Московский государственный университет печати



         

Организация полиграфического производства

Учебное пособие



Организация полиграфического производства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Методологические основы организации производства

1.1.

Сущность организации производства

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1.

Сущность системного подхода

1.2.2.

Предприятие как система

1.2.3.

Законы и принципы организации

1.2.4.

Производственная система предприятия

1.3.

Предмет и содержание организации производства

1.3.1.

Характеристика связей в производственной системе

1.3.2.

Содержание организации производства

1.4.

Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1.

Организация производства как область научного знания

1.4.2.

Организация производства как сфера практической деятельности

2.

Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1.

Производственный процесс, его состав и структура

2.2.

Классификация производственных процессов

2.3.

Принципы организации производственного процесса

3.

Организация производственного процесса во времени

3.1.

Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2.

Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3.

Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4.

Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4.

Типы, формы и методы организации производства

4.1.

Типы организации производства

4.2.

Формы организации производства

4.3.

Методы организации производства

5.

Организация производственного процесса в пространстве

5.1.

Виды производственных структур и их характеристика

5.2.

Классификация цехов

5.3.

Производственная структура цеха

5.4.

Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6.

Поточные производственные системы

6.1.

Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2.

Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3.

Преимущества поточной формы организации производства

7.

Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1.

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2.

Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1.

Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2.

Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3.

Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3.

Подготовка изданий к производству

7.3.1.

Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2.

Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3.

Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4.

Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8.

Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1.

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2.

Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2.

Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3.

Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4.

Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3.

Диспетчирование производства

8.4.

Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9.

Организация обеспечения качества продукции

9.1.

Сущность и значение управления качеством

9.2.

Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3.

Организация технического контроля

9.4.

Учет и анализ брака

10.

Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1.

Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2.

Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11.

Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.

Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2.

Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3.

Организация управления производственными запасами

11.4.

Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12.

Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1.

Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2.

Организация складских операций

12.3.

Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13.

Организация производственного транспорта

13.1.

Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2.

Объекты транспортировки грузов

13.3.

Определение грузооборота

13.4.

Средства транспортировки грузов

13.5.

Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6.

Определение маршрутов перевозок

13.7.

Расчет количества транспортных средств и рабочих

14.

Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1.

Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2.

Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3.

Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4.

Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5.

Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6.

Основные направления совершенствования ремонтных работ

15.

Организация энергетического хозяйства

15.1.

Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2.

Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3.

Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16.

Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1.

Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2.

Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3.

Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17.

Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.

Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2.

Создание и ликвидация предприятия

17.3.

Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4.

Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Указатели
21  именной указатель
154  предметный указатель
43  указатель иллюстраций

13.
Организация производственного транспорта

13.1.
Значение и задачи организации транспортировки грузов

Изготовление полиграфической продукции сопровождается систематическим перемещением различных грузов. Совокупность взаимосвязанных работ по перемещению грузов составляет содержание процесса транспортировки, основным элементом которого является транспортная операция.

Значение процесса транспортировки обусловлено не только перемещением грузов, которые представляют собой материально-вещественные элементы производства. Транспортные операции являются составной частью производственного процесса и влияют на длительность производственного цикла. Кроме того, они выступают как средство обеспечения технологических и кооперационных связей в процессе производства.

От организации производственного транспорта зависит непрерывная и ритмичная работа предприятия. Его значение еще более усиливается в условиях механизированного и автоматизированного производства, основанного на применении высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования.

Задачи организации производственного транспорта заключаются в следующем:

  • своевременное перемещение различных грузов в соответствии с потребностями производства;

  • обеспечение равномерного движения предметов труда с целью равномерной и полной загрузки рабочих мест, предотвращение простоев оборудования и рабочих;

  • рациональный выбор и эффективное использование транспортных средств;

  • механизация и автоматизация транспортных операций;

  • сокращение затрат на транспортировку, повышение производительности труда транспортных рабочих.

Организация производственного транспорта предполагает определение:

  • номенклатуры перевозимых грузов;

  • грузопотока и грузооборота;

  • применяемых транспортных средств и эффективности их использования;

  • маршрутов транспортировки грузов и обеспечении их бесперебойного функционирования;

  • количества транспортных средств и рабочих.

13.2.
Объекты транспортировки грузов

Объектами транспортировки на предприятиях являются:

  • основные и вспомогательные материалы (получаемые со стороны, перемещаемые со складов в производственные подразделения и на рабочие места);

  • полуфабрикаты (получаемые со стороны, перемещаемые между производственными подразделениями, между складами и цехами, внутри складов);

  • готовая продукция (перемещаемая из производственных подразделений на склад);

  • оборудование, хозяйственный инвентарь и другие виды основных производственных фондов;

  • узлы и детали для ремонта оборудования;

  • отходы производства и другие грузы.

На полиграфических предприятиях объектами транспортировки являются:

  • бумага, картон, переплетные материалы, на долю которых приходится более 60% грузооборота (в зависимости от специализации предприятия);

  • краска, клей, нитки, проволока, фольга, пленка для отделки печатной продукции;

  • формные пластины, фотоматериалы, технологические растворы и реактивы;

  • вспомогательные материалы, используемые в обслуживании оборудования и производственных помещений;

  • фотоформы и тиражные формы, отпечатанные листы-оттиски, сфальцованные тетради и другие элементы печатной продукции;

  • книжные и брошюрные блоки, журналы, переплетные крышки;

  • готовая полиграфическая продукция;

  • другие грузы (оборудование, инструменты, инвентарь, отходы и т.п.).

13.3.
Определение грузооборота

Количество грузов, которые поступают на предприятие (в его подразделения), а также транспортируется внутри предприятия или его структурного подразделения за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц, смену) называется грузооборотом.

Грузооборот, связанный с доставкой грузов на предприятие и отправкой с него, называется внешним. Грузооборот, связанный с транспортировкой грузов между цехами, складами и внутри них, называется внутренним. Расчет грузооборота производится по отдельным видам грузов. В основе расчета грузооборота лежит сумма отдельных грузопотоков. Грузопотоком называется количество грузов, перемещаемых определенными видами транспортных средств за определенный период времени между пунктами отправления и назначения. Величина грузопотоков зависит от номенклатуры и объема перевозимых грузов, числа пунктов их отправления и приема, частоты, регулярности и расстояния транспортировки. На основе отдельных грузопотоков для расчета общего грузооборота составляется шахматная ведомость первоначально для каждого производственного подразделения, а затем для предприятия в целом (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Шахматная ведомость грузооборота предприятия

    Получатель

Отправитель  

Внешний транспорт Склад бумаги и материалов Формный ценх Печатный цех Брошюрный цех Склад готовой продукции Всего
Внешний транспорт + 54,0 54,0
Склад бумаги и материалов + 1,2    49,5    3,0 53,7
Формный цех + 1,2 1,2
Печатный цех + 49,0 49,0
Брошюрный цех + 51,5 51,5
Склад готовой продукции     +
Всего    54,0 1,2          209,4

В условиях постоянной номенклатуры и объемов производства величина грузопотока может быть рассчитана аналитическим методом на основе норм расходования материалов и производственной программы.

В условиях изменяющейся номенклатуры и объема производства может быть использован метод специального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с их последующей обработкой.

На основании шахматной таблицы и пространственной планировки предприятия составляются схемы грузопотоков.

Совершенствование организации транспортного хозяйства осуществляется, как правило, на основании анализа грузопотоков и грузооборота. При этом важнейшим показателем рационального функционирования транспортного хозяйства является равномерность грузооборота. Для ее оценки используется коэффициент неравномерности грузооборота (Кнг ), который рассчитывается исходя из максимального грузооборота одного дня за расчетный период (Qгрmах ) и среднедневного оборота за тот же период (Qгрср ):

В организации производственного транспорта указанный коэффициент используется также при определении величины максимального суточного (сменного) грузооборота, применяемой для расчета потребности в транспортных средствах.

13.4.
Средства транспортировки грузов

В процессе транспортировки используются различные транспортные средства. Комплекс технических средств предприятия, предназначенных для перемещения грузов на территории предприятия и за его пределы, образует транспортное хозяйство.

В зависимости от назначения различают внешний и внутризаводской транспорт. Внешний транспорт применяется для доставки грузов, поступающих на предприятие, а также для вывоза готовой продукции и других грузов с территории предприятия.

Внутризаводской транспорт применяется для перемещения грузов внутри предприятия. В типологии транспортных средств классификация осуществляется по таким признакам, как место действий, уровень механизации, направление перемещения грузов, принцип действий, вид транспорта (рис. 13.1Рис. 13.1 Классификация транспортных средств).

Средства внутризаводского транспорта в зависимости от места действия классифицируются на межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской. Межцеховой транспорт обеспечивает перемещение грузов между цехами; внутрицеховой - перемещение грузов между структурными подразделениями цеха; внутрискладской предназначен для перемещения грузов внутри складов и экспедиций. Дальнейшая дифференциация внутрицеховых транспортных средств может быть произведена путем их классификации на общецеховые - для транспортировки грузов между участками и межоперационные - для перемещения грузов между отдельными рабочими местами.

По уровню механизации различают ручные, механизированные и автоматизированные транспортные средства. На полиграфических предприятиях получили распространение транспортные средства автоматического действия, такие, как автопогрузчики, электротельферы, штабелеукладчики, электрокары, электротельферы для транспортировки материалов и выполнения складских операций. Применяются также автоматические транспортные линии и специальные транспортные устройства, встроенные в агрегаты или соединяющие станки - автоматы, обеспечивающие объединение основных и транспортных операций на автоматических поточных линиях.

В зависимости от направления перемещения грузов транспортные средства могут быть горизонтальные, вертикальные и горизонтально-вертикальные (смешанные). Горизонтальные и наклонные ленточные транспортеры применяются в брошюровочно-переплетном производстве, на складах готовой продукции и в экспедициях. Из вертикальных транспортных средств наибольшее распространение получили лифты, элеваторы, а из горизонтально-вертикальных - тельферы.

По принципу действия различают транспортные средства прерывного и непрерывного действия. Транспорт прерывного действия периодически обеспечивает производственные подразделения и рабочие места необходимыми грузами. К внутризаводским средствам прерывного действия относятся следующие виды средств:

  • безрельсовый, включающий в себя автомобили, электрокары, электропогрузчики, штабелеукладчики, тележки (рельсовый транспорт - электровозы с вагонами, тележки узкой колеи применяются на крупных книжно-журнальных и газетных предприятиях);

  • грузоподъемные средства - грузовые лифты, подъемники, лебедки, кран-балки, монорельсовые пути остельферами, талями;

  • гравитационные устройства - спуски, лотки, желоба, пандусы, рольганги и др.;

  • пневматические устройства - установки для подачи краски, кислот и др.

Период действия транспортных средств должен быть равным или большим времени между двумя рейсами. На рабочих местах происходит накопление предметов труда и, как следствие, увеличение длительности производственного цикла изготовления заказов из-за пролеживания. Кроме того, возникает необходимость в дополнительных производственных площадях. При использовании таких транспортных средств важным условием является отсутствие загроможденности производственных помещений и наличие свободного подъема к рабочим местам.

Широкое применение транспортных средств прерывного действия в значительной степени связано с их большой маневренностью из-за того, что они не связаны с направлением и скоростью движения.

У внутризаводским средствам непрерывного действия относятся следующие виды:

  • конвейеры;

  • транспортеры (ленточные, пластинчатые, цепные, подвесные, люлечные, скрепковые);

  • рольганги.

Транспортные средства непрерывного действия стационарно связывают склады, цеха, производственные участки, рабочие места. С их помощью обеспечивается передача материалов, полуфабрикатов, готовой продукции по мере их готовности поштучно или транспортными партиями. На полиграфических предприятиях широко применяются в процессе обработки печатной продукции.

13.5.
Факторы и критерии выбора транспортных средств

В процессе формирования и совершенствования транспортного хозяйства предприятия выбор транспортных средств осуществляется с учетом особенностей предприятия и его структурных подразделений, а также условий их работы, определяемых технологическими и организационными особенностями обслуживаемого ими производственного процесса.

Масштаб производства, специализация предприятия и применяемая технология определяют характер перевозимых грузов (габариты, вес, форму, физико-химические свойства) и величину грузооборота; количество технологических операций и соответственно количество транспортных связей и систему передачи предмета труда с операциями на операцию.

Организационный тип производства и формы его организации влияют на частоту и стабильность грузопотоков. В массовом и крупносерийном производстве в условиях постоянной повторяемости изделий имеются предпосылки для более полной загрузки транспортных средств, создания постоянных маршрутов и применения высокопроизводительных, специализированных транспортных средств. В условиях серийного и мелкосерийного производства имеет место нестабильность грузопотоков из-за переменной повторяемости изделий, что обусловливает целесообразность применения универсальных транспортных средств. Сложная производственная структура предприятия увеличивает объем перевозок, усложняет транспортные связи между производственными подразделениями. Применение поточной формы организации производственного процесса часто предполагает применение специальных транспортных средств.

Большое значение имеет тип и размеры здания, планировка производственных помещений, компоновка оборудования, которые определяют расстояния и направления перемещения грузов.

При выборе транспортных средств учитывается их назначение, соответствие производственным потребностям, а также сопряженность производительности транспортных средств и основного технологического оборудования, работающих в едином ритме, а также работающих на различных участках.

Техническая оценка вариантов транспортных средств осуществляется по следующим критериям:

  • производительность транспортного средства;

  • степень механизации и автоматизации;

  • соответствие характеру перемещаемых грузов;

  • надежность транспортных средств в эксплуатации и сохранности перевозимых грузов;

  • необходимый уровень техники безопасности и охраны труда работников.

Экономическая оценка осуществляется по следующим критериям:

  • затраты на транспортировку;

  • затраты на эксплуатацию транспортных средств;

  • затраты на транспортные работы в расчете на 1 тонну груза;

  • срок окупаемости затрат на приобретение транспортных средств или дополнительных затрат на совершенствование транспортного хозяйства.

Затраты на транспортировку могут быть сокращены за счет эффективного использования транспортных средств - их вместимости и грузоподъемности, соответствия грузовой единицы размерам транспортных средств и ускорения их оборачиваемости, а также сохранности грузов.

13.6.
Определение маршрутов перевозок

Особенность процесса транспортировки заключается в том, что движение грузов между пунктами отправления и назначения осуществляется по заранее установленным направлениям - маршрутам. На полиграфических предприятиях применяются три схемы движения транспортных средств: односторонняя, маятниковая и кольцевая.

Односторонние маршруты применяются при транспортировке грузов в одном направлении. Такие маршруты устанавливаются при помощи стационарного непрерывно действующего транспортера. На полиграфических предприятиях наиболее широко применяются в процессе послепечатной обработки книжно-журнальной продукции.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Если транспортные средства движутся в груженом состоянии только в одном направлении, а в обратном - порожняком, то такой вариант называется маятниковым односторонним (а):

В том случае, когда транспортные средства движутся в обеих направлениях в груженом состоянии, имеет место маятниковый двусторонний маршрут (б):

Система лучевых маятниковых маршрутов связывает один пункт с несколькими отправителями или потребителями грузов. Лучевая центробежная перевозка имеет место, когда из одного пункта грузы перевозятся в несколько пунктов (в):

Лучевая центростремительная перевозка имеет место, когда грузы транспортируются из нескольких пунктов в один (г):

Кольцевые маршруты характеризуются тем, что обслуживание транспортными средствами последовательно расположенных пунктов осуществляется по замкнутому пути с возвратом в начальный пункт. Различают кольцевые маршруты с равномерным, затухающим и возрастающим грузопотоком. Как правило, на последнем участке кольцевого маршрута, связывающем первый и последний пункты, движение транспортных средств происходит без груза.

Наиболее широкое применение на полиграфических предприятиях получила односторонняя маятниковая транспортировка грузов. Однако она не является достаточно эффективной из-за наличия холостого пробега. Более эффективной считается двусторонняя маятниковая транспортировка, но специфика полиграфического производства не позволяет ее широко использовать на предприятиях. Наиболее перспективной в этом смысле считается кольцевая система транспортировки, которая следует технологическим и кооперационным связям в процессе производства.

Способом обеспечения транспортных связей в условиях стабильных и устойчивых грузопотоков, характерных для крупносерийного и массового производства, являются графики, разрабатываемые по постоянным маршрутам. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов осуществляется на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

13.7.
Расчет количества транспортных средств и рабочих

Расчет количества транспортных средств производится по каждому их виду в отдельности исходя из грузооборота, схем грузопотоков и маршрутов перевозок с учетом нормативов, регулирующих процесс транспортировки. Суть расчета заключается в том, что величина грузооборота за смену (сутки) сопоставляется с производительностью транспортного средства за соответствующий период времени. Производительность транспортных средств зависит от их грузоподъемности и уровня ее использования, продолжительности рабочего периода и уровня его использования, а также от затрат времени на полный цикл транспортной операции. Полный цикл транспортной операции в свою очередь зависит от применяемого маршрута перевозок (табл. 13.2[Таблица 13.2]).

Расчет количества транспортных рабочих может быть выполнен различными способами: по нормативам численности вспомогательных рабочих, которые имеются на конкретном предприятии; по количеству рабочих мест и нормам их обслуживания; по сложившемуся соотношению численности основных и транспортных рабочих. На полиграфических предприятиях применяется метод расчета, основанный на количестве рабочих мест, а также на трудоемкости транспортных работ. Исходя из трудоемкости (Tн-чтр. ) транспортных операций и явочного фонда времени рабочего Fяв :

Трудоемкость транспортных работ может быть определена исходя из оперативного времени транспортировки (Топ ) и коэффициента (Кд ), учитывающего время выполнения дополнительных функций (отдых и личные надобности, а также время на получение задания, оформления документов и ежесменного обслуживания, выполняемого транспортным рабочим). В состав оперативного времени выполнения транспортной операции включается время транспортировки, погрузки и выгрузки на транспортном маршруте.

© Центр дистанционного образования МГУП