Московский государственный университет печати



         

Организация полиграфического производства

Учебное пособие



Организация полиграфического производства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Методологические основы организации производства

1.1.

Сущность организации производства

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1.

Сущность системного подхода

1.2.2.

Предприятие как система

1.2.3.

Законы и принципы организации

1.2.4.

Производственная система предприятия

1.3.

Предмет и содержание организации производства

1.3.1.

Характеристика связей в производственной системе

1.3.2.

Содержание организации производства

1.4.

Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1.

Организация производства как область научного знания

1.4.2.

Организация производства как сфера практической деятельности

2.

Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1.

Производственный процесс, его состав и структура

2.2.

Классификация производственных процессов

2.3.

Принципы организации производственного процесса

3.

Организация производственного процесса во времени

3.1.

Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2.

Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3.

Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4.

Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4.

Типы, формы и методы организации производства

4.1.

Типы организации производства

4.2.

Формы организации производства

4.3.

Методы организации производства

5.

Организация производственного процесса в пространстве

5.1.

Виды производственных структур и их характеристика

5.2.

Классификация цехов

5.3.

Производственная структура цеха

5.4.

Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6.

Поточные производственные системы

6.1.

Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2.

Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3.

Преимущества поточной формы организации производства

7.

Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1.

Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2.

Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1.

Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2.

Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3.

Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3.

Подготовка изданий к производству

7.3.1.

Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2.

Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3.

Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4.

Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8.

Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1.

Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2.

Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1.

Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2.

Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3.

Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4.

Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3.

Диспетчирование производства

8.4.

Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9.

Организация обеспечения качества продукции

9.1.

Сущность и значение управления качеством

9.2.

Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3.

Организация технического контроля

9.4.

Учет и анализ брака

10.

Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1.

Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2.

Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11.

Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1.

Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2.

Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3.

Организация управления производственными запасами

11.4.

Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12.

Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1.

Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2.

Организация складских операций

12.3.

Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13.

Организация производственного транспорта

13.1.

Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2.

Объекты транспортировки грузов

13.3.

Определение грузооборота

13.4.

Средства транспортировки грузов

13.5.

Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6.

Определение маршрутов перевозок

13.7.

Расчет количества транспортных средств и рабочих

14.

Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1.

Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2.

Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3.

Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4.

Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5.

Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6.

Основные направления совершенствования ремонтных работ

15.

Организация энергетического хозяйства

15.1.

Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2.

Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3.

Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16.

Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1.

Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2.

Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3.

Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17.

Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.

Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2.

Создание и ликвидация предприятия

17.3.

Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4.

Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Указатели
21  именной указатель
154  предметный указатель
43  указатель иллюстраций

17.
Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1.
Правовые и экономические основы деятельности предприятий

На всех этапах развития экономики основным ее звеном является предприятие. На предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. В условиях рыночной экономики главной целью предприятия является получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг.

Предприятие является юридическим лицом, так как имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Статус юридического лица предприятие получает после его государственной регистрации.

Предприятие является обособленным целостным производственно-хозяйственным организмом, в котором предполагается социальное единство, производственно-техническое единство, а также организационно-административное единство и финансово-экономическая самостоятельность.

Социальное единство предполагает формирование трудового коллектива, состоящего из различных категорий работников (рабочих, руководителей, специалистов, служащих, младшего обслуживающего персонала), для достижения цели, поставленной перед предприятием. Социальная сторона деятельности предприятия выражается в улучшении условий труда, жизни и здоровья членов трудового коллектива. Руководители подразделений предприятия должны заботиться о развитии творческих способностей работающих.

Производственно-техническое единство предусматривает:

  • соответствие имеющегося технологического оборудования и производственных площадей характеру производства определенной продукции;

  • последовательную связь и законченность всех технологических процессов;

  • динство технического и производственного руководства.

Организационно-административное единство предполагает, что аппарат управления, созданный на предприятии, организует производственно-хозяйственную деятельность трудового коллектива на основе плана, ведет учет и отчетность предприятия. Предприятие является совокупностью составляющих его производственных единиц. Во главе предприятия стоит директор (генеральный директор, управляющий), осуществляющий на основе принципа единоначалия руководство всеми сторонами его деятельности.

Финансово-экономическая самостоятельность означает, что предприятие располагает материальной базой в виде имущественных и денежных ресурсов, действует на основе хозрасчета и самоокупаемости, стремится к получению максимальной прибыли.

Главными задачами предприятия являются: удовлетворение общественных потребностей (спроса) в его продукции, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива предприятия и интересов собственников имущества.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Товарищество хозяйственноеХозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Общество хозяйственноеХозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Товарищество полноеПолным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное)Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество акционерноеАкционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество может быть закрытым или открытым. Общество акционерное открытоеАкционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Общество акционерное закрытоеЗакрытым признается такое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц. Акционеры этого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Общество с ограниченной ответственностьюОбществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров учредительными документами. Участники этого общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники Общество с дополнительной ответственностьюобщества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Кооператив производственный (артель)Производственные кооперативы (артели) - это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Государственным, муниципальным Предприятие унитарноеунитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия; в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного и муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме Ассоциация (организаций)ассоциаций или Союз (организаций)союзов, являющихся некоммерческими организациями. Участники ассоциации (союза) могут принять решение о ведении предпринимательской деятельности. В этом случае ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

17.2.
Создание и ликвидация предприятия

Предприятие может быть создано по решению правительства на основе выделенных государством средств для изготовления определенного вида продукции (государственное промышленное предприятие). Предприятие может быть создано по решению собственника (собственников) имущества (частное или коллективное предприятие). Кроме того, предприятие может быть образовано в результате выделения из состава действующего предприятия по инициативе коллектива работников указанного предприятия, если на это есть согласие собственника имущества предприятия и обеспечивается выполнение ранее принятых договорных обязательств (предприятие с коллективной ответственностью).

Предприятие считается созданным со дня утверждения учредительных документов:

  • учредительного договора;

  • устава;

  • паспорта.

Оно приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация предприятия осуществляется соответствующим органом местной власти в городе по месту нахождения предприятия. Для государственной регистрации предприятия собственник имущества представляет: заявление учредителя предприятия, учредительный договор или решение правительства о создании предприятия и устав предприятия.

Негосударственные предприятия должны представлять приказ или выписку собрания учредителей (кроме индивидуальных и семейных); гарантийное письмо на производственную площадь; анкетные данные на руководителя; платежное поручение о плате за регистрацию; другие документы по перечню, определяемому правительством.

Государственная регистрация предприятия должна быть не позднее чем за 30 дней с момента подачи заявления с предоставлением необходимых документов. Отказ в государственной регистрации предприятия (объединения) может последовать по мотивам нарушения установленного законодательными актами порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

Если государственная регистрация предприятия в установленный срок не произведена либо в ней отказано по мотивам, которые учредитель считает необоснованными, то последний может обратиться в суд.

За государственную регистрацию с предприятия взимается плата в размерах, установленных законодательством. Полученные средства зачисляются в бюджет района, города, района города по месту регистрации предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия в десятидневный срок передаются в государственную налоговую инспекцию района по месту регистрации.

Предприятие может создавать дочерние предприятия (юридического лица), а также филиалы, представительства и другие подразделения с правом открытия текущих расчетных счетов и утверждает положение о них.

Для осуществления подлежащих лицензированию видов деятельности предприятие обязано получить необходимую лицензию в установленном порядке.

Во исполнение закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» полиграфические предприятия должны получить в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций лицензии на право ведения полиграфической деятельности. Предприятия, получившие лицензию на полиграфическую деятельность, обязаны указывать величину тиража и другие выпускные и выходные сведения издания, предоставлять в министерство обязательные контрольные экземпляры, вести выпуск изданий на основе договора с издательством, не допускать принятия заказа в производство от организаций, не имеющих лицензии на издательскую деятельность, не допускать бездоговорный выпуск произведений, охраняемых авторским правом. Проверка полиграфических предприятий на предмет соблюдения лицензионных требований и других нормативных актов проводится постоянно Управлением по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В Управлении ведется специальный реестр предприятий, нарушивших лицензионные требования, с указанием конкретного нарушения и последующими действиями со стороны управления госинспекции и со стороны предприятия.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. В соответствии с законодательством и уставом предприятия имущество этого предприятия может принадлежать ему на правах собственности либо полного хозяйственного ведения.

Источниками формирования имущества предприятия являются денежные и материальные взносы учредителей, доходы, получаемые от реализации продукции, работ и услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджета; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан; иные источники, не запрещенные законодательными актами.

Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать с баланса, если иное не предусмотрено законодательством. Безвозмездная передача и предоставление предприятием материальных ценностей другим предприятиям и гражданам осуществляется с разрешения собственника или уполномоченного им органа. Владение землей, использование других природных ресурсов предприятие осуществляет в установленном порядке за плату. Предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранительные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Оно несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, недр, лесов и других природных ресурсов, а также возмещает ущерб.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия его основных и оборотных средств не допускается. Убытки, причиненные предприятию, возмещаются по решению суда.

Предприятие действует на основе учредительных документов - устава и учредительного договора.

Договор учредительный (предприятия, организации)Учредительный договор составляется учредителями предприятия (если предприятие создается не по решению правительства) и состоит из следующих разделов:

  1. предмет договора;

  2. права и обязанности учредителя;

  3. порядок образования имущества и распределение расходов;

  4. органы управления предприятием;

  5. ответственность сторон;

  6. срок действия договора;

  7. порядок внесения изменений в договор и порядок расторжения его;

  8. порядок прекращения договора.

В первом разделе договора отражается, как участники договариваются о создании предприятия; определяются обязательственные стороны взаимоотношений; устанавливаются цель создания предприятия и предмет его деятельности; определяются размер имущества предприятия, в том числе величина уставного фонда, а также размер основных фондов и оборотных средств; приводятся название предприятия, печать и штамп с наименованием предприятия, а также местонахождение (почтовый адрес).

Во втором разделе перечисляются права и обязанности учредителей (участие в управлении делами предприятия и контроле за его производственно-хозяйственной деятельностью; получение части прибыли и т.д.), определяются порядок и условия приема новых учредителей; порядок выхода из состава учредителей.

В третьем разделе освещаются вопросы, связанные с порядком образования имущества предприятия и распределением доходов.

Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей предприятия; доходы, получаемые от реализации продукции, работ и услуг; доходы от приобретения ценных бумаг; кредитов банков и других кредиторов; безвозмездные или благотворительные взносы; пожертвования предприятий, организаций и граждан.

Чистая прибыль предприятия образуется после уплаты налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертом разделе приводятся органы управления предприятием. Высшим органом управления, как правило, является совет учредителей. Лица, входящие в совет учредителей, поочередно председательствуют на заседаниях. Для текущего управления деятельностью предприятия по контракту нанимают директора предприятия сроком на 2-3 года и другой управленческий персонал. Директор предприятия наделяется большими правами: принимает решения по всем вопросам, не отнесенным уставом и учредительным договором к исключительной компетенции собрания учредителей; принимает и увольняет работников; без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в учреждениях и организациях; распоряжается имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты исполнительного аппарата, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Контроль за деятельностью директора осуществляет ревизионная комиссия. Руководители предприятия не реже одного раза в год отчитываются перед учредителями по результатам производственно-хозяйственной деятельности.

Пятый раздел посвящен ответственности сторон. В случае невыполнения взятых на себя обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Директор предприятия несет персональную ответственность за качество выпускаемой продукции, рентабельность работы предприятия, своевременность отчисления налогов и отчетность перед налоговой инспекцией, своевременность отчисления дивидендов учредителям.

В шестом разделе приведены сроки, на которые составляется учредительный договор. Договор может быть составлен на определенный или неопределенный срок.

В седьмом разделе излагаются порядок внесения изменений в учредительные документы и порядок расторжения договора. Изменения вносятся в договор по согласованию сторон или в арбитражном порядке. Изменения к учредительному договору оформляются протоколом, являющимся неотъемлемой частью данного договора. Договор может быть расторгнут в случае реорганизации или ликвидации предприятия, а также при изменении формы собственности.

В восьмом разделе описывается порядок прекращения договора. Договор прекращается, если в составе учредителей остается менее двух представителей. Порядок ликвидации регламентируется уставом.

Предприятие (объединение) приобретает связанные с его производственно-хозяйственной деятельностью права и обязанности со дня утверждения устава, а со дня регистрации оно становится юридическим лицом.

Устав (предприятия, организации)Устав - основной документ, определяющий задачи, права и область деятельности предприятия, положение его в отрасли и в системе финансовых и хозяйственных органов. Он утверждается учредителями предприятия. Устав включает следующие разделы:

  1. общие положения;

  2. учредители предприятия;

  3. уставный фонд предприятия;

  4. производственно-хозяйственная деятельность предприятия;

  5. порядок образования имущества предприятия;

  6. организация, оплата и дисциплина труда;

  7. социальное обеспечение;

  8. управление предприятием;

  9. прекращение деятельности предприятия.

В первом разделе приводят точное наименование предприятия, его местонахождение (почтовый адрес), наименование органа, которому предприятие непосредственно подчиняется, цель создания и вид деятельности, а также то, что имущество предприятия является собственностью учредителей и предприятие имеет право создавать дочерние предприятия в других городах, участвовать в акционерных обществах, ассоциациях и других организациях.

Второй раздел содержит указание о том, что предприятие учреждено решением правительства или в соответствии с учредительным договором. Если предприятие создано на основе учредительного договора, то перечисляются все учредители.

В третьем разделе указывается размер уставного фонда и доля каждого из учредителей. Размер, форма и порядок внесения вкладов учредителей в уставный фонд определяются так же, как и в третьем разделе учредительного договора. В этом разделе предусмотрены и дополнительные вклады, и величина взносов новых учредителей в уставный фонд предприятия в порядке, установленном вторым разделом учредительного договора.

В четвертом разделе содержатся сведения о том, что предприятие является юридическим лицом, имеет свой расчетный счет в банке, печать и штамп со своим наименованием. На основе полного хозяйственного расчета оно обеспечивает самоокупаемость и самофинансирование и полностью отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности; самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность и устанавливает договорные цены на свою продукцию и оказываемые услуги. Основными показателями производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются прибыль и рентабельность.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, а также уплаты дивидендов учредителям в соответствующем порядке, поступает в полное распоряжение предприятия и расходуется на формирование фондов экономического стимулирования, резервного и других фондов.

Далее в этом разделе указывается, что предприятие ведет бухгалтерский учет и отчетность в установленном порядке и несет ответственность за их достоверность; отчитывается о результатах своей производственно-хозяйственной деятельности перед налоговой инспекцией, внебюджетным фондом и фондом социальной защиты населения, а также перед статистической службой в сроки, установленные действующим законодательством.

В пятом разделе приводится порядок образования имущества предприятия, источники формирования имущества (см. учредительный договор). Кроме того, здесь находят отражение сведения о том, что предприятие имеет право: приобретать или арендовать основные фонды, приобретать оборотные средства и брать ссуду в банке на эти цели, иметь постоянно находящиеся в кассе денежные средства для текущих расходов; продавать и передавать другим предприятиям, учреждениям и организациям, обменивать, сдавать в аренду, передавать во временное пользование оборудование, инвентарь и другие материальные ценности.

Изъятие имущества у предприятия не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Шестой раздел включает организацию, оплату и дисциплину труда на предприятии. В частности, в этот раздел могут быть включены следующие положения: трудовые взаимоотношения с работниками предприятия регулируются действующим трудовым законодательством; предприятие обеспечивает своевременную выплату заработной платы не реже одного раза в месяц; размеры заработной платы устанавливаются предприятием самостоятельно, но не ниже минимальной величины, предусмотренной законодательством; трудовые доходы каждого работника предприятия определяются количеством и качеством его труда, а максимальные размеры не ограничиваются; правила внутреннего распорядка, режим труда и трудовая дисциплина устанавливаются администрацией предприятия, а за нарушение дисциплины могут быть наложены административные взыскания.

В седьмом разделе рассматриваются социальные вопросы. В частности, работники предприятия подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Предприятие ежемесячно вносит средства в фонд социальной защиты населения и другие отчисления от своих доходов в порядке и размерах, установленных законодательством. Предприятие возмещает ущерб пострадавшим работникам, а также проводит расследование причин несчастных случаев. Оно самостоятельно устанавливает для своих работников продолжительность отпусков, сокращенный рабочий день в предпраздничные дни, а также другие льготы в пределах заработанных средств.

В восьмом разделе излагается организация управления предприятием. В частности, управление предприятием осуществляют собрание учредителей, директор предприятия и его функциональные подразделения. Высшим органом управления является совет учредителей, к исключительной компетенции которого относятся: определение основных направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия; избрание и отзыв членов исполнительного и ревизионного органов; вынесение решений о привлечении к ответственности должностных лиц предприятия; вступление предприятия в объединение, ассоциацию и другие формы организации; исключение учредителей и привлечение новых учредителей предприятия; принятие решения о ликвидации предприятия.

Кроме того, в этом разделе устава приводятся положения о правомочности, сроках и порядке проведения заседаний совета учредителей и очередности избрания председателя заседания.

В этом разделе излагаются права и обязанности директора предприятия.

Контроль за деятельностью директора осуществляет ревизионная комиссия.

Главный бухгалтер предприятия несет ответственность и пользуется правами, установленными законодательством, и непосредственно подчиняется директору предприятия.

В девятом разделе излагаются вопросы, связанные с прекращением деятельности предприятия. В частности, предприятие прекращает свою деятельность по решению собрания учредителей, на основании решения суда, в случае признания предприятия банкротом, в других случаях, предусмотренных законодательством, а также предприятие прекращает свою деятельность в случае реорганизации.

При реорганизации предприятия вносятся необходимые изменения в учредительные документы и в реестр государственной регистрации, а при ликвидации делается соответствующая запись в реестре. Орган, принявший решение о ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию. После уплаты в установленном порядке всех долгов ликвидируемого предприятия, в первую очередь долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, оставшиеся средства распределяются ликвидационной комиссией между учредителями пропорционально их вкладу в уставный фонд.

Паспорт производственно-технический (предприятия, организации)Производственно-технический паспорт- это документ, характеризующий предприятие как производственно-техническую единицу. Он содержит необходимые данные о предприятии и его составных частях и состоит из двух разделов.

В первом разделе приводят наименование, подробную материальную и техническую характеристику предприятия и технико-экономические показатели его работы.

Второй раздел включает объемные показатели, отражающие производственную деятельность предприятия: объем выпускаемой продукции; сведения о среднесписочной численности работников предприятия, о производительности труда, размере фонда заработной платы; данные о материальном обеспечении; сумму балансовой прибыли и уровень рентабельности предприятия.

Паспорт используется как справочный документ для решения вопросов по внутризаводскому планированию, дальнейшему развитию предприятия и для контроля со стороны государственных органов.

17.3.
Особенности современного состояния полиграфических предприятий

Полиграфическое предприятиеПолиграфическим предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для осуществления полиграфической деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Под Полиграфическая деятельностьполиграфической деятельностью понимается набор (для последующего изготовления печатных форм), подготовка печатных форм (включая подготовку печатей и штампов), печать, изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Полиграфическая деятельность может включать в себя как перечисленные процессы, так и отдельно взятые. Деятельность полиграфических предприятий может осуществляться после получения лицензии в Министерстве печати и информации РФ или территориальных органах государственной инстанции при этом министерстве [ссылка на источники литературы].

Задачей полиграфического предприятия является предоставление полиграфических услуг высокого качества издающим организациям в целях наиболее полного использования информационного ресурса, который надлежит довести до населения. Деятельность полиграфического предприятия, как и предприятий других отраслей, подлежит государственному регулированию, которое опирается на Конституцию РФ, гражданский, судебный, налоговый кодексы, на документы исполнительной власти. На уровне отрасли предприятия должны вести свою производственную деятельность в соответствии с такими законами, как «О средствах массовой информации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Совета Министров «О регулировании полиграфической деятельности».

Отдельные виды полиграфической продукции, например школьные учебники, должны подвергаться гигиенической сертификации. Законодательство предусматривает, чтобы продукция полиграфических предприятий своим содержанием не давала преднамеренную дезинформацию, не пропагандировала вражду и насилие, не способствовала нравственному разложению.

Указанная основная задача, стоящая перед полиграфическими предприятиями, может быть выполнена путем решения многообразных частных задач, находящихся в области маркетинга, ценовой политики, совершенствования техники и технологии, а именно:

  • увеличение выпуска печатной продукции, обеспечивающей рост образовательного, технического, культурного уровня читателей, удовлетворение их духовных потребностей;

  • проведение маркетинговых исследований в целях расширения круга заказчиков и определения своей ниши на рынке полиграфических услуг;

  • улучшение качества художественно-технического оформления и полиграфического исполнения печатной продукции на базе современных отечественных полиграфических материалов;

  • создание новых видов полиграфической продукции в соответствии с требованиями рынка;

  • техническое совершенствование производства, внедрение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники в целях привлечения заказчиков на отечественную полиграфическую базу;

  • создание ориентировочной нормативной базы для определения цен на полиграфические услуги;

  • создание предприятий различных форм собственности с целью повышения эффективности производства, получения максимального дохода, усиления экономических методов управления и самоуправления;

  • повышение квалификации работников, создание резерва на руководящие должности;

  • обеспечение материального благосостояния работников, улучшение условий их труда и быта за счет увеличения выпуска продукции.

С конца 90-х годов российские полиграфические предприятия испытывают большие трудности, связанные с падением спроса на полиграфическую продукцию, снижением объемов производства, дефицитом оборотных средств и т.д. Рынок определяет ассортиментную структуру печатной продукции. В годы плановой экономики на долю книг, журналов, газет, бланков падало почти 95% от общего выпуска печатной продукции (1992), сейчас все большее значение приобретает производство высококачественных этикеток, упаковки, рекламных изданий, представительской продукции [ссылка на источники литературы]. Хорошо оформленные издания содержат вкладки, вклейки образцов, отрывные купоны, разнообразные приложения. Для многих изданий требуется поэкземплярная упаковка. В годы плановой экономики масштабы производства, здания и оборудование, предназначались для выпуска многотиражной продукции идеологического содержания. Сейчас потребности общества в печатной продукции разделены на большое число групп, но сами группы невелики; этим объясняется уменьшение величины тиража изданий. На уменьшение тиражей изданий повлияло и снижение жизненного уровня населения.

В промышленно развитых странах параллельно с прогрессом информационных технологий растет и выпуск печатной продукции, причем чем выше уровень информационной технологии (США, Япония, Германия, Великобритания), тем значительнее рост издания печатной продукции. Если 10 лет тому назад в США потреблялось за год 290 кг бумаги на душу населения, то сейчас эта цифра возросла в 1,5 раза. В 1993 г. в России на 100 человек приходилось 58 экз. газет, а в 1998 г. только 15 экз.

Ряд ведущих полиграфических предприятий строились и оснащались в 70-80-е годы. Очевидно, что оборудование этих предприятий за годы эксплуатации подверглось физическому и моральному износу. Исследования, проведенные специалистами отрасли [ссылка на источники литературы], показали, что 68% оборудования полиграфической промышленности России работает свыше 10 лет. В том числе в крупных федеральных и региональных типографиях такое оборудование составляет 61%; на предприятиях городского и районного масштаба - 75%. В целом по полиграфическим предприятиям Российской Федерации неконкурентоспособны из-за морального или физического износа более 90% установленных машин.

Вместе с тем нельзя не отметить и те положительные изменения, которые происходят на полиграфических предприятиях по повышению технического уровня производства. К 2000 году фактически полностью переоснащен Смоленский полиграфический комбинат, построен офсетный цех на Саратовском полиграфическом комбинате, новое оборудование установлено на Тверском комбинате детской литературы, переведено на офсетную печать газетное производство в Саратове, Краснодаре, Волгограде. С привлечением частных средств по последнему слову техники оснащены типографии ЗАО «Алмаз-Пресс», «Финтрекс» в Москве, ЗАО «Типография Паритет» в Челябинске.

Проблемы современной полиграфии могут быть сформулированы следующим образом:

  • несоответствие мощности многих полиграфических предприятий потребностям рынка печатной продукции;

  • техническая и технологическая отсталость большинства предприятий от среднего мирового уровня;

  • зависимость предприятий от импорта материалов и оборудования;

  • потери от размещения заказов на зарубежной базе;

  • низкая инвестиционная активность;

  • дефицит квалифицированных кадров на предприятиях.

Четкое определение проблем необходимо для каждого предприятия, чтобы выявить приоритетные направления развития и сформировать соответствующую им политику.

17.4.
Классификация полиграфических предприятий

По данным межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП), в России насчитывается более 4,5 тыс. полиграфических предприятий. Эти предприятия крайне разнообразны по характеру выпускаемой продукции, формам собственности, используемой технике и технологии и т.д.

Для полиграфических предприятий можно выделить следующие классификационные признаки:

  • по характеру выпускаемой продукции;

  • по формам собственности;

  • по подчиненности;

  • в зависимости от применяемой техники и технологии;

  • по специализации;

  • по масштабам производства;

  • по уровню механизации и автоматизации;

  • по методам организации производства.

В зависимости от характера выпускаемой продукции полиграфические предприятия традиционно классифицировались на книжные, книжно-журнальные, газетно-журнальные, газетные, журнальные, фабрики-печатные, картографические, нотные, бланочные, беловых товаров и др.

Ведущими специалистами Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций разработана методика оценки финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий. Основным условием объективности действия методики является стратификация предприятий [ссылка на источники литературы]. Стратификация предприятий предназначена для первоначального разделения всей совокупности на однородные группы. В роли количественной меры качественной однородности использован удельный вес того или иного вида продукции в натуральном объеме производства. Если значение удельного веса превышает 50%, предприятие признается специализированным на выпуске данного вида печатных изданий. В противном случае предприятие считается универсальным. По указанной методике полиграфические предприятия подразделяются на следующие виды:

  • издательско-полиграфические комплексы, выпускающие газетную продукцию;

  • полиграфические предприятия, выпускающие изобразительную, в том числе этикеточную продукцию;

  • полиграфические предприятия, выпускающие бланочную, в том числе билетную продукцию.

  • полиграфические предприятия, выпускающие продукцию для слепых и слабовидящих;

  • полиграфические предприятия, выпускающие разнообразную печатную продукцию, т.е. универсальные предприятия.

Классификация по формам собственности. Действующий в отрасли Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, позволяет оценить тенденцию появления и развития государственных и негосударственных полиграфических предприятий. По данным МАП, численность государственных предприятий составляет более 30% от общей численности полиграфических предприятий, частных - более 60%, и небольшой процент приходится на предприятия смешанных форм собственности.

Формирование негосударственного сектора происходит наиболее интенсивно. Он осваивает наиболее выгодные экономические ниши. Различные негосударственные предприятия могут производить как очень простую с точки зрения технологического исполнения продукцию, так и высокохудожественные специальные журналы, журналы для отдыха, высококачественные этикетки, упаковку, рекламные издания, представительскую продукцию, буклеты со сложной фальцовкой.

Предприятия государственного сектора занимают ведущее место в газетном производстве, в выпуске книг, традиционной бланочной продукции.

Классификация по подчиненности. Государственные предприятия могут находиться в ведении федеральных, региональных, муниципальных органов власти. По этому признаку полиграфические предприятия делятся на федеральные, республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные.

Среди государственных полиграфических предприятий следует особо выделить группу различных предприятий, находящихся в подчинении Министерства по печати, телерадиовещанию и средств массовых коммуникаций. Всего это 65 полиграфических предприятий, из них 36 издательско-полиграфических комплексов, где сосредоточена система децентрализованного печатания газет, и 29 предприятий, выпускающих в основном книжно-журнальную продукцию. Удельный вес предприятий подчинения МПТСМК невелик, но благодаря им печатается до 60% от общего листажа газет в России и 80-90% книжной продукции.

Небольшие полиграфические предприятия могут входить в состав министерств, промышленных предприятий, НИИ, вузов. Они получили название «ведомственных», т.е. подчиняются тем организациям (ведомствам), которые их создали для изготовления различных видов полиграфической продукции, необходимой для внутренних нужд данной организации.

В зависимости от применяемой техники и технологии предлагается подразделение полиграфических предприятий по способам печати. В настоящее время в России применяются два основных способа печати - офсетная и высокая. Поэтому выделяют предприятия высокой, офсетной печати и универсальные предприятия, на которых применяются различные способы печати.

Следует отметить, что технология высокой печати является устаревшей и сохраняется только благодаря слабой инвестиционной политике. Высокая печать до сих пор используется в городских и районных типографиях, отдаленных от центра районов для печати газет и бланочной продукции.

Активно осваивается флексографская печать для печати этикетов и на упаковках.

Трафаретная печать используется для печати на переплетных крышках и изготовления стендовой рекламы.

В зависимости от вида специализации полиграфические предприятия могут быть технологически или предметно специализированными. При технологической специализации на предприятиях выполняются отдельные стадии производственного процесса - предприятия по изготовлению оригинал-макетов, студии цветоделения, фабрики офсетной печати и т.п. Предметная специализация предполагает изготовление на предприятиях отдельных видов печатной продукции. Примером могут служить книжно-журнальные и газетные полиграфические предприятия, предприятия по выпуску многокрасочной листовой продукции и бланочные типографии. Как уже указывалось, в отрасли действуют и универсальные предприятия, выпускающие разнообразные виды продукции.

По масштабам производства полиграфические предприятия принято классифицировать на крупные, средние и мелкие. В основу этой классификации может быть положен такой показатель, как численность работающих. К крупным следует относить полиграфические предприятия с численностью свыше 200 чел. работающих, к средним - от 50 до 200 чел., к мелким - до 50 чел. В отрасли проводилось исследование по широкому кругу предприятий разного уровня численности и различных форм собственности [ссылка на источники литературы], позволяющие получить представление о структуре отрасли исходя из показателя численности работающих.

Исследование показало, что типографии с числом занятых 20 чел. и менее составляют более 70%. Это соответствует мировой структуре полиграфической промышленности, где удельный вес мелких предприятий достигает 90% [ссылка на источники литературы].

По степени механизации и автоматизации различаются полиграфические предприятия с комплексно-автоматизированным, комплексно- и частично механизированным производством.

По методам организации производственного процесса предприятия могут быть с преобладанием поточного (параллельно-поштучного, параллельно-группового), последовательного и смешанного методов. Применение конкретного метода зависит от масштабов производства, его специализации и организационно-технического уровня.

Современные полиграфические предприятия разнообразны по формам собственности, по ведомственному подчинению, по характеру выпускаемой продукции, по техническому уровню и т.д.

Все полиграфические предприятия могут выживать в условиях рынка только постоянно совершенствуя свой организационно-технический уровень.

Важным для полиграфии является вопрос о переводе районных и городских типографий на офсетный способ печати. В России сейчас централизованно выпускается более 1 тыс. наименований районных и городских газет. Так, например, в Московской области выпускают газеты более 100 наименований, а также брошюры, этикетки и товары народного потребления. Уже сейчас 2/3 типографий региона оснащены компьютерными настольными издательскими системами и могут осуществлять допечатную подготовку изданий для офсетного способа печати.

Воскресенская, Егорьевская, Коломенская, Мытищинская, Орехово-Зуевская и Раменская фабрики офсетной печати имеют современное оборудование для бесшвейного скрепления книг и брошюр. Ряд подмосковных типографий внедрили у себя трафаретную печать и используют ее для производства представительской и сувенирной продукции. Типографии имеют оборудование для высечки из бумаги и картона, производят товары народного потребления из собственной макулатуры.

Каждое полиграфическое предприятие должно определить для себя, какую роль оно занимает на общероссийском и региональном рынках печатной продукции. Это необходимо для выработки стратегии развития предприятия. В условиях рынка недостаточно заменить устаревшее оборудование на что-то новое, предприятия должны проводить организационные изменения на основе плана стратегического развития.

Повышение конкурентоспособности отечественных полиграфических предприятий позволит снизить размеры импорта основных дорогостоящих материалов и уменьшить ценовое давление на российский рынок со стороны зарубежных поставщиков.

Один из путей повышения конкурентоспособности - это завершение работ по отладке технологии выпуску монометаллических офсетных пластин на Зарайском заводе фирмы «Полиграфресурсы» и офсетных резинотканевых пластин на Уфимском заводе эластомерных материалов.

Есть вопросы, которые нельзя решить только силами отрасли, необходимо участие высших органов государственной власти - Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.

Необходимо создание системы протекционизма в отношении отечественных производителей печатной продукции. Для этого на государственном уровне должен быть решен вопрос о либерализации ввоза полиграфического оборудования, не производящегося в России, для коренного обновления машинного парка действующих предприятий.

Необходимо добиться отмены или снижения налога на добавленную стоимость на ввозимое оборудование и 100-процентного обеспечения валютой под заключенные контракты. В этом случае может быть использована система залога имущества предприятия как гарантии добросовестной сделки.

Инвестиции в полиграфические предприятия могут быть обеспечены за счет негосударственного сектора экономики. Примером такого инвестирования является типография «ОСТ-Мастер», открывшаяся в 1995 г. в подмосковной Черноголовке. Типография выпускает этикетки, рекламные издания, буклеты, плакаты, календари. Полиграфическое предприятие создано группой предприятий ОСТ, основной продукцией которых является производство различных напитков. Типография «ОСТ-Мастер» имеет в своем составе дизайн-бюро и участок подготовки текста и иллюстраций. В печатном цехе установлена пятикрасочная листовая машина Speedmaster-74 с переворотом листа и нумерационной секцией. Отделочное производство включает позолотный пресс фирмы Steuer, машину для высечки и разрезки этикеток, многофункциональную машину для изготовления картонных коробок фирмы Heidelberg.

Опираясь на мировой опыт создания и прослеживания тенденции создания и развития полиграфических предприятий, которые существуют во всем мире [ссылка на источники литературы], следует ожидать увеличения доли негосударственного сектора в общем объеме производственных мощностей полиграфического производства, рост числа мелких и небольших предприятий.

© Центр дистанционного образования МГУП