Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

Книговедческая типология как теоретическое обоснование метода типизации, т.е. систематизации, группировки, классификации книговедческих явлений и процессов на основе сущностных (типологических) книговедческих признаков. Типология книжных изданий как обоснование сущностных критериев и признаков систематизации книжных изданий. Формы отражения типологических (сущностных) признаков произведения (произведений) литературы, музыки, изобразительного искусства в процессе и результатах организации этого (этих) произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела. Логическая модель книжного издания. Система критериев типизации книжных изданий. Виды и типы книжных изданий произведений литературы, музыки, изобразительного искусства. Видо- и типообразующие признаки книжных изданий произведений литературы, музыки, изобразительного искусства. Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела. Критерии издательской, книготорговой, библиотечной, библиографической классификации книжных изданий.

Основная задача изучения темы - усвоить основные понятия и критерии типизации книжных изданий, уметь типологически идентифицировать на основе этих критериев любое уже вышедшее конкретное книжное издание по уже воплощенным, опредмеченным типологическим признакам.

Согласно диалектическому определению (См. тему 6) книга есть «способ организации произведения (литературного, музыкального, изобразительного) в книжное издание в процессах и средствами книгоиздательского и редакционно-издательского дела...» Следовательно, первым критерием типологического моделирования и осуществления книжного издания будет «произведение» Данная тема раскрывается в основном на литературных произведениях. Исторически сложились и существуют следующие виды литературы: общественно-политическая, научная, научно-популярная, художественная, детская, учебная, производственно-техническая, справочная, научно-информационная, официально-документальная. Каждый из видов литературы имеет свою жанровую структуру. Это еще один критерий идентификации произведения. Однако типология литературы на уровне теории жанров в каждом из видов литературы остается неразработанной, за исключением может быть только художественной, типологические характеристики которой выявлены литературоведением, лингвистикой, стилистикой. Именно поэтому содержание темы раскрывается на примере литературно-художественных произведений, организуемых в издание. Хотя принципы типизации, типологического моделирования книжного издания распространяются и на книжные издания произведений других видов литературы.

Исходя из понимания книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания, выход в свет любого книжного издания обусловлен общественным интересом, объектом которого могут быть: вся совокупность произведений художественной литературы, национальная литература в целом, все или часть творчества одного или нескольких авторов, одно произведение, отрывки из одного или нескольких произведений одного или нескольких авторов. Каждый из таких объектов может быть организован в книжное издание, и каждое из изданий будет иметь соответствующий этому объекту общий замысел.

Общий замысел любого издания вообще правомерно определить как книговедческий способ удовлетворения общественного интереса к тому или иному явлению литературы и как критерий вида книжного издания Дифференциация издательских способов удовлетворения общественного интереса к различным явлениям художественной литературы позволяет и все издания разделить на несколько видов по критерию общий замысел: собрание сочинений; сборник; отдельное издание одного произведения (моноиздание). Количество томов не может быть критерием вида издания.

Общий замысел собрания сочинений - отражение творчества автора в целом.

Общий замысел сборника - отражение части творчества одного (авторский сборник) или нескольких авторов (коллективный сборник). Разновидности сборников многочисленны.

Общий замысел отдельного издания одного произведения - отражение (организация) этого произведения в моноиздании.

Воплощаясь в книжное издание, общий замысел с неизбежностью конкретизируется типом читательского восприятия (книга - способ отражения... и средство формирования...). Подобная конкретизация общего замысла характеризует целевое назначение книжного издания. Целевое назначение - критерий типа книжного издания. Одно/одни и то/те же произведения могут быть организованы в издания, имеющие разные целевые назначения, которые и обусловливают книговедческую определенность их. Категория, в которой эта определенность закрепляется, называется типом издания. Современная типология называет три типа изданий художественной литературы: научный, научно-массовый, массовый.

Внутри каждого из них возможны варианты в зависимости от особенностей типа читательского восприятия и характера творчества автора, от степени известности и частоты предшествующих изданий его произведений, от частной издательской задачи, которые могут корректировать видо-типовые характеристики конкретного издания.

Целевое назначение издания научного типа - отражение процесса и результатов научного исследования литературного явления.

Целевое назначение научно-массового издания - популяризация литературного явления и научной оценки его.

Целевое назначение массового по типу издания - популяризация самого литературного явления.

Целевым назначением определяются все структурные и содержательные компоненты и элементы издания.

Общий замысел и целевое назначение являются объективными видо-и типообразующими критериями книжных изданий произведений всех остальных видов литературы.

Общей тенденцией современной издательской практики становится увеличение количества серийных изданий и даже постепенный переход отдельных издательств на серийный способ организации издательского репертуара. Объективным образующим признаком любой книжной серии тоже является общий замысел, но он распространяется на всю совокупность вышедших и предполагаемых изданий. Общий замысел серии может быть ограничен частной издательской задачей, которая обычно сформулирована в названии серии.

К виду изданий серия безразлична и может состоять как из изданий одного вида, так и из изданий разных видов, но всегда состоит из изданий одного типа.

Книжная серия есть способ организации потока самостоятельных однотипных изданий, последовательно выходящих в свет в соответствии с единым общим замыслом, раскрывающимся частично в каждом из них, а полностью - всей совокупностью этих изданий, и ограниченным частной издательской задачей, сформулированной в названии серии.

Это определение распространимо на серийные издания произведений любого вида литературы.

Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела практически никак не учитывают ( за исключением, может быть учета вида литературы) типологические характеристики книжного издания.

Обращаясь к дополнительной литературе, следует обратить внимание и учесть, что здесь зачастую вид литературы, вид издания, тип издания, тип литературы, жанр произведения употребляются как синонимы.

Основной:

Дополнительный:

  • Гольцева Э.В., Агриколянский В.С., Дрюбин Г.Р., АлександроваА.А. Типология производственных, нормативно-производственных и информационных изданий М., 1982. 52с. (Изд. дело. Обзор. информ.; Вып.1)

  • Александрова А.А., Гольцева Э.В. Типология справочных изданий. М., 1974. 44с. (Изд. дело: Обзор. информ.; Вып.1).

  • Беловицкая А.А. Типологические признаки серийного издания художественной литературы //Книга. Исслед. и материалы. 1970. Сб.21. С.26-41.

  • Беловицкая А.А. Типология книги в связи с общеметодологическими проблемами книговедения: Тез. докл. //Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем совет ского книжного дела. Вторая Всесоюз. науч. конф. по пробл. к ниговедения.Секц. типологии книги. М.,1974.С.60-64.

  • Беляков В.К. Hаучно-популярная литература: специфика жанра и проблемы выпуска. //Современное советское книгоиздание: опыт, проблемы. М., 1985. С.178-197.

  • Бухштаб Б.Я. Проблема типологии литературно-художественных изданий //Книга. Исслед. и материалы. 1976. Сб.32. С.5-35.

  • Гольцева Э.В., Александрова А.А. Типология справочных изданий //Книга. Исслед и материалы. 1979. Сб.38. С.18-36.

  • Гречихин А.А. Типология книги //Изд. дело. Обзор. информ. /Информпечать. 1984. Вып.3. 72с.

  • Гречихин А.А. Типология учебно-педагогической книги: Учебное пособие. М., 1985. 59с.

  • Гречихин А.А., Здоров. И.Г. Информационные издания. 2-е изд. М., 1988. 271с. (От рукописи - к книге).

  • Фомин А.А. Информационные издания. М., 1979. 71 с.34. Типология сравочных изданий: Сб. статей. Ростов н/Дону. 1983. 160с.

  • Истрина М.В., Смирнова В.П. Издания массово-политический литературы: Теория и практика. М., 1976. 46с. (Изд. дело. Обзорная информ.).

  • Коссов Б. Hаучно-популярная книга: Типология и некоторые вопросы распространения //Кн. торговля: Исслед. и материалы. 1978. Сб.3. С.93-109.

  • Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Типология //БСЭ. 3-е изд. Т.25. Стр.563-565.

  • Просалкова Ю. Морфология детской книги //Детская литература. 1984. N3. С.34-36.

  • Разновидности и жанры научной прозы: Лингвистические особенности: Сб. науч. тр. М.,1989.- 181с.

  • Справочные издания: Специфические особенности и требования. М., 1982. 182с. (От рукописи - к книге).

  • Теплов Д.Ю. Типы и виды технической литературы: (Типизация техн. лит.). Л., 1973. 79с.

  • Типология изданий. М., Издательство «Книжная палата», 1990. - 231с. 62с.

  • Типология периодической печати:Пробл. и тенденции развития типолог. структуры соврем. периодики:Учеб. пособие/ Под ред.Я.H.Засурского. М.:Изд-во МГУ,1995. 140с.

  • Швецова-Водка Г.Н. Типология книги /КИМ. 1983.Вып.46. С.40-59.

  1. Общенаучное содержание понятия «типология»;

  2. Книговедческая типология как теоретическое обоснование метода типизации (систематизации, группировки, классификации книговедческих явлений);

  3. Современные теоретические подходы к проблеме типологии книги;

  4. Типология книжных изданий и классификация книжных изданий: сходство и различие;

  5. Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела;

  6. Типологическая модель книжного издания;

  7. Типология литературы, музыки, изобразительного искусства;

  8. Типология литературных, музыкальных, изобразительных произведений и ее значение для типологии книги;

  9. Система критериев типизации книжных изданий;

  10. Типологические признаки книжных изданий;

  11. Виды и типы книжных изданий произведений литературы, музыки, изобразительного искусства для !!!!!

© Центр дистанционного образования МГУП