Московский государственный университет печати

Г.В. Мышленник


         

Методическое руководство по изучению дисциплины "Макроэкономика"

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата "080100 Экономика"


Г.В. Мышленник
Методическое руководство по изучению дисциплины "Макроэкономика"
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Введение в макроэкономику: категории, предмет и метод

2.

Тема 2. Система национальных счетов и макроэкономические показатели

3.

Тема 3. Макроэкономическое равновесие: классический и кейнсианский подход

4.

Тема 4. Кейнсианский крест, модель доходы-расходы (IS-LM)

5.

Тема 5. Экономические циклы, проблема безработицы и инфляции

6.

Тема 6. Основы фискальной политики

7.

Тема 7. Теория денег и денежного рынка

8.

Тема 8. Банковская система и кредитно-денежная политика

9.

Тема 9. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике

10.

Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост

11.

Контрольная работа

11.1.

Вариант №1

11.2.

Вариант № 2

11.3.

Вариант № 3

11.4.

Вариант № 4

11.5.

Вариант № 5

11.6.

Вариант № 6

11.7.

Вариант № 7

11.8.

Вариант № 8

11.9.

Вариант № 9

11.10.

Вариант № 10

11.11.

Вариант № 11

11.12.

Вариант № 12

11.13.

Вариант № 13

11.14.

Вариант № 14

11.15.

Вариант № 15

11.16.

Вариант № 16

11.17.

Вариант № 17

11.18.

Вариант № 18

11.19.

Вариант № 19

11.20.

Вариант № 20

11.21.

Вариант № 21

11.22.

Вариант № 22

11.23.

Вариант № 23

11.24.

Вариант № 24

11.25.

Вариант № 25

11.26.

Вариант № 26

11.27.

Вариант № 27

11.28.

Вариант № 28

11.29.

Вариант № 29

11.30.

Вариант № 30

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Формы контроля

Дисциплина «Макроэкономика» относится к блоку профессиональных дисциплин, и поэтому ответственна за формирование мировоззрения и мышления будущих бакалавров. Дисциплина «Макроэкономика» непосредственно взаимодействует с такими гуманитарными дисциплинами как история, социология, философия и создает основу для восприятия таких профессиональных предметов как менеджмент, мировая экономика и др.

Целью изучения макроэкономики является формирование у бакалавров основ рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию основных закономерностей и проблем функционирования национальной экономики.

Раскрыть взаимозависимости национальной и мировой экономики, ключевые закономерности функционирования и развития рыночной экономики, теории и практические проблемы реализации стабилизационной политики, включая антиинфляционную, политику в области занятости и стимулирования экономического роста, в развитых странах и в России.

Привить умения анализировать направления и развитие экономической политики, привить знания макроэкономических законов в соответствии со стандартами отечественного и международного высшего образования.

Основными задачами изучения макроэкономики являются:

    - определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;

    - определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

    - изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макро показателей;

    - изучение причин возникновения и форм проявления макро нестабильности развития рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макро нестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», «IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

    - на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.

В результате изучения бакалавры должны обрести следующий набор компетенций:

    - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4)

    - мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

    - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать (ПК-6);

    - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

    - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК- 13).

После изучения данного курса бакалавр

должен знать:

    - закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

    - основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

    - основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

    - основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

    - принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

должен уметь:

    - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

    - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций,

    предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

    - рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

    - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

    - осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

    - строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

    - прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

    - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи и контрольной работы.

должен владеть:

    - методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;

    - методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

    - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих на макроуровне экономические процессы;

    - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Основной формой работы бакалавров заочной формы обучения является самостоятельное изучение рекомендованной литературы, перечень которой приводится в конце данных методических указаний. Предлагаемый по каждой теме перечень контрольных вопросов позволяет самостоятельно оценить степень усвоения материала дисциплины.

Допуском для сдачи экзамена является выполненная контрольная работа.

© Центр дистанционного образования МГУП