Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

  1. Представление о книговедении как приведенном в систему научном знании о сущности и формах книги, процессах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; методе получения нового знания о книге; способе организации результатов познания книги либо в теоретические элементы книговедческого знания (категории понятия, суждения, определения, концепции, теории) либо в теоретически осознанные правила, методики, приемы, процедуры и практической деятельности в той или иной сфере книжного дела или книговедения. Ведущая историческая закономерность развития книговедения как относительно самостоятельной науки и процесса формирования обобщенного книговедческого знания (Общего книговедения).
  2. Современная трактовка науки как одной из форм общественно-практической (идеально-преобразующей) познавательной деятельности; одной из форм духовного производства, т.е. производства индивидуального, группового и общественного сознания; способа производства нового знания о природе, обществе и мышлении; социальной коммуникационной системе. Функции науки в обществе. Наука как объект науковедения. Фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные проблемы в прикладных науках.
  3. Мировоззренческие основания научного знания. Общее представление о мировоззрении как системе взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности, к себе подобным и к самому себе. Мировоззренческие проблемы в фундаментальной проблематике любой науки.
  4. Компонентное строение книговедческого знания: общекниговедческое, книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое. Структурно-уровневое строение книговедческого знания. Статус общего книговедения как методологического уровня в структуре науки о книге и относительно самостоятельной книговедческой дисциплины. Представление об объекте общего книговедения (книга как объективное явление социальной действительности и как фундаментальная книговедческая категория; научное знание о книге) и предмете общего книговедения (выявление и обоснование сущности книги, процессов и форм ее существования, движения, развития; приведение в систему научного знания о книге).
  5. Объект, предмет, структура, цели, задачи "Общего книговедения". Историография и источниковедение общего книговедения. Место общего книговедения в системе книговедческого знания и в Учебных планах специальностией 021500 и 021600. Источники по учебной дисциплине "Книговедение". Формы работы студента при освоении содержания дисциплины. Методика самостоятельной работы с книговедческой литературой.
  6. Мировоззренческая проблематика общего книговедения:

    • выявление соотношения в книге идеального и материального;
    • соотношение содержания категорий "книга" и понятия "книжное издание";
    • обоснование социальной природы книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания;
    • последовательная содержательная интерпретация движущего противоречия книги - противоречия между индивидуальным, групповым и общественным сознанием - и самой книги как способа (т.е. процесса и результата) снятия этого противоречия;
    • последовательное раскрытие сущности книги как способа целеосознанной организации авторского произведения, существующего в форме письменного документа, в книжное издание средствами книжного дела и распределения и перераспределения книжного издания теми же средствами.
  7. Науковедческие основания научной дисциплины. Система науковедческих категорий, средствами раскрытия содержания которых может быть выражено содержание и строение любого научного знания: объектная область, объект, состав, предмет, структура, метод, внутридисциплинарная и междисциплинарная организация. Признаки системности научного знания.
  8. Ведущие тенденции в развитии современной науки. Методологизация научного знания - характерная черта развития современной науки. Общее представление о методологии. Науковедческое представление о методологии научного знания. Философская, специальнонаучная и частнодисциплинарная методология. Структурно-уровневое строение научного знания: история, теория, методика, методология.

Осваивая содержание темы, следует:

  • выучить определение книговедения; понять основную историческую закономерность развития книговедения как науки и механизм формирования проблематики Общего книговедения, которое в настоящее время осознается как систематически изложенная структурная составляющая приведенного в систему научного знания о книге, как методология книговедения;

  • получить представление о современной трактовке науки как одной из форм общественно-практической (идеально-преобразующей) познавательной деятельности, одной из форм духовного производства, т.е. производства индивидуального, группового и общественного сознания, способа производства нового знания о природе, обществе и мышлении, социальной коммуникационной системе;

  • основные конституирующие признаки и характеристики книговедения как самостоятельной науки;

  • усвоить смысл таких философских и науковедческих категорий , как «мировоззрение», «методология», «наука», «теория», «категория», «научное понятие» и уметь конкретизировать их применительно к познанию книги;

  • постараться запомнить мировоззренческую и науковедческую проблематику Общего книговедения, определяющую его содержание;

  • получить предварительное представление о компонентном строении книговедческого знания (общекниговедческое, книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое), о структурно-уровневом строении книговедческого знания (история, теория, методика, методология), о статусе общего книговедения как методологического уровня в структуре науки о книге и относительно самостоятельной книговедческой дисциплине, представление об объекте общего книговедения (книга как объективное явление социальной действительности и как фундаментальная книговедческая категория; научное знание о книге) и предмете общего книговедения (выявление и обоснование сущности книги, процессов и форм ее существования, движения, развития; приведение в систему научного знания о книге);

Основной

Дополнительный

  • Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., Изд-во МГУ, 1962: «Методология должна определить общие основания и основные категории языка, такие, как природа и сущность языка, его функции, связь языка с мышлением и историейнарода, характер закономерностей развития языка ( применение общего понятия закономерности к процессам развития языка, отношения языкознания к другим наукам и т.д., а методика лишь обогащает науку фактическим материалом, но поиск этого материала опять-таки направляется методологией.»

  • Подкорытов А.Г. Историзм как метод научного познания. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. с.36: «Задача того или иного методологического курса - не столько в том, чтобы показать приемы научного исследования, научить как работать в избранной области, сколько в том, чтобы дать понять, чтопредставляет собой конкретная отрасль науки, показать те общие свойства и отношения, которые отличают данную область знания от других, т.е. правильно определить место той или иной отрасли знаний и направления научного исследования, его замысел, его идею».

  • Мейен С.В. Кто первым бросит камень?... //Знание - сила.1987. N12. С.75-80. Предисл. Ю.Шрейдера. С. 80: «Мудрость науки - в методологии».

  • Кравец А.С. Методология: Предмет, структура, функции //Методологические проблемы развития науки. Иркутск. 1982. С.18-32.

  • Харвей Д. Hаучные объяснения в географии: Общая методология науки.Пер.с англ. М., 1974. С.19:»Методология без мировоззренческой основы бессмысленна».

  • Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996. - 396 с.

  1. Общее определение книговедения как науки;

  2. В чем заключается основная историческая закономерность развития книговедения и формирования в его структуре методологического уровня?

  3. Каковы ведущие тенденции развития современной науки?

  4. Какова структура любого научного знания?

  5. Что такое методология?

  6. Как соотносятся в структуре научного знания методология и методика?

  7. Каковы основные конституирующие признаки и характеристики книговедения как самостоятельной науки?

  8. Как соотносятся книговедение и общее книговедение?

© Центр дистанционного образования МГУП