Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Социализация экономики. Диалектическая взаимосвязь между социально ответственным поведением и общественным развитием

2.

Тема 2. Понятие корпоративной социальной ответственности. Концепции КСО. Эволюция концепций КСО

3.

Тема 3. Нормативная база КСО

4.

Тема 4. Социальная политика государства: социальная доктрина

5.

Тема 5. Взаимодействие государства, бизнеса и общества

6.

Тема 6. КСО в экономике знаний. Формирование интеллектуального капитала России

7.

Тема 7. Корпоративная социальная ответственность организации

8.

Тема 8. Построение системы КСО в организации

9.

Тема 9. Внутрикорпоративные социальные программы

10.

Тема 10. Формирование мотивационных механизмов КСО в организации

11.

Вопросы для самопроверки по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

12.

Контрольная работа

12.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

12.2.

Варианты контрольных заданий

13.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14.

Формы контроля

Указатели
5   указатель иллюстраций

1. Внедрение принципов КСО в управленческую практику.

Вовлечение клиентов в благотворительность и социальные программы компании.

Корпоративное волонтерство: вовлечение сотрудников в благотворительные программы.

2. Внутрикорпоративные социальные программы - это диалоговая площадка для координации усилий менеджмента и персонала в целях формирования социально-экономической ответственности бизнеса.

К внутрикорпоративным социальным программам относятся:

- Доктрина ценностей;

- Кодекс корпоративного поведения;

- Социальная идентичность организации;

- Формирование доверия и др.

3. Закон социальной гармонии устанавливает, что активизация трудовой деятельности работников и, как следствие, рост производительности труда обеспечиваются развитием социальной сферы.

Социальная сфера организации - это целостная система, основными элементами которой являются персонал, а также отношения, формирующиеся в процессе совместной деятельности работников и функционирования организации.

На социальную сферу организации влияют:

- условия внешней среды, в которых протекают социальные процессы: демографические, природно-климатические, социально-культурные;

- социальная дифференциация населения;

- уровень образования;

- уровень культуры работников.

Современный уровень деятельности организации требует многоаспектной социокультурной характеристики работников, личностно-психологических свойств и профессиональных способностей, соответствующих требованиям, предъявляемым обществом к организации в рамках ее миссии и стратегии развития.

В связи с этим особое внимание должно быть уделено инструментам:

- формирования социальной активности;

- обеспечению мотивационной заинтересованности работников в улучшении результативности деятельности;

- установлению стандартов социально ответственного поведения работников на основе принципов корпоративной культуры.

Инструмент реализации КСО - корпоративная культура, позволяющая сформировать систему личной социальной ответственности и выстроить институциональное, социально ориентированное деловое поведение организации.

Руководствуясь принципами, факторами и методами корпоративной культуры, менеджмент устанавливает стандарты социальной ответственности бизнеса, определяет этическую идентичность организации в обществе.

Условием реализации концепции социально ответственной организации является соблюдение нравственности и выстраивание моральной проблематики.

Нравственность - совокупность норм, представлений, предписаний о добре и зле, должном и недолжном, свободе и ответственности, долге, совести, вине, чести и достоинстве человека.

Проблемы нравственности:

- философские - определение духовной культуры общества; понимание происходящего в жизни человека и общества; стратегическая роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности;

- юридические - принцип добросовестности в гражданском праве; уголовное право на защите нравственных ценностей;

- филологические - коммуникативное поведение человека как отражение нравственных основ нации, выраженной в речеповеденческих тактиках;

- педагогические - ценностные аспекты профессиональной подготовки;

- психологические - представление о долге; динамика и механизмы формирования нравственности; этические принципы профессиональной деятельности;

- культурологические - нравственные аспекты сохранения культурного наследия;

- экономические - роль деловой этики и морали в бизнесе.

Аспекты нравственности: высшие ценности общечеловеческого характера, групповые нравственные нормы, индивидуальная мораль.

Мораль - совокупность норм, установок и предписаний, которыми руководствуются люди в своем поведении в различных жизненных сферах.

© Центр дистанционного образования МГУП