Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

Книга как книговедческая категория. Существующие определения понятий "книга", "книжное дело", "книжное издание", "издание". Современные подходы к исследованию сущности книги и книжного дела. Исходные принципы и положения. Общенаучное понятие об информации. Книга в свете содержания понятий "социальная информация" - "семантическая информация" (материально-предметная и семиотическая). Коммуникационный процесс "сознание", его содержание и структура. Подсистемы коммуникационного процесса "сознание": коммуникационная система "познание" и способ коммуникации "культура". Понятие о контексте, тексте, произведении как подсистемах коммуникационного процесса "сознание". Формы семиотической (знаковой) социальной коммуникации и книга. Издание и процесс массовой коммуникации. Формы способа массовой коммуникации. Соотношение книги с прессой, радио, кино, телевидением, компьютерной коммуникацией (компьюникацией). Общее определение сущности книги как объективного явления социальной действительности. Процесс социальной коммуникации как способ существования книги. Книга в книжном деле. Содержание фундаментальной книговедческой категории « книга». Книжное дело как способ существования реальной, действительной книги. Наиболее общие формы существования книжного дела: книгопроизводство - книгораспределение - книговоспроизводство.Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства.Современные формы процессов книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства: редакционно-издательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое дело. Формы существования и движения книги в них. Книжное издание как материально-предметная форма книги. Содержание понятия "книжное издание" Система книжного издания. Соотношение категории «книга» и понятия «книжное издание». Диалектическое определение книги.

Это наиболее сложная тема во всем курсе «Книговедение» и наиболее сложная проблема науки о книге. На непротиворечивой трактовке содержания категории «книга» и базовых книговедческих понятий «книжное дело», «книжное издание» базируется трактовка содержания, состава, структуры, метода книговедения как науки.

Методологически изучение и усвоение данной темы должно опираться на знание некоторых базовых философских категорий, принципов и законов. Методически освоение темы осложняется тем, что практически во всех известных теоретических работах и справочных изданиях понятия «книга» и «книжное дело» фигурируют либо как существующие автономно, отдельно друг от друга, либо, в лучшем случае, первое - во втором. При этом книга бездоказательно трактуется как «продукт материальной и тесно связанной с ней духовной культуры» (тезис М.И. Щелкунова), т.е. как вещь, предмет, носитель или средство регистрации, фиксации определенного научного, художественного, идеологического и т.п. содержания, как произведения письменности или печати. А книжное дело трактуется как система взаимодействующих и решающих общие задачи отраслей культуры и народного хозяйства, связанных с созданием и изготовлением книги, ее распространением и использованием. Иными словами, содержание категории «книга» сводится к материально-предметной форме ее существования, а книжное дело - к конкретно-историческим формам его и безотносительно к книге.

Задача данной темы - раскрыть содержание категории «книга» и сущность книги как объективного явления социальной действительности, процессы и формы, в которых эта сущность проявляется и дать диалектическое книговедческое определение книги. Иными словами, вопрос должен быть поставлен не в форме «какими были, бывают, могут быть, должны быть, будут книжные издания, книжки» или «какими были, бывают, могут быть, должны быть и будут книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое дело» а в форме «что есть книга» и «что есть книжное дело» и «в каком отношении друг к другу они находятся». Познание книги в предмете общего книговедения означает теоретическое воспроизведение ее сущностных свойств, признаков и опосредствований, т.е. воссоздание в теории (в мышлении и средствами понятий, суждений, определений) целостности книги как объективного явления социальной действительности и базовой категории книговедения. А это дает возможность понимать и объяснять книгу, что в свою очередь позволяет управлять ею как способом отражения и средством формирования индивидуального, группового и общественного сознания, т.е. целеосознанно организовывать ее существование, движение и функционирование в обществе.

Всякое познание, равно как и познание книги начинается с чувственного восприятия бесконечного разнообразия явлений, форм объективной действительности и со здравого смысла. И здравый смысл практически всегда «нападает на след сущности» того или иного, фиксируя сущностные признаки, свойства и отношения между ними. При здравом размышлении над реально существующими «книжками» любой человек скажет, что книга - это что-то информационное (источник, средство закрепления, носитель информации), что-то коммуникационное (средство общения), что-то семиотическое (графические знаки и/или изображения, нанесенные на какой-либо писчий материал) и что-то определенно материально-предметное. И это самые общие, но действительно сущностные признаки книги, но и не только книги.

Выявить сущность книги и дать диалектическое определение книги - это значит выявить объективные формы этих признаков, выявить и назвать процессы и их формы, в которых сущность книги проявляется через формы и признаков и процессов. Поэтому в данном разделе учебника по схеме («ключу»).

Сущность - Процесс проявления сущности - Форма (и сущности, проявленной через признаки, свойства и отношения между ними, и процесса, в котором это происходит) последовательно разворачивается система смыслов, составляющих содержание категории «книга», понятий «книжное дело», «книжное издание» через последовательное раскрытие смыслов таких категорий книги, как «информация - общественно-практическая деятельность - социальная информация - сознание - семантическая информация - язык - семиотическая информация - познание - культура - материально-предметная информация - контекст - текст - произведение - литература - музыка - изобразительное искусство - письменность - документ - документ письменности - формы социальной коммуникации - издание - книжное издание - книжное дело- книгоиздательский репертуар - книготорговый ассортимент - библиотечный фонд - библиографическая информация.

Читать этот раздел учебника следует последовательно и неторопливо, чтобы усвоить содержание перечисленных категорий книги и осознать непротиворечивость выведенного из последовательных рассуждений книговедческое определение книги как актуализированного книжным делом диалектического единства:

  • способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание в процессах и средствами книгоиздательского дела;

  • способа отражения, организации движения, распределения и перераспределения «снятой» книжным изданием формы существования этого произведения в общественном сознании, т.е. распределения тиража книжного издания в процессах и средствами книготоргового и библиотечного дела;

  • способа воспроизводства в общественном сознании «снятой» книжным изданием формы существования литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессах и средствами библиографического дела.

Основной:

Дополнительный:

  • Абрикосов Д. Компьютер + книга = революция?// Интерфейс.-1990.-№2.

  • Беловицкая А.А. Ищу ответа на вопрос: что есть книга //Книжное дело. 1995.N6-7(18-19), с.70-75.

  • Беловицкая А.А. Книговедение - Книга - Книжное дело: и снова о соотношении теории и практики. //Девятая науч. Конф. По пробл. книговедения. М., 2000, с.5-9.

  • Беловицкая А.А. Учебная книга: Товар? Произведение? Продукт? //Издательства в процессе перемен. М., Логос-Моск. гос. ун-тпечати. 1999.- С.5-14.

  • Беловицкая А.А. Книговедение сегодня и завтра // Десятая науч. конф. по пробл. книговедения. М., 2002, с15-22.

  • Беловицкая А.А. Формы книги в книжном деле // Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава. М., 2002.

  • Беловицкая А.А. Методология книговедения и ее фундаментальные задачи // Одиннадцатая науч. конф. по пробл. книговедения. М., 2004.

  • Васко Х.А. Судьба книги в аудиовизуальный век //Культура.-1983.-N4.-С.45-63.

  • Ельников М.П. Феномен книги (Теоретико-гносеологический аспект) /Книга. Исслед. и материалы. 1995. Вып.70, с.53-68.

  • Ленский Б.В. Книгоиздание в системе книжного дела. /Книга. Исслед. и материалы. 1995.Вып.71, с.5-18.

  • Общество и книга: от Гутенберга до Интернета: Сборник статей) М.: Книга -Традиция, 2000.-279с.

  • Омилянчук С.П. Системно-информационный подход в книговедении. Некоторые общие принципы и методы /Книга. Исслед. и материалы. 2001.Вып.78, с.65-108.

  • Столяров Ю.H. Соотношение книги с иными видами документа /Книга. Исслед. и материалы. 1989. Вып.58. С.67-79.

  1. Фундаментальные мировоззренческие проблемы общего книговедения как специальнонаучной дисциплины;

  2. Базовые общекниговедческие категории;

  3. Существующие подходы к трактовке и определению «книга», «книжное дело», «издание», «книжное издание»;

  4. Субстанциальные признаки книги, через которые можно «добраться» до оснований и сущности книги;

  5. Универсальный системно-типологический принцип развертывания сущности любого явления объективной действительности;

  6. Современные трактовки содержания категории «информация»;

  7. Содержание понятий «социальная, семантическая, семиотическая, материально-предметная» информация;

  8. Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание»;

  9. Формы информации в подсистемах коммуникационного процесса «сознание»;

  10. Понятие о контексте, тексте, произведении;

  11. Издание и процесс массовой коммуникации. Сущность издания;

  12. Определение книги как объективного явления социальной действительности, как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания;

  13. Соотношение книги с прессой, радио, кино, телевидением, компьютерно опосредованной коммуникацией (компьюникацией);

  14. Книжное дело как подсистема духовной культуры и письменности, как способ существования реальной, действительной книги;

  15. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства;

  16. Система книжного издания как материально-предметной формы книги.

© Центр дистанционного образования МГУП