Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций

1. На рубеже ХХ-ХХI веков в экономически развитых странах в основном завершился переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, которое характеризуется перманентным инновационным процессом и систематической модернизацией производства, возрастанием роли информации и информатики, глобализацией, усилением ориентации производства на потребителей.

В этих условиях происходит трансформация теории и практики управления, что находит свое выражение в необходимости повышения социальной ответственности организации.

Мировым трендом ХХI века становится социальная переориентация бизнеса. Современная экономика нуждается в принципиально новой экономической парадигме, основанной на социально ориентированной концепции функционирования хозяйствующих субъектов.

Актуальная концепция развития рынка провозглашает социальную направленность бизнеса, под которой понимается философия и системная практическая деятельность по улучшению жизни людей с учетом интересов будущих поколений. Кроме того, меняются параметры потребительских предпочтений - от стандартной продукции, массовый рынок которой ушел в 1980-е гг., - до интеллектуальных инноваций, бренда, имиджа и репутации организации.

2. КСО и концепции устойчивого роста.

Устойчивое развитие обеспечивается решение триединой задачи - экономической, социальной, экологической.

Вопрос устойчивого развития первыми поставили зарубежные ученые Д. Медоуз, Г. Дейли, Г.Х. Брундланд, Ф. Перу, Д. Норт и др. Они констатировали связь экономики с социальными изменениями, называя социальные преобразования фактором экономического регулирования.

Данный подход закреплен в документах:

- программа ООН по окружающей среде (1972 г.), доклад ООН «Наше общее будущее» (1987 г.);

- решение конференции «Повестка дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.);

- декларация «Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития» (Копенгаген, 1997 г.);

- стандарты социальной ответственности бизнеса SA8000 и др.

Социальные обязательства являются движущей силой общественного и экономического прогресса.

С точки зрения экономической составляющей социальные обязательства государства являются не социальной «нагрузкой» на национальную экономику, а представляют ее органическую составляющую, внутренний ресурс и стимулятор экономического развития, а также мотиватор повышения эффективности производства.

3. Переход к новой модели экономического роста включает в себя прямое и полное подчинение экономики социальным целям. Социальная сфера из производной, второстепенной, каковой она является в индустриальном обществе, превращается в приоритетное направление развития постиндустриальной экономики.

В условиях социально-этической концепции менеджмента управление становится ценностно-ориентированным, что задает основной вектор деятельности организации - контекст социализации бизнеса.

4. Современная экономическая парадигма основана на социально ориентированной концепции функционирования хозяйствующих субъектов.

Существует диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением организации и общественным развитием:

- организация является частью общества, и, исходя из этого, ответственность усиливает общественную значимость ее экономической деятельности, роль и воздействие на социальные нормы и ценности на микро- и макроуровне, что в целом развивает общество;

- социально ответственное поведение организации вознаграждается потребителями, которые становятся не просто целевой группой, направленной на потребление, а фактически сподвижниками бизнеса.

© Центр дистанционного образования МГУП