Московский государственный университет печати

Герасимова С.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История искусства и литературы»

для направления подготовки 031600 - «Реклама и связи с общественностью»


Герасимова С.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «История искусства и литературы»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

2.

Содержание дисциплины

2.1.

ТЕМА 1. Культура и искусство с древнейших времен

2.2.

ТЕМА 2. Искусство и литература Средних веков и Возрождения

2.3.

ТЕМА 3. Французский, немецкий, английский и испанский Ренессанс. Северное Возрождение

2.4.

ТЕМА 4. Искусство и литература XVII в.

2.5.

ТЕМА 5. Западноевропейская литература и искусство XVIII века. Эпоха Просвещения

2.6.

ТЕМА 6. Классицизм, барокко и сентиментализм в русской литературе и искусстве XVIII века

2.7.

ТЕМА 7. Искусство и литература XIX века

2.8.

ТЕМА 8. История искусства и литературы рубежа XIX и ХХ веков

2.9.

ТЕМА 9. Искусство и литература ХХ века

3.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

4.

Примеры заданий промежуточного/итогового контроля

5.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.

Контрольная работа

6.1.

Введение

6.2.

Темы контрольных работ

7.

Формы контроля

История и искусство литературы изучает основные внутренние закономерности искусства слова в связи с важнейшими этапами литературного процесса в России и за рубежом: присущие ему образность и знаковость, типы художественного обобщения, особенности содержания и формы его произведений, роды и виды (жанры) литературы, сюжет, композицию, язык, теорию стиха. Рассматриваются основные художественные стили и тенденции литературного процесса разных историко-культурных эпох.

Культура. Искусство как феномен культуры. Роль искусства в жизни человека, в развитии человеческого общества и преобразование окружающей действительности. Виды изобразительного искусства. Научное понимание происхождения искусства. Необходимость изучения истории искусств.

Изобразительное искусство первобытного общества. Культура и искусство Древнего Египта. Скульптура и ее связь с заупокойным культом. Храмовое строительство. Искусство времени Эхнатона. Искусство Древней Греции и его роль в истории мировой художественной культуры. Основные периоды развития греческого искусства. Краткая характеристика культуры Древнего Рима. Архитектурное строительство общественных сооружений. Колизей. Создание нового типа храма. Пантеон. Скульптура. Расцвет реалистического портрета. Живопись. Фаюмский портрет.

1.1. Знакомство с литературоведческими категориями в контексте изучения истории античной литературы. Синкретическое искусство. Формирование современной системы жанров.

Проблематика литературного творчества. Фигура мастера в литературном произведении («В искусстве главное КТО»).

Жанр и пафос. Основные особенности мифологического мышления. Этапы развития мифологического сознания. Различные толкования терминов фабула и сюжет. А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп о мотивах и сюжете. Два типа литературных сюжетов. Сюжетность как существенная особенность произведения эпического и драматического рода. Особый характер сюжета в лирике.

Композиция литературного произведения. Герои «Илиады» и «Одиссеи» в западной литературе и культуре. Особенности сюжетного построения поэм. Образ «хитроумного Одиссея».

Понятие об эпосе. Конфликт и основной пафос гомеровских поэм. Художественные особенности гомеровского эпоса.

Гесиод. Дидактический эпос «Труды и дни». Композиция: мифологическая часть, сельскохозяйственный календарь, практические советы и моральные наставления Гесиода, суеверные предписания.

Типология древнегреческой лирики. Размер и ритм античной поэзии. Логаэдические размеры.

Аристотель о происхождении трагедии и «драмы сатиров». Устройство театра и организация зрелищ. Понятие тетралогии. Структура трагедии.

Три великих трагика: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Модель мира в произведениях Эсхила. Проблема ответственности индивида за принятое решение в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Макрометафора «божественного закона», мотив примирения, «Орестея».

Человек и судьба в трагедиях Софокла. Софокл «певец Рока». «Антигона». «Эдип-царь».

Еврипид - философ на сцене. Новаторство. Психологизм трагедий. Прием «deusexmachina» и особенность развязок.

«Древнеаттическая комедия». Сатирические и комические приемы в творчестве Аристофана. Природа комического. «Всадники». «Облака». «Лягушки».

Платон как основоположник европейской прозы.

Личность Сократа в платоновских диалогах. «Апология Сократа». «Федон». «Пир».

Эллинистический период древнегреческой литературы. Новоаттическая комедия, ее тематика, сюжеты и характеры. Сохранность произведений Менандра, проблематика его комедий. Творчество Плутарха. «Моралии». Античная биография и «Параллельные жизнеописания». Новаторство Плутарха в выборе героев жизнеописаний. Буколистическая поэзия. Проблематика древнегреческого романа «Дафнис и Хлоя» Лонга.

1.2. Историческое значение римской литературы.

Римское общество эпохи Пунических войн. Творчество Плавта и Теренция.

Римская литература эпохи гражданских войн. Катулл и «неотерики».

Рим эпохи принципата Августа. Поэма Вергилия «Энеида», политический смысл обработки мифа об Энее. Художественный мир «Энеиды». Проблематика и основные герои.

Лирика Горация. Жанры его поэзии, основные мотивы и стиль од.

Любовная тематика творчества Овидия. Мифологические образы поэмы «Метаморфозы». Литература императорского Рима.

Луций Анней Сенека. Биография. Философский характер и дидактическая направленность его трактатов и писем, учение стоиков и вопросы практической морали. Трагедии Сенеки, связь его драматургии и философии.

Гай Петроний Арбитр и его «Сатирикон». Проблема авторства и степень сохранности романа. Авантюрно-бытовой сюжет - острая пародия на любовные романы.

Гай Светоний Транквилл и его «Жизнь двенадцати цезарей» (историко-антикварный характер произведения, принцип рубрикации, дидактизм).

Апулей. Биографические сведения. Роман «Метаморфозы», его связь с произведением Псевдо-Лукиана «Лукий, или Осел». Сатирическое изображение римского общества. Вставные новеллы. Культ Исиды в романе, влияние восточных верований. Сказка об Амуре и Психее. Композиция, язык и стиль романа.

1.3. Искусство и литература Востока.

Относительность понятия «Восток». Литература Востока как составная часть мировой литературы. Симфонизм мирового литературного процесса: последовательное вступление оркестровых групп - национальных литератур. Попытки целостного охвата мировой литературы: «Эстетика» Гегеля, «Западно-восточный диван» Гете, «Осень средневековья» Хейзенга, «Постижение истории» Тойнби, «Россия и Европа» Данилевского, «Запад и Восток» Конрада, «Поэтика древнерусской литературы» Лихачева, «Этногенез и биосфера земли» Гумилева, «История античной эстетики» Лосева.

Хронология Востока: легендарная древность, историческая древность, средние века, Возрождение, Новое время. Старые и молодые народы.

География Востока: принципы выделения культурных регионов. Гипотетическое начало мировой литературы: Лемурия и Атлантида.

Проблема Возрождения на Востоке: Индия, Китай, Иран. Большое и малое Возрождение. Традиционный склад общества. Просветительство на Востоке. Закономерности развития мировой культуры. Козьма Индикоплов, Марко Поло и Афанасий Никитин об Индии. Плавание И. Гончарова на Восток («Фрегат Паллада»).

Особенности развития западной литературы по сравнению с литературой Востока. Западная и русская литература: взаимопересечения и различия.

Основные течения и направления в западной литературе. Традиционные жанры.

1.4. Библия как памятник мировой культуры.

Влияние Библии на западную литературу. Особенности библейского повествования. Библия как священная книга и как литературный памятник.

Жанровая специфика библейских книг. Особенности стиля, лексики. «Трудные страницы» Библии. Библейский символизм.

Структура Библии, Ветхий и Новый Заветы. Пятикнижие Моисея. Характеристика первых людей. Образы судей и патриархов. Книга Иова и проблема страданий праведника. Новый завет. Образ Иисуса Христа и мировая литература. Евангельский символизм. Притчи Христа. Евангельские чудеса. Образы апостолов. Женские образы в евангельских повествованиях. Образ народа.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

2.1. Разнообразие форм феодальной культуры и искусства у различных народов. Периоды развития западноевропейского искусства средневековья. Искусство Византии. Византийское искусство после эпохи иконоборчества. Окончательное оформление всех видов искусства в их средневековых эстетических нормах. Значение византийской культуры для средневековой Европы. Ее роль в становлении и развитии русской художественной культуры. Романское искусство Западной Европы. Ведущая роль Франции в средневековой Европе. Памятники Французской архитектуры и скульптуры. Немецкая архитектура и скульптура. Исторические корни культуры Возрождения. Италия как ведущий центр европейской культуры этого времени. Искусство флорентийско-римского Высокого возрождения. Архитектура. Живопись и скульптура. Высокое Возрождение в Венеции.

Национальное своеобразие и народные основы русского искусства. Культура и искусство Киевской Руси как общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Связи Киева с Византией.

Искусство Руси конца XIII-XIV вв. Укрепление Московского государства и искусство Москвы конца XV - начала XVI в. Влияние московской архитектуры на ансамбли других городов, живопись XVI-XVII вв., фрески, иконопись. Ярославль, Ростов, Москва.

Памятники древнерусского зодчества, иконописи. Отличие деревянного зодчества от каменного. Церковный интерьер. Фрески и иконы.

Титаны Возрождения. Живопись Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Караваджо. Архитектура Итальянского Ренессанса. Маньеризм.

2.2. Периодизация средневековой литературы России и Европы. Национальное своеобразие литератур.

Общая характеристика средневековой культуры. Христианство и элементы античного культурного наследия в культуре средневековья.

Характеристика средневековых жанров.

Житие как жанр. Типология житий на западе и в России.

Начальный период формирования культурных различий, сложившихся между католическим Западом и православной Русью.

Схоластика и мистика. История Элоизы и Пьера Абеляра.

2.3. Литература Киевской Руси.

Тематика оригинальной русской литературы Киевского периода (вторая половина XI-XII в.). «Повесть временных лет» как литературный памятник. Агиографическая литература, «Сказание о Борисе и Глебе». Ораторское искусство Древней Руси и торжественные «слова». «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона и «слова» Кирилла Туровского. «Поучение» Владимира Мономаха - выдающийся литературный памятник ХII века.

Хождение как литературный жанр на примере «Хождения игумена Даниила в Святую землю». Роль крестоносцев в развитии древнерусского паломничества.

2.4. Героический эпос средневековья.

Структура и значение «Старшей» и «Младшей Эдды».

Сюжет и композиция «Беовульфа».

Героический эпос эпохи раннего средневековья (V-X вв.): ирландские и исландские саги. Сага как образ мышления.

Героический эпос эпохи зрелого феодализма. «Песнь о Роланде» - величайший памятник французского героического эпоса. Историческая основа произведения. Роланд - народный герой и рыцарь. Особенности поэтической структуры и образности поэмы.

«Песнь о Нибелунгах» - памятник немецкого героического эпоса. Древнегерманская основа произведения. Переплетение исторических и сказочно-мифологических мотивов.

«Песнь о моем Сиде» - крупнейший памятник испанского героического эпоса.

Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида.

«Слово о полку Игореве» - выдающийся памятник древнерусского искусства слова. История открытия и изучения. Композиция и жанр произведения. Типологические связи «Слова» со средневековым эпосом других народов.

2.5. Западная куртуазная литература и литература начального периода раздробленности Древней Руси.

Исторические судьбы России и Европы конца XII-XIII вв.

Рыцарская (куртуазная) литература XII-XIII вв. Лирика трубадуров. Рыцарский роман, его циклы. Тема любви. Идейно-художественные особенности «Романа о Тристане и Изольде».

Крестовые походы и их влияние на формирование рыцарского романа.

Отражение крестовых походов в древнерусской литературе.

Христианские и языческие корни мифа о Граале, генезис цикла романов о Граале. Влияние византийского литургического обряда на образность романа.

2.6. Древнерусские повести о татарском и шведско-ливонском нашествии.

Фольклорные и исторические мотивы в «Повести о битве на реке Калке» (1223).

Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе.

Патриотический пафос жития Александра Невского. Влияние жанра воинской повести на житие.

Легенды о граде Китеже и Индийском царстве.

2.7. Городская литература.

Городская литература, ее бытовой и празднично-смеховой характер. Повествовательные жанры (фаблио, шванки). Драматургические жанры (фарс, соти, миракль, мистерия). Ваганты и их лирика.

«Моление Даниила Заточника» и древнерусское остроумие.

2.8. Литература позднего средневековья на Западе.

«Смерть Артура» Мелори. Сатирический животный эпос. «Роман о Розе» и средневековый аллегорический роман. «Роман о Лисе». Поэзия Франсуа Вийона и традиция вагантов.

2.9. Итальянское возрождение и древнерусская литература периода укрепления русского государства и возвышения Москвы. Влияние западной культуры на Русь.

2.9.1. Проторенессанс и Ренессанс в Италии.

Предвозрождение в Италии. Жизнь и творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия» как философско-художественная энциклопедия средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры. Связь поэмы с аллегорической поэзией средних веков. Композиция поэмы. Образ автора в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Своеобразие изобразительных средств поэмы.

Жизнь и творчество Петрарки. Двойственность его миросозерцания (трактат «О презрении к миру»). «Книга песен», ее тематика, жанровый состав. Влияние «Книги песен» на последующее развитие европейской поэзии.

Жизнь и творчество Боккаччо. «Декамерон», его источники и композиция. Идейно-художественное значение сюжетного обрамления. Основные типы новелл в книге. Прославление душевного благородства человека. Критика фанатизма, суеверий и предрассудков, насмешка над лицемерием духовенства в новеллах.

2.9.2. Древнерусская литература периода укрепления русского государства и возвышения Москвы. Влияние западной культуры на Русь.

Подъем национального самосознания в конце XIV - начале XV в. Историческое значение Куликовской битвы и ее отражение в литературе. Житие Сергия Радонежского. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве».

Творчество Епифания Премудрого. Стиль «плетения словес». «Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым.

Проблема царской власти в «Мутьянском воеводе Дракуле».

«Повесть о взятии Царьграда» в 1453 г. Нестора-Искандера. Влияние греческих эрудитов, вынужденных покинуть Константинополь на становление, идей Гуманизма на Западе.

Новгородская литература XV в.: «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим», ее влияние на романтические повести Гоголя.

Тверская литература XV в.: «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Описание Индии. Особенности языка и стиля.

2.9.3. Высокое возрождение в Италии. Проблема власти и трансляции культуры в европейской и древнерусской литературе.

Характеристика культуры Возрождения в Италии XV в. Кружок Лоренцо Медичи. Творчество Ариосто. «Ученая комедия». Расцвет комедии дель арте. Макиавелли и кризис гуманизма в итальянской литературе XVI в.

Проблема трансляции власти в повестях о «Вавилонском царстве» и «Сказании о князьях Владимирских».

Максим Грек и Савонарола.

Старец Филофей - автор концепции «Москва - третий Рим».

Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного.

2.9.4. Начало книгопечатания в Москве и литература второй половины XVI в.

Начало книгопечатания в Москве и обобщающие литературные произведения: «Великие Четьи Минеи», «Домострой», «Степенная книга».

«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Еразма: темы ума и супружеской верности.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

3.1. Французский гуманизм и Реформация.

Своеобразные черты гуманизма во Франции. Кружок Маргариты Наваррской.

Жизнь и творчество Рабле. История создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Связь романа с народной смеховой культурой. Осмеяние схоластической учености, феодальных войн, религиозного фанатизма. Проблема воспитания в романе. Воплощение идеалов Рабле в образах романа.

Деятельность «Плеяды». Гуманизм лирики Ронсара. Кризис французского гуманизма в творчестве Монтеня.

3.2. Периодизация немецкой литературы эпохи Возрождения.

Риторическая культура и неолатинская литература немецких гуманистов конца XV в. (Цельтис и др.). Роль мистиков (Мейстер Экхарт) в распространении христианского неоплатонизма.

Религиозно-этические взгляды и деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет. Реформация в Германии. Истоки реформационного движения. Жизнь и деятельность Лютера.

«Тиль Эйленшпигель» как авантюрный народный роман. Отражение мифопоэтических и натурфилософских представлений позднего Средневековья в «народных книгах» о Докторе Фаусте.

Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой сатирической дидактики. Возникновение и популярность «литературы о глупцах». Сатира и морализм в «Корабле дураков» Брандта.

Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. Эразм - создатель «христианского гуманизма». «Похвала Глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса и три типа смеха в каждой из трех частей «Похвалы».

3.3. Ренессанс в Англии.

Предшественник английского Возрождения Д. Чосер, его «Кентерберийские рассказы».

«Утопия» Томаса Мора, ее основные идеи и художественные особенности. Развитие английского театра в конце XVI в. Творчество Кристофера Марло.

Загадка личности Шекспира. «Бесконечность» (Гете) и «бездонность» (Пушкин) литературного мира Шекспира.

Жизнь и творчество Уильяма Шекспира. Первый период творчества. Сонеты Шекспира. Исторические хроники. Защита идеи национального государства и критика феодальной анархии. Фальстаф и «фальстафовский фон». Оптимизм мироощущения Шекспира в ранних комедиях. Трагедия «Ромео и Джульетта», характер конфликта и способ его разрешения.

Второй период творчества Шекспира. Отражение в великих трагедиях («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет») кризиса гуманизма и трагизма эпохи Возрождения. «Гамлет» как трагедия свободного разума. Тема искусства в «Гамлете». «Отелло» - трагедия обманутого доверия. «Макбет» - трагедия честолюбия. Своеобразие конфликта трагедии «Король Лир». Трагизм обожествления человека, осуждение эгоистических страстей.

Третий период творчества Шекспира. Жанр трагикомедии. «Буря». Черты барокко.

3.4. Испанский Ренессанс.

Испанский рыцарский и плутовской роман. Жизнь и творчество Сервантеса. Роман «Дон Кихот» как вершина и итог развития ренессансной прозы Испании. «Дон Кихот» как пародия на рыцарский роман. Трагикомическое изображение гуманиста. Дон Кихот и Санчо Панса как социальные типы; воплощение в них разных сторон человеческой «натуры». Гуманистическая критика социальной действительности в романе. Черты Ренессанса и барокко в романе.

Развитие испанской национальной драмы XVI-XVII вв. Творчество Лопе де Вега. Жанровое богатство и разнообразие его драматургии. Комедия «плаща и шпаги», героическая драма «Овечий источник».

3.5. Искусство Северного Возрождения. Демократические тенденции нидерландского искусства. Живопись и архитектура. Работы Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Архитектура Северного Ренессанса.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

4.1. Западноевропейская литература XVII в.

Основные направления в литературе XVII в.: классицизм, маньеризм, барокко.

Барочное направление в испанской литературе XVII в. Религиозно-философские драмы Кальдерона. Направления в английской литературе XVII в. Творчество Мильтона. Реалистическое отражение противоречий немецкой действительности в романе Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус». Роман Гриммельсгаузена и литература барокко.

Классицизм, его связь с рационалистической философией. Нормативность поэтики.

Литература французского классицизма. Творчество Корнеля. Политическая проблематика трагедий Корнеля. Коллизия в трагикомедии «Сид» и ее разрешение.

Жан Расин и второй этап развития классической трагедии. Политические и нравственно-психологические проблемы в его трагедиях «Андромаха» и «Федра».

Творчество Мольера. Идейно-художественное своеобразие комедии «Тартюф». Философские идеи в комедиях «Дон Жуан» и «Мизантроп». Принципы создания характеров.

4.2. Древнерусская литература XVII в.

4.2.1. Бытовая и сатирическая повесть - «Повести о Горе-Злосчастии» и «Повести о Фроле Скобееве». Разрыв с традиционными взглядами на семью, брак, общественные отношения.

4.2.2. Кризис жанра жития. «Житие» протопопа Аввакума: элементы реализма в изображении характеров, бытовых картинах, диалоге.

4.2.3. Проблема барокко в литературе XVII века. Силлабическая поэзия. Школьная драма.

4.2.4. Европейское искусство XVII века. Произведения Хусепе де Риберы, Никола Пуссена, Диего Веласкеса, Пауля Рубенса, Рембрандта, Яна Вермеера Дельфтского. Барокко и классицизм в архитектуре и скульптуре.

Искусство Италии XVII века. Декоративная живопись позднего барокко. Фландрия - один из центров европейского барокко. Голландская живопись XVII в., ее своеобразие. Испанская живопись XVII в. Искусство Франции XVII. Классицизм - ведущее направление в искусстве Франции XVII в.

Развитие бытового жанра в Англии XVII в.

4.2.5. Русское искусство XVII века. Нарышкинское барокко: церковь Покрова в Филях, трапезная, стены и башни Троице-Сергиевой лавры, колокольня, стены и башни Новодевичьего монастыря, стены и башни Донского, Данилова, Спасо-Евфимьева и др. монастырей; соборы в Рязани и Астрахани; 22-главая кижинская церковь.

Иконопись Симона Ушакова.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

5.1. Западноевропейская литература XVIII века. Эпоха Просвещения.

Просвещение - ведущее философское и художественное движение XVIII в. Социально-политическая, морально-философская и эстетическая программа просветителей.

Своеобразие английского Просвещения. Творчество Дефо. Реализм романа «Робинзон Крузо».

Творчество Свифта. Картина английской политической действительности в романе «Путешествия Гулливера». Художественное своеобразие романа: фантастика, аллегория, сатира.

Социально-бытовой роман Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Творчество Стерна и сентиментализм.

Творчество Бернса. Народная основа его лирики.

Идейная направленность французского Просвещения. Творческий путь Вольтера. Сочетание философской тенденции с ироническим авантюрным повествованием в «Философских повестях» Вольтера.

Дидро и энциклопедисты. Реалистические тенденции прозы Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо»).

Критика феодального строя в произведениях Руссо. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как произведение французского сентиментализма.

Исторические задачи немецкого Просвещения. Драматургия Лессинга и создание национального демократического немецкого театра.

Движение «бури и натиска».

Жизнь и творчество Гете. Гете периода «бури и натиска». Лирика Гете. Роман «Страдания молодого Вертера» как лирика в прозе, произведение немецкого сентиментализма и предтеча романтизма. Эстетика романа (отрицание классицизма, призыв к «свободному творчеству»).

Веймарский классицизм.

Жанровое своеобразие «Фауста» (диалогизированная эпическая поэма). Философская проблематика «Фауста». Идейный смысл. Спор Бога и Мефистофеля как выражение противоборства гуманистического и пессимистического начал западной культуры. Сопоставления образов Фауста и Мефистофеля. Прославление труда и творческой деятельности человека в «Фаусте».

Жизнь и творчество Шиллера. Тираноборческий пафос драмы «Разбойники». Антифеодальная направленность драмы «Коварство и любовь». Противопоставление идеала действительности в лирике Шиллера. Тема национально-освободительной борьбы в драме «Вильгельм Телль».

5.2. Западноевропейское искусство XVIII века.

Искусство Италии и Франции XVIII века. Рококо как новый стиль придворного искусства XVIII века. Франция - главный центр искусства рококо. Основные направления западноевропейского искусства конца XVIII-XIX веков. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. и ее влияние на развитие искусства Западной Европы этого периода. Романтизм в Англии и Германии. Реализм - одно из ведущих направлений в изобразительном искусстве Европы XIX века.

Мастерство Франсиско де Гойи и Лусьентеса, Антуана Ватто, Франсуа Буше. Архитектура XVIII в. Парковое искусство. Английский и французский (регулярный) парк.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

6.1. Литература первой трети XVIII в. 1700-1720-е гг. (предклассицизм). Основные жанры, тематика, герои русского классицизма. Поэтика.

6.2. Литература второй трети XVIII в. 1730-1750-е гг. (становление русского классицизма).

Сатиры А. Кантемира. Политическая острота и злободневность. Место и значение деятельности М.В. Ломоносова в истории русской культуры. Оды Ломоносова, их тематика и поэтика. Черты барокко и классицизма в творчестве М.В. Ломоносова.

6.3. Литература последней трети XVIII в. 1760-1790-е гг.

Драматургия. Жанр, композиция, язык комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Значение «Недоросля» для развития русской реалистической драматургии.

Творчество Г.Р. Державина. Гражданская тема в поэзии. Сатирические и философские оды Державина. Жанровое и языковое новаторство поэта.

А.Н. Радищев и русское Просвещение. «Путешествие из Петербурга в Москву». Стиль Радищева, его новаторство, реалистические черты.

Н.М. Карамзин и русский сентиментализм. Тематика, жанры, стиль, язык произведений Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

6.4. Русское искусство XVIII века.

Влияние петровских реформ на развитие русского искусства XVIII века. Формирование новых эстетических запросов, зарождение светского искусства, элементов реализма. Переработка древнерусских традиций и европейских влияний в московской архитектуре конца XVII - начала XVIII в. Строительство Петербурга.

Искусство середины XVIII века. Архитектура. Ансамбли. Живопись. Искусство второй половины XVIII века. Идеи просветительства в России. Особенности русского классицизма и его проявление. Деятельность Петербургской академии художеств. Усадебные ансамбли Подмосковья.

Искусство барокко в портретных работах И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П. Аргунова.

Классицизм в архитектуре (Бартоломео Франческо Растрелли, Василия Ивановича Баженова, Матфея Федоровича Казакова), скульптуре (Федора Ивановича Шубина, Этьена Мориса Фальконе), живописи (Андрея Матвеева, Федора Степановича Рокотова, Дмитрия Григорьевиа Левицкого, Владимира Лукича Боровиковского).

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

7.1. Периодизация литературы XIX в. Значение Великой французской революции XVIII в. Великая Французская революция и появление романтизма. Идеология Романтизма. Романтизм и критический реализм как главные творческие методы в литературе XIX в. Декаданс и модернизм в литературе последней трети XIX в.

7.1.2. Предромантизм, романтизм и становление реализма.

7.1.2.1. Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения.

Иенская группа. Гейдельбергская школа. Сборник песен «Волшебный рог мальчика». «Семейные и детские сказки» братьев Гримм.

Основные этапы творчества Э.Т.А. Гофмана. Проблема художника и тема искусства. Сатира в произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».

Г. Гейне - последний поэт романтизма и первый его критик. Лирический герой «Книги песен». Сатира и публицистика Гейне. Поэма «Германия. Зимняя сказка» как юмористический путевой эпос. Сборник «Романсеро». Гейне в русских переводах.

7.1.2.2. Влияние немецкого романтизма на русскую литературу.

Становление русской национальной культуры в первой четверти XIX века, общественно-литературные общества и кружки, альманахи. Элегически-психологический романтизм К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Философский романтизм Е.А. Баратынского. Мистическое у Н. Гоголя и Гофмана.

7.1.2.3. Английский романтизм, его влияние на русскую литературу.

Поэты «Озерной школы» (Вордсворт, Колридж, Саути).

Связь творчества Байрона с революционно-освободительным движением в Европе. Выступления Байрона в защиту луддитов. Политическая лирика. Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Проблема героя. Мировая скорбь байронического героя в поэме «Шильонский узник».

Взаимопроникновение и противостояние романтизма и реализма в творчестве романтиков.

Роман в стихах «Дон Жуан» - эпическая сатира Байрона. Черты реализма. Байрон в русских переводах.

Философская лирика Шелли. Тираноборческая драма Шелли «Освобожденный Прометей».

Диалог стилей: соотношение классицизма, романтизма и реализма. «Славянофилы» и «западники».

Русский литературный язык. Романтическая поэзия В. Жуковского. А. Грибоедов. Поэзия Е. Баратынского.

А.С. Пушкин, его роль в развитии национальной литературы и языка. Типология романтической лирики Пушкина. Традиция Дж. Байрона в «южных» поэмах Пушкина. Образ героя-современника и «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Мировое значение творчества Пушкина.

Творческая эволюция А. Мицкевича. Вольнолюбивая лирика. Мицкевич в России. «Крымские сонеты». Мицкевич и Пушкин. История и современность в эпической поэме «Пан Тадеуш».

Личность Петра I в поэмах Пушкина 1920-30-х гг. Реалистичность и жанрово-стилевое новаторство «Повестей Белкина», «Дубровского», «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина». Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» и комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» - зарождение русской национальной драматургии.

Наследие М. Лермонтова.

7.1.2.4. Западный исторический роман эпохи романтизма, американские новеллы, детективный жанр.

В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Изображение народных движений в романах «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

Основные этапы французского романтизма и его представители. Возникновение исповедального романа.

В. Гюго. Творческий путь писателя. Предисловие Гюго к пьесе «Кромвель» - манифест французских романтиков.

Гротеск и контраст в эстетике Гюго. Романтическая драма. Антифеодальная и антиклерикальная направленность романа «Собор Парижской богоматери». Гражданская лирика В. Гюго («Возмездие», «Грозный год»). Защита обездоленных в «Отверженных». Изображение революционных боев в 1832 г. Проповедь милосердия.

Становление американской национальной литературы. Романтические новеллы В. Ирвинга.

Ф. Купер - создатель американского исторического романа. Э. По - основоположник детективного и научно-фантастического жанров. Поэзия Э. По в русских переводах.

7.2. Становление и развитие реализма в литературе середины XIX в., влияние традиций романтизма.

7.2.1. Литературное движение 1825-1842 гг. в России.

Искания русской философской, эстетической и политической мысли в последекабрьскую эпоху. Творчество М.В. Лермонтова - выражение национальной судьбы мыслящей России в 1830-40-е годы. Углубление психологизма в поэзии, прозе, драматургии Лермонтова. Н.В. Гоголь как глава «натуральной школы». Истоки его сатиры в русской действительности. Органическая связь «Вечеров на хуторе близ Диканьки» с фольклором. Гротесковая картина фантастически абсурдного мира Петербурга. Реалистическая драматургия Гоголя. «Мертвые души» и творческая судьба поэмы.

7.2.2. Западноевропейский роман второй трети XIX в.

Взаимодействие критического реализма и романтизма. Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное» как критическое изображение французского общества периода Реставрации. Образ Жюльена Сореля. Национально-освободительное движение в Италии и его отражение в новелле «Ванина Ванини» и романе «Пармская обитель».

«Расин и Шекспир» Стендаля - один из манифестов реалистической школы. Романтизм и национально-освободительные движения. Романтический тип личности и миросозерцания, его выражение в искусстве. Культ Наполеона. Наполеон у Гюго и Стендаля. Герой Гюго и Стендаля. Мариус и Жюльен. Реализм - воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации. Предисловие Бальзака к «Человеческой комедии» - определение реализма.

Творчество О. Бальзака - вершина французского критического реализма первой половины XIX в. Замысел создания «Человеческой комедии». Тема всевластия денег. Принципы создания характера в «Человеческой комедии». Проблема молодого человека. Творческий метод романиста.

Эпопея «человеческая комедия» - «Книга Франции XIX века». Жесткие нравы времен Июльской монархии. Поиск поэзии в прозе жизни. Фигура Ростиньняка. Вызов Парижу. Сарказм Бальзака.

Флобер - продолжатель традиции Бальзака. Нравы провинции и Парижа в «Госпоже Бовари».

Мопассан и натурализм. Духовное убожество современников. Реальность угнетающе пошла, а любовь продажна.

Ч. Диккенс - основоположник критического реализма в Англии. Диккенс-юморист. Проблема воспитания в романах «Оливер Твист», «Николас Никльби». Проблематика и система образов романа «Домби и сын». Тема детства и образы детей.

У. Теккерей. Изображение английской буржуазно-аристократической среды в романе «Ярмарка тщеславия». Проблема героя в романе. Особенности композиционного построения.

Г. Флобер. Эстетические взгляды. Тема крушения романтических иллюзий в романе «Госпожа Бовари». Особенности авторской позиции Флобера.

7.2.3. Теория «чистого искусства» на Западе и в России. Ее сторонники и оппоненты.

Флобер о «чистом искусстве».

Теория «чистого искусства». Парнасская школа. Сборник Ш. Бодлера «Цветы зла» и его значение для развития французской поэзии.

Демократизация литературы в поэзии Н.А. Некрасова.

Философская глубина постижения целостного бытия космоса, земной природы и человеческой души в поэзии Тютчева. Пейзажная лирика А.А. Фета, его открытия в поэтике стиха. Традиция «чистого искусства» в творчестве А.К. Толстого, Я. Полонского.

7.2.4. Жанр очерка и становление русского реалистического романа во второй трети XIX в.

Натуральная школа. Роль журналов «Современник», «Русское слово» «Русский вестник» в литературном процессе периода подготовки отмены крепостного права. Идейно-эстетическая программа «Москвитянина».

Утопический роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и полемика с ним в «Записках из подполья» Ф.М. Достоевского.

Тема России и героя времени в творчестве И.С. Тургенева. Романы о дворянской интеллигенции, поэзия «дворянского гнезда» в романах «Рудин», «Дворянское гнездо». «Отцы и дети» и полемика вокруг романа. Обличение «всероссийского застоя» в романах И.А. Гончарова.

7.2.5. Литературная эпоха 1860-х годов (1856-1868) в России.

Влияние отмены крепостного права на развитие культуры России. Эволюция реализма в искусстве. Расцвет реалистического романа: И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.

Социально-нравственная проблематика в романе Гончарова «Обрыв». Ведущая роль А.Н. Островского в развитии реалистической драматургии. Проблема народа и власти - центральная проблема творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество Н.С. Лескова - выражение потребности идеала в литературе этих лет. Художественный анализ трагических катастроф человека и общества, поиск идеального героя у Ф.М. Достоевского («Идиот»). Вклад Л.Н. Толстого-художника в русскую и мировую литературу. Оригинальность концепции личности. Проблема «войны» и «мира», идеалы мирового всеединства в романе-эпопее «Война и мир». Категория соборности в творчестве славянофилов и почвенников (Ф. Достоевского) и ее отношение к категории роевой жизни в творчестве Л. Толстого.

7.3. Литература последней трети XIX в.

7.3.1. Русская литература последней трети XIX в.

Поэма в творчестве Некрасова («Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»). Философские взгляды Достоевского, полифонизм (диалогизм) его романов и мировое значение его творчества. Семейная тема в романе Толстого «Анна Каренина» и в «Подростке» Ф. Достоевского.

7.3.2. Западноевропейская литература последней трети XIX в.

Символистская поэзия П. Верлена и А. Рембо - окно в неведомый мир.

Э. Золя как глава натуралистической школы во Франции. Идея детерминированности характера биологическими факторами и средой.

Цикл романов Э. Золя «Ругон-Маккары». Основные мотивы и композиция цикла. Картины жизни Второй империи в романах «Карьера Ругонов», «Чрево Парижа», «Деньги», «Разгром». Общественная деятельность Золя в 90-е гг.

Мопассан. Тематическое и жанровое своеобразие новеллистики Мопассана. Романы «Жизнь» и «Милый друг» - проблематика и поэтика.

А. Франс. Роман-памфлет «Остров пингвинов». Тема революции в романах Франса «Боги жаждут», «Восстание ангелов».

Р. Роллан. Борьба молодого Роллана за героическое жизнеутверждающее искусство. История и фольклор в романе «Кола Брюньон». Роман «Очарованная душа» и судьбы европейской интеллигенции.

Особенности исторического развития Норвегии и ее литературы в XIX в. Основные литературные направления.

Г. Ибсен. Творческий путь. Философско-эстетическая проблематика пьес 50-х годов («Бранд», «Пер Гюнт»). Проблема героя. Психологические драмы 70-х гг. («Кукольный дом», «Столпы общества»). Драматургическое новаторство Ибсена.

Викторианская Англия. Декаданс и его отражение в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Критический реализм в английской литературе рубежа веков. Дж. Голсуорси. Эстетика писателя. «Сага о Форсайтах», жанр, структура. Конфликт собственности и красоты.

Б. Шоу. Обличительная драматургия 1890-х гг. Философская комедия «Пигмалион». Проблематика пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

Формирование критического реализма в литературе США. М. Твен. Поэзия детских чувств и романтика приключений в романах «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Политические памфлеты.

Творческий путь Д. Лондона. Романтика северных рассказов. Трагедия художника в романе «Мартин Иден».

7.3.3. Литературное движение 1881-1895 гг. в России.

Народная драма Толстого «Власть тьмы», психологическая драма «Живой труп». Широкие обобщения, сочетание комического и трагического начал в коротком рассказе А.П. Чехова. Оригинальность концепции личности драматурга. Традиции европейской «новой драмы» в творчестве Чехова и его влияние на западную драматургию XX века.

7.4. Русское искусство XIX в.

Искусство конца XVIII - первой половины XIX в. Искусство второй половины XIX в. Формирование метода критического реализма. Искусство второй половины XIX века. Расцвет русского реалистического искусства. Бытовой жанр. Историческая живопись. Архитектурные работы Андрея Никифоровича Воронихина, Андреяна Дмитриевича Захарова, Карла Ивановича Росси.

Живопись Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Карла Павловича Брюллова, Александра Андреевича Иванова, Василия Андреевича Тропинина, Алексея Гавриловича Венецианова, Павла Андреевича Федотова, графа Федора Петровича Толстого.

Расцвет реализма в живописи Василия Григорьевича Перова, Ивана Николаевича Крамского, Н.Н. Ге, Алексея Кондратьевича Саврасова, Василия Васильевича Верещагина, В.Д. Поленова, Ф.А. Васильева, Исаака Ильича Левитана, Ильи Ефимовича Репина, Василия Ивановича Сурикова.

7.5. Европейское искусство XIX в.

Романтические картины Эжена Делакруа, Теодора Жерико.

Реалистические тенденции скульптора Огюста Родена, художников Франсуа Милле и Гюстава Курбе, Камиля Коро.

Развитие живописи от романтизму к импрессионизму.

Европейская архитектура XIX в.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

8.1. Литература рубежа XIX и XX веков.

Русская литература Серебряного века. Модернизм (символизм, акмеизм, авангард).

Творчество писателей-реалистов (Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн, И. Бунин, М. Горький, В. Вересаев). Изображение русской деревни, судьбы дворянства в рассказах и повестях И. Бунина 1900-х годов. Социально-философская проблематика рассказов 1910-х гг. Роль Горького в литературном процессе. Философско-религиозное и эстетическое русла в творчестве «старших символистов». Философия В. Соловьева как основной источник устремлений «младосимволистов». Особенности стиля, поэтики «младосимволистов» (А. Белый, А. Блок). Эволюция лирического героя и поэтического стиля А. Блока.

Философско-эстетическая платформа акмеизма. Своеобразие первых книг стихов акмеистов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам). Проблемы традиции в эстетике и поэзии акмеистов.

Поэзия P.M. Рильке. Тема искусства в сборниках «Книга картин», «Сонеты к Орфею». Рильке и Россия.

Футуризм и экспрессионизм в России и за рубежом.

Творчество Ф. Кафки. Проблема отчуждения личности в новелле «Превращение» и в романе «Процесс». Общественная и эстетическая платформа футуризма. В. Хлебников и футуризм. Место В. Маяковского в футуризме.

Г. Уэллс. Проблематика научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Борьба миров». Книга «Россия во мгле». Выступления против фашизма.

Г. Гауптман. Борьба реализма и натурализма в его творчестве. Антифашистская драма «Перед заходом солнца».

8.2. Искусство Серебряного века.

Творчество В.А. Серова, его связь с импрессионизмом; своеобразные манеры М.А. Врубеля, К.А. Коровина, В.Е. Борисова-Мусатова, М.В. Нестерова, скульпторов П.П. Трубецкого, С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной; объединение «Мир Искусства» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, А. Добужинский, Е. Лансере). Второе поколение мирискусников: С. Судейкин, Б. Григорьев, З. Серебрякова, В. Чекрыгин, Н. Рерих, Б.М. Кустодиев.

8.3. Модернизм.

Ранний русский авангард и выставки «Голубая роза» (Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, К. Петров-Водкин); «Бубновый валет»; «Ослиный хвост» и «Мишень».

Памятники архитектуры работы А.В. Щусева, Ф.О. Шехтеля, И.А. Фомина.

8.4. Европейское искусство рубежа XIX и ХХ веков.

Импрессионизм в живописи Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Анри де Тулуз-Лотрека.

Художники-постимпрессионисты Поль Сезанн, Винсент ванн Гог, Поль Гоген.

Черты декаданса и эстетизма в работах художника-иллюстратора Обри Бердслея.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

9.1. Историко-литературный процесс 1920-х годов в России. Поэзия, проза, драматургия (Б. Пильняк, И. Бабель, Е. Замятин, М. Булгаков).

Размежевание творческой интеллигенции на основе отношения к революции. Тема родины и революции в поэзии (поэма Блока «Двенадцать», лирика М. Волошина, М. Цветаевой). Пролеткультовское движение. Новая романная форма в «Голом годе» Б. Пильняка. Идейно-эстетическая борьба в литературе. Литературные группы и объединения.

Проза 1-й половины 1920-х годов. Тема революции и гражданской войны в повестях А. Неверова «Андрон Непутевый», Вс. Иванова «Партизанские повести», цикле новелл И. Бабеля «Конармия», романе М. Булгакова «Белая гвардия», романе-антиутопии Е. Замятина «Мы». Новые тенденции в изображении революции и современности в произведениях 2-й половины 1920-х годов. Эволюция темы интеллигенции, внимание к исследованию внутренних противоречий и драматических судеб в повестях А. Толстого «Голубые города», «Гадюка», романе Л. Леонова «Вор». Конфликт между личностью и обществом, своеобразие его художественного решения в романе Ю. Олеши «Зависть».

Философско-социальная проза А. Платонова, сатирическая проза И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Разнообразие стилей и жанров в поэзии (В. Маяковский и С. Есенин). Эволюция творчества Б. Пастернака. Драматизм лирики А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама. Драматургия. Особенности изображения революции в пьесах К. Тренева, Б. Лавренева, М. Булгакова. Утопизм и сатира в «Клопе» и «Бане» Маяковского.

9.2. Западноевропейская литература ХХ в.

Воздействие событий Первой мировой войны на развитие литературы. Новые черты критического реализма, обновление реалистического искусства.

Модернизм. Изображение автономной внутренней жизни в творчестве Д. Джойса и М. Пруста. Мастерство воспроизведения потока сознания. Воздействие их творчества на современный литературный процесс.

Писатели мира в борьбе против фашизма. Зарубежная литература в период Второй мировой войны. Творчество писателей - участников антифашистского сопротивления (Л. Арагон, П. Элюар, И. Бехер, А. Зегерс и др.).

Критический реализм в немецкой литературе XX в.

Т. Манн и традиции бюргерской культуры. Реализм романа «Будденброки». Тема искусства в новелле «Тонио Крегер». Критика буржуазной цивилизации в романе Т. Манна «Волшебная гора». Новелла «Марио и волшебник» и осуждение в ней идеологии фашизма. Проблема гуманизма в романах «Доктор Фаустус» и «Иосиф и его братья».

Роман Г. Манна «Верноподданный» как образец социально-политической сатиры. Антифашистская публицистика Г. Манна. Философия истории в дилогии о Генрихе IV.

Выступления поэтов-экспрессионистов против войны. Антивоенные романы Э.М. Ремарка.

Литература 30-х гг. в борьбе против нацизма. Роман А. Зегерс «Седьмой крест». Сонеты Бехера как жанр исторического портрета.

Б. Брехт и его теория «эпического театра». Драмы «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея». Драматургическое новаторство и влияние Брехта на мировой театр.

Основные направления во французской литературе после Первой мировой войны. Антивоенный роман А. Барбюса «Огонь».

Критический реализм во французской литературе между двумя мировыми войнами. Жанр семейной хроники в творчестве Роже Мартен дю Гара и Мориака. Тема детства в повести Мориака «Мартышка».

Творчество А. Сент-Экзюпери.

Французская литература в годы борьбы против фашистской оккупации. Поэзия и публицистика Л. Арагона и П. Элюара. Философские романы и драмы Ж.П. Сартра и А. Камю.

Развитие литературы критического реализма после Первой мировой войны. Воспитательный роман С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

Э. Хэмингуэй как писатель «потерянного поколения». Испанская тема в романе «По ком звонит колокол». Философская повесть «Старик и море». Особенности творческого метода Хэмингуэя. Американский юг в изображении У. Фолкнера.

9.3. Обзор литературного процесса в России с 30-х гг. ХХ в. до начала XXI в.

9.3.1. Историко-литературный процесс 1930-х годов.

Смена форм литературной жизни. Проблема жизненной правды в романах о социалистическом строительстве. Эпическая масштабность в изображении судеб народа в переломную эпоху в «Тихом Доне» М. Шолохова. Развитие исторического романа (Ю. Тынянов, А. Чапыгин, В. Шишков). Историческая основа и художественная концепция романа Толстого «Петр Первый». Нравственно-философская проблематика романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Героико-романтическая поэзия (Э. Багрицкий, Н. Тихонов). Философская лирика Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, П. Васильева. Трагический пафос поэмы А. Ахматовой «Реквием», «Воронежских тетрадей» О. Мандельштама. Пьесы о революции и их поэтика. Социально-философская проблематика фантастических пьес М. Булгакова «Блаженство» и «Адам и Ева». Психологический театр А. Афиногенова и А. Арбузова.

9.3.2. Историко-литературный процесс в период Великой Отечественной войны.

Значение публицистики А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга и др.

Первые опыты эпического освещения войны (Б. Горбатов «Непокоренные; А. Бек «Волоколамское шоссе»). Агитационно-массовые, элегические, сатирические жанры в поэзии. Значение поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского.

9.3.3. Историко-литературный процесс конца 1940-х - 1950-х годов («дооттепельный» период).

Возникновение теории «бесконфликтности» в послевоенной литературе. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Новый уровень правды в повестях о войне Э. Казакевича, В. Пановой, В. Некрасова, рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») А. Платонова. Аналитическое начало в литературе о современности («Районные будни» В. Овечкина, «Ухабы» В. Тендрякова). Натурфилософская лирика Н. Заболоцкого. Молодая поэзия. Художественное исследование прошлого в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Лирическое в прозе и поэзии. Повесть В. Солоухина «Владимирские проселки», лирика Н. Асеева, В. Луговского, Я. Смелякова. Реальные жизненные конфликты и характеры в пьесах В. Розова, А. Арбузова, А. Володина.

9.3.4. Современный литературный процесс в России.

9.3.4.1. Особенности литературного процесса в 1950-60-е годы.

Основные тенденции развития поэзии, прозы, драматургии в данный период. Новая социокультурная ситуация периода «оттепели».

9.3.4.2. Поэзия 1960-х гг. «Тихая лирика» (Н. Рубцов) и «эстрадная поэзия» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина).

Национальные традиции в «тихой лирике». Социальная критика, гражданский пафос «эстрадной поэзии».

9.3.4.3. Эволюция литературы в 1960-е - первой пол. 1980-х гг. «Военная», «деревенская», «городская» проза.

Развитие фронтовой темы, углубление принципа историзма, внимание к личности и психологии человека, проблемы нравственного выбора в повестях В. Быкова («Сотников»), В. Кондратьева («Сашка»). Социальная и философско-нравственная проблематика рассказов и повестей о жизни деревни (Б. Можаев, В. Белов, В. Шукшин, В. Распутин, В. Астафьев). Своеобразие стиля писателей-«деревенщиков». Проблема исторической памяти и нравственности в прозе А. Битова, Ю. Трифонова, Ч. Айтматова.

9.3.4.4. Новации в поэзии 1980-90-х гг. «Лианозовская школа» и концептуализм.

Постмодернистские тенденции в поэзии (Вс. Некрасов, Д.А. Пригов, И. Иртеньев и др.).

9.3.4.5. Русская литература на рубеже ХХ и ХХI веков. Проза и драматургия концептуалистов. Массовая литература.

Постмодернистские тенденции в прозе (В. Пелевин, В. Сорокин, В. Нарбикова). Проблемы современности в пьесах Л. Петрушевской («Три девушки в голубом»). Становление жанра детектива (Б. Акунин).

9.4. Русское искусство ХХ века.

Общая характеристика художественной жизни России конца XIX - начала ХХ в. Основные стилистические направления: модерн, неоклассицизм, поиски национального стиля. Футуризм и начало абстракционизма.

Абстракционизм В.И. Кандинского, супрематизм К.С. Малевича. Конструктивизм В.Е. Татлина, Л.И. (Эль) Ливицкого, А.М. Родченко. Иррациональный авангард Н.Ф. Филонова. Реализм и монументальная пропаганда.

Архитекторы-конструктивисты братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, К.С. Мельников.

История и судьба социалистического реализма: сталинская эпоха, оттепель, застой, перестройка.

Постсоветский период. Соц-арт.

9.5. Европейское искусство ХХ века.

Основные направления и тенденции развития зарубежного искусства ХХ века. Стиль модерн в искусстве ХХ века национальная романтика и неоклассика. Реализм. Примитивизм. Софизм. Экспрессионизм. Кубизм. Футуризм. Модернизм. Абстрактное искусство. Сюрреализм. Поп-арт и оп-арт. (Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, точнее, его разновидности - геометрической абстракции). Неореализм. Концептуализм.

Европейская скульптура ХХ века. Архитектурные принципы ХХ века.

Художественные движения в других странах Западной Европы, Северной Америки, Австралии, Современные и национальные течения в искусстве стран Восточной и Западной Европы.

Женские портреты Амадео Модильяни.

Художники-экспрессионисты Карл Шмидт-Ротлуф, Эрих Хеккель, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде.

Участие в кружках дадаистов Макса Эрнста, Амадео Модильяни, Франсиса Пикабиа, скандальные экспонаты Марселя Дюшана; «охудожествление» бытовых предметов.

Сюрреалистический период творчества художников Макса Эрнста, Рене Магритта, Хоана Миро, Сальватора Дали.

Фовизм и кубизм в творчестве Анри Матисса, Рауля Дюфи, А. Марке, Жоржа Руо, Жоржа Брака.

Скульптурные композиции Генри Мура.

Близкий к постмодернизму в литературе - поп-арт - и творчество Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона.

Постмодернизм 1980-90-х гг. Феномен кино. Мировой кинематограф: школы и направления, традиции и новации. Технологическая база образования новых форм искусства. Искусство кино в современной коммуникативной ситуации.

Форма текущего контроля успеваемости: ТЕСТ.

Форма итогового контроля успеваемости: ТЕСТ И КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

© Центр дистанционного образования МГУП