Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций
Рисунок 8.1. Структура макро- и микросоциальной ответственности организации Рисунок 8.2. Структура социально ориентированной бизнес-среды организации

1. Задачи формирования ответственного делового поведения организации.

Актуальным является выбор модели социально ответственного бизнеса, которая представляет собой систему функций и форм регулирования отношений организации с внешними и внутренними заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), которые реализуются по следующим направлениям:

- эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создании добавленной экономической стоимости и рост благосостояния акционеров;

- соблюдение требований законодательства: трудового, гражданского, налогового, экологического и др.;

- соответствие общественным ожиданиям и общепринятым этическим нормам в практике ведения дел;

- вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты; благотворительность и меценатство;

- формирование интеллектуального потенциала России;

- производство качественной продукции и услуг;

- взаимоотношения с работниками;

- решение экологических проблем: охрана окружающей среды.

Экономисты увязывают концепцию «заинтересованных сторон» с созданием организационного богатства, понимаемого как суммарный показатель способности организации генерировать блага для всех ее заинтересованных сторон в течение длительного времени.

Заинтересованные стороны способны влиять на конкурентные позиции организации, вносить вклад в ее уникальные ресурсы и способности.

Учитывая социальную направленность экономики, определяемую государственной социально-экономической политикой, в основу управления организацией должна быть положена парадигма социальной мотивации прибыли, что реализуется посредством создания фондов научно-технического и социального развития, направляемых на выпуск социально значимой качественной продукции, создание социально-ориентированной инфраструктуры бизнеса и т.п.

2. КСО и конкурентные преимущества организации.

Связь КСО с концепциями стратегического управления. Связь КСО со стратегией развития бизнеса.

Экономисты отмечают: корпоративная социальная ответственность является стратегической, когда она приносит организации выгоды, связанные с ее бизнесом, и, таким образом, вносит вклад в эффективность реализации миссии бизнеса.

Корпоративные социальные инвестиции рассматривались в качестве элемента стратегии. В долгосрочной перспективе социальные и экономические цели интегрируются - корпоративные расходы позволяют решать как социальные, так и экономические проблемы, и, таким образом, происходит соединение интересов бизнеса и общества.

3. Социальная ответственность организации: макро- и микроуровень.

Социальная ответственность организации имеет два вектора развития, которые ориентированы во внутреннюю и внешнюю среду организации в зависимости от сферы ответственности.

Потенциал социальной ответственности организации включает:

  1. макросоциальную ответственность, которая включает:

    - соблюдение законов и норм;

    - выпуск социально значимой продукции;

    - внедрение прогрессивных, экологически ориентированных технологий;

    - формирование социальной инфраструктуры бизнеса;

    - принятие объектов социальной сферы на баланс;

    - создание социального бренда;

    - экологические программы и т.п.;

  2. микросоциальную ответственность, которая включает:

    - построение системы менеджмента качества;

    - улучшение условий и охрану труда;

    - стабильную заработную плату и мотивацию работников;

    - развитие человеческого капитала;

    - управление деловой карьерой;

    - социальные программы;

    - разработку кодекса корпоративного поведения;

    - развитие корпоративной культуры (рисунок 8.1 Рисунок 8.1. Структура макро- и микросоциальной ответственности организации).

4. Социальная сфера организации - это целостная система, основными элементами которой являются персонал, а также отношения, формирующиеся в процессе совместной деятельности сотрудников и функционирования организации. Во многом на социальную сферу организации влияют условия внешней среды, в которых протекают социальные процессы организации: демографические, природно-климатические, социально-культурные (социальная дифференциация населения, уровень культуры населения, уровень образования).

Создание социальной инфраструктуры КСО - социально ориентированной макро- и микро- бизнес-среды.

Под социальной средой организации понимается совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников: социальная инфраструктура организации; социально-психологический климат, социальная защищенность работников, условия работы и охраны труда; уровень корпоративной культуры; состояние социальной сферы предприятия; материальное вознаграждение труда.

Структура социально ориентированной бизнес-среды организации включает составляющие:

- изготовление социально-значимого качественного продукта;

- формирование социального бренда;

- создание социальной инфраструктуры бизнеса;

- обеспечение социальных благ для персонала;

- формирование корпоративной культуры.

Бизнес-среда организации позволяет сформировать как систему личной социальной ответственности, так и выстроить институциональное, социально ориентированное деловое поведение (рисунок 8.2 Рисунок 8.2. Структура социально ориентированной бизнес-среды организации).

© Центр дистанционного образования МГУП