Московский государственный университет печати



         

Организация полиграфического производства

Учебное пособие



Организация полиграфического производства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Методологические основы организации производства

1.1.

Сущность организации производства

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1.

Сущность системного подхода

1.2.2.

Предприятие как система

1.2.3.

Законы и принципы организации

1.2.4.

Производственная система предприятия

1.3.

Предмет и содержание организации производства

1.3.1.

Характеристика связей в производственной системе

1.3.2.

Содержание организации производства

1.4.

Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1.

Организация производства как область научного знания

1.4.2.

Организация производства как сфера практической деятельности

2.

Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1.

Производственный процесс, его состав и структура

2.2.

Классификация производственных процессов

2.3.

Принципы организации производственного процесса

3.

Организация производственного процесса во времени

3.1.

Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2.

Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3.

Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4.

Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4.

Типы, формы и методы организации производства

4.1.

Типы организации производства

4.2.

Формы организации производства

4.3.

Методы организации производства

5.

Организация производственного процесса в пространстве

5.1.

Виды производственных структур и их характеристика

5.2.

Классификация цехов

5.3.

Производственная структура цеха

5.4.

Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6.

Поточные производственные системы

6.1.

Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2.

Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3.

Преимущества поточной формы организации производства

7.

Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1.

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2.

Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1.

Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2.

Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3.

Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3.

Подготовка изданий к производству

7.3.1.

Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2.

Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3.

Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4.

Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8.

Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1.

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2.

Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2.

Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3.

Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4.

Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3.

Диспетчирование производства

8.4.

Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9.

Организация обеспечения качества продукции

9.1.

Сущность и значение управления качеством

9.2.

Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3.

Организация технического контроля

9.4.

Учет и анализ брака

10.

Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1.

Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2.

Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11.

Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.

Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2.

Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3.

Организация управления производственными запасами

11.4.

Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12.

Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1.

Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2.

Организация складских операций

12.3.

Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13.

Организация производственного транспорта

13.1.

Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2.

Объекты транспортировки грузов

13.3.

Определение грузооборота

13.4.

Средства транспортировки грузов

13.5.

Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6.

Определение маршрутов перевозок

13.7.

Расчет количества транспортных средств и рабочих

14.

Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1.

Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2.

Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3.

Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4.

Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5.

Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6.

Основные направления совершенствования ремонтных работ

15.

Организация энергетического хозяйства

15.1.

Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2.

Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3.

Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16.

Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1.

Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2.

Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3.

Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17.

Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.

Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2.

Создание и ликвидация предприятия

17.3.

Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4.

Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Указатели
21  именной указатель
154  предметный указатель
43  указатель иллюстраций

11.
Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.
Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

При создании готового продукта необходимы различного рода материальные ресурсы. Полиграфические предприятия, выпуская разнообразную по видам, оформлению, тиражам продукцию, потребляют при их производстве широкую номенклатуру материалов, которая насчитывает несколько сотен наименований.

В структуре издержек производства полиграфических предприятий материальные затраты превышают расходы на заработную плату, а по некоторым видам продукции их доля составляет более 50% всех затрат на производство. В связи с этим вопросы рационального и экономного использования материальных ресурсов (МР) должны постоянно находиться в поле зрения руководителей полиграфических предприятий. Экономия материалов создает условия для расширения производства, увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости единицы продукции, повышения прибыльности производства. Экономии материально-технических ресурсов способствует снижение затрат и потерь при транспортировке и хранении материалов, снижение норм их расходования, предупреждение брака при изготовлении полиграфической продукции, вторичное использование материалов. Применение отходов производства для выпуска дополнительной продукции является одним из резервов увеличения объема товарной продукции и в целом положительно влияет на технико-экономические показатели деятельности полиграфических предприятий.

В состав материальных ресурсов полиграфических предприятий входят следующие группы:

  • Основные материалыОсновные материалы, которые непосредственно входят в состав изготавливаемой продукции, - бумага; краски, используемые для изготовления тиража; картон; нитки; клей; проволока; переплетные материалы и т.п.

  • Вспомогательные материалыВспомогательные материалы технологического назначения. Эти материалы, не являясь составной частью полиграфической продукции, участвуют в основном процессе ее изготовления. Сюда относятся, например, фотопленка и формные пластины (в соответствии с отраслевой «Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции полиграфических предприятий» материалы этой группы отнесены к числу основных).

  • Вспомогательные материалыВспомогательные материалы для эксплуатационно-технических и хозяйственных целей, такие, как обтирочные, смазочные материалы и т.п.

  • Материалы многоразового использованияМатериалы многоразового использования, которые не полностью расходуются за один производственный цикл. Примером такого рода материалов может служить монтажная основа.

  • Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

  • Запасные части для ремонта оборудования.

  • Тарные материалы для изготовления упаковки и обменная тара.

  • Топливо и энергия для технологических целей и отопления производственных помещений.

  • Строительно-ремонтные материалы для капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений.

  • Оборудование, мебель и другой инвентарь.

Большая роль в улучшении использования материальных ресурсов полиграфических предприятий принадлежит системе материально-технического обеспечения (МТО) производства.

Основной целью рациональной организации материально-технического обеспечения производства является своевременное удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Она совпадает с целью снабженческой логистики. Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд задач:

  • выявить номенклатуру потребляемых в производстве материальных ресурсов;

  • обеспечить точное соответствие между количеством поставок и потребностями в них;

  • выдерживать обоснованные сроки закупки материалов и полуфабрикатов;

  • соблюдать требования производства по качеству материалов;

  • обеспечивать своевременную доставку материалов в производственные подразделения и на рабочие места (решение этой задачи обеспечивается за счет координации и интеграции работ по материально-техническому обеспечению производства, рациональной организации складского и транспортного хозяйств полиграфического предприятия).

Для эффективного функционирования системы материально-технического обеспечения производства как элемента логистической цепи управления материальными потоками необходимо выполнение таких функций, как планирование, организация, учет, контроль и анализ. В табл. 11.1 приведены функции и содержание работ, выполняемых для их реализации в ходе материально-технического обеспечения производства на полиграфических предприятиях.

Таблица 11.1

Функции и содержание работ
по материально-техническому
обеспечению производства
на полиграфическом предприятии

№ п/п Функция

Содержание работ

1 Планирование Определение потребности всех видов материальных ресурство для производства продукции;

Планирование периодичности возобновления производственных запасов;

Расчет оптимальной величины производственных запасов;

Нормирование расхода материалов;

Установление оптимальных хозяйственных связей с поставщиками материалов;

Разработка графиков поставки МР в производственные подразделения

2 Организация Заключение хозяйственных договоров с поставщиками и организация доставки МР на склады полиграфического предприятия;

Организация складирования и хранения материалов на предприятии;

Организация доставки МР в производственные подразделения

3 Учет, контроль и анализ Своевременное заполнение лимитных карт, групповых и разовых требований на отпуск материалов со склада;

Kонтроль соблюдения сроков поставок материалов на предприятие;

Kонтроль качества материальных ресурсов на момент доставки его на полиграфическое предприятие;

Анализ оптимальности выбора хозяйственных связей с поставщиками;

Kонтроль и анализ уровня производственных запасов, выявление сверхнормативных запасов;

Анализ выполнения лимитов и норм расходования материалов

Проведение работ по материально-техническому обеспечению производства на полиграфических предприятиях условно можно разбить на три этапа: 1 - организация поставок материалов на склады предприятия, 2 - управление производственными запасами, 3 - организация материально-технического обеспечения цехов, участков и рабочих мест.

11.2.
Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

Первый этап работ по материально-техническому обеспечению производства осуществляется во внешней среде предприятия. Для выполнения своевременной поставки материальных ресурсов нужного количества и качества на склады полиграфических предприятий необходимо провести следующий комплекс работ:

  • выявить всю номенклатуру потребляемых в производстве материальных ресурсов;

  • определить количество материалов, которое понадобится для производства продукции, и время, когда они понадобятся;

  • провести маркетинговые исследования рынка поставщиков ресурсов. Заключить хозяйственные договора с поставщиками;

  • организовать экономичную доставку материальных ресурсов на склады полиграфических предприятий;

  • осуществлять контроль за выполнением сроков поставки.

В рыночных условиях хозяйствования полиграфические предприятия имеют право выбора поставщика материальных ресурсов. Исходным пунктом исследования рынка материальных ресурсов должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Предпосылкой к проведению исследований могут быть внедрение новых видов техники и технологии, переход на выпуск новых видов продукции, неудовлетворенность поставками материалов в настоящий момент и т.п.

В ходе проведения исследований рынка закупок сырья и материалов определяется и тип рынков, которые должны быть исследованы. При этом различают:

  • рынки, обеспечивающие в настоящее время потребности предприятия в материальных ресурсах;

  • опосредованные рынки, т.е. рынки, используемые посредниками;

  • рынки заменителей используемых в настоящее время материалов;

  • новые рынки.

Изучение рынка с целью закупок материальных ресурсов на полиграфических предприятиях обычно проводится на исследовательском этапе подготовки производства инноваций производственно-технического характера либо при изменении номенклатуры и перехода на выпуск новых видов продукции.

При изучении рынка вопрос цен является главным, но существенную роль играет анализ и других факторов. Критериями оптимальности выбора поставщика материальных ресурсов при этом могут служить: соотношение цена-качество материального ресурса, надежность и стабильность поставок, культура обслуживания, сроки поставок, стабильность и устойчивость работы фирмы-поставщика, широта сервисных услуг, наличие различного рода скидок при установлении долгосрочных договоров и увеличении объема поставок материальных ресурсов, удаленность от потребителя и т.п. Согласно традиционной практике снабжения, из всех возможных выбирается поставщик, материалы которого удовлетворяют по качеству, цене и срокам поставок.

Для сбора информации о поставщике материальных ресурсов необходимо пользоваться разнообразными источниками информации, такими, как банки и финансовые институты, конкуренты потенциального поставщика, торговые ассоциации, информационные агентства и т.п. При этом желательно пользоваться двумя правилами: 1 - нельзя ограничиваться одним источником информации вне зависимости от глубины и полноты представленных данных, 2 - как минимум один из источников должен быть независимым, т.е., не заинтересованным в возможных последствиях использования предоставляемой информации.

Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, необходимо определить потребности предприятия в конкретных поставках материалов. На полиграфическом предприятии этот вид работ проводится в ходе управления производственными запасами.

Далее решается вопрос о методе поставки закупаемых материалов. Основными методами закупок материальных ресурсов являются:

  • оптовые закупки;

  • регулярные закупки мелкими партиями;

  • закупки по мере необходимости и различные варианты перечисленных методов.

Метод оптовой закупки материаловМетод оптовой закупки материалов предполагает поставку материальных ресурсов большой партией за один раз. Преимущества этого метода состоят в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, увеличении торговых скидок, а значит, и в снижении снабженческих издержек. Недостаток метода оптовых закупок заключается в потребности больших складских помещений для хранения партии материалов и в замедлении оборачиваемости оборотных средств предприятия.

Метод регулярных закупок мелкими партиямиМетод регулярных закупок мелкими партиями состоит в доставке материальных ресурсов на предприятие небольшими партиями в течение определенного периода времени. При этом договор с поставщиком заключается на весь период. При использовании этого метода ускоряется оборачиваемость капитала, достигается экономия складских помещений, сокращаются затраты на документирование поставки. К числу недостатков этого метода можно отнести возможность появления избыточного количества материала и необходимость его оплаты, так как договор на поставку заключается на длительный срок, в течение которого могут произойти незапланированные номенклатурные сдвиги выпускаемой продукции.

Метод получения материалов по необходимостиМетод получения материалов по необходимости основан на заключении долгосрочных договоров на поставку материалов, количество которых строго не оговаривается. При таком методе поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем и оговаривают точное количество материала данной поставки, которое предприятие и оплачивает. По истечении срока договора заказчик не обязан принимать и оплачивать материалы, которые ему предлагает поставщик. Преимущества метода состоят в ускорении оборачиваемости оборотных средств предприятия и в минимуме работ по оформлению документов.

Метод закупки материалов с условием немедленной его поставкиМетод закупки материалов с условием немедленной его поставки на предприятие используется тогда, когда возникает необходимость в изготовлении продукции с использованием нетрадиционных материалов. Материальные ресурсы, потребность в которых возникает непредвиденно и не требующие большого времени на их подготовку к производству, как правило, закупаются в сроки, близкие к потреблению. При использовании этого метода увеличиваются снабженческие издержки, связанные с необходимостью детального оофрмления документации на достаточно ограниченный объем поставки материала и расходов на транспортировку.

При организации работ по материально-техническому обеспечению производства на первом этапе полиграфические предприятия используют две формы снабжения - прямую (транзитную) и складскую.

При прямой форме снабжения полиграфическое предприятие, используя метод оптовых поставок, получает материальные ресурсы непосредственно со склада предприятия-изготовителя. При этом устанавливаются прямые хозяйственные связи между предприятием-изготовителем и предприятием-потребителем материального ресурса. Преимущества этой формы снабжения очевидны. Однако существует нижняя граница ее применимости, которая определяется минимальной величиной размера поставки, равной транзитной норме, обеспечивающей загрузку хотя бы одного контейнера или железнодорожного вагона. В полиграфии транзитная форма снабжения применяется в основном для обеспечения процесса производства газетных и крупных книжно-журнальных предприятий бумагой, для которых характерны большие среднесуточные объемы потребления данного вида ресурса. В этом случае транзитная форма снабжения наиболее экономична за счет сокращения транспортно-заготовительных расходов.

Использование прямой формы снабжения для полиграфических предприятий с потребностью материала, меньше транзитной нормы, экономически не целесообразно, так как ведет к ухудшению оборачиваемости оборотных средств предприятия.

При складской форме снабжения материальные ресурсы от предприятия-изготовителя поступают сначала на склады фирм-посредников, у которых полиграфические предприятия закупают нужное им количество материала. Складская форма снабжения широко используется полиграфическими предприятиями. Эта форма снабжения в границах своей применимости позволяет наиболее рационально расходовать оборотные средства предприятия, не создавать излишки материалов на складах и в производственных подразделениях предприятия, тем самым способствуя улучшению использования материальных ресурсов и повышению прибыльности предприятия.

При складской форме снабжения имеют место опосредованные хозяйственные связи между предприятиями-изготовителями материальных ресурсов и предприятиями-потребителями, которые предполагают наличие хотя бы одного посредника. Фирмы-посредники производят оптовые закупки на предприятиях-изготовителях материальных ресурсов, например на бумажных комбинатах, лакокрасочных заводах, используя транзитную форму поставок ресурсов на собственные склады. Появление посредника в цепочке производитель-потребитель, естественно, ведет к дополнительным затратам на покрытие расходов деятельности посреднических организаций. Однако потребность в косвенных, опосредованных связях объясняется невозможностью установления прямых связей между производителем и потребителем материальных ресурсов при малых объемах их использования в процессе производства.

Эффективность применения складской формы снабжения в значительной мере зависит от оптимальности выбора поставщика (посредника) и от частоты производимых закупок.

Поставка материальных ресурсов на склады полиграфических предприятий осуществляется на основе хозяйственных договоров. В договоре указывается наименование, ассортимент, сортность с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, срок действия договора и сроки поставок материальных ресурсов, цена за учетную единицу и стоимость материала по конкретной позиции, общая стоимость по всем позициям, условия оплаты и ответственность сторон за соблюдение условий договора, а также оговариваются права и обязанности сторон. Хозяйственный договор на поставку материальных ресурсов может быть разовым, краткосрочным и долгосрочным. От того, насколько оптимально выбран поставщик и грамотно составлен договор на поставку материальных ресурсов, зависит эффективность проведения первого этапа работ по материально-техническому обеспечению полиграфического производства.

Доставка материальных ресурсов на полиграфическое предприятие может осуществляться самовывозом или централизованно с использованием транспортных средств предприятия-поставщика (производителя или посредника). При самовывозе полиграфическое предприятие, используя либо собственные транспортные средства, либо пользуясь услугами транспортной организации, не связанной договорными отношениями с предприятием-поставщиком, самостоятельно осуществляет доставку материальных ресурсов на собственные склады. Централизованная доставка предполагает доставку ресурсов транспортными средствами предприятия-поставщика, что позволяет более рационально составить маршруты грузоперевозок и таким образом снизить транспортные расходы, расширяя при этом сферу сервисных услуг поставщика. Централизованная доставка позволяет повысить степень использования транспорта. При наличии долгосрочных договоров с предприятиями-поставщиками материальных ресурсов создаются предпосылки для оптимизации уровня производственных запасов на полиграфических предприятиях.

11.3.
Организация управления производственными запасами

Второй этап материально-технического обеспечения производства осуществляется во внутренней среде полиграфического предприятия и направлен на оптимизацию уровня производственных запасов.

На этом этапе МТО выполняются следующие виды работ:

  • определение необходимой и достаточной потребности в каждом виде материальных ресурсов на планируемый период времени;

  • установление технически обоснованных норм расходования материалов;

  • оптимизация производственных запасов, контроль за их рациональным использованием;

  • подготовка материальных ресурсов к производственному процессу;

  • обеспечение количественной и качественной сохранности производственных запасов;

  • разработка мероприятий по снижению норм расходования материалов.

Под производственными запасами понимается совокупность материальных ресурсов, поступивших на склад предприятия, но не вовлеченных в производственный процесс.

Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих эффективность организации производства на предприятии. Создание производственных запасов на предприятиях направлено на обеспечение гибкого функционирования производства за счет некоторой избыточности ограниченных ресурсов системы материально-технического обеспечения и является своего рода «страховкой» экономической безопасности производства.

Количество материальных ресурсов, находящихся в стадии производственных запасов, должно быть необходимым по номенклатуре и достаточным по количеству и качеству для обеспечения непрерывности процесса производства на полиграфическом предприятии. Нехватка производственных запасов может привести к перебоям в работе, простоям оборудования. Вместе с тем необоснованно завышенная величина производственных запасов приводит к неэффективному использованию оборотных средств предприятия. В связи с этим встает задача оптимизации величины производственных запасов, которая в традиционной постановке решается на полиграфических предприятиях посредством их нормирования.

Нормирование производственных запасов - это процесс установления по каждому виду материального ресурса обоснованного их минимального количества, необходимого для обеспечения ритмичной работы полиграфического предприятия.

Нормативы производственных запасов устанавливаются в календарных днях, в натуральном и стоимостном выражении.

Норматив производственных запасов в календарных днях состоит из двух нормативов:

  1. Норматив текущего или оборотного запаса (Етек ) в календарных днях соответствует периоду времени между двумя поставками на склад и включает в себя:

    • время на транспортировку материального ресурса от поставщика до полиграфического предприятия;

    • время приемки, разгрузки и складирования МР;

    • время хранения материала на складе;

    • время подготовки материала к производственному процессу. Это время учитывается лишь для тех видов материальных ресурсов, для которых такая подготовка предусмотрена стандартами и техническими условиями. Например, время акклиматизации бумаги или время разрезки на листы ролевой бумаги и т.п.

  2. Норматив страхового или резервного запаса (Нрез ) устанавливается опытным путем и учитывает неравномерность поставок материалов.

  3. Общий норматив производственного запаса по каждому виду материального ресурса в днях определяется по формуле

Норматив производственных запасов в натуральном выражении нат ) по каждому виду материальных ресурсов призван обеспечивать бесперебойность производственного процесса на полиграфическом предприятии и определяется произведением среднесуточного расхода материала (Qсут ) на общий норматив производственного запаса этого вида ресурса в днях (Ндн ):

В процессе производства происходит потребление материальных ресурсов, и величина производственных запасов с течением времени изменяется. Максимального значения, равного нормативу (Ннат ), она достигает в момент очередной поставки материала на склад полиграфического предприятия, а минимального - накануне следующей поставки.

Норматив оборотных средств полиграфического предприятия определяется по средней величине производственных запасов в стоимостном выражении и вычисляется по формуле

где Цi - цена единицы измерения i-го вида материального ресурса; Qсутi - среднесуточная потребность i-го вида материального ресурса; Нднi , Нтекi , Нрезi - соответственно общий, текущий и резервный нормативы производственных запасов i-го вида материального ресурса в календарных днях.

Среднесуточная потребность в i-м виде материального ресурса определяется исходя из среднесуточной производственной программы в соответствующих учетных единицах и нормы расходования i-го вида материального ресурса на эту учетную единицу.

Нормы расходования материалов вместе с нормативами производственных запасов в календарных днях составляют нормативную базу управления производственными запасами полиграфических предприятий.

Норма расходования материального ресурса - это максимально допустимое количество материала, которое необходимо и достаточно для изготовления учетной единицы продукции заданного качества при определенных организационно-технических условиях производства.

Нормирование должно быть направлено на эффективное использование материалов. Нормы должны быть прогрессивными и технически обоснованными. Это означает, что они должны отражать передовой опыт работников полиграфических предприятий, обеспечивающих экономное расходование материалов, и устанавливаться расчетно-аналитическим методом. Завышение норм расходования материалов приводит к образованию сверхнормативных производственных запасов и, как следствие этого, к ухудшению использования оборотных средств предприятия. С другой стороны, необоснованное занижение норм расходования материальных ресурсов может привести к ухудшению качества выпускаемой продукции, к потере ее конкурентоспособности.

Нормы расходования материальных ресурсов можно классифицировать по следующим признакам:

  • по назначению - основных и вспомогательных материалов технологического назначения; вспомогательного и обслуживающего производства; капитального строительства; топлива и энергии;

  • по степени применимости - общепромышленные, общеотраслевые; местные;

  • по степени детализации или агрегатирования - специфицированные и групповые;

  • по периоду действия - долгосрочные и временные.

В отрасли разработаны нормы расхода материалов на полиграфических предприятиях. Эти нормы охватывают материальные ресурсы, используемые в основном, вспомогательном производстве и сфере обслуживания, и носят характер общеотраслевых, специфицированных, долгосрочных.

Нормы расходования полиграфических материалов установлены в расчете на различные учетные единицы продукции, одну машиносмену, единицу площади, единицу оборудования.

В отраслевых нормах учитывается «полезная» составляющая расхода материала, которая установлена чаще всего расчетно-аналитическим или опытным методом, и «паразитная» составляющая, вычисленная с помощью отчетно-статистического метода, основанного на анализе статистических данных. Состав нормы расхода материала может быть представлен формулой

где qм - норма расхода материала на учетную единицу; qосн - норматив полезного, минимально необходимого расхода материала на учетную единицу; qотх - норматив отходов, который может включать в себя норматив отходов на технические нужды производства и нормативы различного рода потерь.

При стабильных организационно-технических условиях производства нормы расходования материалов длительное время могут не пересматриваться. При совершенствовании техники и технологии полиграфического производства наблюдается тенденция к снижению нормы за счет уменьшения величины ее «паразитных» составляющих. Поэтому чем больше составляющих нормативов, учитывающих различного рода отходы в составе нормы, тем легче ее пересматривать или корректировать ее значение.

Применение новых технологий и новых видов техники, а также освоение новых видов выпускаемой продукции и применение новых материалов в полиграфическом производстве приводит к необходимости разработки новых норм расходования материальных ресурсов. Полиграфические предприятия могут самостоятельно проводить работы по нормированию МР и устанавливать местные нормы расхода материалов.

Эффективное управление производственными запасами на полиграфических предприятиях в рыночных условиях наряду с традиционным нормативным методом предполагает использование и современных систем.

Существуют две основные системы управления запасами. В первой из них оптимизируется величина поставки, а во второй - величина интервала поставки. Остальные системы управления производственными запасами построены на использовании этих двух базовых систем.

В системе с фиксированным размером поставки материальные ресурсы пополняются за счет строго определенного размера конкретного вида ресурса. Размер поставки в этой системе определяется чаще всего каким-либо организационным соображением. Например, удобством транспортировки или возможностью оптимальной загрузки складских помещений. В системе с фиксированным размером поставки объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным. В качестве критерия оптимальности здесь чаще всего используют минимум совокупных затрат на хранение запаса материалов и транспортных расходов. Этот критерий учитывает три фактора: использование складских помещений, затраты на хранение и транспортные издержки. Эти три фактора тесно взаимоувязаны между собой. Желая сэкономить на хранении запасов и уменьшая их величину, приходится увеличивать частоту поставок, а это вызывает рост затрат на поставку из-за транспортных издержек. Увеличение периода поставок ведет к экономии затрат на транспортировку, но при этом приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений. Кроме того, при максимальной загрузке складских помещений вероятен риск появления неликвидных запасов.

В системе с фиксированным размером поставок оптимальный размер поставки рассчитывается по формуле Вильсона:

где ОРЗ - оптимальный размер поставки; А - затраты на учетную единицу запаса; N - потребность в заказываемом виде ресурса; Зе - затраты на хранение учетной единицы материального ресурса.

Система с гарантированным размером поставки предполагает расчет гарантийного (страхового), порогового и максимально желательного уровня запаса.

Гарантийный запас направлен на обеспечение потребности в этом виде ресурса на время (максимальное из возможных) предполагаемой задержки поставки. Восполнение страхового запаса производится в ходе последующих поставок через использование порогового уровня запасов.

Пороговый запас определяет уровень, при достижении которого производится очередная поставка.

Величина максимального желательного запаса в этой системе соответствует оптимальной загрузке складских помещений при обеспечении минимума совокупных затрат.

Система с фиксированным размером поставок используется полиграфическими предприятиями при снабжении их такими видами материальных ресурсов, как, например, краска и формные пластины, а газетными полиграфическими предприятиями - при снабжении их и бумагой.

Система с фиксированным интервалом времени между поставками базируется на определении оптимального интервала поставок (t). Расчет интервала времени между двумя очередными поставками можно вычислить по формуле

,

где К - количество рабочих дней в году; Nгод - потребность в заказываемом виде материального ресурса на год, уч.ед.; ОРЗ - оптимальный размер запаса, уч.ед.

Так как в рассматриваемой системе момент поставки заранее определен и не меняется ни при каких обстоятельствах, размер поставки постоянно пересчитывается. Его вычисление основывается на прогнозируемом уровне потребления до поступления материального ресурса на склад предприятия.

Расчет размера поставки в системе с фиксированным интервалом времени между очередными поставками рассчитывается по формуле

РЗ = МЖЗ - ТЗ + ОП,

где РЗ - размер поставки, уч.ед.; МЖЗ - максимальный желательный запас, уч.ед.; ТЗ - текущий запас, уч.ед.; ОП - ожидаемое потребление за время поставки, уч.ед.

В практике работы полиграфических предприятий система с фиксированным интервалом поставки может использоваться для материальных ресурсов с ограниченным сроком годности, например, для поставки на полиграфическое предприятие клея.

Вышеприведенные подходы к управлению производственными запасами базируются на создании определенных запасов материалов, которые обеспечивают непрерывный ход производства и призваны сглаживать, нивелировать ошибки в организации и управлении производством.

В последние годы в западных странах нашла применение кардинально новая система управления запасами «Точно в срок». Главное ее отличие от вышеописанных систем состоит в том, что поставка материальных ресурсов производится непосредственно на первичные стадии производства, а не на склад. Идея системы «Точно в срок» базируется на трех предпосылках. Во-первых, предполагается готовность производственных мощностей перерабатывать материалы и полуфабрикаты со стороны почти «с колес». Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в условиях минимума производственных запасов необходимо обеспечение рациональной организации и управления производством. В-третьих, для оценки эффективности организации производственного процесса помимо уровня затрат, следует учитывать и длительность производственного цикла изделий.

Рыночные условия хозяйствования предъявляют к полиграфическим предприятиям требования большой гибкости производства, которая достигается, в частности, благодаря применению современных систем управления запасами. Некоторые элементы системы «Точно в срок» используются при поставке бумаги на полиграфические предприятия. В более полном объеме применить эту систему возможно на предприятиях, специализирующихся на выпуске периодических изданий.

11.4.
Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

Третий этап в организации работ по материально-техническому обеспечению производства осуществляется во внутренней среде предприятия и состоят в своевременном обеспечении производственного процесса материальными ресурсами. На этом этапе МТО решаются следующие задачи:

  • установление лимитов отпуска материальных ресурсов отдельным цехам и производственным участкам;

  • разработка графика поставки материалов к местам их непосредственного потребления;

  • учет, контроль и анализ использования материальных ресурсов.

На полиграфических предприятиях применяется лимитная система отпуска некоторых видов материалов со склада, другие виды материальных ресурсов отпускаются по разовым требованиям. При лимитной системе устанавливаются предельные значения (лимит) материальных ресурсов каждому цеху. Потребление отдельных видов материальных ресурсов в течение месяца может быть крайне неравномерным, что в значительной степени зависит от материалоемкости выпускаемой продукции. А поэтому и доставка материалов со склада к рабочим местам в течение месяца может производиться различными партиями и через разные промежутки времени. По лимитной системе может осуществляться отпуск краски, формных пластин и т.п.

В соответствии с особенностями производственных заданий цехов на текущий месяц осуществляется разработка графиков поставки материальных ресурсов к местам их потребления.

Расчет лимита i-го вида материального ресурса (Лi ) осуществляется по следующей формуле:

где qмi - норма расходования i-го вида материального ресурса в расчете на учетную единицу; Nмес - месячная производственная программа в соответствующих учетных единицах с учетом отходов на технологические нужды производства; Nн.з.н.п, Nн.з.к.п - незавершенное производство на начало и конец планового периода соответственно.

При равномерной загрузке предприятия, специализирующегося на выпуске периодики, месячные лимиты по видам материальных ресурсов будут иметь постоянные значения. В этом случае расчет лимитов МР цехам осуществляется один раз в год, а ежемесячно производится их небольшая корректировка.

При выпуске непериодических изданий, когда месячная производственная программа полиграфического предприятия формируется из заказов, неповторяющихся по тиражам, объемам и оформлению, расчет лимитов отпуска материалов необходимо производить помесячно. По каждому заказу, вошедшему в месячный оперативный план цеха, рассчитывают требуемое количество материального ресурса с учетом норм расхода материалов. А лимит отпуска каждого вида ресурса определяется как сумма позаказных расходов.

При снабжении цехов полиграфических предприятий материальными ресурсами используется следующая документация: лимитные карты по видам МР, групповые и разовые требования, лимитно-заборная карта, в которой указывается количество материала и сроки его получения производственным подразделением предприятия.

Лимитная система отпуска материалов со склада призвана обеспечивать строгий учет и контроль за расходованием материальных ресурсов на полиграфическом предприятии.

Организационная структура управления материально-техническим обеспечением производства на полиграфическом предприятии представляет собой совокупность аппарата снабжения и аппарата управления работой складов.

Состав и структура службы материально-технического снабжения (МТС) зависят от масштаба и типа производства, широты номенклатуры и материалоемкости выпускаемой продукции, специализации предприятия. На крупных полиграфических предприятиях, службы снабжения могут быть построены по предметному признаку, который предполагает наличие бюро или отдельных исполнителей, курирующих определенные виды или группы материальных ресурсов, например группа бумаги, группа основных материалов, группа стройматериалов и т.п. На средних и мелких предприятиях такого разделения нет.

Эффективность организации работ по материально-техническому обеспечению цехов и участков в значительной мере зависит от уровня организации складского хозяйства на полиграфическом предприятии.

© Центр дистанционного образования МГУП