Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций

1. Понятие КСО. КСО как добровольный отклик и специфические обязательства компании.

Корпоративная социальная ответственность трактуется как:

- добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира;

- обязательство организации преследовать долгосрочные общественно-полезные цели, принятые ею сверх требуемого в соответствии с законодательством и экономическими условиями;

- добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды;

- концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом;

- способность организации оценить последствия свой деятельности для устойчивого социального развития общества. Социальная ответственность - широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие;

- специфические обязательства компании и проистекающие из них действия коммерческих организаций, определяемых вне основной операционной среды бизнеса;

- серьезная попытка разрешить социальные проблемы, вызванные полностью или частично действиями корпорации.

3. Этапы развития КСО.

Концепция социально ответственного поведения корпораций зародилась в середине ХХ века в США.

В своем развитии за это время концепция социальной ответственности прошла три основных этапа.

I этап - 1960-70-е гг. - отличается расцветом традиционной филантропии и благотворительности. Деловая и социальная активность в этот период времени разграничивались. До 1970-х гг. бизнес принимал преимущественно финансовое участие в решении социальных проблем, уплачивая налоги и содействуя реализации благотворительных программ. Благотворительность осуществлялась в основном в натуральной и денежной формах на основе решений руководства компании.

II этап - 1970-80-е гг. - характеризуется становлением стратегической филантропии, когда бизнес начал увязывать решение социальных проблем со стратегическими целями компании.

III этап - конец ХХ в. - начало ХХI в. - широкое развитие получает практика социальных инвестиций. Усилия коммерческого и некоммерческого секторов, а также государственное управление стали интегрироваться для решения конкретных социальных проблем.

В процессе эволюции концепций корпоративной социальной ответственности сформировались основные подходы к КСО.

Классический подход к КСО предполагает, что единственная социальная ответственность менеджмента заключается в максимизации прибыли организации. Делается вывод, что единственная ответственность и первостепенная задача бизнеса - максимально эффективно способствовать реализации интересов акционеров. Сторонником этой концепции является американский экономист, Нобелевский лауреат М. Фридман, который подробно изложил свои взгляды в статье «Социальная ответственность бизнеса - делать деньги».

Социально-экономический подход к КСО: согласно социально-этической концепции управления и европейскому принципу социального партнерства бизнес несет ответственность перед обществом, в котором он действует.

Сторонники социально-экономического подхода считают, что классический подход не выдерживает столкновения с современными реалиями. Сегодня организации не являются чисто экономическими учреждениями. И само общество признает необходимость социальной, политической и юридической активности бизнеса. Социальная ответственность менеджмента выходит за пределы создания прибыли, предусматривает защиту и повышение благосостояния общества. Экономическая эффективность не может быть самоцелью крупного бизнеса, который должен заботиться не только о прибыли, но и обязан играть активную роль в совершенствовании общества, участвуя в жизни социума, осуществляя максимальный вклад в решение общественных проблем, поддерживая деятельность благотворительных организаций, повышая качество жизни и обеспечивая охрану окружающей среды. Это означает стремление к принципу «высшей рентабельности». Данная концепция получила название теории «корпоративного альтруизма».

«Центристский» подход к КСО (теория «разумного эгоизма») устанавливает прямую (позитивную) взаимосвязь между корпоративной ответственностью и показателями экономической деятельности организации.

Расходы на социальные и благотворительные программы, хотя и сокращают текущую прибыль, но и создают преимущества:

- благоприятное социальное окружение, положительные имидж, репутация, социальный бренд;

- увеличение объема продаж, расширение маркетинговой ниши;

- доступ к государственному финансированию и инвестициям; налоговые льготы;

- лояльность персонала, привлечение квалифицированных и мотивированных работников; повышение производительности труда;

- рост рыночной капитализации бизнеса; создание добавленной ценности бизнеса, и, в конечном счете - рост прибыли в долгосрочной перспективе.

Именно в этом и состоит основной мотив социальной деятельности организации.

Эволюция концепций КСО с 1950-х гг. до настоящего времени:

- нормативная - производна от понятия «моральной ответственности» как категории нормативной этики, и подразумевает выработку принципов, которыми должен руководствоваться бизнес в своем взаимодействии с обществом;

- позитивная - способность организации воспринимать общественное воздействие.

Диалектика «нормативного» и «позитивного» подходов к дефиниции «социальной ответственности бизнеса» привела к формированию целого ряда «синтетических» концепций, включающих в себя принципы, процессы и результаты:

- корпоративная социальная деятельность - социальная ответственность трактуется с точки зрения учета взаимных интересов бизнеса и общества - как обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с сотрудниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом;

- корпоративная устойчивость (corporatesustainability) - апеллирует к макро-концепции устойчивого развития, увязывающей потребности нынешнего поколения с нуждами и стремлениями поколений будущего;

- корпоративная социальная восприимчивость;

- корпоративное гражданство (corporatecitizenship) исходит из наличия у организации «гражданских прав и обязанностей», добавляя социально-политические элементы к общефилософской аргументации;

- менеджмент заинтересованных сторон (stakeholdermanagement) предлагает набор нормативных обоснований с точки зрения концепции общественного договора, включающей уважение к заинтересованным сторонам;

- корпоративная филантропия - реакция на задачу повышения общественного благосостояния - трактуется как дополнение к экономической ответственности организации (удовлетворение потребностей рынка и получение прибыли на этой основе). Филантропические и спонсорские программы создают «эффект публичности», что обусловливает мотивированность социальной деятельности организации.

4. Становление теории и практики социальной ответственности бизнеса в контексте требований государственной социально-экономической политики.

Закономерности становления КСО как управленческой теории.

С точки зрения деловой этики и социальной ответственности восприятие бизнеса обществом прошло следующие стадии:

- управление, направленное на максимизацию доходов капиталистов (1900-30-е гг.): этика бизнеса второстепенна по отношению к прибыли;

- попечительское управление (1930-60-е гг.): забота о сотрудниках и их семьях с целью повышения производительности труда и доходности;

- социальное управление (1960-70-е гг. - настоящее время): бизнес несет ответственность перед обществом и заинтересованными лицами.

© Центр дистанционного образования МГУП