Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

Обобщение изученного материала. Формы отражения изученных специальных книговедческих дисциплин в курсе "Книговедение". Обобщение способов интеграции специально книговедческого и частнодисциплинарного книговедческого знания в методологии книговедения. Основные тенденции, направления и перспективы развития книговедения на современном этапе. Актуальные проблемы и нерешенные вопросы книговедения.

Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения преподавателя - на основе современного состояния теории книговедения, отраженного в материалах одиннадцити Международных конференций по проблемам книговедения, в научных публикациях, в докторских и кандидатских диссертациях сформулировать и довести до сведения студента о сновные направления развития, актуальные проблемы и перспективные задачи науки о книге. Они заключаются в следующем:- углубление исследований сущности системы «книга - книжное дело - книжное издание» на всех стадиях и уровнях ее развития, способов существования и форм движения во времени и пространстве:

  • исследование и теоретическое обоснование оптимального для индивидуального, группового и общественного сознания соотношения книги с другими формами способа социальной массовой коммуникации: прессой, радио, кино, ТВ, компьюникацией;

  • детализация адекватной модели объекта теоретического книговедческого познания, смены форм его существования и процессов их взаимопереходов; модели развития теоретического знания о данном объекте;

  • исследование и экспликация функций книги в обществе;

  • дальнейшая детализация системы книговедческого знания;

  • дальнейшая детализация объекта, предмета, структуры общекниговедческого, специальнокниговедческого, частнодисциплинарного книговедческого знания;

  • углубление теории и детализация обоснования системы специальнокниговедческих и частодисциплинарных книговедческих методов познания книги;

  • исследование сущности и форм взаимодействия книговедческих методов с методами смежных дисциплин;

  • разработка актуальных междисциплинарных способов обогащения книговедения «чужим» знанием;

  • разработка специальнокниговедческой методологии на уровне книгоиздательского, книготоргового, библиотечного и библиографического знания и в единстве с общекниговедческой методологией;

  • разработка категориально-понятийной системы науки о книге общекниговедческого, специальнокниговедческого, частнодисциплинарного книговедческого уровня;

  • разработка фундаментальной проблемы типологии книги на всю глубину содержания, структуры и форм существования категории «книга»;

  • дальнейшее историографическое и источниковедческое оснащение книговедческих исследований;

  • более обстоятельное изучение зарубежного опыта книговедческих исследований; более организованное интегрирование в международные книговедческие исследования;

  • разработка научных основ управления практикой книжного дела как социальной коммуникационной системы и сферы духовного производства;

  • разработка конкретных методик конкретных видов практической книговедческой деятельности в книгоиздательском, книготорговом, библиотечном и библиографическом деле

Основной:

Дополнительный:

  • Беловицкая А.А. Мировоззренческие основания книговедения: Тезисы докл. //Восьмая науч. конф. по пробл. книговедения. М., 1996, с.7-10.

  • Беловицкая А.А. Ищу ответа на вопрос: что есть книга //Книжное дело. 1995.N6-7(18-19), с.70-75.

  • Беловицкая А.А. Книговедение - Книга - Книжное дело: и снова о соотношении теории и практики. //Девятая науч. Конф. По пробл. книговедения. М., 2000, с.5-9.

  • Беловицкая А.А. Учебная книга. Товар? Произведение? Продукт? //Издательства в процессе перемен. М., Логос-Моск. гос. ун-тпечати. 1999.- С.5-14.

  • Васко Х.А. Судьба книги в аудиовизуальный век //Культура.-1983.-N4.-С.45-63.

  • Ельников М.П. Методология книговедения (Предпосылки формирования). //КИМ. Вып.66, 1993. -С.39-62.

  • Ельников М.П. Феномен книги (Теоретико-гносеологический аспект) /Книга. Исслед. и материалы. 1995. Вып.70, с.53-68.

  • Столяров Ю.H. Соотношение книги с иными видами документа /Книга. Исслед. и материалы. 1989. Вып.58. С.67-79.

  • Сухоруков К.М. Книга в будущем. /Книга. Исслед. и Материалы. Вып. 66. М., 1993. С.26-38.

  • Швецова-Водка Г.H. Книга и документ: Соотношение понятий /Книга. исслед. и материалы. Вып.68. 1994. С.19-37.

  • Швецова-Водка Г.H. Функциональная сущность и свойства книги /Книга. Исслед. и материалы. 1995. Вып.71. С.69-96.

  • Моргенштерн И.Г. Книжное дело в единстве - главный объект книговедения. /Книга.Исслед. и материалы. М. 1982.Вып.44, с.5-27.

  • Динерштейн Е.А. Еще раз о понятиях «книжное дело» и «история книжного дела» /Книга.Исслед. и материалы. 1989. Вып.58,с.80-88.

  • Гречихин А.А. Книжное дело как система. М.,1990.(Изд. дело:Обзор. информ./HИЦ «Информпечать»;Вып.4.

© Центр дистанционного образования МГУП