Московский государственный университет печати



         

Организация полиграфического производства

Учебное пособие



Организация полиграфического производства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Методологические основы организации производства

1.1.

Сущность организации производства

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1.

Сущность системного подхода

1.2.2.

Предприятие как система

1.2.3.

Законы и принципы организации

1.2.4.

Производственная система предприятия

1.3.

Предмет и содержание организации производства

1.3.1.

Характеристика связей в производственной системе

1.3.2.

Содержание организации производства

1.4.

Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1.

Организация производства как область научного знания

1.4.2.

Организация производства как сфера практической деятельности

2.

Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1.

Производственный процесс, его состав и структура

2.2.

Классификация производственных процессов

2.3.

Принципы организации производственного процесса

3.

Организация производственного процесса во времени

3.1.

Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2.

Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3.

Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4.

Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4.

Типы, формы и методы организации производства

4.1.

Типы организации производства

4.2.

Формы организации производства

4.3.

Методы организации производства

5.

Организация производственного процесса в пространстве

5.1.

Виды производственных структур и их характеристика

5.2.

Классификация цехов

5.3.

Производственная структура цеха

5.4.

Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6.

Поточные производственные системы

6.1.

Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2.

Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3.

Преимущества поточной формы организации производства

7.

Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1.

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2.

Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1.

Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2.

Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3.

Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3.

Подготовка изданий к производству

7.3.1.

Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2.

Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3.

Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4.

Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8.

Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1.

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2.

Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2.

Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3.

Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4.

Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3.

Диспетчирование производства

8.4.

Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9.

Организация обеспечения качества продукции

9.1.

Сущность и значение управления качеством

9.2.

Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3.

Организация технического контроля

9.4.

Учет и анализ брака

10.

Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1.

Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2.

Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11.

Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.

Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2.

Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3.

Организация управления производственными запасами

11.4.

Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12.

Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1.

Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2.

Организация складских операций

12.3.

Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13.

Организация производственного транспорта

13.1.

Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2.

Объекты транспортировки грузов

13.3.

Определение грузооборота

13.4.

Средства транспортировки грузов

13.5.

Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6.

Определение маршрутов перевозок

13.7.

Расчет количества транспортных средств и рабочих

14.

Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1.

Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2.

Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3.

Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4.

Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5.

Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6.

Основные направления совершенствования ремонтных работ

15.

Организация энергетического хозяйства

15.1.

Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2.

Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3.

Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16.

Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1.

Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2.

Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3.

Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17.

Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.

Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2.

Создание и ликвидация предприятия

17.3.

Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4.

Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Указатели
21  именной указатель
154  предметный указатель
43  указатель иллюстраций

8.3.
Диспетчирование производства

Главной задачей диспетчирования является создание оптимальных условий для бесперебойной, слаженной работы всех цехов основного и вспомогательного производства по выполнению календарного графика движения изданий в производстве и строгом соблюдении сроков выпуска их.

Равномерная и бесперебойная работа полиграфического предприятия осуществляется только при четком контроле и регулировании производства.

Для выполнения календарных планов и графиков необходимо оперативно организовать текущий ход производства. На предприятии этим занимается диспетчерская служба, которая контролирует и регулирует процесс производства изданий.

Диспетчирование производства представляет собой централизованную систему оперативного руководства текущим ходом производства на основе плана и графиков, направленную на обеспечение выполнения производственных планов. Эта система создает условия для равномерного выпуска продукции в соответствии с планом в короткие отрезки времени - смену, сутки, неделю, декаду; предупреждение и немедленного устранения нарушений в процессе производства, для бесперебойной и согласованной работы всех звеньев производства, ритмичной работы цехов, участков, рабочих мест, выполнение планов-графиков, предупреждение и устранение неполадок и диспропорции в производстве.

В ходе диспетчирования на полиграфическом предприятии решаются следующие задачи:

  • разработка сменно-суточных заданий на основе данных внутрицехового уровня оперативно-календарного планирования;

  • оперативный учет и контроль хода производственного процесса;

  • анализ причин отклонений от запланированного хода производства;

  • регулирование хода производства.

Организация диспетчерской службы предприятия зависит от типа и масштаба производства.

В крупносерийном производстве необходим строгий порядок текущего хода производства, оперативность поступления к диспетчеру информации о движении заказа в производстве, загрузки оборудования. В условиях поточного производства диспетчерская служба решает следующие вопросы: соблюдение регламента работы потока; контроль за объемом выпуска продукции; состояние заделов; корректировка сроков выпуска готовых изданий или полуфабрикатов по определенному ритму.

В условиях серийного производства осуществляется ежедневный или посменный контроль на ведущих операциях производственного процесса. При серийном выпуске периодических изданий основным содержанием диспетчирования является выполнение стандарт-планов и выпуска изданий в установленные календарные сроки. Предприятие должно работать в определенном ритме, так как выпуск периодических изданий регламентирован жесткими сроками реализации готовой продукции.

В функции диспетчирования в условиях мелкосерийного производства входит контроль сроков подготовки и выпуска изданий, оперативное регулирование движения заказа по основным этапам производства (формный, печатный и отделочный).

Диспетчерская служба на полиграфическом предприятии решает вопросы контроля и регулирования на межцеховом уровне; на внутрицеховом уровне; осуществляет оперативное руководство и контроль текущего хода производства.

Диспетчирование осуществляет свою работу на данных оперативного учета результатов производственной деятельности цехов и участков полиграфического предприятия. В процессе разработки календарных планов внутрицехового уровня (графиков загрузки оборудования и плотности работ) и сменно-суточных заданий используется информация о текущем ходе производства. Эта информация, отражая результаты работы цехов основного, вспомогательного и обслуживающего производства за истекшие сутки или смену, должна накапливаться в диспетчерских службах.

Обработанная информация оформляется в виде соответствующих итоговых данных. Своевременность поступления информации, ее полнота и достоверность непосредственно влияют на качество разрабатываемых сменно-суточных заданий. В таблице приведена примерная форма сменно-суточного задания-рапорта, используемая полиграфическими предприятиями.

Таблица 8.4

Сменно-суточное задание-рапорт

Марка машины
(или   наименование операции)   
Наименование издания Учетная единица Задание на смену в учетных единицах Выполнение 
за смену с начала тиража
           
           

Оперативный учет должен проводиться своевременно и быстро, точно представлять картину производства, информация должна быть проста и удобна.

Система диспетчирования на полиграфическом предприятии может нормально функционировать только при наличии четко организованной системы оперативного учета в масштабе всего предприятия. Такая система должна обладать высокой оперативностью по сбору и обработке информации: исключать возможность передачи избыточной информации; обеспечивать возможность обобщения полученной информации в необходимых для учета разрезах; свести к минимуму ручной труд при заполнении первичных форм учетной документации; быть экономически эффективной.

Объекты учета различны для разных типов производства:

  • для условий крупносерийного производства - задание в количественном выражении и его выполнение;

  • для условий мелкосерийного производства - загрузка оборудования и сроки выполнения работ по обработке каждого заказа.

На полиграфических предприятиях оперативный учет осуществляется по операциям и по заказам.

Сменное задание является первичной документацией для пооперационного учета, в котором определяется задание на смену для машины или участка в цехе, в нем фиксируется объем работы по заказам. В этом документе сочетается плановое задание и учетная информация, этим облегчается контроль за ходом производства.

При попроцессном учете готовится ежедневная сводка (рапорт) о выполнении цехом плана по основным операциям. Эта сводка передается главному диспетчеру или руководителю предприятия.

Наиболее распространенной формой позаказного учета является технологическая карта-наряд, в которой фиксируются данные о движении заказа в производстве. Также используются специальные карточки заказов. В карточку заказа ежедневно вносятся сведения о выполненном объеме работ по каждой операции нарастающим итогом.

В условиях серийного и единичного производств заполняется маршрутный лист, который является удобной формой учета и контроля состояние заказа. Маршрутный лист сопровождает заказ по всем стадиям производственного процесса.

Пример маршрутного листа приведен в табл. 8.5[Таблица 08.5]. Маршрутный лист.

В полиграфическом производстве как средство учета особое место занимают графики. Преимуществом графических методов учета является упрощение регистрации данных учета. График наглядно показывает фактическое движение заказов. Результаты оперативного учета используются в оперативном планировании и регулировании производства. В результате сопоставления данных учета с календарными планами-графиками формируются сменно-суточные задания, которые помогают оперативно регулировать производство. На полиграфических предприятиях используются карты оперативного учета, в которых отражается следующая информация: наименование заказа, объем, тираж, операции производственного процесса, сроки сдачи продукции на склад или в экспедицию. Пример карты оперативного учета приведен в табл. 8.6[Таблица 08.6]. Карта оперативного учета по переплетно-брошюровочному цеху.

Контроль, который осуществляет диспетчерская служба, направлен не только на выполнение плана на конец месяца, но и ежесуточно.

Объектами контроля диспетчерской службы полиграфических предприятий являются сроки запуска заказов в производство и выпуска готовых изданий, а также движение заказов по операциям производственного процесса; комплектность заказов; обеспеченность заказов материалами; эффективность загрузки оборудования.

Диспетчерская служба цеха контролирует текущий ход производства по следующим вопросам:

  • объем выпуска продукции цехом;

  • подача в цех полуфабрикатов и материалов;

  • оперативная подготовка производства и обеспечение рабочих мест всем необходимым.

Контроль за объемом выпуска продукции в цехе осуществляется по календарным планам-графикам и сменно-суточным заданиям, контроль за поступлением в цех материалов и полуфабрикатов осуществляется в соответствии с календарным графиком запуска изданий в производство.

Контроль за оперативной подготовкой производства в цехе проводится по тематическому плану и графикам.

Текущий контроль за ходом производства состоит в выполнении плановых сроков, выполнении работ на основных операциях и позаказно.

Производственный процесс на поточной линии контролируется ритмом работы линии. Для соблюдения ритма поточной линии необходимо поддержание на нормативном уровне межоперационных оборотных и резервных заделов. Важное место в бесперебойной работе поточной линии отводится своевременной подаче материалов и полуфабрикатов на операции производственного процесса.

Диспетчерский контроль на предприятии осуществляется путем сравнения оперативной информации с плановой по стадиям производства и заказам.

При выявлении отклонений от выполнения плана принимаются меры по их устранению, в этот момент появляется необходимость в регулировании производственного процесса. Для принятия сообщений и запросов об отклонениях регистрируются в журнале диспетчера. Форма записи в диспетчерском журнале приведена в табл. 8.7.

Корректировка месячных оперативных планов осуществляется путем внесения изменений в календарные планы-графики и разработкой для цехов и участков подекадных или понедельных графиков.

Организационное построение диспетчерского аппарата предприятия зависит от типа, характера и масштаба производств, производственной структуры. На крупном предприятии диспетчерская служба может быть подчинена директору по производству. На полиграфических предприятиях может существовать диспетчерский отдел, возглавляемый главным диспетчером. В его ведении находятся диспетчерские группы, которые осуществляют взаимодействие с различными структурными подразделениями по обеспечению ритмичного хода производства. В состав центрального диспетчерского бюро входят диспетчерские группы по основному и вспомогательному производству, а также по подготовке производства.

В современных рыночных условиях система оперативного регулирования производства должна быть ориентирована на получение запланированных показателей, обеспечивающих высокий совокупный доход каждому предприятию. Снижение объемов производства на многих предприятиях, возможные отклонения фактического хода производства от оперативных планов-графиков и другие рыночные факторы значительно повышают роль и значение производственного планирования вообще и оперативно-календарного в частности в осуществлении многих важных функций современного полиграфического производства. В этих условиях главным ориентиром в оперативном регулировании хода производства должно стать не устранение выявленных отклонений, а создание необходимых производственных условий для выполнения планов-графиков выпуска изданий. Это будет способствовать получению запланированных высоких финансовых результатов, которые служат одним из главных рыночных показателей роста эффективности производства, достижению основных стратегических и оперативных целей предприятия.

Наиболее эффективная работа диспетчерского персонала достигается на основе функционирования на предприятии автоматизированных рабочих мест (АРМ). При использовании АРМ-диспетчера вся информация о плановых сроках изготовления продукции, плановых графиках загрузки оборудования хранится в компьютере. Задача диспетчера в этом случае состоит в том, чтобы своевременно вносить сведения об отклонениях от запланированного хода производства в ПК и корректировать графики.

8.4.
Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

Появление персональных компьютеров позволило сделать качественный скачок в организации и управлении, формировании баз данных и значительно расширило использование новых информационных технологий.

Заинтересованность предприятий в совершенствовании организации и оперативном управлении производством, с одной стороны, и возросшие возможности компьютеризации процессов управления и организации - с другой, обусловливают актуальность и эффективность применения компьютерного потенциала для решения организационных и управленческих задач на предприятиях различных масштабов.

К настоящему времени накоплен положительный опыт реализации на ПК следующих функций: организация информационных массивов; систематизация, упорядочение информации; хранение и поиск информации; выполнение разнообразных технико-экономических расчетов; отображение информационных массивов на расстоянии.

Вышеуказанные функции обеспечиваются программными средствами, к числу которых относятся: текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, деловая графика, средства передачи информации по локальной сети и средства телесвязи для передачи информации и т.д.

Перевод организационных и управленческих функций на компьютерную основу представляет собой актуальную научно-техническую проблему. Современное решение этой проблемы характеризуется переходом к распределенной обработке данных на базе ПК непосредственно на рабочих местах функциональных специалистов, которые получили название АРМ (автоматизированное рабочее место). АРМ - это профессионально-ориентированный комплекс, включающий в себя технические и программные средства для решения задач на рабочем месте в интерактивном режиме с ПК. Схема автоматизированного рабочего места представлена на рис. 8.6Рис. 08.6. Схема автоматизированного рабочего места.

Третья цель компьютеризации на базе АРМ - социальная. Под этим понимается интиллектуализация организационно-управленческого труда, освобождение его от рутинных, нетворческих операций. Работа на АРМ способствует повышению профессиональной квалификации пользователей, совершенствованию их подготовки. При этом их труд становится более престижным, интересным, соответствующим по своим характеристикам уровню мировых стандартов.

АРМ должен отвечать следующим требованиям:

  • своевременное удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;

  • минимальное время ответа на запросы пользователя;

  • адаптация к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам;

  • простота освоения приемов работы на АРМ и легкость общения, надежность и простота обслуживания;

  • терпимость по отношению к пользователю;

  • возможность быстрого обучения пользователя;

  • возможность работы в составе вычислительной сети.

На полиграфических предприятиях используются программные средства АРМ для контроля и координации производственной деятельности, где вся управленческая деятельность описывается как совокупность процессов, каждый из которых имеет даты начала, окончания и ответственных исполнителей. При этом деятельность каждого работника увязывается с остальными, таким образом создается план-график работ.

Важную роль в управленческой деятельности предприятия играет оперативный обмен данными, который занимает до 95% времени работы руководителя и до 53% рабочего времени специалистов. В связи с этим получили распространение программные средства типа «электронная почта». Их использование позволяет осуществлять рассылку документов внутри предприятия, отправлять, получать и обрабатывать сообщения с различных рабочих мест, проводить совещания специалистов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Проблема обмена данными тесно связана с организацией работы АРМ в составе локальной сети.

В зависимости от состава решаемых задач выделяются три класса АРМ: руководителей, секретарей и специалистов.

Можно предложить следующий примерный перечень распределения задач между различными классами АРМ организационно-управленческого персонала.

АРМ руководителя (организатора, менеджера):

  • оперативное получение справок об основных показателях производственно-хозяйственной деятельности объекта управления (предприятия, подразделения);

  • выявление проблемных ситуаций;

  • прогнозирование работы объекта управления для выполнения отклонения от плана, которые по всей величине относятся к компетенции данного руководителя;

  • сбор статистики по принятию управленческих решений;

  • координация деятельности функциональных подразделений и принятие коллективных решений на основе телесовещаний и деловых игр;

  • контроль качества управленческих решений подчиненных линейных руководителей;

  • проведение телесовещаний;

  • регламентация процесса личной работы (электронная записная книжка, календарь и т.д.).

АРМ специалиста:

  • формирование информационной базы предметной области;

  • оперативное получение справок об основных позициях предметной области;

  • планирование производственно-предпринимательской деятельности;

  • анализ производственно-предпринимательской деятельности;

  • участие в телесовещаниях;

  • повышение квалификации специалиста с использованием автоматизированной обучающей системы.

Каждая подсистема АРМ включает в себя два уровня. На нижнем уровне находятся АРМ, обеспечивающие отдельные функции управления или область работы. В пределах одной подсистемы все АРМ нижнего уровня замкнуты на один АРМ руководителя, на который возлагаются задачи координации и обобщения управленческой деятельности отдельных специалистов.

Отправным вопросом разработки функциональной части системы АРМ производственно-экономического подразделения является обоснование состава задач, выполняемых на АРМ. Под задачей здесь понимается функциональность операций обработки информации, выполняемых на одном рабочем месте.

Содержание оперативного управления определяется сочетанием таких функций управления, как организация производства, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование, так и производства как объекта управления.

Разработано множество подсистем АРМ управленческого персонала. Вопросы организации производства рассматриваются в подсистемах АРМ производственного отдела и АРМ-диспетчера цеха основного производства.

Подсистема АРМ производственного отдела нацелена на решение следующих задач оперативно-производственного отдела: расчет оперативного плана по номенклатуре и объему; межцеховое планирование, учет и контроль производства; информационную поддержку выработки организационно-управленческих решений по регулированию хода производства в процессе диспетчирования; проведение диспетчерских совещаний.

Подсистема АРМ-диспетчера цеха основного производства может осуществлять контроль выполнения плановых заданий цехами, участками по основным технико-экономическим показателям, производить расчет оперативных графиков запуска-выпуска изданий; формирование сменно-суточных заданий; оперативный учет фактического выпуска изданий; формирование ведомости простоев оборудования.

Подсистема АРМ производственного отдела позволяет решать задачи межцехового уровня оперативного управления производством. Она используется для составления оперативно-календарных планов при формировании номенклатур и объемов выпуска продукции, обеспечивающих оптимизацию принятого критерия в условиях имеющихся ресурсов; в технологической подготовке производства при оптимизации использования отдельных видов ресурсов, для оптимального распределения работ в цехе, на участке, между взаимозаменяемым оборудованием; для организации и проектирования поточного производства при оптимизации регламентов работы и расчета календарно-плановых нормативов; в организации контроля качества продукции.

Подсистема «Оперативно-календарное планирование» предназначена для автоматизации составления и диспетчеризации календарного плана выпуска продукции. Она реализуется с помощью АРМов в производственном отделе полиграфического предприятия и в цехах основного производства. Для автоматизированного расчета календарных планов-графиков нормативы времени на каждую технологическую операцию вводятся в базу данных. Расчет ведется на каждое издание с учетом приоритета выпуска продукции. Контроль за ходом прохождения изданий осуществляется диспетчером производственного отдела. На АРМ-диспетчера вводятся фактические данные о прохождении издания. Сбор информации осуществляется поэтапно в соответствии с прохождением заказа по операциям. Оперативные сводки выдаются по запросу в виде оформленных документов. Анализ фактической длительности производственного цикла осуществляется на АРМ.

Подсистема «Контроль за ходом прохождения изданий» предназначена для автоматизации диспетчеризации хода выполнения графиков прохождения заказов в производстве.

Для реализации задач по указанным направлениям применяются известные экономико-математические методы: симплексный, наименьших разностей, разрешающих множителей, распределительный, рационального выбора, приоритетов, индексный, динамического программирования, математической статистики, теории игр, корреляционного анализа и др.

© Центр дистанционного образования МГУП