Московский государственный университет печати

Г.В. Мышленник


         

МАКРОЭКОНОМИКА

Конспект лекций


Г.В. Мышленник
МАКРОЭКОНОМИКА
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Лекция 1. Предмет, метод и показатели макроэкономики

1.1.

Предмет, метод и теоретические основы макроэкономики как науки

1.2.

Система национального счетоводства и макроэкономические показатели

1.3.

ВВП и ВНП: виды и способы измерения. Национальный доход и благосостояние общества

2.

Лекция 2. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS

2.1.

Совокупный спрос. Кривая AD

2.2.

Совокупное предложение. Кривая AS

2.3.

Модель экономического равновесия AD-AS

2.4.

Механизмы регулирования экономики: неоклассический и кейнсианский подход

3.

Лекция 3. Потребление, сбережение и инвестиции

3.1.

Кейнсианская модель экономики

3.2.

Функции потребления и сбережения в кейнсианской теории

3.3.

Инвестиции и доход: эффект мультипликатора. Модель макроэкономического равновесия «изъятия - инъекции»

4.

Лекция 4. Деловой цикл, безработица, инфляция и макроэкономическое равновесие

4.1.

Экономические циклы и его фазы. Воспроизводственные функции фаз экономического цикла

4.2.

Циклические колебания: причины, виды, механизм и форма цикла в современных условиях

4.3.

Форма цикла в современных условиях

5.

Лекция 5. Нарушение равновесия в макроэкономике и его причины

5.1.

Безработица: понятие, причины, виды. Закон Оукена

5.2.

Инфляция: сущность, измерение, виды и механизм

5.3.

Взаимосвязь инфляции и безработицы

5.4.

Последствия инфляции и антиинфляционная политика

6.

Лекция 6. Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика

6.1.

Деньги, как экономическая категория: происхождение, сущность и функции денег

6.2.

Спрос на деньги: классический и кейнсианский подходы

6.3.

Предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Ликвидная ловушка

7.

Лекция 7. Банковская система и кредитно-денежная политика Центрального Банка России

7.1.

Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков

7.2.

Расширение денежной массы банковской системой. Денежный мультипликатор

7.3.

Денежно-кредитная политика: задачи, цели, инструменты, эффективность

8.

Лекция 8. Финансовая система и фискальная политика

8.1.

Финансовая система. Государственный бюджет и централизованные финансы

8.2.

Состояние государственного бюджета. Государственный долг

8.3.

Системы налогообложения. Кривая Лаффера

8.4.

Фискальная политика государства, сущность и направления

9.

Лекция 9. Экономический рост и его измерение

9.1.

Сущность экономического роста, его типы и показатели. Цена экономического роста

9.2.

Факторы и теории экономического роста

9.3.

Модели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста

10.

Лекция 10. Международные аспекты экономического развития

10.1.

Мировая экономика. Международная торговля и внешнеторговая политика

10.2.

Международные экономические отношения и валютная система. Платежный баланс страны

Библиографический список

Указатели
41   указатель иллюстраций
Рисунок 2.1. Кривая совокупного спроса Рисунок 2.2. Смещение кривой совокупного спроса Рисунок 2.3. Модифицированная кривая совокупного предложения Рисунок 2.4. Влияние неценовых факторов на совокупное предложение Рисунок 2.5. Рост совокупного спроса на кейнсианском участке кривой совокупного спроса Рисунок 2.6. Рост совокупного спроса на переходном участке кривой совокупного спроса Рисунок 2.7. Рост совокупного спроса на классическом участке кривой спроса Рисунок 2.8. Снижение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой AS Рисунок 2.9(а). Снижение реального объема ВВП на переходном участке кривой AS Рисунок.2.9(б). Снижение реального объема ВВП на классическом участке кривой AS Рисунок 2.10. Ситуация экономического роста Рисунок 2.11. Инфляция предложения Рисунок 2.12. Равновесие в классической модели

На реальном рынке встречаются множество продавцов и покупателей, которые устанавливают цены на базе не единичных , а массовых сделок, рыночное значение которых формирует совокупный спрос и совокупное предложение в рамках национального рынка всеми участниками сделок. Конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, имеющие стоимостное выражение, которые отражают совокупный спрос и предложение.

Совокупный спрос формируют все субъекты хозяйственной деятельности на национальном рынке, которыми являются домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, который представляется их расходами, обозначающиеся в макроэкономике, как «С», расходы фирм на инвестиционные товары и услуги формируют их совокупный спрос, обозначающийся, как «I», спрос государства на приобретаемые государством товары и услуги, или государственные закупки обозначаются , как «G». С другой стороны, это совокупный спрос отражает совокупное предложение ВВП или ВНП, рассчитанного по уровню цен, сложившимся на рынке в текущее время.

Таким образом, совокупный спрос (AD) характеризует реальный объем национального производства, который готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы и государство в лице правительства при любом возможном уровне цен.

Таким образом, стоимостное выражение совокупного спроса определяется суммой планируемых расходов (AE) на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного дохода. То есть, совокупный спрос (AD) является синонимом выражения совокупные расходы (AE).

Совокупный спрос состоит из тех же компонентов, что и совокупные расходы для закрытой экономики (2.1).

Untitled Document

АD = AE = С + I + G
(2.1)

для открытой экономики к этим расходам прибавляется расходы иностранного сектора, выражаемые величиной чистого экспорта «NХ» (2.2):

Untitled Document

АD = AE = С + I + G + NХ
(2.2)

Модель совокупного спроса графически может быть представлена кривой совокупного спроса, как показано на рисунке 2.1 Рисунок 2.1. Кривая совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса АD имеет отрицательный наклон и отражает обратную зависимость между уровнем цен Р, измеряемым индексом - дефлятором ВВП, и реальным объемом национального производства Y при прочих равных условиях.

В отличии от микроэкономики, в которой ценовыми факторами, влияющими на спрос, являются два эффекта: доход и замещение, на уровне макроэкономики обратная зависимость объема реального объема национального производства от уровня цен объясняется действием трех ценовых факторов: эффекта процентной ставки (эффект Кейнса), эффекта богатства (эффект Пигу), эффекта импортных закупок (эффект Манделла - Флеминга).

1. Эффект процентной ставки проявляется в том, что при неизменном объеме денежной массы, повышение или понижение уровня цен вызывает соответственно рост или падение спроса на денежную массу, который, в свою очередь, вызывает соответственно, повышение или снижение уровень процентной ставки. В ответ на это начинают изменяться потребительские цены, домашние хозяйства и фирмы начинают в ответ или сокращать или повышать свои расходы.

2. Эффект богатства проявляется в том , что рост или снижение уровня цен изменяет реальную ценность активов с фиксированной денежной стоимостью, которыми, например, являются срочные счета или облигации с фиксированным процентом. Это явление соответственно, сокращает или повышает потребительские расходы и объем национального производства, на который предъявляется спрос.

3. Эффект импортных закупок отражает обратную связь между объемом чистого экспорта страны и существующим уровнем цен данной страны и других стран. Этот эффект показывает, что повышение (снижение) уровня цен в стране приводит к замене относительно подорожавших (подешевевших) отечественных товаров на относительно подешевевшие (подорожавшие) иностранные товары, и соответственно, приводит к сокращению (росту) объема чистого экспорта, на который предъявляется спрос.

Ценовые факторы обусловливают изменения объема совокупного спроса и движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы вызывают изменения в самом совокупном спросе и приводят к сдвигу кривой совокупного спроса, как показано на рисунке 2.2 Рисунок 2.2. Смещение кривой совокупного спроса.

При увеличении совокупного спроса кривая сдвигается вправо, при сокращении - влево.

Так как в масштабах национальной экономики экономические субъекты, совершающих расходы, образуют четыре основные группы, то, соответственно, неценовые факторы совокупного спроса включают 4 группы факторов:

Первая группа неценовых факторов совокупного спроса обуславливает изменения в потребительских расходах, вызванных изменениями в уровне доходов потребителей, в ожиданиях потребителей, в ставках подоходного налога, уровне потребительской задолженности.

Вторая группа факторов совокупного спроса обуславливает изменения в инвестиционных расходах, вызванных изменением процентных ставок при изменении объема денежной массы, ожиданием прибылей от инвестиций, изменением налогов с предприятий, усовершенствованием технологий, изменением размера избыточных мощностей.

Третья группа факторов совокупного спроса обуславливает изменения в государственных расходах, вызванных уменьшением или увеличением объема государственных закупок, изменениями в расходах государственного бюджета.

Четвертая группа факторов обуславливает изменения в расходах на чистый экспорт, вызванных изменениями в доходе других стран и изменениями в валютных курсах.

Макроэкономический анализ совокупного спроса основан на фундаментальном положении количественного уравнения Фишера, по которому стоимостная величина всех продаж конечных товаров Y в экономике за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег M на число оборотов V, или скорости обращения денег между всеми секторами экономики (2.3):

Untitled Document

M х V = Y
(2.3)

где Y = РQ - совокупный доход от продажи конечных товаров и услуг.

Из (2.3) следует, что объем реального объема национального производства может увеличиваться (снижаться) либо в случае изменения предложения денег М, либо скорости их оборота V.

Если реальный объем национального производства Y растет, то при каждом уровне цен Р будет предъявляться совокупный спрос на большее количество товаров Q, то есть совокупный спрос возрастет, и, наоборот, совокупный спрос упадет при сокращении реального объема национального производства.

Таким образом, согласно уравнению (2.3) совокупный спрос есть функция величины денежной массы и скорости обращения денег между секторами экономики, то есть АD = f (M, V).

Совокупное предложение представляет собой совокупную стоимость общего количества конечных товаров и услуг, предлагаемых к продаже в экономике страны за определенный период. Количественно совокупное предложение выражается показателем ВВП.

Кривая совокупного предложения AS отражает изменение средних издержек при изменении национального объема производства. Зависимость изменения реального объема национального производства и уровня цен имеет прямую зависимость: чем выше уровень цен, тем больший объем товаров и услуг готовы предложить субъекты экономической деятельности, или производители товаров и услуг. Однако конкретное очертание кривой совокупного предложения является предметом дискуссий, так как характер кривой совокупного предложения зависит от временного фактора, поэтому в краткосрочном и долгосрочном периодах она изменяет свой характер.

При макроэкономическом анализе совокупного предложения AS прежде всего обращается внимание на то, что оно определяется размером производственных затрат, среди которых важное место принадлежит труду и капиталу. Например, принимая во внимание только эти два фактора производства, вид кривой совокупного предложения в краткосрочном периоде при прочих равных условиях будет в основном зависеть от того, в какой степени заработная плата реагирует на расширение выпуска продукции и занятости.

В связи с этим на модифицированной кривой совокупного предложения AS выделяются 3 отрезка, как это показано на рисунке 2.3 Рисунок 2.3. Модифицированная кривая совокупного предложения.

Первый отрезок кривой AS является кейнсианской кривой, представленный горизонтальным отрезком, которая отражает абсолютную эластичность предложения к изменению цены в краткосрочный период и предполагает, что экономика находится в состоянии спада, который характеризуется недоиспользованием производственных мощностей и избыток рабочей силы. При изменении уровня занятости заработная плата не меняется, изменение в объемах производства осуществляется при постоянных ценах.

Второй отрезок является промежуточным или восходящим и предполагает, что экономика приближается к уровню использования всех совокупных факторов производства, поэтому привлечение дополнительных единиц ресурсов резко увеличивает расходы на них, за счет которых возрастают издержки на единицу продукции. Для компенсирования растущих издержек необходимы более высокие цены, то есть рост объемов производства осуществляется при росте цен.

Третий отрезок является классической или вертикальной кривой совокупного предложения, который предполагает, что в экономике достигнута полная занятость и соответствующий ей потенциальный объем производства <?xml version="1.0"?>
. Имеющиеся в экономике ресурсы уже вовлечены в производство и дальнейшее наращивание объемов производства в краткосрочном периоде уже невозможно. При долгосрочном периоде увеличение выпуска продукции, работ и услуг приводит к росту цен. Кривая AS имеет абсолютно неэластичный вид.

Ценовые факторы вызывают движение по кривой предложения.

Влияние неценовых факторов изменяет издержки на единицу продукции при данном уровне цен и сдвигает кривую AS вправо - при увеличении совокупного предложения, и влево - при уменьшении совокупного предложения, как показано на рисунке 2.4 Рисунок 2.4. Влияние неценовых факторов на совокупное предложение.

Основными неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в уровне цен на производственные ресурсы, изменения в производительности, изменения в правовых нормах, инновации и технический прогресс.

Условием макроэкономического равновесия в данный момент времени является равенство совокупного спроса и совокупного предложения на трех участках модифицированной кривой, пересечение этих кривых характеризует модель макроэкономического равновесия AD-AS.

Модель AD-AS является еще одним примером агрегирования. Такая модель призвана дать ответы на вопросы: почему изменяется уровень цен? Почему реальный ВВП уменьшается в одни периоды и увеличивается в другие периоды? Какие факторы определяют реальный ВВП?

Макроэкономическое равновесие представляет собой такое состояние экономики, когда реальный объем национального производства, произведенный за определенный период времени, то есть, совокупное предложение, равен реальному объему национального производства, израсходованному за тот же период времени, то есть совокупному спросу.

Точки пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения позволяет определить равновесный уровень цен <?xml version="1.0"?>
и равновесный реальный объем производства <?xml version="1.0"?>
. Макроэкономическая модель АD-AS позволяет определить макроэкономическое равновесие при различном уровне цен.

Поскольку совокупный спрос как общая сумма спросов на конечную продукцию определяется по формуле (2.2), а совокупное предложение показывает объем продукции, который фирмы готовы предложить при каждом уровне цен, то есть, равно ВВП, основное макроэкономическое тождество, которого представлено формулой (1.6).

Изменения в совокупном спросе и совокупном предложении под влиянием изменения в соответствующих неценовых факторах приведут к изменению равновесного объема национального производства и уровня цен. Условиями нарушения макроэкономического равновесия за счет изменения неценовых факторов могут быть следующие:

    1. При росте совокупного спроса и неизменном совокупном предложении на горизонтальном участке кривой AS, будет изменяться только реальный объем ВВП, а уровень цен останется неизменным, как видно на рисунке 2.5 Рисунок 2.5. Рост совокупного спроса на кейнсианском участке кривой совокупного спроса.

    2. Рост совокупного спроса при неизменном совокупном предложении на промежуточном отрезке кривой AS вызовет рост и реального ВВП и уровня цен, то есть изменятся и номинальный и реальный ВВП, как показано на рисунке 2.6 Рисунок 2.6. Рост совокупного спроса на переходном участке кривой совокупного спроса .

    3. Рост совокупного спроса при неизменном совокупном предложении на вертикальном отрезке кривой AS приведет только к росту уровня цен, а реальный объем ВВП не изменится, как показано на рисунке 2.7 Рисунок 2.7. Рост совокупного спроса на классическом участке кривой спроса.

    4. При снижении совокупного спроса при неизменном совокупном предложении на горизонтальном отрезке кривой AS сократится реальный объем национального производства, а уровень цен останется неизменным, как показано на рисунке 2.8 Рисунок 2.8. Снижение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой AS.

    5. При снижении совокупного спроса и неизменном значении совокупного предложения, в краткосрочном периоде времени, на промежуточном и вертикальном отрезке кривой AS произойдет падение реального объема ВВП, при сохранении уровня цен, как показано на рисунках 2.9 а Рисунок 2.9(а). Снижение реального объема ВВП на переходном участке кривой AS и б Рисунок.2.9(б). Снижение реального объема ВВП на классическом участке кривой AS.

    Такая ситуация получила название эффекта храповика. В механике храповик - это механизм, который позволяет вращать колесо только в одном направлении. Вращение этого колеса назад в краткосрочном периоде, вызывает ответную реакцию в еще большем росте цен.

    Отсутствие тенденции цен к понижению в краткосрочном периоде может быть объяснено неэластичностью заработной платы:

      1. трудовые договора заключаются на ряд лет, в течение которых уровень оплаты труда не подлежит пересмотру;

      2. вероятным снижением уровня производительности труда, боязнью потери квалифицированных кадров при снижении уровня оплаты труда;

      3. монопольной властью фирм, способных противостоять снижению цен при снижении совокупного спроса.

    6. Если происходит рост совокупного предложения при неизменном совокупном спросе, то уровень цен падает, а реальный объем ВВП растет, что соответствует ситуации экономического роста, как показано на рис. 2.10 Рисунок 2.10. Ситуация экономического роста.

    7. При падении совокупного предложения и неизменном совокупном спросе уровень цен растет и уменьшается реальный объем ВВП. Такой рост цен называется инфляцией предложения, как показано на рисунке 2.11 Рисунок 2.11. Инфляция предложения.

В реальной действительности сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения автоматически не может быть достигнута. Рыночный механизм не в силах регулировать макроэкономические пропорции, это становится делом государства.

В экономической теории выделяются два основных подхода к возможности регулирования рыночной экономики: неоклассический, который использовался государствами с рыночной экономикой до 30-х годов и кейнсианский, который использовался до 60-70 -х годах ХХ века.

Неоклассики в своем предложении по регулированию экономики исходили из того, что:

    1) Рынок факторов производства и рынке товаров совершенная конкуренция, рыночная экономика способна обеспечить полное использование ресурсов;

    2) заработная плата и цены могут гибко изменяться вверх и вниз, они являются абсолютно эластичными. При этом желающие работать по определяемой рынком ставке заработной платы могут легко найти работу, то есть вынужденная безработица невозможна;

    3) рыночный механизм обеспечивает сбалансирование совокупного спроса и предложения на уровне полной занятости всех факторов производства. Соответственно, кривая совокупного предложения AS всегда является вертикальной линией при потенциальном выпуске. Она отражает изменение уровня цен и постоянство производимого объема продукции. Совокупный спрос АD стабилен;

    4) экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость (рис. 2.12 Рисунок 2.12. Равновесие в классической модели).

    Государство не должно вмешиваться в процесс установления макроэкономического равновесия. Рыночная экономика является идеальным саморегулирующимся механизмам;

    5) совокупное предложение AS рассматривается как мотор экономического роста. Сдвиги AS возможны при изменении величины факторов производства или технологии.

Кейнсианский подход предполагает, что:

    1) в краткосрочном периоде цены и заработная плата обладают жесткостью. Жесткость цен не позволяет рынкам факторов производства прийти в состояние равновесия, поэтому в краткосрочном периоде в экономике существуют излишки факторов производства. Соответственно, из-за наличия безработицы средние издержки не изменяются с изменением объема выпуска, и краткосрочная кривая совокупного предложения AS имеет вид горизонтальной прямой. Снижение цен и заработной платы в принципе не может даже смягчить проблему безработицы, так как такое снижение ведет к более низким денежным доходам, что, в свою очередь, вызывает сокращение совокупных расходов.

    2) в долгосрочном периоде объем фактического выпуска будет соответствовать потенциальному выпуску, уровень которого определяется вертикальной долгосрочной кривой совокупного предложения AS.

Контрольные вопросы к лекции 2

1. Как отразится на кривой АD изменение в ценовых факторах совокупного спроса? Как отразится на кривой АD изменение в неценовых факторах совокупного спроса?

2. Проанализируйте неценовые факторы спроса, ведущие к изменениям в инвестиционном спросе; в расходах на чистый экспорт.

3. Почему на кривой совокупного предложения выделяется три отрезка?

4. Каковы условия макроэкономического равновесия в модели AD-AS?

5. Как можно изобразить графическую иллюстрацию эффекта храповика?

6. Какова роль выполняет государство в классической и кейнсианской теории макроэкономического равновесия?

7. В чем состоит критика Кейнсом закона Сэя?

8. В какой ситуации проявляется парадокс бережливости?

© Центр дистанционного образования МГУП