Московский государственный университет печати



         

Организация полиграфического производства

Учебное пособие



Организация полиграфического производства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Методологические основы организации производства

1.1.

Сущность организации производства

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1.

Сущность системного подхода

1.2.2.

Предприятие как система

1.2.3.

Законы и принципы организации

1.2.4.

Производственная система предприятия

1.3.

Предмет и содержание организации производства

1.3.1.

Характеристика связей в производственной системе

1.3.2.

Содержание организации производства

1.4.

Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1.

Организация производства как область научного знания

1.4.2.

Организация производства как сфера практической деятельности

2.

Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1.

Производственный процесс, его состав и структура

2.2.

Классификация производственных процессов

2.3.

Принципы организации производственного процесса

3.

Организация производственного процесса во времени

3.1.

Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2.

Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3.

Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4.

Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4.

Типы, формы и методы организации производства

4.1.

Типы организации производства

4.2.

Формы организации производства

4.3.

Методы организации производства

5.

Организация производственного процесса в пространстве

5.1.

Виды производственных структур и их характеристика

5.2.

Классификация цехов

5.3.

Производственная структура цеха

5.4.

Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6.

Поточные производственные системы

6.1.

Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2.

Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3.

Преимущества поточной формы организации производства

7.

Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1.

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2.

Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1.

Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2.

Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3.

Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3.

Подготовка изданий к производству

7.3.1.

Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2.

Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3.

Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4.

Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8.

Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1.

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2.

Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2.

Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3.

Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4.

Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3.

Диспетчирование производства

8.4.

Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9.

Организация обеспечения качества продукции

9.1.

Сущность и значение управления качеством

9.2.

Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3.

Организация технического контроля

9.4.

Учет и анализ брака

10.

Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1.

Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2.

Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11.

Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.

Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2.

Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3.

Организация управления производственными запасами

11.4.

Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12.

Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1.

Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2.

Организация складских операций

12.3.

Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13.

Организация производственного транспорта

13.1.

Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2.

Объекты транспортировки грузов

13.3.

Определение грузооборота

13.4.

Средства транспортировки грузов

13.5.

Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6.

Определение маршрутов перевозок

13.7.

Расчет количества транспортных средств и рабочих

14.

Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1.

Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2.

Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3.

Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4.

Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5.

Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6.

Основные направления совершенствования ремонтных работ

15.

Организация энергетического хозяйства

15.1.

Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2.

Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3.

Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16.

Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1.

Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2.

Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3.

Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17.

Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.

Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2.

Создание и ликвидация предприятия

17.3.

Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4.

Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Указатели
21  именной указатель
154  предметный указатель
43  указатель иллюстраций

10.2.
Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятииЭтот параграф излагается в соответствии с учебным пособием «Логистика» под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

ЛогистикаЛогистика - это наука управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информацииЛогистика: Учеб. пособие /Под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1999. С. 12.. Цель логистики как науки состоит в повышении организованности производственных систем, проектированием, развитием и созданием которых занимается наука организации производства. В этом проявляется взаимосвязь этих двух наук. Законы и закономерности организации производства являются базой для решения логистических проблем.

Логистический подход к управлению материальными потоками предполагает интеграцию снабженческой, производственной и сбытовой политики предприятия. В логистической системе функции снабжения материалами, сырьем, полуфабрикатами, хранение их и потребление в процессе производства продукции, а также сбыт готовой продукции взаимоувязаны между собой.

В настоящее время выделяют следующие функциональные области логистики:

  • логистику, связанную с обеспечением производства материальными ресурсами (закупочная или снабженческая логистика);

  • производственную логистику;

  • сбытовую логистику.

Неотъемлемой частью всех этих областей логистики является обязательное наличие логистического информационного потока, который включает в себя сбор данных о материальном потоке, их обработку и анализ с последующей выдачей готовой информации для принятия соответствующих решений.

При управлении материальными потоками в логистической цепи выделяют следующие звенья: поставка материалов и полуфабрикатов на предприятие; хранение продукции и сырья; движение материальных потоков в процессе изготовления продукции; сбыт готовой продукции; потребление готовой продукции. На рис. 10.1Рис. 10.1. Логистическая цепь [Источник: The realitics and challenges of european logistics into the 90s, Milan, 6th European Logistics Congress. November 1988, p. 10.] представлена логистическая цепь, которая наглядно демонстрирует взаимную связь отдельных функциональных областей логистической системы.

Каждое звено логистической системы имеет свою материальную основу. К материальным элементам логистики относятся транспортные средства, складское хозяйство, средства связи и управления. Работники, занятые выполнением операций логистической цепи, также являются элементами логистики.

Различают Макрологистикамакро- и Микрологистикамикрологистику. Макрологистика решает задачи, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции сбыта продукции, размещения складов, выбора транспортных средств и организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, осуществляемых во внешней среде предприятия. Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить решение задач оптимального планирования величины производственных запасов и наилучшей организации таких логистических операций, как транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами движения предметов труда внутри предприятия.

Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные.

Функции логистики оперативные Оперативные функции логистики заключаются в непосредственном управлении движением материальных потоков в сфере снабжения, производства, распределения и сбыта продукции и фактически совпадают с функциями материально-технического обеспечения производства.

К оперативной функции логистики в сфере снабжения относится управление движением материалов и полуфабрикатов от поставщика-производителя или поставщика-посредника этих материальных ресурсов к складам полиграфического предприятия.

В сфере производства оперативная функция логистики заключается в управлении производственными запасами, контроле за движением предметов труда по стадиям производственного процесса и перемещением готовой продукции на склады предприятия.

Полиграфические предприятия в своем большинстве, производя продукцию, не являются ее собственниками. В этой связи функция распределения продукции на полиграфических предприятиях отсутствует. Исключение составляют издательско-полиграфические предприятия, для которых проблема сбыта продукции является достаточно актуальной и ее решение напрямую связано с осуществлением стратегической цели предприятия и главной задачей логистики - разработкой тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия, получению преимуществ перед конкурентами на рынке полиграфической продукции. Оперативная функция логистики в сфере распределения продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от издательско-полиграфического предприятия к потребителям.

Функции логистики координационныеКоординационные функции логистики заключаются в выявлении и анализе потребностей в материальных ресурсах полиграфического предприятия; анализе рынка полиграфических услуг.

Таким образом, система материально-технического обеспечения, выполняя функции логистической системы, а транспортное и складское хозяйства, являющиеся материальной базой этой системы, могут рассматриваться как элементы единой логистической цепи управления материальным потоком на полиграфическом предприятии.

© Центр дистанционного образования МГУП