Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций

Системному обеспечению социальной ответственности бизнеса способствует создание и внедрение соответствующих систем управления. Общие требования к таким системам определены международными стандартами.

При разработке международных стандартов в основу легли рекомендации международных организаций: ООН (обязанности компаний в области прав человека), Всемирная декларация прав человека, Конвенция и соглашения Международной организации труда, Организации экономического сотрудничества и развития для ТНК и др.

Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI). Стандарты КСО серии АА1000. Глобальный договор ООН. Международные стандарты и руководства нефинансовой отчетности.

Социальный отчет. Формы представления социальных отчетов. Аудит нефинансовой информации. Проведение аудита: основные составляющие; предмет аудита; уровни аудита. Конкурсы и рейтинги КСО. Индексы устойчивости (DJSI, FTSE4Good).

1. В Глобальном договоре ООН (GlobalCompact), заключенном в 1999 г., закреплены требования по усилению социальной направленности бизнеса. Участие в Глобальном договоре и следование его принципам позволяет продемонстрировать лидерские качества бизнеса путем формирования социально ответственных корпораций: содействия преобразованию глобальной экономики в более устойчивую и всеохватывающую, поиска и реализации практических решений современных проблем, направленных на обеспечение постоянного развития с учетом интересов всех заинтересованных сторон, улучшения морального духа работников, а также продуктивности и уровня труда.

2. Глобальная инициатива по составлению отчетов (GRI) утверждена в 1997 г. Коалицией экологически ответственных экономик (CERES) при активном участии корпораций, международных организаций, агентств ООН, консультантов, аудиторских компаний, бизнес-ассоциаций, университетов и других лиц и организаций со всего мира. Миссия - создание универсально применимых руководящих принципов подготовки отчетов по устойчивости компаний, включающих социальные индикаторы.

Всемирно используемым руководством для составления нефинансовой отчетности являются Рекомендации по отчетности в области устойчивого развития (SustainabilityReportingGuidelines 2000, 2002 гг.), разработанное Глобальной инициативой по отчетности. Они представляют собой методологию составления отчетности и дают рекомендации по содержанию отчета, перечню экономических, экологических и социальных показателей.

3. Стандарт отчетности АА1000 (Accountability) разработан Институтом социальной и этической отчетности в 1999 г. Стандарт предполагает оценку достижений организации в экономической, экологической и социальной сферах. Стандарт АА1000 предназначен для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предполагает набор критериев и процедуру проведения социального и этического аудита деятельности. Он позволяет предприятиям руководствоваться различными «синтетическими» концепциями; нефинансовые отчеты принимают формы отчетов «в области корпоративного гражданства», «корпоративной устойчивости», «корпоративной ответственности».

4. Нормативной базой концепции социальной ответственности является стандарт SA 8000, разработанный Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам.

Стандарт SA 8000 направлен на содействие этическому поведению организации; в нем уточняются необходимые условия соблюдения социальной ответственности компании.

Требования этого стандарта применимы к любой организации вне зависимости от географического положения, принадлежности к отрасли промышленности или размера компании.

Данный стандарт социально-этического менеджмента состоит из четырех разделов:

- «Назначение и область применения».

- «Нормативные документы и их интерпретация» показывает, что в основу положений настоящего стандарта положены документы: Конвенция Международной организации труда, Всемирная декларация прав человека, Конвенция ООН по правам ребенка и другие. Система верификации по стандарту SA 8000 основана на процедурах, применяемых при сертификации по стандартам ИСО 9001 и ИСО 14001.

- «Определения» включает толкования терминов, определяющих взаимоотношения организации и общества.

- «Требования к социальной ответственности» содержит критерии детского и принудительного труда.

Стандарт устанавливает право коллектива организовывать профессиональные союзы и другие объединения, определяет критерии дисциплинарного порядка, уровень заработной платы, которая должна соответствовать правовым и промышленным нормам оплаты труда.

Система верификации по стандарту SA 8000 основана на процедурах, применяемых при сертификации по стандартам ИСО 9001 и ИСО 14001.

5. Лучшая мировая практика социальной направленности и активности организаций отражена в философии TQM, которая включает следующие основные элементы:

- ориентация на результат. Деятельность организации должна быть направлена на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон: потребителей, поставщиков, партнеров, персонала, собственников, кредиторов. Организация должна изучать, гармонизировать и удовлетворять потребности всех сторон, разделяя с ними выгоду от достигнутых результатов;

- концентрация внимания на потребителях. Выявленные потребности преобразуются в требования к деятельности организации. Потребители таким образом привлекаются к усовершенствованию всех процессов в организации;

- лидерство и соответствие целям. Лидеры развивают организационную культуру, определяют ее миссию, стратегическое видение и систему ценностей, благодаря чему обеспечивается единство и четкость целей в организации, создается внутрифирменная среда, обеспечивающая развитие;

- процессное управление. Организация функционирует эффективно, когда все внутренне связанные виды деятельности рассматриваются как процессы и управляются системно;

- развитие персонала. Потенциал персонала реализуется через набор ценностей, культуру доверия и предоставленные полномочия. Работники рассматриваются не как пассивные исполнители распоряжений и инструкций, а как творческая сила, которая активно влияет на работу организации;

- обучение, инновации и совершенствование. Основой организационной культуры является постоянное обучение. Нововведения анализируются с точки зрения их влияния на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон;

- партнерство. Организация действует эффективно, когда устанавливает с партнерами взаимовыгодные отношения, основанные на доверии, обмене знаниями, целесообразной интеграции;

- ответственность перед обществом. Долгосрочное успешное функционирование организации возможно при условии совпадения целей бизнеса с ценностями общества.

6. Система управления качеством, созданная в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, способствует постоянному, устойчивому соблюдению прав потребителей и обеспечению их удовлетворенности.

Наиболее распространенным является экологический стандарт ISO 14000, отражающий социальную ответственность корпорации в области экологического менеджмента (экологических требований на производстве).

Кроме того, к инициативам последних лет относятся документы: Социальная хартия российского бизнеса РСПП и Позиция Комитета Ассоциации менеджеров по корпоративной ответственности; «Глобальная инициатива корпоративного гражданства Всемирного экономического форума», «Принципы деятельности транснациональных корпораций (ОЭСР); «Трехсторонняя декларация принципов транснационального предпринимательства и социальной политики (МОТ), «Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции»; организации: «Международный совет бизнеса за устойчивое развитие», «Европейское движение предпринимателей за социальную консолидацию» и др.

В ответ на общественные ожидания в настоящее время происходит быстрый рост корпоративной социальной отчетности, основными функциями которой являются: во-первых, информирование всех заинтересованных сторон о деятельности компании, в том числе представление дополнительной информации инвесторам и акционерам; во-вторых, достижение доверия со стороны заинтересованных сторон через информацию и прозрачность деятельности.

Социальная отчетность строится по принципу триединства - включает отчетность по экономической, социальной и природоохранной деятельности. Это отчеты в области:

- устойчивого развития;

- безопасности, экологии и социальных вопросов;

- корпоративной гражданской позиции;

- корпоративной социальной ответственности.

Цель нефинансовой отчетности состоит в том, чтобы дополнить финансовую информацию и составить более полное представление об устойчивости и долгосрочных перспективах бизнеса.

Российское бизнес-сообщество также работает над выработкой документов нормативного социальной ответственности бизнеса в России. На основе основополагающих документов ООН и ЕС, методических рекомендаций Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития: Социальная хартия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Меморандум Ассоциации менеджеров России (АМР), Корпоративный экологический кодекс и др.

Социальная хартия РСПП принята XIV съездом РСПП в 2004 г. и дополнена в 2007 г. Это свод принципов устойчивого развития, являющихся основой формирования стратегий развития компаний и индикаторы ее достижения.

РСПП разработал «Рекомендации по использованию базовых индикаторов результативности деятельности компаний в корпоративной нефинансовой отчетности», цель которых - «предоставление организациям системы надежных показателей экономической, социальной и экологической результативности деятельности, отвечающих международным стандартам в этой области и, одновременно с этим, адаптированных к российской системе учета и законодательства, пригодных для использования в нефинансовой отчетности».

Социальная хартия Российского бизнеса включает следующие разделы.

  1. Основные принципы:

    - экономическая и финансовая устойчивость;

    - свобода экономической деятельности, индивидуальность каждой компании, честная конкуренция - сила и основная ценность предпринимательства;

    - долгосрочное и устойчивое развитие компаний, высокие финансовые результаты - создают основу рентабельности развития, роста занятости, экономического и социального благополучия страны;

    - налоговая дисциплина - вклад в укрепление государства;

    - качественные товары и услуги, благоприятные, безопасные и надежные для потребителей;

    - смысл деятельности - надежное и качественное удовлетворение запросов и ожиданий потребителей товаров и услуг;

    - справедливое ценообразование, добросовестная конкуренция и реклама;

    - соблюдение этических норм ведения бизнеса.

  2. Взаимоотношения с работниками:

    - отношение к жизни человека как к высшей ценности; безопасность труда и здоровье работника - ключевые приоритеты;

    - признание трудовых прав работников как неотъемлемой части прав человека;

    - соблюдение установленных законом прав работников в сфере труда, раскрытие профессиональных и личных способностей работников через развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержка работоспособности, стимулирование производительного эффективного труда;

    - поддержка участия работников в решении вопросов развития организаций;

    - признание наемных работников важнейшим активом компании.

  3. Неприкосновенность прав человека.
  4. Экологическая безопасность:

    - сохранение природной среды - важнейшая общечеловеческая ценность;

    - защита окружающей среды, экологическая безопасность производства;

    - экономное потребление природных ресурсов, их повторное использование и утилизация отходов.

  5. Участие в развитии местного сообщества:

    - соблюдение принципов корпоративного гражданства, исходя из постулата - наши компании и наши работники - неотъемлемая часть общества;

    - поддержка усилий власти и гражданских инициатив в области экономического, социального и культурного развития территорий, укрепления демократических основ общества, защиты гражданских прав и свобод, прав частной собственности;

    - решение общественно значимых задач на региональном и общенациональном уровне.

  6. Заключительные принципы:

    - постановка ясных, измеримых, достижимых и непротиворечивых экономических, социальных и экологических целей и усилия по их достижению;

    - понимание своей экономической и социальной роли; возложение ответственности за последствия решений и действий;

    - стремление к открытости и прозрачности деятельности.

Основополагающие социальные принципы, провозглашенные в Социальной хартии РСПП, применимы к деятельности любой организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.

Данные принципы должны быть интегрированы в процессы принятия решений в организациях. Эта работа носит долговременный характер, требует целенаправленных усилий, постепенного и последовательного продвижения.

Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности был принят Ассоциацией менеджеров в 2006 г.

Меморандум исходит из признания важности общественных ожиданий, невнимание к которым может привести к серьезным рискам, дополнительным издержкам и конфликтным ситуациям.

Меморандум представляет собой перечень обязательств, которые бизнес доложен добровольно принять на себя: ответственное участие в общественном развитии, добросовестная деловая практика, развитие персонала, безопасные условия труда и охрана здоровья, природоохранная деятельность, ресурсосбережение, реструктуризация, развитие местных сообществ, поощрение благотворительности.

В Меморандуме отмечается, что «корпоративная социальная ответственность - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными предприятиями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений с опорой на следующие принципы»:

- производство качественной продукции и услуг для потребителей;

- создание привлекательных рабочих мест; инвестиции в развитие производства и человеческого капитала;

- неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и др.;

- построение добросовестных, взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

- эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества;

- учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

- вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития.

Корпоративный экологический кодекс - добровольные обязательства компаний по соблюдению правил, определенных профессионалами бизнеса и экологами - разработан Глобальным экологическим фондом на основе серии стандартов ISO 14000.

Кодекс включает Декларацию принципов экологически ответственного ведения бизнеса и обязательства:

- реализация экологически значимой деятельности;

- принятие стандартов экологически ответственного ведения бизнеса (от экологических разделов бизнес-планов и заявок на кредиты до программ утилизации продукции);

- разработка социально-экологических разделов проектов при участии в тендерах и конкурсах;

- ответственность за экологические проблемы отрасли;

- оказание технологической помощи членам корпоративного сообщества с острыми экологическими проблемами;

- проведение технологических новаций, имеющих экологическое значение;

- организация «кассы экологической взаимопомощи», страхование экологических рисков компании;

- повышение экологической чувствительности рынков, в том числе участие в экологической маркировке продукции;

- мониторинг природоохранной деятельности предприятий отрасли;

- подготовка ежегодных экологических отчетов (о потреблении сырья, земель, энергии и др.).

В настоящее время проходит процесс поиска и создания унифицированного стандарта социальной отчетности и социального аудита.

Российские специалисты предлагают использовать более широкое понятие «общественного учета, отчетности и аудита». Их точка зрения заключается в необходимости систематической оценки общественных сторон деятельности организации, которая выводится в виде периодической отчетности и подвергается тщательному анализу, проверке и аудиту.

Формулируется основная задача - оценить взаимоотношения компании с заинтересованными лицами с целью их дальнейшего улучшения.

Показатели, выявленные в ходе аудита, являются практически мнением общественности и должны использоваться на постановку задач, направленных на улучшение отношений организаций и общества.

© Центр дистанционного образования МГУП