Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

Общее понятие о методе научного познания. Соотношение теории и метода. Основания теории метода. Теория книговедческого типологического метода. Система, структура, формы книговедческого типологического метода. Познавательные возможности каждой из подсистем книговедческого типологического метода на каждом из уровней книговедческого познания (общекниговедческом, специальнокниговедческом, частнодисциплинарном).Категориально-понятийная система книговедения. Подсистемы категорий и понятий общекниговедческого, специально-книговедческого и частнодисциплинарного книговедческого уровней.

Задача изучения темы - понимать, что в науковедческой проблематике Общего книговедения (См. Введение) - обоснование, интерпретация и систематическое изложение теории метода. Изучая тему необходимо усвоить общие науковедческие трактовки понятия «метод» и понять, что объект, предмет и теория метода - формы существования любого научного теоретического знания, т.е. рассматривать метод в его отношении к объекту и предмету. В предмете общего книговедения сам метод становится объектом теоретического обоснования и должен быть вычленен из живой плоти теории книги и научного знания о ней, исследован, интерпретирован и систематически изложен в форме обращенных к исследователю принципов, правил и требований. Существенно, что к раскрытию самого типологического метода с необходимостью должен быть применен системный подход, потому что будучи способом теоретического познания и воспроизведения в теории развивающихся системных явлений «книга в книжном деле» и «книговедческое знание», типологический метод сам системен. Это значит, что он как относительно самостоятельная форма существования научного знания, как относительно самостоятельная подсистема теоретического знания может быть представлен обобщенной теоретической моделью.

Целостная конструкция метода разворачивается по такому же принципу, как была развернута содержательная конструкция книги и содержательная конструкция книговедческого знания.

Книговедческий типологический метод существует в диалектическом единстве таких уровней, общекниговедческий, специально-книговедческий (книгоиздательский, книготорговый, библиотечный, библиографический), частнодисциплинарный книговедческий.

Типологический метод представляет собой диалектическое единство таких наиболее общих форм, как историко-типологический и логико-типологический.

Историко-типологическая и логико-типологическая подсистемы типологического метода в свою очередь могут быть представлены в зависимости от целенаправленности процесса типизации такими своими разновидностями, как компонентно-типологический метод, структурно-типологический метод, функционально-типологический метод. Каждая из них в познавательном процессе выступает либо в своем историческом аспекте, либо в своем логическом аспекте. Исследование какого-либо книговедческого явления как целостности предполагает и целостное использование книговедческого типологического метода как системы, интегральное качество которой не сводится ни к одной из подсистем. Этот принцип, безусловно, не исключает бесконечного разнообразия фрагментарных исследований отдельных вопросов той или иной проблемы, отдельных явлений объектной области книговедения, а значит и применения какой-либо из форм книговедческого метода. Однако эти исследования всегда необходимо соотносить с системой целостного научного книговедческого знания в его объекте, предмете, составе, структуре, методе. Изучая данную тему необходимо учитывать все сказанное выше.

Основной:

Дополнительный:

  • Андреев И.Д. О методах научного познания М.: Hаука, 1964. 184с.

  • Баренбаум И.Е., Крейденко В.С.Леонов В.П. Общенаучные и специальные методы книговедения, библиотековедения, библиографоведения и информатики //Связь библиотечно-библиографических дисциплин с информатикой. Л.: 1982. С.48-68.

  • Баренбаум И.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин // Книга. Исслед. и материалы. 1974. Сб. 29. С.20-45.

  • Беловицкая А.А. Система типологического метода книговедения: Тез. докл. //Книга и социальный прогресс. Пятая Всесоюзная конф. по проблеам книговедения. М.: 1984. С.33-36.

  • Беловицкая А.А. Система книговедческого метода: Тез.доклада. //Книга и социальный прогресс: Пятая Всесоюзная науч. Конф.по проблемам книговедения. М.: 1986. С. 131-139.

  • Быков В.В. Методы науки. М.: Hаука, 1974. 215с. Горак Ф. Заметки о методах изучения истории книгопечатания //Книга и графика. - М., 1972. -С.13-18.

  • Горак Ф. Заметки о методах изучения истории книгопечатания //Книга и графика. - М., 1972. -С.13-18.

  • Мыльников А.С. О книговедческом методе в источниковедении: К постановке вопроса //Книга. Исслед. и материалы. - 1972. - Сб.25. - С.8-21.

  • Метод Проблемы научного метода/ АН СССР.Ин- философии. М.: Наука, 1964.-502с.

  • Пэнто Р., Гравитц И. Методы социальных наук: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1072.-607с.

  • Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс. 1993. 240с.

  • Сачков Ю.В. Hаучный метод: вопросы его структуры //Вопросы философии. 1983, N2, с.31-42.

  1. Почему разработка теории метода книговедческого познания - одна из фундаментальных проблем общего книговедения?

  2. Сущность соотношение объекта, предмета и метода как форм научного знания;

  3. Основания теории метода;

  4. Структура метода книговедческого познания книги;

  5. Система книговедческого метода (компонентный состав, структура, формы);

  6. Познавательные возможности каждой из подсистем книговедческого типологического метода на каждом из уровней книговедческого познания (общекниговедческом, специально-книговедческом, частнодисциплинарном).

© Центр дистанционного образования МГУП