Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

Целью изучения дисциплины«Книговедение» является усвоение общей теории книги и общей теории научного знания о ней, т.е. книговедческой методологии, теоретически систематизирующей и выражающей в системе обобщенных категорий и понятий все специально-книговедческие (книгоиздательские, книготорговые, библиотечные, библиографические) знания, полученные в процессе обучения по направлению 035000-Издательское дело.

Изучение дисциплины обеспечивает овладение мировоззренческими принципами и методами познания книги - анализа, систематизации, оценки и обобщения любого книговедческого явления, а также наиболее общими принципами теоретически осознанной практической книговедческой деятельности в любой отрасли книжного дела (книгоиздательской, книготорговой, библиотечной, библиографической).

По отношению ко всем собственно книговедческим дисциплинам «Книговедение» выступает в качестве теоретического обобщения, формируя на их эмпирической и теоретической базе обобщенное книговедческое знание, образуя специально-научную - книговедческую - методологию, приводит в систему различные по степени обобщенности и конкретности знания о книге.

Методические указания должны рационализировать усвоение студентом содержания дисциплины без затрат лишнего времени на поиски нужного материала в ЭУМК (электронном учебно-методическом комплексе) и полиграфических изданиях и публикациях. Текст Методических указаний содержит ссылки-переходы к нужному разделу учебника или дополнительного источника. В некоторых случаях Методические указания содержат дополнительный учебный материал, который поможет углубить или конкретизировать тот или иной раздел темы по Общему книговедению.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление и понимать:

  • мировоззренческие и науковедческие основания науки о книге, т.е. приведенного в систему научного знания о книге;

  • фундаментальную проблематику общего книговедения, определяющую его статус как методологического уровня в структуре науки о книге и относительно самостоятельной книговедческой дисциплины;

  • природу книги как объективного явления социальной действительности; сущность и функции книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания;

  • сущность книжного дела как способа существования книги, конкретно-исторические и современные формы книгопроизводства, книгораспространения, книговоспроизводства; функции отдельных отраслей книжного дела;

  • сходство и различие книги с другими формами способа социальной массовой коммуникации-прессой, радио, кино, телевидением, компьютерной коммуникацией;

  • наиболее общие процессы и формы существования, движения, развития книги в книгоиздательском, книготорговом, библиографическом и библиотечном деле;

  • сущность, структуру и формы книжного издания как реальной, действительной книги, материально-предметной формы ее существования.

Студент должен знать и использовать в познавательной практической книговедческой деятельности:

  • основные факты, этапы, тенденции, закономерности развития обобщенного книговедческого знания;

  • строение системы книговедческого знания: его объект, предмет, структуру, внутридисциплинарную и междисциплинарную организацию; систему книговедческого метода;

  • место и специфику книговедения в системе смежных дисциплин; механизмы и формы взаимодействия книговедения с другими науками;

  • современные перспективные направления развития и актуальные проблемы общей теории книговедения;

  • систему общекниговедческих категорий и понятий.

Студент должен уметь:

  • с общекниговедческих методологических позиций подходить к анализу, адекватной квалификации и оценке любого книговедческого явления;

  • использовать теоретическое понимание сущности книги и книжного дела в последующей исследовательской или практической деятельности в любой области книговедения, в той или иной сфере книжного дела;

  • владеть общекниговедческими подходами исследования любых книговедческих явлений и проблем;

  • осознавать системную обусловленность книговедческих явлений;

  • владеть категориально-понятийным аппаратом книговедения для адекватного описания книговедческих фактов, явлений, процессов

Студент должен иметь навыки:

  • самостоятельной работы с литературными источниками для повышения своего профессионального уровня и исследовательской или практической книговедческой деятельности;

  • иметь навыки теоретического мышления: анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения книговедческих фактов;

  • иметь навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в области книговедения;

  • владеть общекниговедческими методами (теоретико-типологическим, историко-типологическим, компонентно-типологическим, структурно-типологическим, функционально-типологическим) при анализе и обобщении любых книговедческих явлений.

© Центр дистанционного образования МГУП