Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций

1. В связи с инновационной направленностью экономики, определенной социально-экономической политикой государства, все аспекты управления деятельностью современной организации приобретают социальную значимость.

Бизнес переходит от одномерной шкалы ценностей, определяемой критерием рыночной рациональности, к многомерной шкале, учитывающей экономические, социальные, этические и экологические аспекты деятельности. Этот процесс протекает в русле общей тенденции социализации экономического развития. Создавая предпосылки для поступательного развития, социально ответственное поведение создает предпосылки для устойчивого роста и получения экономического преимущества, как для отдельной организации, так и для общества в целом.

Социальная ответственность бизнеса - ответственность перед обществом; добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных с основной деятельностью компании и выходящей за рамки определенного закона минимума.

Организация обладает знаниями и ресурсами, позволяющими ей определить специфический набор социальных проблем, к разрешению которых она наиболее подготовлена и разрешение которых даст ей наибольшие конкурентные преимущества. Основным критерием при выборе объекта социальной ответственности бизнеса выступает возможность создания ценности, как для организации, так и для общества.

Социальная ответственность организации - это формирование социально-экономической миссии бизнеса, а также соблюдение экономических, правовых и нравственных норм на макро- и микроуровне в контексте развития общества.

Принципиально меняется миссия организации на рынке, которая заключается в необходимости удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей рынка путем производства и реализации социально значимой продукции, соответствующей мировым стандартам качества.

Социально-экономическая миссия бизнеса заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей потребителей путем производства и реализации социально-значимой продукции, соответствующей мировым стандартам качества, и, таким образом, решающей социально-этические проблемы общества.

2. Ассоциация менеджеров определяет следующие социальные роли организации:

- организация - работодатель: создает привлекательные рабочие места, платит работникам заработную плату;

- организация - производитель: создает качественные товары (работы, услуги);

- организация - налогоплательщик: соблюдает налоговый кодекс;

- организация - заемщик капитала: погашает кредиты, работает на международных фондовых рынках;

- организация - бизнес-партнер: демонстрирует добросовестную деловую практику, устанавливает надежные отношения с поставщиками и дистрибьюторами;

- организация - корпоративный гражданин: предотвращает негативные последствия своей деятельности (в сфере экологии и т.п.), поддерживает социальное благополучие;

- организация - член общественных организаций: вносит вклад в формирование гражданского общества.

3. Становление социальной ответственности бизнеса в России определяется системой разнонаправленных факторов.

Одни факторы благоприятствуют формированию социально ответственного поведения отечественных организаций. К ним относятся:

- наличие корпоративных структур, располагающих значительными ресурсами, в первую очередь, финансовыми;

- процессы глобализации, под воздействием которых происходит институционализация социальной ответственности предпринимательства по правилам международной практики.

Факторы, влияющие на формирование КСО организаций.

Факторами, сдерживающими социальную ответственность организаций, являются:

- недостаточный размер социальных инвестиций;

- отсутствие реального государственного стимулирования, что ведет к эмоциональному неприятию концепции социальной ответственности бизнеса;

- широкое распространение неформальных экономических отношений;

- слабость гражданского общества и социального партнерства.

Перед российскими организациями стоят следующие задачи:

- обеспечить устойчивость бизнеса в течение длительного времени, что позволит обеспечить достаточный капитал и доходы для реализации социальных программ;

- действовать в соответствии со стратегией «тройного итога»: финансового, социального и экологического;

- содействовать умножению благосостояния общества; соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон; вносить вклад в создание социального капитала;

- внимательно относиться к национальным стандартам, находить правильный баланс между национальными и общемировыми ценностями, а также бизнес-практикой и интересами общества;

- пропагандировать ответственное деловое поведение, взаимодействовать с руководителями бизнеса, государства и гражданским обществом. Организации должны поддерживать образовательные программы, местную инфраструктуру и извлекать из этой деятельности выгоду как член общества;

- решать правовые, культурологические и т.п. проблемы.

4. Социальная ответственность бизнеса строится на выделении четырех уровней деловой ответственности организаций (модель А. Керолла):

- экономическая - перед собственниками в получении прибыли. Ответственность ассоциируется с миссией организации, с выпуском продукции или оказанием услуг, необходимых обществу, и извлечением на этой основе прибыли от результатов своей деятельности.

Экономическую ответственность необходимо рассматривать также с точки зрения учета экономических интересов персонала. Применительно к медиаиндустрии осуществление миссии имеет определенные особенности. Как известно, традиционная продукция медиаиндустрии - книги, газеты, журналы и т.п. СМИ влияют на культурную жизнь потребителей, формирует мировоззрение людей и нравственные основы общества. Поэтому экономическую ответственность медиаиндустрии следует рассматривать во взаимосвязи с их этической ответственностью;

- правовая - соблюдение закона бизнеса в условиях развития рыночных отношений. Деятельность организаций должна соответствовать ожиданиям общества, зафиксированным в правовых документах.

Применительно к медиаиндустрии правовая ответственность должна основываться на неукоснительном соблюдении гражданского и трудового законодательства;

- этическая - следований моральным принципам - требует от организации издержек, не предусмотренных правовыми нормами, но отвечающих нормам морали;

- социальная - улучшение благосостояния и повышение качества жизни общества; поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ;

- экологическая - участие в охране окружающей среды, начиная от прогрессивных технологий (бессточных, бездымных, безотходных), кончая участием в финансировании экологических проектов.

© Центр дистанционного образования МГУП