Московский государственный университет печати

Козьяков Р.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Основы психологии»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров: «38.03.01 Экономика»


Козьяков Р.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Основы психологии»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям

2.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

3.

Рекомендуемый график изучения дисциплины

4.

Содержание тем дисциплины

5.

Контрольная работа

6.

Понятийный словарь

7.

Литература

8.

Формы контроля

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии. Психология в системе наук. Система психологии. История психологического знания.

Предмет психологии. Задачи психологии на современном этапе развития общества и человека. Специфика психологического знания. Психологическое знание в историческом контексте. Основные проблемы психологии на современном этапе. Система и основные направления психологии. Связь психологии с другими отраслями науки. Основные категории психологии. Зарубежная и отечественная психология.

Тема 2. Понятие психики и психического. Структура психики. Развитие психики в онтогенезе. Сознание и бессознательная сфера психики.

Современные определения понятия психики. Структура психики и взаимовлияние подструктур. Структура бессознательного. Этапы и динамика развития психики в онтогенезе: от рождения до смерти. Понятие психического развития, основные линии психического развития.

Тема 3. Познавательная сфера человека. Характеристика основных познавательных процессов.

Ощущения и восприятие, как основа познания. Восприятие, как целостный процесс, его основные свойства и закономерности.

Общее понятие и закономерности развития познавательной сферы человека. Структура познавательной сферы. Память и ее формирование в онтогенезе. Факторы мнемического развития. Основные приемы мнемотехники. Взаимосвязь памяти и мышления.

Внимание и его основные параметры. Особенности и факторы развития внимания в онтогенезе. Внимание и способности человека к обучению. Роль внимания в профессиональной деятельности.

Воображение, его виды и основные функции. Закономерности и факторы развития воображения в онтогенезе. Роль воображения в жизни и профессиональной деятельности людей.

Мышление, его виды, структура и роль в жизни человека. Основные этапы, закономерности и факторы развития мышления в онтогенезе. Понятие творческого мышления и его роль в деятельности человека. Проблемы мыслительной активности. Нарушения мышления и их причины. Понятие интеллекта и его основные функции и составляющие.

Речь, ее функции и закономерности развития в онтогенезе.

Тема 4. Эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера человека. Развитие эмоций, воли и потребностей в онтогенезе. Психологические основы саморегуляции.

Понятие и функции эмоций. Основные теории эмоций. Понятие эмоциональных комплексов. Чувства, их виды и роль в жизни человека. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. Понятие воли. Структура волевого действия. Карта волевых качеств человека. Развитие воли в онтогенезе. Волевые параметры личности в структуре человеческой деятельности. Потребности и мотивы в жизни человека. Структура и виды человеческих потребностей. Специфика человеческой мотивации. Факторы развития потребностей и мотивов человека. Понятие саморегуляции. Роль саморегуляции в жизни и деятельности человека. Методы и техники саморегуляции.

Тема 5. Психология личности. Теории личности. Развитие личности в онтогенезе.

Основные понятия, определяющие человека. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Классическая психоаналитическая модель личности. Личность в концепциях аналитической и индивидуальной психологии. Гуманистическая и экзистенциальная психология личности. Отечественные концепции личности. Ключевые этапы и факторы развития личности в онтогенезе.

Тема 6. Понятие темперамента, характера, акцентуации. Возможности их диагностики.

Темперамент и основные теории темперамента. Характер и темперамент. Источники и факторы формирования человеческого характера. Структура характера. Понятие акцентуации и типология акцентуаций. Понятие патологии характера. Визуальная диагностика характерологических особенностей человека.

Тема 7. Человеческое поведение и его основные факторы. Характеристика основных типов поведения.

Понятие поведения. Специфика человеческого поведения. Основные факторы поведения. Формирование поведенческих моделей в онтогенезе. Типология поведения. Агрессивное поведение. Психология конформного поведения.

Тема 8. Общение, как вид человеческой деятельности. Психологические основы и механизмы общения. Основные проблемы общения.

Общение и коммуникация. Понятие и специфика человеческого общения. Функции общения в жизни человека и общества. Формирование коммуникативных способностей в онтогенезе. Психологические механизмы общения. Закономерности социальной перцепции. Факторы формирования первого впечатления. Уровни передачи информации и их специфика. Интерактивная сторона общения. Психология манипуляции. Психологические технологии общения.

Тема 9. Межличностное взаимодействие и межличностные отношения. Психологическая структура, механизмы и проблемы.

Понятие межличностного взаимодействия. Типология взаимодействия в различных психологических концепциях. Структура и закономерности межличностных отношений. Понятие конфликта. Источники и факторы конфликтного взаимодействия. Структура, динамика и возможности снятия конфликтов. Психопрофилактика конфликтов. Технологии конструктивного спора. Психологические основы «подачи» и «принятия» критики.

Тема 10. Психология групп.

Понятие группы в психологии. Классификация групп. Характеристики и функции малой группы. Динамика формирования и развития групп. Понятие группового конфликта.

Факторы сплоченности социальной группы. Понятие психологической совместимости и психологического климата группы. Закономерности поведения человека в группе.

Тема 11. Возрастные аспекты психологии человека.

Основные отличия психики взрослого человека от психики детей различного возраста (количественные и качественные параметры и характеристики). Основные категории развития. Феномены понятий «рост» и «развития».

Биогенетическая и социогенетическая концепции психического развития. Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн). Концепция усвоения общественного опыта. Предпосылки, условия и движущие силы развития.

Проблема периодизации в зарубежной и отечественной психологии. (З.Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) Современные подходы к построению периодизации психического развития, их значение для педагогической практики.

Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Общение со взрослыми как ведущая деятельность младенца. Развитие сенсорики и моторики младенца. Психические новообразования возраста.

Кризис 1 года. Предметно - манипулятивная деятельность, ее роль в развитии психики ребенка. Символизм. Развитие речи. Начало игровой деятельности в раннем детстве. Познавательное развитие ребенка. Предпосылки развития личности. Кризис 3 лет.

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Психологические концепции игры. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие личности дошкольника. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Кризис 6-7 лет.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Познавательное развитие ребенка в данном возрасте. Развитие личности младшего школьника. Новообразования психики в младшем школьном возрасте.

Отрочество как первая ступень перехода от детства к взрослости. Социальная ситуация развития современного подростка. Кризис подросткового возраста, основные подходы к его изучению. Дискуссия о ведущей деятельности подростка. Общение подростка со взрослыми и сверстниками. Познавательное развитие подростка. Новообразования подросткового возраста. Подростки «группы риска».

Юность как стадия жизненного пути человека. Психологические теории юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника. Формирование мировоззрения в ранней юности. Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности.

Молодость. Определение смысла жизни. Личность и ее генезис в возрастном аспекте. Кризис молодости. Стадия взрослости. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость. Долгожительство.

.

© Центр дистанционного образования МГУП