Московский государственный университет печати



         

Организация полиграфического производства

Учебное пособие



Организация полиграфического производства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Методологические основы организации производства

1.1.

Сущность организации производства

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1.

Сущность системного подхода

1.2.2.

Предприятие как система

1.2.3.

Законы и принципы организации

1.2.4.

Производственная система предприятия

1.3.

Предмет и содержание организации производства

1.3.1.

Характеристика связей в производственной системе

1.3.2.

Содержание организации производства

1.4.

Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1.

Организация производства как область научного знания

1.4.2.

Организация производства как сфера практической деятельности

2.

Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1.

Производственный процесс, его состав и структура

2.2.

Классификация производственных процессов

2.3.

Принципы организации производственного процесса

3.

Организация производственного процесса во времени

3.1.

Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2.

Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3.

Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4.

Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4.

Типы, формы и методы организации производства

4.1.

Типы организации производства

4.2.

Формы организации производства

4.3.

Методы организации производства

5.

Организация производственного процесса в пространстве

5.1.

Виды производственных структур и их характеристика

5.2.

Классификация цехов

5.3.

Производственная структура цеха

5.4.

Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6.

Поточные производственные системы

6.1.

Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2.

Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3.

Преимущества поточной формы организации производства

7.

Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1.

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2.

Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1.

Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2.

Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3.

Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3.

Подготовка изданий к производству

7.3.1.

Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2.

Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3.

Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4.

Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8.

Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1.

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2.

Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2.

Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3.

Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4.

Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3.

Диспетчирование производства

8.4.

Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9.

Организация обеспечения качества продукции

9.1.

Сущность и значение управления качеством

9.2.

Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3.

Организация технического контроля

9.4.

Учет и анализ брака

10.

Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1.

Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2.

Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11.

Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.

Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2.

Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3.

Организация управления производственными запасами

11.4.

Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12.

Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1.

Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2.

Организация складских операций

12.3.

Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13.

Организация производственного транспорта

13.1.

Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2.

Объекты транспортировки грузов

13.3.

Определение грузооборота

13.4.

Средства транспортировки грузов

13.5.

Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6.

Определение маршрутов перевозок

13.7.

Расчет количества транспортных средств и рабочих

14.

Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1.

Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2.

Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3.

Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4.

Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5.

Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6.

Основные направления совершенствования ремонтных работ

15.

Организация энергетического хозяйства

15.1.

Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2.

Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3.

Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16.

Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1.

Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2.

Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3.

Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17.

Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.

Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2.

Создание и ликвидация предприятия

17.3.

Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4.

Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Указатели
21  именной указатель
154  предметный указатель
43  указатель иллюстраций

5.
Организация производственного процесса в пространстве

5.1.
Виды производственных структур и их характеристика

Организация производственного процесса в пространстве отражает закрепление частичных процессов за отдельными производственными звеньями на основе внутрипроизводственной специализации и кооперации.

Под Производственная структурапроизводственной структурой понимается совокупность производственных единиц предприятия, входящих в его состав, а также формы взаимодействия между ними. Производственная структура полиграфического предприятия может быть трехступенчатой, двухступенчатой и одноступенчатой.

При Трехступенчатая (корпусная) структуратрехступенчатой структуре (корпусной) в составе предприятия выделяются крупные производственные подразделения: отдельные предприятия (в объединениях), или корпуса предприятий, в составе которых создаются цехи, отделения, участки.

Двухступенчатая (цеховая) структураДвухступенчатая (цеховая) структура предусматривает создание в составе предприятия цехов и внутрицеховых подразделений.

При Одноступенчатая (бесцеховая) структураодноступенчатой структуре (бесцеховой) предприятие состоит только из участков.

Основным структурным подразделением предприятия является цех, а при бесцеховой структуре - производственный участок.

ЦехЦех - организационно-обособленное подразделение предприятия, в котором изготавливается готовое изделие, часть его или выполняется частичный производственный процесс. Цех выполняет определенные ограниченные производственные функции, обусловленные характером кооперации труда внутри предприятия. На полиграфических предприятиях цеха создаются в результате выделения в самостоятельное производство определенной стадии производственного процесса. На большинстве полиграфических предприятий к цехам основного производства относятся: цех допечатных процессов (формный), печатный, брошюровочно-переплетный.

На производственную структуру полиграфического предприятия оказывают влияние следующие факторы:

  • характер выпускаемой продукции, т.е. особенности ее конструкции и технологии изготовления;

  • масштаб производства;

  • специализация предприятия и кооперирование его с другими предприятиями.

Характер продукции определяет степень сложности ее изготовления и оформления. Так, чтобы изготовить книжную продукцию, нужно выполнить формные, печатные, брошюровочно-переплетные процессы; в составе предприятия должен быть цех допечатных процессов (формный), печатный и брошюровочно-переплетный, включающий крышечное отделение. Для изготовления журналов и брошюр применяются отличные от книг отделочные процессы: вместо процессов обработки корешка книжного блока появляются брошюровочные процессы, вместо изготовления переплетных крышек - печать обложки. Поэтому на предприятиях, изготавливающих брошюры и журналы, появляются журнальные или брошюрные цехи.

При выпуске сложных многокрасочных иллюстрированных изданий (открытки, репродукции) на предприятии должны быть осуществлены частичные процессы по изготовлению иллюстрационных форм, многокрасочной печати и отделке продукции. Соответственно на предприятии должен быть цех допечатных процессов, многокрасочной печати и в отделочном цехе - участок лакирования.

Сложность и многообразие печатной продукции определяют наличие на полиграфических предприятиях разнообразных цехов и выдвигает задачу обеспечения координации их работы. Состав цехов предприятия формируется при его проектировании, а также в результате непрерывного совершенствования производственного процесса. Втабл. 5.1 представлены различные варианты состава производственных подразделений издательско-полиграфических предприятий.

Таблица 5.1

Варианты состава основных производственных звеньев
издательско-полиграфических предприятий

Вариант производственной структуры предприятий Стадии производства издательской продукции
Допечатная Печатание Отделочная и брошюро-
вочно-пере-
плетная
Создание оригинал-макета Изготовление фотоформ Изготовление печатных форм
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          

Масштаб производства также находит отражение в производственной структуре предприятия. Масштаб производства характеризуют такие показатели, как объем выпускаемой продукции, численность рабочих, стоимость основных фондов. По масштабу производства различают крупные, средние и малые полиграфические предприятия. На крупных предприятиях может быть большее количество цехов, чем на средних. Это объясняется тем, что на крупных предприятиях для производства некоторых полуфабрикатов, или выполнения отдельных технологических процессов, могут создаваться цехи. Так, вместо участка изготовления офсетных форм в цехе офсетной печати на среднем предприятии, на крупном предприятии выделяется цех допечатных процессов.

Вместо брошюровочно-переплетного цеха на крупном предприятии могут быть созданы цехи брошюрный, брошюровочный, крышечный, переплетный.

Малые полиграфические предприятия широко используют бесцеховую производственную структуру, когда вместо цехов организационно выделяются производственные участки.

На производственную структуру предприятия оказывает влияние и его специализация. В полиграфической промышленности получили развитие две основные формы специализации предприятий: предметная и технологическая.

Предметная специализацияПредметная специализация предполагает выпуск на предприятии определенных видов издательской продукции, например книг, брошюр, газет, либо выпуск технологически однородной продукции. Разновидность предметной специализации, основанной на выпуске отдельных элементов и деталей продукции, называют подетальной. Следует указать, что предметная специализация по выпуску технологически однородной продукции позволяет упростить производственную структуру и организацию производства в целом.

Для формировании предприятия по принципу предметной специализации необходимо выполнить следующие условия:

  • унифицировать издания по оформлению, форматам, объемам и тиражам;

  • проводить углубление специализации производства путем создания специализированных цехов, участков, поточных линий.

В полиграфии имеются предприятия, отвечающие принципам предметной специализации. Это предприятия, выпускающие энциклопедические издания; изобразительную продукцию; бумажно-беловые товары и т.д.

При Технологическая (стадийная) специализациятехнологической или стадийной специализации предприятие выполняет определенную часть производственного процесса, т. е. создаются предприятия с неполной производственной структурой в различных вариантах: это могут быть предприятия, имеющие в своей структуре только формное производство; формное и печатное; брошюровочное, переплетное или брошюровочно-переплетное производство; печатное с брошюровочным, переплетным или брошюровочно-переплетным производством; печатное производство (см. табл. 1). На предприятиях с неполной структурой создаются только те цехи, которые соответствуют выполняемым частичным стадиям производственного процесса.

На производственную структуру оказывает влияние внутриотраслевое кооперирование. Если полиграфическое предприятие получает готовые печатные формы, то, следовательно, в производственной структуре такого предприятия отсутствует цех допечатных процессов. Наличие внутриотраслевого кооперирования упрощает производственную структуру.

В современных условиях большое влияние на структуру предприятия оказывает форма собственности. Переход от государственной формы собственности к частной, акционерной, арендной может оказывать существенное влияние на характер выпускаемой продукции, масштабы производства, применяемую технику и технологию. В большинстве случаев переход от государственной формы собственности вызывает упрощение производственной структуры: могут быть образованы малые предприятия с бесцеховой производственной структурой. В то же время изменение ассортимента способствует образованию новых цехов, таких как печать этикеток, изготовление представительской продукции и т.д.

Организация производственного процесса в пространстве выполняется на основе попроцессной, прямоточной, поточной форм его организации.

Попроцессная формаПопроцессная форма организации производства предполагает сосредоточение на одной производственной территории рабочих мест, предназначенных для выполнения одной технологической операции. Например, на участке шитья книжных блоков сосредоточены ниткошвейные автоматы, на участке изготовления тетрадей - фальцевальные машины и т.д.

Прямоточная формаПрямоточная форма организации производства предполагает размещение в предметно-специализированных цехах рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса. Прямоточность организации производственного процесса создает условия для обеспечения его непрерывности и ритмичности.

Поточная формаПоточная форма организации производства на полиграфических предприятиях реализуется в виде поточных линий. Например, поточные линии по обработке книжного блока.

При проектировании полиграфического предприятия предъявляются особые требования к планировке цехов, производственных участков, складов и т.д. Одним из требований является расположение структурных подразделений по ходу технологического процесса.

Все вспомогательные и обслуживающие подразделения должны быть максимально приближены к обслуживаемым участкам основного производства. Расположение цехов и участков, планировка оборудования цехов должны быть выполнены оптимально с целью уменьшения пробега материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, не допуская встречного движения грузопотоков. Правильное расположение цехов должно сокращать время транспортных операций и расходы на внутрипроизводственную транспортировку.

Планировка цехов и участков должна обеспечивать удобство и безопасность при работе на машинах и их обслуживании, возможность монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, удобство подачи к оборудованию материалов и полуфабрикатов, учитывать требования научной организации труда на рабочем месте.

В целом производственная структура полиграфического предприятия должна быть гибкой, т.е. изменяться в зависимости от ассортимента продукции, масштабов производства, применяемой техники и технологии, форм организации производственного процесса в пространстве.

5.2.
Классификация цехов

Для выполнения основного производственного процесса необходимо осуществлять вспомогательные и обслуживающие процессы. В связи с этим на полиграфических предприятиях организуются основные, вспомогательные, обслуживающие цехи и службы, побочные цехи.

Основными являются цехи, предназначенные для выпуска продукции основного производства, определенной производственной программой предприятия. Для полиграфического предприятия это цехи допечатных процессов (формные), печатные, отделочные, брошюровочно-переплетные.

Вспомогательными являются цехи, способствующие выпуску основной продукции, создающие условия для нормальной работы основных цехов. К ним относятся ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный, энергоцех.

В ремонтно-механических цехах проводится ремонт оборудования, изготовление запасных деталей и сменных узлов, модернизация действующего оборудования, выполняются работы по малой механизации.

В электроремонтных цехах выполняются ремонт электрооборудования и изготавливаются запасные детали. На небольших предприятиях электроремонтный цех не выделяется в качестве самостоятельного структурного подразделения; в виде электроремонтного участка он входит в состав ремонтно-механического цеха.

Ремонтно-строительный цех производит ремонт зданий и сооружений предприятия. На небольших предприятиях организуют только ремонтно-строительную бригаду.

Энергоцех обеспечивает основное производство электроэнергией, теплом, сжатым воздухом.

Обслуживающие цехи и хозяйства создаются для обслуживания основных и вспомогательных цехов. К ним относятся складское хозяйство, включающее различного рода склады (бумаги, материалов, готовой продукции), транспортное хозяйство (транспортные, погрузочно-разгрузочные средства, гараж, ремонтные мастерские), санитарно-техническое хозяйство (водопроводные, канализационные, вентиляционные, отопительные устройства).

Состав вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств конкретного полиграфического предприятия определяется потребностями основного производства.

Побочные цехи предназначаются для изготовления продукции из отходов основного и вспомогательного производств либо для восстановления использованных вспомогательных материалов для нужд производства. На полиграфических предприятиях это, как правило, цехи, производящие товары народного потребления из отходов бумаги и макулатуры.

В основу организации цехов основного производства положена внутрипроизводственная специализация. Производственные цехи полиграфического предприятия могут быть созданы на основе технологической или предметной специализации.

Технологическая специализация цехов заключается в выделении в самостоятельное производство определенной части технологического процесса - одной или нескольких технологических операций. При этом в цехе устанавливается однотипное оборудование, предназначенное для выполнения соответствующей технологической операции. В таких цехах изготавливается широкая номенклатура полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей обработке.

Увеличение масштаба производства связано с углублением технологической специализации цехов. Так, например, средние по масштабам производства типографии выделяют офсетный печатный цех, на крупном предприятии могут быть созданы два цеха листовой офсетной печати и рулонной офсетной печати.

Технологическая форма специализации цехов имеет свои преимущества и недостатки. При небольшом разнообразии операций и оборудования упрощается оперативное руководство производством и обслуживание оборудования, создаются более широкие возможности регулирования загрузки оборудования, что обеспечивает большую четкость производства. Эта форма специализации имеет и некоторые недостатки. Она усложняет внутрипроизводственное кооперирование и планирование, удлиняет производственный цикл, увеличивает объем незавершенного производства, повышает затраты на транспортировку и хранение полуфабрикатов, ограничивает ответственность руководителей подразделений за выполнение только определенной части производственного процесса.

Технологически специализированные цехи выпускают определенные полуфабрикаты (например, сфальцованные тетради), которые поступают в смежные цехи для дальнейшей обработки. Поэтому необходимо проводить четкое оперативно-календарное планирование по увязке объемом производства смежных цехов и срокам передачи заказов из одного цеха в другой.

Предметная специализация цехов заключается в том, что в одном цехе сосредоточены все операции для изготовления готовых изделий или отдельных деталей изделий узкой номенклатуры. Примером таких цехов могут быть газетные, журнальные цехи полиграфических предприятий, в которых выполняются процессы изготовления печатных форм и печатание, например, газет или журналов. В основу формирования газетных цехов должна быть положена конструктивно-технологическая однородность изделий, при которой цехи превращаются в предметно-замкнутые подразделения. Так, в типографии «Пресса-1» в газетном цехе выполняются все технологические операции по изготовлению газет различных наименований.

Преимущества предметной специализации цехов по сравнению с технологической специализацией заключаются в том, что сокращаются межцеховые и внутрицеховые перевозки, сокращается длительность производственного цикла, создаются предпосылки для упрощения оперативно-календарного планирования, повышается ответственность руководителей и исполнителей за выпуск продукции высокого качества в установленные сроки.

Однако эта форма специализации имеет и некоторые, весьма существенные недостатки. При предметной специализации цехов необходимо выравнивание производственных мощностей в соответствии с пропорциями, обусловленными характером и технологическими особенностями продукции. При изменении производственной программы могут возникнуть диспропорции, требующие перестройки всей производственной структуры. Создание цехов, специализированных на выпуске ограниченной номенклатуры продукции, целесообразно лишь при больших объемах производства.

Подетальная форма специализации является углублением и развитием предметной формы. Ее использование при создании цехов полиграфического предприятия возможно в условиях высокого уровня стандартизации продукции, типизации технологических процессов, при больших масштабах производства. Примером подетальной специализации цехов служит цех изготовления переплетных крышек.

На полиграфических предприятиях для организации цехов может быть использована и предметно-технологическая (смешанная) форма специализации. Примером цеха с применением смешанной формы специализации является брошюровочно-переплетный цех. Технологический процесс позволяет обрабатывать простые полуфабрикаты на участках и в отделениях с технологической формой специализации (участок комплектовки книжных блоков, участок шитья книжных блоков), а сложные полуфабрикаты - на поточных линиях или специально выделенных предметных участках (поточные линии обработки книжного блока).

Возможности применения смешанной формы специализации таковы:

  • выполняемый производственный процесс представляет собой часть технологического процесса или одну его стадию;

  • большие масштабы производства технологически однородной продукции и применение типовых технологических процессов;

  • оснащение цеха разнообразным технологическим оборудованием для выполнения всех предусмотренных технологических операций.

Смешанная форма специализации используется при создании формных и брошюровочно-переплетных цехов. Ей присущи все недостатки и преимущества технологической формы.

Основой организации цехов на предприятии являются и формы кооперирования. В кооперировании выражаются производственные связи цехов, осуществляемые на технологической или организационной основах.

Технологическое кооперирование выражается в том, что подразделение поставляет другому незаконченную продукцию (полуфабрикат) для дальнейшей технологической обработки. Эта форма кооперирования присуща цехам с технологической и смешанной специализацией, когда обработка полуфабриката начинается в одном цехе, продолжается в другом. Пример - производственные связи печатного и брошюровочно-переплетного цехов, брошюровочного и переплетного цехов.

Организационное кооперирование предполагает производственные связи между цехами, осуществляющими совместное производство, когда каждый цех выпускает законченный полуфабрикат, не требующий дальнейшей обработки. Организационное кооперирование связывает цехи с предметной, в том числе с подетальной и смешанной формой специализации. Пример организационного кооперирования: изготовление печатных форм цехом допечатных процессов для печатного цеха; изготовление крышек крышечным цехом для брошюровочно-переплетного цеха. Организационные производственные связи требуют точного соблюдения сроков подачи полуфабрикатов на сборочную операцию.

5.3.
Производственная структура цеха

Под производственной структурой цеха понимают совокупность входящих в него производственных участков, вспомогательных и обслуживающих подразделений, а также связи между ними.

Эта структура определяет разделение труда между подразделениями цеха, т.е. внутрицеховую специализацию и кооперирование труда.

Первичным структурным элементом цеха является рабочее место. Рабочее место - это закрепленная за одним рабочим или бригадой рабочих часть производственной площади с находящимися на ней орудиями и другими средствами труда, в том числе инструментами, приспособлениями, подъемно-транспортными и иными устройствами соответственно характеру работ, выполняемых на данном рабочем месте.

Рабочие места классифицируют:

  • по числу исполнителей и формам труда - индивидуальные, бригадные;

  • по назначению - основные, вспомогательные;

  • по уровню механизации - ручные, механизированные (машинно-ручные), машинные и автоматические;

  • по количеству оборудования - одностаночные, многостаночные;

  • по степени специализации - универсальные, специализированные.

Группа рабочих мест может составлять участок. Производственный участок - это структурная единица цеха, объединяющая по тем или иным признакам группу рабочих мест.

Производственные участки подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. К вспомогательным относят участки ремонта оборудования, заточки ножей и др. В состав обслуживающих входят участки технического контроля, сортировки напечатанной продукции, акклиматизации бумаги, клееварка, кладовые и др. Производственный участок возглавляется мастером.

В основу формирования производственных участков, так же как и цехов, может быть положена технологическая или предметная форма специализации. Участок, сформированный по технологическому принципу, предназначается для выполнения технологически однородных операций. Такие участки могут быть в технологических и смешанных цехах. Это участки изготовления фотоформ и печатных форм в цехе допечатных процессов, участки фальцовки и печатания в печатном цехе, участки подборки и шитья книжных блоков в брошюровочно-переплетном цехе.

Если однородность выполнения технологических операций сочетается с большими масштабами производства, то технологические участки могут подразделяться по типам оборудования или видам обрабатываемой продукции. Так, в печатном цехе выделяются участки листовых и рулонных печатных машин.

Преимущества и недостатки технологической формы специализации участков такие же, как при формировании цехов в соответствии с этой формой специализации.

При предметной форме специализации цех разбивается на предметно-замкнутые участки, каждый из которых специализирован на выпуске определенных полуфабрикатов или готовых изделий, конструктивно и технологически однородных.

В связи с тем что на участках выполняются различные технологические операции, они оснащаются разнородным оборудованием, которое устанавливается по ходу технологического процесса. Предметные внутрицеховые подразделения в виде предметно-замкнутых участков или поточных линий характерны для предметных и смешанных цехов, например, в брошюровочно-переплетном цехе - поточные линии по изготовлению брошюр и книг.

На предметном участке используется общий технологический маршрут и однотипное оборудование, технологический процесс характеризуется незначительными отличиями по трудоемкости обработки на операциях и рабочих метах.

Преимущества предметных участков определяются:

  • уменьшением числа подразделений, на которых проходит обработку каждое изделие;

  • сужением номенклатуры обрабатываемых изделий на участке;

  • уменьшением потерь времени на переналадку оборудования и ликвидацией межоперационного времени пролеживания.

Указанные преимущества позволяют упростить календарное планирование производства и оперативный учет, совершенствовать специализацию рабочих мест и рост производительности труда. Руководители участков и рабочие несут ответственность за своевременное и качественное выполнение определенной продукции.

В цехах полиграфических предприятий наряду с участками могут создаваться и отделения.

Кооперирование производственных участков и отделений происходит на технологической или организационной основе.

Вспомогательные и обслуживающие подразделения цехов - отделения подготовки материалов, контрольные пункты, ремонтные мастерские - размещаются исходя из удобства обслуживания участков и рабочих мест основного производства.

На рис. 5.1-5.7 ( Рис. 05.1. Производственная структура крупного полиграфического предприятия, Рис. 05.2. Производственная структура цеха допечатных процессов крупного полиграфического предприятия, Рис. 05.3. Производственная структура офсетного цеха крупного или среднего полиграфического предприятия, Рис. 05.4. Производственная структура брошюровочно-переплетного цеха крупного полиграфического предприятия, Рис. 05.5. Производственная структура среднего книжно-журнального полиграфического предприятия, Рис. 05.6. Производственная структура среднего полиграфического и предприятия по выпуску листовой и журнальной продукции, Рис. 05.7. Производственная структура малого полиграфического предприятия) приведены примерные варианты производственной структуры полиграфического предприятия и отдельных цехов.

5.4.
Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

Производственная структура предприятия и его цехов определяется при его проектировании или реконструкции. Рыночные отношения диктуют изменение требований к услугам, которые оказывают полиграфические предприятия. В связи с этим меняется ассортимент выпускаемой продукции, масштабы ее производства, применяемые техника и технология и, как следствие, организационно-технические условия производства.

Существенное влияние на производственную структуру оказывает внедрение новой техники и технологии, углубление специализации, кооперирования, изменение форм собственности.

Изменения организационно-технических условий деятельности полиграфических предприятий в первую очередь связаны с инновационными процессами, происходящими в отрасли: разработкой новых прогрессивных и экологически чистых технологий, внедрением более высокопроизводительного оборудования как на стадии допечатных, так и печатных и отделочных процессов. Значительное влияние на изменение производственной структуры уже действующих полиграфических предприятий оказали внешние факторы, такие, как изменение системы формирования производственных заказов. В условиях рынка именно спрос на полиграфическую продукцию определяет величину тиража издания. Теперь даже крупные полиграфические предприятия фактически лишены госзаказа, а значит, и миллионных тиражей изданий. Рыночный механизм привел в соответствие расходимость изданий с объемами их выпуска. В связи с падением тиражности изданий наблюдаются диспропорции в пропускной способности различных структурных подразделений полиграфических предприятий, спроектированных на большие тиражи.

Все это вызывает необходимость совершенствования производственной структуры предприятий и приведение ее в соответствие современным требованиям производства.

К основным направлениям совершенствования производственной структуры полиграфических предприятий можно отнести:

  • обеспечение пропорциональности между всеми подразделениями предприятия;

  • поиск и реализация более совершенных принципов построения полиграфических предприятий и их структурных подразделений;

  • соблюдение рационального соотношения между цехами (участками) основного, вспомогательного и обслуживающего производства;

  • постоянную работу по улучшению планировки предприятия;

  • создание в структуре предприятий предметно-замкнутых цехов (например, газетных, включающих стадии изготовления печатных форм и печатание), сквозных печатно-отделочных производств;

  • достижение конструктивно-технологической однородности выпускаемой продукции по объемам и оформлению изданий.

В структурном отношении организация предприятия должна формироваться как организация комплексных звеньев производства. Пропорциональность входящих в состав предприятия структурных подразделений характеризуется рациональным соотношением их производственных мощностей. Правильно построенная, постоянно совершенствующаяся производственная структура предопределяет ее соответствие организации производства, что в свою очередь положительно влияет на улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия, обеспечивает непрерывность производственного процесса, ритмичность работы предприятия, рост производительности труда, улучшение качества продукции, наиболее целесообразное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов полиграфического предприятия.

© Центр дистанционного образования МГУП