд. человек добились национальной независимости; было образовано 25 новых государств. В 60-70-е гг. политическую самостоятельность получили страны Тропической Африки. В середине 70-х гг. рухнула Португальская колониальная империя - последняя на Земле (свободными стали Ангола и Мозамбик).

Национально-освободительные движения носили общедемократический характер - были направлены на достижение политической независимости, создание национальной промышленности, перестройку государственного аппарата, проведение аграрных и других преобразований. Большинство освободившихся стран проводило политику нейтралитета, участвовало в движении неприсоединения (к каким-либо военным блокам).

В СССР крушение колониальных устоев рассматривалось как одно из проявлений «общего кризиса» капитализма. Но Советский Союз оказывал и огромную помощь молодым государствам в деле достижения ими политической и экономической независимости - предоставлял им долгосрочные кредиты на льготных условиях, оказывал техническое содействие в строительстве промышленных предприятий и др. В 50-е гг. СССР оказывал помощь 14 государствам Азии и Африки. Общая сумма кредитов превысила 5 млрд.руб.

После победы революции в Китае 23 ноября 1949 г. СССР установил дипломатические отношения с Пекином и заявил в ООН, что не признает «националистический Китай» (режим Чан Кайши). После переговоров 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан Договор о взаимопомощи между СССР и Китаем сроком на 30 лет (СССР отказывался в двухлетний срок от своих прав в Маньчжурии, возвращал Дайрен и Порт-Артур, предоставлял Китаю заем в 300 млн. долларов и т.д.). Несомненно, одним из основных факторов согласия была общая враждебность по отношению к США. Через несколько недель, когда Совет Безопасности отказался исключить «националистический Китай» из ООН, СССР вышел из всех ее органов (до августа 1950 г.).

Именно из-за отсутствия СССР Совет Безопасности 27 июня 1950 г. принял резолюцию о вводе американских войск к Корею. На стороне Северной Кореи (войска которой пересекли 38-ю параллель) выступил Китай. Правительство СССР постаралось сохранить «локальный характер конфликта». Постоянный представитель СССР в ООН МаликМалик 23 июня 1951 г. предложил, чтобы «воюющие стороны начали дискуссию о прекращении огня и достижении перемирия». В декабре 1952 г. Сталин заявил о готовности СССР к дипломатическому сотрудничеству, чтобы положить конец Корейской войне, и о возможности в этой связи своей встречи с президентом США Эйзенхауэр Д.Эйзенхауэром. Однако перемирие в Корее будет заключено только 27 июля 1953 г.

Дружественные отношения складывались между СССР и Индией, чему в немалой степени способствовал премьер-министр Индии Неру Д.Джавахарлал Неру. В 50-е гг. были заключены долгосрочное торговое соглашение, договор о строительстве крупного металлургического завода в Бхилаи и др.; СССР оказал Индии техническую помощь в разведке залежей нефти.

Во второй половине 40-х гг., когда еще так свежи были ужасы Второй мировой войны, в мире возникают массовые демократические движения и организации. В октябре - ноябре 1945 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс молодежных организаций, на котором была создана Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ). Она объединила юношей и девушек для борьбы за уничтожение корней фашизма, за мир, демократию, национальную независимость народов. В образовании и деятельности ВФДМ участие принял Антифашистский комитет советской молодежи.

На международном женском конгрессе в Париже в декабре 1945 г. произошло объединение национальных демократических организаций женщин в Международную демократическую федерацию женщин (МДФЖ). Советский Союз представляла делегация Антифашистского комитета советских женщин.

В августе 1948 г. в Польше состоялся Всемирный конгресс деятелей культуры 46 стран в защиту мира. Конгресс принял Манифест, призывающий к объединению сил, борющихся за мир.

Первый всемирный конгресс сторонников мира открылся одновременно в Париже и Праге 20 апреля 1949 г. Более двух тысяч делегатов представляли народы 67 стран и 18 международных демократических организаций. Конгресс открыл один из инициаторов движения, французский физик Жолио-Кюри Ф.Фредерик Жолио-Кюри. Конгресс единогласно принял Манифест мира, в котором выражалась твердая уверенность, что народы выиграют «битву за мир - битву за жизнь». Конгресс указал на реальную угрозу атомной войны, призвал народы к бдительности, был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира. В его задачи входили объединение и координация сил, развитие и укрепление связей между всеми международными и национальными организациями, борющимися за мир.

Важной вехой в активизации движения за мир явился сбор подписей под Воззванием Постоянного комитета всемирного конгресса сторонников мира, принятым в Стокгольме в марте 1950. Воззвание призывало добиться запрещения атомного оружия и объявления военным преступником правительства, которое первым его применит. Сбор подписей под Стокгольмским воззванием явился невиданным по масштабам голосованием в защиту мира. К ноябрю 1950 г. было собрано 500 млн. подписей. В СССР и странах Восточной Европы под Воззванием подписалось все взрослое население.

Лозунги мира получали широкий отклик среди народов всех стран. Французы, например, протестовали против колониальной войны во Вьетнаме. Эта борьба нередко принимала столь острые формы, что выгрузка американского вооружения во французских портах или отправка его во Вьетнам превращалась в боевые операции.

В напряженной обстановке в ноябре 1950 г. в Варшаве собрался Второй всемирный конгресс сторонников мира. В принятых Манифесте к народам мира и Обращении к Организации Объединенных Наций конгресс выдвинул конкретную программу борьбы за мир. В условиях вооруженного конфликта в Корее вопрос о мире приобрел первостепенное значение. Всемирный Совет Мира (созданный на базе Постоянного комитета) принял особое Обращение о заключении Пакта мира между пятью великими державами (СССР, США, Китаем, Англией и Францией).

Верховный Совет СССР 12 марта 1951 г. принял Закон о защите мира, согласно которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества и мира, виновные в пропаганде войны подлежали суду, как за тяжкое уголовное преступление. Это был первый в истории государственный акт подобного рода.

Таким образом, первые международные демократические движения и организации, объединяя в своих рядах миллионы людей, стали свидетельством растущей политической активности народов, расширения и укрепления сил мира и демократии.

Сложные задачи встали перед народом СССР после окончания Второй мировой войны. Они обусловливались прежде всего гигантскими масштабами разрушений народного хозяйства. На оккупированной территории фашисты разрушили 1710 городов и поселков городского типа, сожгли более 70 тыс. сел и деревень, уничтожили полностью или частично 32 тыс. предприятий, разрушили 65 тыс. км железнодорожных путей. Огромный урон был нанесен сельскому хозяйству: разорили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС. Страна потеряла 1/3 своего национального богатства. Но главная потеря - гибель почти 27 млн. людей (причем наиболее дееспособной части населения): 76% в общем объеме потерь составили мужчины 1901 - 1931 годов рождения. Ни одна страна ни в одной войне не имела таких потерь и разрушений, как СССР.

Перевод всего народного хозяйства государства на мирные рельсы (процесс очень сложный и болезненный) был в основном завершен в течение одного года. Большую роль здесь сыграло и то, что восстановление в освобожденных районах было начато еще в ходе войны. Уже в 1942 г. первым был восстановлен Московский угольный бассейн. Всего же к концу Великой Отечественной войны в освобожденных районах было восстановлено 7,5 тыс. промышленных предприятий, 85 тыс. колхозов, все совхозы и МТС.

18 марта 1946 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (на 1946 - 1950 годы). Основная задача четвертой пятилетки определялась так: «Восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах». В первую очередь намечалось восстановить и развить далее тяжелую промышленность и транспорт; добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления для обеспечения материального благосостояния народа; обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства; обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение его Вооруженных Сил новейшей военной техникой.

Общий объем капиталовложений был намечен в размере 250,3 млрд. руб., что превышало размер капиталовложений в первой пятилетке в 5 раз, а во второй - более чем в 2 раза. Общий объем промышленного производства планировалось увеличить за пятилетие на 48% по сравнению с 1940 г.

Советские люди, как и в годы войны, проявили образцы беспримерного трудового героизма. Особо яркую страницу составило восстановление угольных шахт Донбасса. Была выкачана вода, объем которой составлял озеро площадью 70 кв. км и глубиной до 10 м. Было восстановлено 2500 км заваленных горных выработок (это туннель от Москвы до Парижа!).

Возникло такое патриотическое движение, как шефство над освобожденными районами. Трудящиеся Иркутской области предложили создать «Фонд братской помощи народам СССР, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации». Инициатива была поддержана на Дальнем Востоке, на Урале, в Грузии, в других республиках и областях СССР.

Благодаря героическим усилиям народа восстановление разрушенной промышленности в основном завершилось в 1948 г.

Значительную роль в послевоенном восстановлении сыграли репарационные поставки (из Германии, Финляндии, Румынии, Венгрии и Маньчжурии). По подсчетам Ханин Г.Г. Ханина, в четвертой пятилетке они обеспечивали около 50% поставок оборудования для объектов капитального строительства в промышленности.

Так, из Германии вывозились передовые технологические линии и целые производства, развитие которых в СССР до войны отставало от мирового уровня (оптика, радиотехника, электротехника -«Телефункен», «Лоренц», «Радио-Менде» и др.).

Однако направлялись они преимущественно на заводы, связанные с военно-промышленным комплексом. Многие уникальные технологические линии были просто утрачены, пришли в негодность из-за условий хранения - в разоренной стране не хватало элементарных складских помещений.

После увольнения председателя Госплана Вознесенского (без суда расстрелянного в 1949 г.) и его сотрудников наблюдался пересмотр относительно сбалансированного плана четвертой пятилетки - приоритет, как и в 30-е годы, отдавался тяжелой промышленности, «крупным проектам и отраслям» (ряд «анархистски» начатых новостроек так и остался незавершенным).

В стране существовал большой спрос на рабочую силу - в результате число работавших на промышленных предприятиях возросло на 8,5 млн. чел. (вместо 4,8 млн. по плану). Приток неквалифицированной рабочей силы (в основном из деревни) создавал трудности в организации производства. Но следует отметить и огромную тягу к знаниям - с 1947 по 1953 г. около 4 млн. человек получили высшее и среднее специальное образование.

Большие трудности пришлось преодолеть при восстановлении сельского хозяйства. Здесь война причинила такой урон, что практически подорвала техническую базу деревни. К этому прибавились «природные бедствия» - в 1946 г. сельское хозяйство поразила засуха (по размерам пораженной территории она превзошла засуху 1921 г.). Кроме того, сократилась численность сельского населения (около 8 млн. сельских жителей, в основном молодежь, переселились в города в 1946-1953 гг.).

Определенные меры были приняты еще в ходе войны. До Великой Отечественной войны в СССР было три тракторных завода: Сталинградский, Челябинский, Харьковский. Во время войны было построено еще три: Алтайский, Владимирский, Липецкий, а после войны - Минский. Было восстановлено производство другой сельскохозяйственной техники (за годы пятилетки сельское хозяйство получило 93 тыс. зерновых комбайнов, 8884 тыс. тракторных плугов, сеялок, культиваторов и др.). Это позволило частично укрепить материально-техническую базу деревни.

В 1946 г. были приняты меры «по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» (Постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР). Эти нарушения определялись в «фактах расхищения общественных земель колхозов, разбазаривании колхозной собственности»; отмечались «нарушения демократических основ управления делами артели». С 1946 по 1949 г. было изъято более 10 млн. га (у учреждений, предприятий, но в основном из личных хозяйств колхозников).

В 1950 г. началось укрупнение колхозов. Считалось, что «мелкие колхозы» (от 10 до 30 дворов и т.д.) - маломощные, не могут в полной мере рационально использовать технику и развивать многоотраслевое хозяйство, и поэтому необходимо объединить мелкие колхозы и создать укрупненные. Вместо 254 тыс. колхозов в 1956 г. после объединения осталось 93 тыс.

1948 год запомнился принятием Государственного плана комплексного преобразования природы (пропаганда по моде тех лет связывала его с именем Сталин И.В.Сталина). В Плане были и абсурдные «грандиозные проекты» создания искусственного моря в Западной Сибири, плотины в Тихом океане и др. Но в нем была и научно обоснованная программа улучшения природных условий на огромных территориях, программа решения одной из основных задач в сельском хозяйстве - подъема урожайности земель, так как важная роль в нем отводилась полезащитному лесоразведению ( для снегозадержания, для защиты от засух, для предотвращения пылевой эрозии почв). Вспомните слова Соловьев С.М.С.М. Соловьева: «Природа - мать для Западной Европы и мачеха для России». После смерти Сталина план был свернут. Но опыт после защитного лесоразведения, как бы сложен он ни был, давно уже приобрел мировое значение.

В целом четвертый пятилетний план по сельскому хозяйству выполнен не был (например, валовой сбор зерна намечалось довести в 1950 г. до 127 млн. тонн, а в действительности он составил 81,2 млн. тонн и т.д.).

В годы четвертой пятилетки наметились тенденции улучшения материального положения народа. В конце 1947 года была отменена карточная система (пресса отмечала, что СССР оказался первой в Европе страной, отказавшейся от карточной системы). В 1947-1948 гг. трижды снижались цены на товары массового потребления. На протяжении всех первых послевоенных лет наблюдался рост номинальной зарплаты в промышленности (1945-1950 гг. - 8% в год; 1950-1953 гг. - 2,3% в год). Медленно, но повышался уровень потребления населения (анализ показывает, что уровень потребления довоенного 1940 г. был достигнут в 1951 г.).

Стабилизации финансовой ситуации в СССР способствовала денежная реформа 1947 г. (несмотря на ее явные издержки).

С 15 декабря старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении 1:1).

За годы пятилетки было построено 100 млн. кв. метров жилой площади (вместо намеченных 85 млн.). На селе было восстановлено и построено 2700 тыс. жилых домов. Но острый недостаток жилплощади, безусловно, не мог быть ликвидирован за пятилетие. «Жилищный вопрос» остается одним из острейших вплоть до начала XXI в.

Большое значение для укрепления безопасности СССР имело создание и испытание атомной (в 1949 г.), а затем и водородной бомб (в 1953 г.). Этим самым была ликвидирована монополия США на атомное оружие.

Какие же явления наблюдались в политической жизни СССР в послевоенные годы? Французский исследователь Верт Н.Н. Верт обращает внимание на следующие моменты:

  1. Произошло воссоздание гражданских и военных званий, упраздненных после Октября (на уровне символов). В 1946 г. народные комиссариаты были преобразованы в министерства, СНК - в Совет Министров СССР; Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) была переименована в Советские Вооруженные Силы; Большевистская партия с 1952 г. стала называться КПСС.

  2. По сути дела, произошел отказ Сталина от «ленинской концепции партии». Это отмечалось на теоретическом уровне: в речи, произнесенной Сталиным 9 февраля 1946 г., заявлялось о том, что единственная разница между коммунистами и беспартийными состоит в том, что первые являются членами партии, а вторые - нет. На практике это было полное игнорирование руководящих органов партии: 13 с половиной лет не созывались съезды (с марта 1939 г. по октябрь 1952 г.), 5 с половиной лет - пленумы ЦК (с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г.). Даже Политбюро ЦК (10 человек и 4 кандидата) почти никогда не собиралось в полном составе из-за введенной Сталиным практики «малых комиссий»

Историки считают, что именно в послевоенный период «культ личности» Сталин И.В.Сталина достиг своего апогея.

С возвращением к мирной жизни власти попытались восстановить «контроль над умами». Обращение с военнопленными, репатриированными в СССР, уже с лета 1945 г. свидетельствовало об ужесточении режима. Только 20% (из 2 млн. 270 тыс.) репатриированных, военнопленных получили разрешение вернуться домой. Остальные были отправлены в лагеря или приговорены к ссылке минимум на 5 лет; в отдельных случаях они отправлялись на принудительные работы по восстановлению разоренных войной районов.

26 июня 1946 г. «Известия» опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей и крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской автономной республики и преобразовании Крымской автономной республики в Крымскую область. На самом же деле депортация этих и других не названных в указе народов (немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, балкарцев) была произведена еще в годы Великой Отечественной войны.

Усилилось давление на творческих работников, деятелей литературы и искусства (это была своего рода кампания по восстановлению ослабленного в годы войны контроля над интеллектуальной жизнью страны). Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично Жданов А.А.Ждановым - секретарем ЦК ВКП (б), 1-м секретарем Ленинградского обкома партии (многие жертвы окрестили ее «ждановщиной»). 14 августа 1946 г. ЦК ВКП (б) обрушился на журналы «Ленинград» и «Звезда» (первый получил выговор, второй был закрыт). Их обвиняли в том, что они стали проводниками «чуждых идеологий», особенно после публикации произведений поэтессы Ахматова А.А.А. Ахматовой и сатирика Зощенко М.М.М. Зощенко. Последние были исключены из Союза писателей СССР.

4 сентября 1946 г. новое постановление ЦК ВКП (б) подвергло критике «безыдейные» фильмы («Адмирал Нахимов» Пудовкин В.И.Пудовкина, вторая серия «Ивана Грозного» Эйзенштейн С.С. Эйзенштейна и др.).

10 февраля 1948 г. постановление ЦК ВКП (б) «О декадентских тенденциях в современной музыке» охарактеризовало произведения выдающихся композиторов Шостакович Д.Д. Шостаковича, Прокофьев С.С. Прокофьева, Хачатурян А.А. Хачатуряна, Шабалин В.В. Шабалина, Мурадели В.В. Мурадели, Попов Н.Н. Попова как «формалистское направление в музыке». Композиторов обвиняли в «пренебрежениях традициями и опытом русской классической музыки», «снижении высокой общественной роли музыки» и т.д. Следствием постановления стала «чистка» и Союза композиторов СССР.

«Антиформалистская» кампания проводилась на протяжении всего 1948 г.: многие известные деятели литературы и искусства были осуждены, исключены из творческих ассоциаций. Но, в отличие от 30-х гг., большинство из них не были арестованы или отправлены в лагеря.

Идеологический контроль был распространен и на сферу науки. Ряд наук (кибернетика, волновая механика, психоанализ и др.) были осуждены как «буржуазные»; генетика, квантовая физика, теория вероятности - запрещены.

Серьезный ущерб науке нанесли псевдоученые, шарлатаны типа Лысенко Т.Т. Лысенко. Его карьера началась еще до Великой Отечественной войны, когда он громил «кулаков от науки». Вскоре он был назначен президентом ВАСХНИЛ, добился изгнания оттуда ученых-генетиков и ареста всемирно известного ботаника и генетика Вавилов Н.И.Н.И. Вавилова (умер в тюрьме в 1943 г.). Преследования генетиков и биологов возобновились в 1947-48 гг. (из академии и со своих факультетов были изгнаны сотни исследователей). Сам Лысенко, опираясь на свою псевдонаучную теорию о наследственности, обещал руководству страны в короткие сроки обеспечить изобилие сельскохозяйственных продуктов. В настоящее время опубликованы материалы, позволяющие увидеть, каким образом ставились «рекорды» в опытном хозяйстве Лысенко.

Возобновились чистки в партии, организация политических процессов. К концу 1945 - 1946 гг. многие видные военачальники - герои Великой Отечественной войны - получили назначения в отдаленные регионы страны (Жуков Г.К.Г.К. Жуков был назначен командующим Одесским военным округом, затем переведен на Урал).

В 1948 г. Берия Л.П.Берия, руководитель МГБ Абакумов Е.Т.Абакумов, Маленков Г.М.Маленков сфабриковали обвинения против Вознесенского и других сотрудников Госплана, а также партийного руководства Ленинграда. Им были предъявлены обвинения в «попытках развалить социалистическое хозяйство методами международного капитализма», «заговоре со сторонниками Тито» и т.д. «Ленинградское дело» стоило жизни нескольким сотням партработников этого города. (Существует точка зрения, что Маленков сводил счеты с «людьми Жданова» - последний скончался 31 августа 1948 г.)

В 1951 - 1952 гг. были проведены чистки в партийном и советском руководстве Грузии (смещено все руководство республики).

И, наконец, в 1953 г. было сфабриковано еще одно дело - «заговор врачей». 13 января 1953 г. «Правда» сообщила о разоблачении «террористической группы врачей» (были названы сначала 9, затем 15 всемирно известных медиков). Врачам было предъявлено обвинение в убийстве в 1948 г. Жданов А.А.Жданова, покушении на жизнь крупных военачальников (маршалов Конев И.С.Конева и Василевский А.М.Василевского, генерала Штеменко С.М.Штеменко), шпионаже в пользу Англии и т.д. «Разоблачившая» их доктор Тимашук была награждена орденом Ленина.

«Дело врачей» было свернуто после смерти Сталин И.В.Сталина 5 марта 1953 г. Советский народ, вынесший на своих плечах основную тяжесть Второй мировой войны, вправе был рассчитывать на более быстрое и значительное улучшение своих жизненных условий, на расширение демократических свобод. Высшее же руководство страны во главе со Сталиным в своей внешней и внутренней политике исходило из старого постулата об усилении классовой борьбы по мере продвижения вперед социалистического строительства. Внутри страны, как и внутри «социалистического лагеря», душились и преследовались все попытки политического инакомыслия. Противостояние народа, несущего на себе все тяготы послевоенной жизни, и высших эшелонов власти продолжалось.

© Центр дистанционного образования МГУП