Московский государственный университет печати

Арсентьев Д.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Технология разработки автоматизированных информационных систем»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»


Арсентьев Д.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Технология разработки автоматизированных информационных систем»
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

О дисциплине

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Содержание теоретического курса

1.1.

Введение

1.2.

Тема 1. Проектирование баз данных

1.3.

Тема 2. Логические модели данных

1.4.

Тема 3. Нормализация отношений

1.5.

Тема 4. Элементы реляционной алгебры

1.6.

Тема 5. Язык запросов SQL

1.7.

Заключение

2.

Лабораторные задания

2.1.

Лабораторная работа № 1. Работа с базами данных и таблицами в MS-Access

2.2.

Лабораторная работа № 2. Сортировка, поиск, фильтрация, запросы

2.3.

Лабораторная работа № 3. Создание форм

2.4.

Лабораторная работа № 4. Создание отчетов

2.5.

Темы лабораторных работ

2.6.

Варианты заданий

3.

Список рекомендуемой литературы

4.

Формы контроля

Цель работы: Изучение и практическое использование основных возможностей СУБД MS-Access для создания реляционных БД.

Порядок выполнения лабораторной работы

Создать не менее трех взаимосвязанных таблиц в соответствие с выбранной предметной областью. Установить все необходимые свойства для полей БД. Задать ключевые поля и индексы, установить связи между таблицами. Ввести данные в таблицы (не менее 10-ти корректных записей в каждой). Разработать контрольные тесты для проверки корректности данных. Содержание пояснительной записки к лабораторной работе следующее:

  1. Краткое описание выбранной предметной области.
  2. Описание полей для каждой таблицы, в том числе: типы данных, условия на значения полей и записей всех таблиц, значения по умолчанию.
  3. Схема связей между таблицами с указанием типа связей и связываемых полей.
  4. Списки индексных файлов для каждой таблицы с обоснованием их необходимости.
  5. Список контрольных тестов для проверки корректности данных в таблицах.

Контрольные вопросы

1. Какие элементы базы данных имеются в Access?

2. Как осуществляется просмотр и изменение данных в таблице?

3. Перечислите основные функции и режимы ACCESS.

4. Каковы общие свойства таблицы?

5. Какие свойства полей таблицы существуют?

6. Каковы особенности работы в режиме конструктора таблиц?

7. Как определяются значения по умолчанию для полей таблицы?

8. Что обеспечивают связи, ключевые поля и индексы?

9. Что такое «обеспечение ссылочной целостности»?

10. Как определяются условия на значение полей и записей?

Цель работы: Изучение и практическое использование способов сортировки, поиска и фильтрации информации в СУБД MS-Access. Использование визуальных средств создания запросов и практическое использование SQL для создания сложных запросов.

Порядок выполнения лабораторной работы

Для выполнения лабораторной работы потребуется база данных, созданная в первой лабораторной работе. Отчет содержит запросы, разработанные студентом и состоящие из двух частей.

Фиксированная часть представляет собой не менее трех сложных запросов к базе данных, которые определяет преподаватель по представленной ему схеме связей таблиц базы данных.

Свободная часть включает в себя обязательную разработку на основе той же базы данных запросов следующих типов, содержание которых определяется студентом самостоятельно:

1) с использованием внутреннего соединения по одному полю;

2) с использованием косвенно связанных таблиц;

3) с использованием таблиц, связанных более чем по одному полю;

4) с использованием внешнего соединения таблиц;

5) с использованием рекурсивного соединения;

6) с использованием соединений по отношению;

7) с использованием функций агрегирования;

8) перекрестный запрос.

В пояснительной записке к лабораторной работе для каждого запроса из фиксированной и свободной части должно быть представлено формальное описание запроса, соответствующее ему SQL-предложение, исходные данные в таблицах и результаты выполнения запроса.

Контрольные вопросы

1. Как произвести сортировку данных в таблице?

2. Как осуществляется поиск записей в базе данных?

3. Покажите, как используется фильтр по выделенному фрагменту.

4. Как используется обычный фильтр?

5. Что такое расширенный фильтр и расширенная сортировка.

6. Какие типы соединений таблиц существуют для создания многотабличных запросов?

7. Как производится создание внутреннего соединения?

8. Что такое запрос на выборку данных из таблиц с косвенными связями?

9. Что такое внешнее соединение?

10. Как производится создание рекурсивного соединения?

11. Как сделать соединение по отношению?

12. Какие статистические и агрегатные функций Вы знаете?

13. Как создается перекрестный запрос?

14. Приведите примеры оператора SELECT.

15. Какие основные операторы SQL Вы знаете?

Цель работы: Изучение и практическое использование возможностей MS-Access для создания форм ввода информации.

Порядок выполнения лабораторной работы

Результатом выполнения работы должны быть формы, позволяющие удобно ввести данные в таблицы, созданные в первой лабораторной работе. Формы должны использовать элементы управления:

  • надписи;
  • различные типы текстовых полей;
  • переключатели;
  • группы элементов управления;
  • поля со списками;
  • списки с фиксированным набором значений;
  • графические данные.

Одна из форм обязательно должна включать подчиненную форму. Необходимо создать Главную кнопочную форму, из которой будут запускаться остальные формы. Содержание пояснительной записки должно включать краткое описание всех созданных форм и используемых в них элементов.

Контрольные вопросы

1. Каковы назначение и состав форм?

2. Что такое формы для управления транзакциями?

3. Как создаются формы для доступа к данным?

4. Как производится создание форм при помощи мастера форм?

5. Как изменить размеры и расположения различных элементов формы?

6. Опишите окно свойств формы

7. Как изменить источник данных для форм?

8. Каковы основные типы элементов управления для формы?

9. Приведите пример создания элемента управления «Надпись».

10. Как осуществляется создание текстовых полей?

11. Продемонстрируйте процесс создания группы элементов управления.

12. Как создаются и используются списки и поля со списками?

Цель работы: Изучение и практическое использование возможностей MS-Access для создания отчетов.

Порядок выполнения лабораторной работы

Результатом выполнения работы должны быть правильно оформленные отчеты. По каждому из отчетов в пояснительной записке необходимо указать:

  • Тип отчета. Источник данных для отчета.
  • Рабочие области, которые используются в отчете.
  • Типы элементов управления, которые встречаются в отчете.
  • Для вычисляемых полей и функций - вычисляемые выражения.

Контрольные вопросы

1. Какие типы отчетов существуют в Access?

2. Как производится создание итогового отчета при помощи Мастера отчетов?

3. Как производится изменение отчета, построенного при помощи Мастера отчетов?

4. Каковы особенности использования статистической функции DLookUp( ) и способы добавления в отчет других вычисляемых элементов?

5. Приведите пример изменения источника данных отчета.

6. Покажите, как осуществляется выравнивание и форматирование элементов управления, изменяется межстрочный интервал.

7. Как производится установка полей страницы и печать отчетов? Зачем нужно свойство групп «Не разрывать»?

8. Как осуществлять группировку и сортировку данных в отчете?

9. Приведите основные понятия о подчиненных отчетах и покажите пример работы с подчиненными отчетами.

10. Как добавляются в отчет дополнительные элементы управления?

Студент выбирает любую из предложенных тем.

Разработать с помощью MS Access приложение базы данных для хранения и обработки информации в соответствии с вариантами. Реализовать не менее 11 запросов к БД различных типов. Добавление, корректировка и удаление данных должны осуществляться с помощью форм (обязательно должна быть хотя бы одна подчиненная форма, запуск форм, запросов и отчетов должен осуществляться из главной кнопочной формы). Реализовать несколько типов отчетов, в том числе и итоговые отчеты.

  1. Почтамт: инвентарный номер, тип: журнал/газета, номер журнала/газеты, дата, название, тема, издательство, цена, количество; кому реализуются: частные лица/киоски, ФИО/название, адрес, телефон. Возможные запросы: кому, что (инвентарный номер), цена, месяцы, год.
  2. Каталог программных продуктов: инвентарный номер, тип: ОС/БД/игра/..., название, дата, фирма-разработчик, цена, количество; кому реализуются: частные лица/организации, ФИО/название, адрес, телефон. Возможные запросы: кому, что (инвентарный номер), количество, дата.
  3. Видеотека: инвентарный номер, тема фильма, название фильма, главные герои, режиссер, сценарист, тип носителя: CD/видеокассета, название записывающей фирмы, дата записи (год); кто берет: ФИО, адрес, телефон. Возможные запросы: кому, что (инвентарный номер), когда выдано (дата), когда вернуть (дата).
  4. Фонотека (аудиотека): инвентарный номер, тема, название, исполнитель, авторы, тип носителя: CD/кассета/..., название фирмы звукозаписи, дата записи; кто берет: ФИО, адрес, телефон. Возможные запросы: кому, что (инвентарный номер), когда выдано (дата), когда вернуть (дата).
  5. Библиотека: шифр (1-я буква ФИО автора + инвентарный номер), тип: книга/справочник/журнал/газета, название, тема, издательство, год издания, цена, количество; кому выдается: студент/преподаватель ФИО группа/кафедра, адрес, телефон. Возможные запросы: кому: ФИО группа/кафедра, что (шифр), когда (дата).
  6. Склад/Магазин: инвентарный номер, тип (к какой группе товаров относится), название, дата получения, срок хранения, изготовитель, цена, количество; кому реализуются: частные лица/организации, ФИО/название, адрес, телефон. Возможные запросы: кому, что (инвентарный номер), количество, сумма, дата реализации.
  7. Недвижимость: инвентарный номер, тип: дом/квартира/гараж, район, этаж, количество комнат, удобства: есть/нет, метраж (общая площадь/жилая/кухня), цена; кто продает и кто покупает: частные лица/организации, ФИО/название, № паспорта (для организации - представителя), адрес, телефон. Возможные запросы: кто продает: ФИО/название + паспорт, кому: ФИО/название + паспорт, что (инвентарный номер), цена, дата.
  8. Автомобильный рынок: инвентарный номер, тип: грузовая/легковая/мотоцикл, марка, год изготовления, пробег (км), цена; кто продает и кто покупает: частные лица/организации, ФИО/название № паспорта (для организации - представителя), адрес, телефон. Возможные запросы: кто продает: ФИО/название + паспорт, кому: ФИО/название + паспорт, что (инвентарный номер), цена, дата.
  9. Расписание занятий: предметы, экзамен/зачет, лаб. работы: есть/нет, преподаватели, аудитории, тип аудитории: кабинет/лаборатория, число мест, номер пары, время начала, время окончания, группы, направления, количество студентов в группе. Возможные запросы: дата, номер недели, группа, пара, предмет, преподаватель.
  10. Компьютерный рынок: инвентарный номер, тип: компьютер/тип составл. части/расходные материалы/..., название, гарантийный срок, фирма-изготовитель, цена; покупатели: частные лица/организации, ФИО/название, адрес, телефон. Возможные запросы: покупатель, что (инвентарный номер), название, цена, гарантия, дата.
  11. Зоопарк: вид животного, кличка животного, возраст, масть, чем питается, места обитания, номер вольера; ФИО сотрудника, адрес, телефон. Возможные запросы: сотрудник, вид животного, кличка животного, номер вольера, оплата.
  12. Общежитие (комнаты, студенты): номер общежития, адрес, телефон, количество комнат, количество мест в комнате; ФИО студента, пол, возраст, группа, факультет/направление, адрес родителей, телефон. Возможные запросы: ФИО студента, группа, номер общежития, номер комнаты.
  13. Больница: ФИО врача, кабинет, специализация, стаж, адрес, телефон; ФИО пациента, возраст, адрес, телефон. Возможные запросы: врач, пациент, дата поступления, диагноз, лекарства, процедуры, дата выписки.
  14. Колледж (студенты, успеваемость, адреса): ФИО студента, пол, возраст, адрес, телефон, группа, факультет/направление, предмет, семестр, лаб. работы (есть/нет), курсовая работа (есть/нет), экзамен/зачет. Возможные запросы: ФИО, группа, предмет, оценка, оценка/зачет по лаб., курсовым работам.

© Центр дистанционного образования МГУП