Московский государственный университет печати

Беловицкая А.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000 - "Издательское дело", профиль "Книгоиздательское дело"


Беловицкая А.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Книговедение»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

ТЕМА 1.Введение.Мировоззренческие и науковедческие основания Общего книговедения.

4.1.

Методические указания

4.2.

Библиографический список к теме

4.3.

Вопросы для самопроверки

5.

ТЕМА 2. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

5.1.

Методические указания

5.2.

Библиографический список

5.3.

Вопросы для самопроверки

6.

ТЕМА 3. Развитие теории книговедения в России до 1917 г.

6.1.

Методические указания

6.2.

Библиографический список

6.3.

Вопросы для самопроверки:

7.

ТЕМА 4. Становление общей теории книговедения и основные направления ее развития. 1917-1959 гг.

7.1.

Методические указания

7.2.

Библиографический список

7.3.

Вопросы для самопроверки

8.

ТЕМА 5.Основные направления развития современного отечественного книговедения

8.1.

Методические указания

8.2.

Библиографический список

8.3.

Вопросы для самопроверки

9.

ТЕМА 6. Книга. Книжное дело. Книжное издание

9.1.

Методические указания

9.2.

Библиографический список

9.3.

Вопросы для самопроверки:

10.

ТЕМА 7. Система книговедческого знания

10.1.

Методические указания

10.2.

Библиографический список

10.3.

Вопросы для самопроверки:

11.

ТЕМА 8. Система метода книговедческого познания

11.1.

Методические указания

11.2.

Библиографический список

11.3.

Вопросы для самопроверки:

12.

ТЕМА 9.Общие принципы типологии книжных изданий

12.1.

Методические указания

12.2.

Библиграфический список

12.3.

Вопросы для самопроверки

13.

ТЕМА 10. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения.

13.1.

Методические указания

13.2.

Библиографический список

14.

Методические указания по выполнению контрольной работы

14.1.

Тема. 1. Первые русские и советские книговедческие организации: основные направления и формы деятельности, издания, крупнейшие деятели

14.1.1.

Библиографический список

14.2.

Тема 2. Н.М. Лисовский и его вклад в развитие отечественной теории науки о книге

14.2.1.

Библиографический список

14.3.

Тема 3. Теория книговедения в трудах А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова

14.3.1.

Библиографический список

14.4.

Тема 4. Книговедческая полемика 30-х годов

14.4.1.

Библиографический список

14.5.

Тема 5. "Второе рождение" книговедения: развитие концепций комплексности, функциональной, "пересекающихся наук", системно-типологической

14.5.1.

Библиографический список

14.6.

Тема 6. Методологические и теоретические проблемы книговедения в энциклопедии «КНИГА» (М.: Большая Российская Энциклопедия. 1999. - 799 с.)

14.6.1.

Библиографический список

14.7.

Тема 7. Методологические и теоретические проблемы книговедения в публикациях современных исследователей последнего десятилетия

14.7.1.

Библиографический список

15.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

15.1.

Рекомендуемая литература

16.

Формы контроля

14.
Методические указания по выполнению контрольной работы

По разделу "Книговедение" студент заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий выполняет одну контрольную работу на любую из предложенных ниже тем и пересылает ее в виде файла формата *.doc на e-mail: fidizh@hi-edu.ru . Работа должна представлять собой связное сочинение объемом не менее 15 страниц формата А4, заполненных с одной стороны; с левой стороны страницы следует оставить поля шириной не менее 5 см.

Выполнение контрольной работы предполагает более углубленную проработку того или иного вопроса, частично отражающего содержание раздела. Поэтому к написанию ее следует приступать только после внимательного изучения программы курса, чтобы иметь представление, какую именно часть или позицию программы должна отразить контрольная работа, и тщательного изучения и конспектирования литературы, библиографический список которой прилагается к каждой теме. Существенную и необходимую помощь в выполнении контрольной работы окажет студенту предварительное ознакомление с литературой по всему курсу, список которой приложен к Программе.

Списки литературы к каждой теме составлены с возможной полнотой в расчете на то, что какие-то источники студент не сможет найти по месту жительства. В этом случае к работе над темой необходимо привлечь другие, самостоятельно найденные, что покажет библиографическую осведомленность студента в вопросе, профессиональную начитанность и умение работать со специальной литературой.

Многие источники, особенно давних лет издания, по курсу в целом и по каждой теме контрольной работы имеются в фонде кабинета кафедры книговедения и пропаганды книги, правда, на дом они не выдаются и пользоваться ими можно только в помещении кабинета.

Каждая тема сформулирована таким образом, что ни в одном из указанных источников нельзя найти полное и всестороннее освещение ее. Последнее и составляет основную задачу студента.

Поэтому, проделав всю предварительную подготовительную работу, нужно составить план контрольной работы, в соответствии с которым систематизировать факты, почерпнутые из прочитанного, обобщить их, связно изложить, выразив собственное отношение к фактам, и сделать выводы.

Структурно контрольная работа должна содеражать подробный план сочинения с Введением и Заключением в качестве обязательных пунктов плана; текст сочинения, соответствующий плану; библиографически правильно оформленный список использованной литературы. Все заимствования из чужих работ в виде цитат должны быть в тексте контрольной работы взяты в кавычки и обозначены знаком сноски над кавычками, а подстрочно снабжены библиографическим описанием источника цитирования. В случае необходимости подробного пересказа всей или части чужой работы, после пересказа в тексте следует поставить знак сноски, под строкой обозначить:"См.", а вслед за этой аббревиатурой дать библиографическое описание источника пересказа. Структурная и библиографическая небрежность оформления является достаточным основанием для незачета.

Составить развернутый план помогут вводные тексты к каждой теме. В них по сути дела содержится краткий реферат будущей работы: формулировка задачи и основных тезисов (т.е. основных пунктов плана), которые должны быть развернуты в тексте работы, а также рекомендованы оптимальные способы достижения конечной цели, которую должен осознавать студент, выполняющий контрольную работу по дисциплине "Книговедение".

Задача контрольной работы - на основе истории возникновения, основных направлений деятельности, теоретических установок, анализа работ крупнейших представителей показать роль и значение в становлении и развитии отечественной науки о книге и теории книговедения, в частности, особенности Русского библиографического общества, Научно-исследовательского института книговедения в Ленинграде, Музея (Института) книги, документа и письма АН СССР (в Ленинграде). Два первых общества возникли еще в дореволюционной России и сосредоточили в своих рядах ведущие научные силы книговедения. Два других учреждения были первыми советскими центрами разработки исторических, теоретических, методических, практических и методологических проблем советской науки о книге. Деятельность их достаточно широко и разнообразно отражена в публикациях, приведенных в списке рекомендуемой литературы.

  • Беловицкая А.А. Книговедение. Общее книговедение. Учебник - М.: МГУП, 2007. - 393 с. Электронная версия.
  • Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения в СССР. - М.: Моск. полигр. ин-т, 1983.
  • Булгакова Л.В. Научно-исследовательский институт книговедения за два года (октябрь 1926 - октябрь 1928) //Книга о книге. Л., 1927. Вып. 2. С. 1-74.
  • Булгакова Л.В. Институт книговедения (октябрь 1920 - октябрь 1926) // Книга о книге. Л., 1927. Вып. 1. С. 1-44.
  • Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1951 (страницы по именному указателю).

  • Книговедение: Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  • Машкова М.Б. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года). - М.: Книга, 1969 (страницы по оглавлению и именному указателю).
  • Мартынов Н.Ф. Русское библиографическое общество в годы Советской власти (1917-1931)//Книга. Исслед. и материалы. 1974. Сб. 29. С. 98-113.
  • Свойский М.Л. Институт книги, документа и письма по материалам Ленинградского отделения Архива Академии наук СССР // Книга. Исслед. и материалы. 1975. Сб. 30. С. 185-194.

Примечание: Дополнительные сведения о жизни и теоретических концепциях отдельных крупнейших отечественных книговедов, которые были членами книговедческих обществ и работниками книговедческих учреждений и организаций, следует почерпнуть из источников, приведенных в библиографических списках к темам 4, 5, 6.

Н.М. Лисовский (1854 -1920) - одни из крупнейших русских и советских книговедов. В контрольной работе следует на фоне основных биографических фактов, дат и событий показать разнообразные направления книговедческой деятельности Н.М.Лисовского, который вошел в историю отечественной науки о книге как библиограф-теоретик и практик, составивший фундаментальный указатель "Библиография русской периодической печати. 1703-1990. Материалы для истории русской журналистики" (Пг., 1915), не утративший и сегодня своей источниковедческой, историко-библиографической и научно-практической ценности; как создатель первого университетского курса "Книговедение", добившийся права читать его сначала в Петербургском (с 1913 г.), а затем в Московском (с 1916 г.) университете; как теоретик-книговед, огромная заслуга которого состоит в том, что он предложил первую принципиальную схему книговедения, на которую опирались все последующие книговеды, внося в нее методологические коррективы, преодолевая некоторый "технологизм" в понимании книговедения как науки.

Основные теоретические положения Н.М. Лисовского сформулированы им в работах, названных в списке литературы к теме. Изучая рекомендованные источники необходимо осознать, что в трудах Н.М.Лисовского впервые в отечественном книговедении были установлены общеметодологические проблемы науки о книге: объекта, предмета, методов, состава, структуры. Вместе с тем нельзя упускать из виду и очевидные с сегодняшнего уровня развития теории книговедения ее методологические недостатки, которые во многом объясняются тем, как Н.М. Лисовский определял и трактовал сущность книги: "Соединение листов писчего материала, на котором воспроизведен текст, предназначенный к распространению в удобочитаемой форме" (Новый энциклопедический словарь. Брокгауз-Ефрон. 1910. Т.21.Стб.939). Это определение отражает лишь материально-предметные, а не сущностные признаки книги, поэтому основным методом в книговедении Н.М. Лисовский считал статистико-библиографический, а главной задачей - изучение эволюции книги прежде всего в количественном отношении.

В более поздних теоретических работах Н.М. Лисовский писал о необходимости изучения книги и в качественном соотношении, однако обстоятельной аргументации эта мысль не нашла и методы такого исследования не были им разработаны. Выдвинутая Н.М. Лисовским схема книговедения: книгопроизводство- книгораспространение - книгоописание - представляла собой не системную, иерархическую, а линейную последовательность процессов движения собственно даже не книги, а издания, и в этом ее ограниченность. Однако как первый системник книговедения Н.М. Лисовский сыграл огромную роль в становлении и развитии отечественной науки о книге.

Теоретические концепции ученых, имена которых внесены в формулировку темы, в обобщенной форме охарактеризованы в двух учебных пособиях (1 Беловицкая А.А. Основные этапы развития книговедения СССР. - М.: МПИт, 1983; Беловицкая А.А. Книговедение. Общее книговедение. Учебник - М.: МГУП, 2007. - 393 с. Электронная версия.

Задача студента при выполнении контрольной работы - проработать тексты основных трудов А.М. Ловягина, Н.М. Куфаева и М.И. Щелкунова и интерпретировать их с позиций сегодняшнего понимания фундаментальных проблем общего книговедения - сущности книги, состава, содержания, структуры, объекта и предмета, книговедения, методов книговедческого познания, книговедческой терминологии.

Сопоставляя проблемы, к которым обращались А.М. Ловягин, М.Н. Куфаев и М.П. Щелкунов, и предлагаемые ими пути их разработки, студент должен выявить приоритетность направления исследований каждого из этих книговедов и определить их вклад в развитие отечественной теории книговедения.

  • Баренбаум И.Е. М.Н. Куфаев // Куфаев М.Н. Избранное:Труды по книговедению и библиографоведению. - М.: Книга, 1981. С.3-20.
  • Книговедение: Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  • Колпаков П.Е. Александр Михайлович Ловягин: К столетию со дня рождения // Книга. Исслед. и материалы. 1970. Сб.21. С. 209-220.
  • Куфаев М.Н. Избранное: Труды по книговедению и библиографоведению. - М.: Книга, 1981.
  • Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. М., Наука, 2004. - 188с.
  • Ловягин А.М. Библиологическая наука: вступ. к лекциям на курсах книговедения // Курсы книговедения: Проспект. Л.: 1925. С. 15-18.
  • Ловягин А.М. Библиология или общая наука о книге: Доклад в Рус. библиологическом обществе (1920) // Библиографические известия. 1923. № 1-4. С.3-12.
  • Ловягин А.М. Методологическая заметка//Библиологический сборник / Рус. библиологическое о-во. Пгр., 1916. Т.1. Вып. 4. С.35-38.
  • Ловягин А.М. Основы книговедения. - Л.: Начатки знания, 1926. 166 с.
  • Ловягин А.М. О содержании библиологии, или библиографии // Библиологический сборник/ Рус. библиологическое о-во. - Пгр.: 1916. Т. 1. Вып. 4. С.3-12.
  • Ловягин А.М. Отруде библиографа и библиолога//Библиологический сборник/ Рус. библиологическое о-во. - Пгр.: 1916. Т.1. Вып.4. С.13-27.
  • Ловягин А.М. Что такое библиография? / Рус. библиологическое о-во. М.: 1925. 12с.
  • Ловягин А.М. Что такое библиология // Библиогр. известия. 1923. № 1-4. С.3-12.
  • Малыхин Н.Г. Общественное значение книги // Книга. Исслед. и материалы. 1960. Сб.З. С. 134-170.
  • Сидоров А.А. Советская историяя книги // Книга. Исслед. и материалы. 1967. Сб. 15. С. 137-170.
  • Щелкунов М.И. История, техника, искусство книгопечатания. - М.: Госиздат, 1926.
  • Щелкунов М.И. Классификация библиологии // Труды Первого Всероссийского библиграфического съезда. М.: 1926. С. 233-238.
  • Щелкунов М.П. Основы книговедения: Программа курса для студентов редакционно-иэдательского института. М., 1931.
  • Фомин А.Г. Избранное. - М.: Книга, 1975.

Формулировка этой темы обозначает одну из драматических страниц в истории советского книговедения.

Качественным сдвигом в развитии общей теории книговедения конца 20-х и в 30-е гг. было то, что в развернувшихся исследованиях большое внимание стало уделяться, с одной стороны, осмыслению насущных задач практики советского книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического), что вызвало к жизни обильные разработки прагматического характера, а с другой, - проблемам общей теории книги, методологии книговедения, а именно: выявлению сущности книги, ее социальной природы и классовой роли в классовом обществе, интерпретации этих проблем с позиций исторического материализма. Основным содержанием процесса развития советского книговедения было сосредоточение усилий именно на идеологических вопросах науки. Идеологизация книговедения дошла до вульгарного социологизирования, до поиска и "разоблачения классовых врагов" в книговедении.

В 1931 г. Комиссией по теории книговедения и истории книги Музея книги, документа и письма была организована дискуссия "На книговедческом фронте", в Киеве была проведена Библиографическая конференция, организованная Библиографической комиссией Всеукраинской Академией наук, Всенародной библиотекой Украины и Украинским научным институтом книговедения, прошло Совещание по книговедению при Научно-исследовательском институте полиграфической и издательской промышленности. Поводом для разворачивания дискуссии послужило письмо Сталина в журнал "Пролетарская революция" о "необходимости борьбы с троцкизмом в науке". Книговедческие дискуссии проводились с целью "дать решительный отпор всем классово-враждебным вылазкам". Аналогичные "дискуссии" прошли и в других науках.

Пафос книговедческих дискуссий заключается в истребляющем отрицании традиционного "старого" книговедения. В последующих публикациях и сами отрицатели подверглись столь же уничтожающей критике.

Сегодня очевидно, что развернутая в 1930-1932 гг. "борьба на книговедческом фронте" на пользу развития теории книговедения не пошла, а некоторым ее участникам стоила жизни. К середине 30-х гг. теоретические исследования были фактически свернуты и возродились только в самом конце 50-х гг.

  • Аркадьев Г. Против извращения марксизма-ленинизма в книговедении: О работах А.Г.Фомина // Красный библиотекарь. 1932. № 6. С.54.
  • А.С. Об одной буржуазной теории книговедения: (О работах М.И.Щелкунова) //Журналист.- 1932. № 3.- С.13-15.
  • Годкевич М. За советское книговедение: критика формалистических и идеалистических направлений в работах М.Н.Куфаева и М. Лисовского // Книга и революция. 1929. № 10. С.34-37.
  • Довгань К. За марксистское книговедение // Критика. 1930. № 7-8. С.20-47.
  • Довгань К. Классовая борьба на книговедческо-библиографическом фронтах// Критика. 1931. № 7-8. С.46-84.
  • Из истории советского книговедения. Переписка Б.С.Бондарского и А.Фомина / Публ. М.Д.Эльзона // Книга. Исслед. и материалы. 1977. Ст. 34. С. 92-115.
  • Институт книги, документа и письма. Ленинград. Комиссия по теории книговедения и истории книги. Резолюция по докладу т.Новосадского "О дискуссии на книговедческом фронте и задачах марксистско-ленинской теории книговедения" от. 19 окт. 1931 г. в Ин-те книги, документа и письма // На книжном фронте. 1931. № 11. С. 1-16.
  • Керекез Я. В борьбе за марксистско-ленинское книговедение: (О работе Укр. науч.-исслед. ин-та книговедения)//Книжный фронт. 1933. № 12. С. 29-31.
  • Новосадский И.В. К дискуссии на книговедческом фронте: Резолюция по докладу т. Новосадского "О дискуссии на книговедческом фронте и задачах марксистско-ленинской теории книговедения" от 19 октября 1931 г. // Красный библиотекарь. 1931. № 12. С. 12-13.
  • Новосадский И. В. Против буржуазных теорий в советском книговедении // Красный библиотекарь. 1931. № 10. С.18-26.
  • Новосадский И.В. Против механистических и идеалистических теорий в книговедении // Красный библиотекарь. 1931. № 8. С. 24-25.
  • Новосадский И., Певцов М. Против буржуазных теорий в советском книговедении // За коммунистическое просвещение. 1931 г. - 21 дек.
  • Новосадский И.В. Теория книговедения //Труды музея книги, документа и письма. 1931. Вып. 1. С.3-46.
  • Резолюция Совещания по книговедению 27-31 декабря 1931 г. М.: Науч.-исслед. ин-т полигр.-иэд.-пром-сти ОГИЗа М.: 1932. 28 с.
  • Рубинштейн Л. В плену у буржуазных теоретиков: Антиленинские теории в книговедении //Журналист. 1932. № 2. С.9-12.

"Вторым рождением" книговедения считают возобновление после длительного перерыва широких теоретических исследований, результаты которых стали публиковаться на страницах начавшего выходить в 1959 году основного теоретического печатного органа советской науки о книге - сборника "Книга. Исследования и материалы". В 1959 и 1964 годах были проведены широкие теоретические дискуссии, на которых обсуждались фундаментальные проблемы науки о книге. Они положили начало развитию концепции копмлексности книговедения как науки о книге и книжном деле. В дальнейшем эта концепция переросла в функциональную концепцию книговедения, на смену которой затем пришла системно-типологическая, хотя разработки в русле функциональной концепции ведутся и в настоящее время.

Изучая работы книговедов, придерживающихся той или иной из названных концепций, следует иметь в виду, что в их последовательной смене нашла отражение одна из объективных закономерностей в развитии современного научного знания вообще и книговедения в частности - углубление процесса теоретизации научного знания, стремление отдельных наук к самоосознанию, к обоснованию в своей структуре методологического, общетеоретического раздела.

К выполнению контрольной работы следует приступить после внимательного ознакомления с текстом учебного пособия, системно-типологическая концепция которого может стать принципиальной конструктивной исходной позицией, моделью анализа теоретических и методологических материалов, содержащихся в энциклопедии «Книга».

Во вводной части необходимо дать общую типологическую характеристику этого издания в целом, оценку содержания его основных тематических разделов: статей о книге и книжном деле в союзных республиках, входивших в состав СССР, о книге в книжном деле в зарубежных странах, об издательствах, издательской деятельности обществ, организаций, товариществ и т.п.; о книговедческих обществах и организациях; о словолитнях и типографиях;о научно-исследовательских институтах, лабораториях и т.п.; о книговедческих совещаниях, конгрессах, сессиях и т.п.; о книговедческой периодике и продолжающихся изданиях; статей о библиотеках, о высших учебных заведениях; о литераторах, государственных и общественных деятелях, ученых, деятелях культуры и искусства, известных в качестве редакторов, издателей, библиотекарей, библиографов и т.п.; терминологических и понятийных статей. При подготовке этой части работы большую помощь окажут рецензии на Энциклопедию «КНИГА», которые студенту следует самостоятельно разыскать по библиографичесим источникам, однако ознакомление с ними не освобождает студента от необходимости тщательно изучить содержание Энциклопедии «КНИГА», приводить собственные примеры, высказывать собственные суждения, оценки. В этой же части контрольной работы должна содержаться обобщенная характеристика научно-сопроводительного аппарата Энциклопедии «КНИГА»: пристатейных библиографических списков, системы указателей и других элементов.

Содержанием второй части контрольной работы должен стать анализ материалов, отражающих специальнокниговедческое знание: книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое. Моделью построения этой части может стать трактовка этих подсистем, данная в учебном пособии (гл. 6).

В третьей части контрольной работы необходимо проанализировать материалы, отражающие общекниговедческое знание, одержание таких фундаментальных понятий теории науки о книге, как "книга", "книжное дело", "книговедение", «издательское дело», «издательство», «редактирование» и другие статьи. Похвальной была бы попытка студента в заключении к работе сопоставить трактовку общекниговедческого и специальнокниговедческого знания, чтобы выявить, представляют ли все теоретические статьи единую непротиворечивую систему.

Задача контрольной работы состоит в том, чтобы на основании тщательного изучения новейших публикаций по вопросам теории книговедения проанализировать, интерпретировать и дать оценку отраженным в них точкам зрения современных отечественных ученых-книговедов на такие фундаментальные проблемы, как: сущность книги, определение книги как книговедческой категории, состав науки о книге, внутридисциплинарная организация книговедческого знания (объект, предмет, структура, метод); концепция книжного дела, междисциплинарные отношения книговедческих дисциплин, соотношение книговедения со смежными дисциплинами, соотношение традиционной книги и электронного издания.

В результате выполнения контрольной работы студент должен выявить и охарактеризовать основные тенденции в развитии современных теорий книговедения.

Изучая предлагаемые в списке литературы источники, следует иметь в виду, что единства взглядов в них нет, ученые противоречат друг другу в понимании обозначенных выше проблем. Задача студента - разобраться в заявленной проблематике и точках зрения.

В качестве теоретической опоры, для понимания и интерпретации работ различных ученых целесообразно использовать учебную монографию по дисциплине ( Беловицкая А.А. Книговедение. Общее книговедение. Учебник - М.: МГУП, 2007. - 393 с. Электронная версия), которая дает целостное представление о содержании книговедческого знания и его фундаментальных категорий и проблематики.

  • Абрикосов Д. Компьютер + книга = революция?/ Интерфейс.-1990.-№2.
  • Агеев В.H. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. М., Мир книги. 1997. 230с.
  • Книжность как феномен культуры: Материалы круглого стола //Вопросы Философии. 1994,N7-8, с.3-36.
  • Беловицкая А.А. Мировоззренческие основания книговедения: Тезисы докл. //Восьмая науч. конф. по пробл. книговедения. М., 1996, с.7- 10.
  • Беловицкая А.А. Книга - это развившая себя до совершенства вторая сигнальная система //Книжное дело. 1992, №2
  • Беловицкая А.А. Ищу ответа на вопрос: что есть книга //Книжное дело. 1995, №6-7.
  • Беловицкая А.А. Книговедение - Книга - Книжное дело: и снова о соотношении теории и практики //Девятая научная конференция по проблемам книговедения. Тезисы докладов. М.: Наука, 2000. -С.5-9.
  • Беловицкая А.А. Учебная книга. Товар? Произведение? Продукт? //Издательства в процессе перемен. Проблемы и перспективы развития учебного и научного книгоиздания в высшей школе и его нормативно-правовое регулирование. М.:«Логос»-Московский государственный университет печати, 1999.- С.5-14.
  • Гиляревский Р.С. Электронная книга: Современное состояние и перспективы развития / Книга. Исслед. и материалы. Вып.74. 1997.- С.51- 60.
  • Ельников М.П. Методология книговедения (Предпосылки формирования). // Книга. Исслед. и материалы. Вып.66, 1993. -С.39-62.
  • Ельников М.П. Методология книги (Науковедческий аспект) // Книга. Исслед.и материалы. Вып.74. 1997. - С.99-128.
  • Ельников М.П. Феномен книги (Теоретико-гносеологический аспект) /Книга. Исслед. и материалы. 1995. Вып.70, с.53-68.
  • Ельников М.П. Государство, книга, книгоиздание /Книга. Исслед и материалы.1995. Вып.70. С.5-23.
  • Столяров Ю.H. Соотношение книги с иными видами документа /Книга. Исслед. и материалы. 1989. Вып.58. С.67-79.
  • Швецова-Водка Г.H. Книга и документ: Соотношение понятий /Книга. исслед. и материалы. Вып.68. 1994. С.19-37.
  • Швецова-Водка Г.H. Функциональная сущность и свойства книги /Книга. Исслед. и материалы. 1995. вып.71. С.69-96.
  • Мигонь К. Hаука о книге: Очерк проблематики. Пер. с польск. М., Книга,1991.198с.
  • Моргенштерн И.Г. Книга и книжное дело в информационном обществе /Книга. Исслед и материалы.1994. Вып.67, с.5-21.
  • Общество и книга: от Гутенберга до Интернета (Сборник статей) М.: Традиция, 2000.-279с.При содействии Института "Открытое общество" в рамках благотв. Проекта "Междунар. конф.-семинар "Информационное общество и социокульт. пространство книги"
  • Семеновкер Б.А. От рукописной книги к электронной: Hовые возможности развити я государственной библиографии // Книга. Исслед. и материалы. Сб.65. М., 1993. - С.27-34.
  • Сухоруков К.М. Книга в будущем / Книга. Исслед и материалы. Вып. 66. М., 1993. С.26-38.

Основная литература:

Дополнительная литература:

  • Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. - Воронеж: Изд-во Воронежского Университета, 1989. 247 с.
  • Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики. Пер. с польск. - М.: Книга, 1991. 198с.
  • Проблемы общей теории книговедения. Пер. с нем. и польск./ Гос. б-ка им. Ленина, М.: 1978. 125 с. VII научная конференция по проблемам книговедения // Книжное дело, 1992, № 2, с.6-11.
  • Типология изданий.-М.:Изд-во "Книжная палата", 1990.231 с.
  • Энциклопедический словарь "Книговедение".-М.:Советская энциклопедия, 1982.-663с.
  • Энциклопедический словарь "Книга".- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.- 799с.

© Центр дистанционного образования МГУП