Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций
Рисунок 6.1. Создание «социальных лифтов» в экономике знаний

1. Современная цивилизационная научная парадигма отстаивает первенство духовной сферы - науки, культуры, образования, этики.

Экономика знаний - тип экономики, в которой ключевое значение приобретает интеллектуальный капитал, а производство знаний становится источником роста и развития экономики на макро- и микроуровне, что выражается в повышении качества человеческого капитала, в производстве высоких технологий, инноваций и высококачественных работ и услуг.

Отечественные ученые - Д.С. Львов, Б.З. Мильнер, З.П. Румянцева и другие - выделяют следующие характерные черты экономики знаний:

- постоянное развитие знаний как производительной силы;

- возрастающая роль наукоемкого сектора экономики;

- развитие информационного пространства, которое технологизирует интеллектуальную деятельность;

- рост капитализации рыночной стоимости инновационных организаций;

- инвестиции в человеческий капитал как одно из основных государственных приоритетов в развитии науки и техники;

2. Развитие экономики знаний требует от организации создания системы управления знаниями, которая включает следующие процессы:

- генерация знаний - индивидуальное или организационное обучение;

- формализация знаний - разработка принципов, правил и процедур;

- сохранение знаний - определение носителей для сохранения и распределения знаний;

- диффузия знаний - распределение знаний в организации;

- координация и контроль знаний.

2. Важными элементами экономики знаний являются человеческий капитал и интеллектуальная организация.

Человеческий капитал - фактор производства, характеризующий вложение средств в производительные и интеллектуальные возможности человека.

Интеллектуальный капитал - это знания, навыки и опыт работников и инструменты организации, увеличивающие совокупность знаний и обеспечивающие конкурентоспособность организации.

Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с другими формами капитала - организационным, структурным, научно-техническим, технологическим, - критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Главная функция интеллектуального капитала - формирование и реализация системы знаний, что обеспечивают высокоэффективную деятельность организации.

Развитие человеческого капитала на микроуровне предполагает создание интеллектуальной организации.

Интеллектуальная организация представляет собой «коллективный интеллектуальный капитал», аккумулирующий научные и практические знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, коммуникативную и организационную структуру, информационные сети и имидж компании.

3. Модернизация института социальной сферы. КСО в решении социально-трудовых проблем.

Определение перспективных направлений социальной ответственности, обеспечивающих повышение эффективности решения социально-трудовых проблем.

Предложения по формированию системы повышения эффективности сферы труда и трудовых отношений.

Необходимость формирования социально ответственной среды в экономике знаний требует создания «социальных лифтов» (рисунок 6.1 Рисунок 6.1. Создание «социальных лифтов» в экономике знаний).

© Центр дистанционного образования МГУП