Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций
Рисунок 5.1. Группировка стран по уровню формирования ГЧП

1. Социальная ответственность трактуется с точки зрения учета взаимных интересов бизнеса и общества - как обязательство бизнеса поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с сотрудниками, их семьями, местными сообществами и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом.

2. При этом роль бизнес-сообщества многогранна и значительна:

- с одной стороны, укрепление экономики страны - это гарантия развития бизнеса, появление новых перспектив и возможностей развития деловых отношений;

- с другой стороны, бизнес является непосредственным участником социально-экономических процессов. Таким образом, во взаимоотношениях государства, общества и бизнеса должен прослеживаться курс на гармонизацию интересов и консолидацию усилий организации для достижения общих целей.

Ставится задача участия бизнес-сообщества в разработке и проведении государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие экономики России.

3. Понятие «социальные инвестиции». Модели финансирования социальных и благотворительных программ.

Использование конкурсных механизмов в решении социальных проблем.

Корпоративные благотворительные фонды. Партнерство с благотворительными фондами, международными организациями, сотрудничество с общественными организациями в области социальной ответственности.

4. В условиях глобальных трансформаций ХХI века важным элементом, встроенным в механизм государственной экономической политики и направленным на обеспечение развития является государственно-частное партнерство (рисунок 5.1 Рисунок 5.1. Группировка стран по уровню формирования ГЧП).

Государственно-частное партнерство - это «стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ», основной чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон (В.Г. Варнавский. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. - 2004. - № 6. - с. 33).

ГЧП выступает в качестве механизма смешанной (интегрированной) экономики, т.к. элиминирует изъяны рыночного и государственного механизмов хозяйствования и совмещает в себе их достоинства.

Принципами ГЧП являются:

- равенство интересов сторон;

- стабильность контракта;

- возможность изменений;

- конкурентоспособность.

Целями государства и общества в ГЧП являются:

- реализация социальных проектов;

- повышение уровня и качества жизни населения;

- поддержание духовно-нравственных основ общества;

- развитие человеческого капитала;

- устранение структурных ограничений экономического роста;

- социально-экономическое развитие регионов РФ;

- модернизация и инновации;

- интеграция РФ в мировую экономику.

Целями бизнеса в ГЧП является:

- расширение пространства движения капитала;

- привлечение бюджетных средств для осуществления проекта;

- возможности получения кредита на выгодных условиях;

- государственные гарантии;

- налоговое льготирование;

- социальная ответственность бизнеса.

© Центр дистанционного образования МГУП