Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

Современное представление о дисциплинарном научном знании как системе. Понятие об объектной области дисциплинарного знания. Объектная область книговедения. Понятие об объекте дисциплинарного научного знания. Общее определение объекта книговедческого знания. Компонентный состав объекта книговедческого знания: объект общего книговедения, объект книгоиздательского (редакционно-издательского) знания, книготоргового знания; объект библиотечного знания; объект библиографического знания. Соотношение объектов общего книговедения, книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического знания. Структура объекта книговедческого знания. Система объекта книговедческого знания, отражающая системность книги как объективного явления социальной действительности. Понятие о предмете дисциплинарного научного знания. Соотношение объекта и предмета дисциплинарного научного знания. Общее определение предмета книговедения. Компонентный состав предмета книговедческого знания: предмет общего книговедения, предмет книгоиздательского знания, предмет книготоргового знания, предмет библиотечного знания, предмет библиографического знания. Соотношение предметов общего книговедения, книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического знания. Структура предмета книговедения. Система предмета книговедения, отражающая целостность научного знания о книге как объекте книговедения. Понятие о составе и структуре дисциплинарного научного знания. Состав (подсистемы) книговедения: общее книговедение, книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое знание. Структура книговедения (структурно-уровневая организация книговедческого знания): методология, история, теория, методика книговедческого познания и практической книговедческой деятельности.Внутридисциплинарная структурно-уровневая организация книговедческого знания.

Система книгоиздательского книговедческого знания:

Общее редактирование - Теория книгоиздательского знания - История книгоиздательского знания. История книгоиздательского дела. - Методика научного книговедческого познания в предмете книгоиздательского знания и книгоиздательской книговедческой деятельности.

Система книготоргового книговедческого знания (библиополистики):

Общая библиополистика - Теория библиополистики. История библиополистики. История книжной торговли - Методика библиополистики и книготорговой книговедческой деятельности.

Система библиотечного книговедческого знания (библиотековедения):

Общее библиотековедение - Теория библиотековедения. - История библиотековедения. История библиотечного дела.

Методика библиотековедения и библиотечной книговедческой деятельности.

Система библиографического книговедческого знания (библиографоведения):

Общее библиографоведение - Теория библиографоведения - История библиографоведения. История библиографического дела. -Методика библиографоведения и библиографической книговедческой деятельности. Системное единство и междисциплинарная организация книговедческого знания.

Книговедение и смежные дисциплины. Признаки, по которым данная научная дисциплина квалифицируется как смежная по отношению к книговедению. Содержание и формы взаимодействия на уровнях общекниговедческого, специальнокниговедческого, частнодисциплинарного и книговедческого знания.

Из статуса и содержания общего книговедения как общей теории книги и общей теории науки о книге с необходимостью следует , что важной задачей книговедческой методологии является также конструирование и обоснование самого научного знания, адекватно отражающего природу, сущность, процессы и формы книги как целостной системы. Исходными позициями при этом являются системный подход и типологический метод.

«Каркас» любого научного знания образуют такие науковедческие категории, как объектная область, объект, предмет, состав, структура, междисциплинарная и внутридисциплинарная организация, система метода.

Изучая тему, следует обратить пристальное внимание на трактовку объектной области , объекта и предмета любой научной теории вообще. Эти категории в различных науковедческих исследованиях трактуются, во-первых, разыми способами, во вторых зачастую приблизительно и бездоказательно и, в-третьих безотносительно друг к другу. Категория «объектная область» вообще отсутствует.

А между тем объектная область - это и есть данные нам в ощущениях все явления объективной действительности, которые данная наука считает «законными» для своего исследования.

Так, для книговедения объектной областью будут все явления книги и книжного дела, в том числе и все публикации на эту тему.

Из явлений своей объектной области научная дисциплина моделирует свой объект. Формирование объекта - это, по сути дела, отражение в мышлении объектной области на основе выявления ее сущностных признаков.

Объект научного знания - это обобщенная теоретическая (идеальная) модель реально существующих вещей, явлений, их признаков, свойств и отношений, выраженная средствами категорий, понятий, суждений, определений. Объектом книговедения является теоретическая модель книги, формированию которой посвящена предыдущая тема курса. Поскольку книга - явление системное, то и теоретическая модель ее (т.е. объект книговедения) должна по определению представлять собой систему многосоставную и структурированную, что и раскрывается в соответствующем разделе главы учебника.

Предмет научной дисциплины часто трактуется как аспект, срез, в котором рассматривается объект. Более корректно определить предмет можно как совокупность проблем и задач, решаемых данной наукой. Еще точнее выражаясь, предмет научной дисциплины - это набор вопросов, которые исследователь задает объекту своего исследования. Эти вопросы появляются и накапливаются либо в процессе теоретического саморазвития науки, либо возникают в соответствующей практике (в книжном деле -для книговеда). Еще не выявленные и не познанные связи в явлениях действительности осознаются в практике как нерешенные задачи. Отраженные средствами теоретического мышления, эти задачи превращаются в сформулированные проблемы, которые должна решать наука. Предмет науки определяет содержание знания об объекте.

Предмет книговедения, следовательно, - набор проблем, структурированных соответственно структуре объекта.

Исходя из этих установок и следует усвоить трактовку объекта и предмета книговедения, изложенную в данной главе учебника.

Далее изучение темы предполагает усвоение структуры книговедения по уровням методологического, исторического, собственно теоретического, методического и подсистем книговедческого знания - книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического, - структурированнного по этим уровням, а также умения раскрыть содержание каждого из компонентов и структурных уровней книговедческого знания.

В этом же разделе следует знать статус и набор смежных с книговедением дисциплин, а также механизмы и формы взаимодействия книговедения с ними, в том числе такую форму, как формировани междисциплинарной проблематики (напр., изучение читателя и чтения).

Основной:

Дополнительный:

  • Андреев М.Д. Теория как форма организации научного знания, - М.: Наука, 1977. - 303 с.

  • Баренбаум И.Е. Место библиотековедения и библиографоведения в системе книговедения //КИМ. 1972. Сб.24. С.5-22.

  • Беловицкая А.А. Система книговедческого знания и проблема взаимодействия его со смежными дисциплинами //Книга и культура: Шестая Всесоюзн. науч. конференция по проблемам книговедения:Секция общих проблем книговедения: Тез.докл. М.: 1988. С.67-69.

  • Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М. :Наука, 1973. - 248 с.

  • Гречихин А.А. Книжное дело как система. М.,1990.(Изд. дело:Обзор. информ./HИЦ «Информпечать»;Вып.4.

  • Немировский Е.Л. Некоторые вопросы общей теории книговедения и истории книги // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976.- С.11-24.

  1. Определение книговедения. Система книговедческого знания;

  2. Системность как проявление закона всеобщей взаимосвязи явления;

  3. Общенаучная трактовка системы. Признаки системного образования;

  4. Универсальные категории науки;

  5. Объектная область книговедения;

  6. Общее определение объекта книговедения;

  7. Компонентный состав объекта книговедения;

  8. Структура объекта книговедческого знания;

  9. Общее определение предмета книговедения. Компонентный состав предмета книговедения;

  10. Структура предмета книговедения;

  11. Структурно-уровневая организация книговедческого знания;

  12. Система книгоиздательского книговедческого знания;

  13. Система книготоргового книговедческого знания;

  14. Система библиотечного книговедческого знания;

  15. Система библиографического книговедческого знания;

  16. Книговедение и смежные дисциплины.

© Центр дистанционного образования МГУП