Московский государственный университет печати

Герасимова С.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История искусства и литературы»

для направления подготовки 031600 - «Реклама и связи с общественностью»


Герасимова С.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «История искусства и литературы»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

2.

Содержание дисциплины

2.1.

ТЕМА 1. Культура и искусство с древнейших времен

2.2.

ТЕМА 2. Искусство и литература Средних веков и Возрождения

2.3.

ТЕМА 3. Французский, немецкий, английский и испанский Ренессанс. Северное Возрождение

2.4.

ТЕМА 4. Искусство и литература XVII в.

2.5.

ТЕМА 5. Западноевропейская литература и искусство XVIII века. Эпоха Просвещения

2.6.

ТЕМА 6. Классицизм, барокко и сентиментализм в русской литературе и искусстве XVIII века

2.7.

ТЕМА 7. Искусство и литература XIX века

2.8.

ТЕМА 8. История искусства и литературы рубежа XIX и ХХ веков

2.9.

ТЕМА 9. Искусство и литература ХХ века

3.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

4.

Примеры заданий промежуточного/итогового контроля

5.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.

Контрольная работа

6.1.

Введение

6.2.

Темы контрольных работ

7.

Формы контроля

    Тема 1

  1. Троянская война и ее отражение в археологических находках Г. Шлимана.
  2. Краснофигурные и чернофигурные вазы, типы древнегреческих сосудов.
  3. О чем говорят фронтоны Парфенона?
  4. Каков идеал человека в древнегреческой культуре?
  5. Назовите типы античных храмов.
  6. Опишите устройство и репертуар древнегреческого театра.
  7. Литература времени утверждения империи при Октавиане Августе.
  8. В чем сходство «Энеиды» Вергилия с гомеровским эпосом?
  9. Форум и Колизей как памятники архитектуры. Их роль в жизни Рима.
  10. Тема 2

  11. Жанры древнерусской литературы.
  12. Жанр и символика «Слова о Законе и Благодати».
  13. Типология житий.
  14. Иконографические каноны.
  15. Тенденциозность и беспристрастность древнерусских летописей.
  16. Символика древнерусских соборов.
  17. Византийские традиции в русской архитектуре и иконописи.
  18. Чем отличается рыцарь героического эпоса от героя рыцарских романов средневековья?
  19. Что такое «куртуазность»?
  20. Средневековые соборы: романский стиль и готика.
  21. Замковая и дворцовая архитектура средневековья.
  22. Героическое в образе Игоря и Роланда.
  23. Четыре солнца в «Слове о полку Игореве».
  24. Считает ли себя автор «Слова о полку Игореве» историком и почему?
  25. Какие древнерусские памятники повествуют о татарском и шведско-ливонском нашествии?
  26. Периодизация Возрождения.
  27. Проторенессанс в творчестве Данте и Джотто.
  28. Структура ада у Данте.
  29. Чем дантовский ад отличается от чистилища?
  30. Сонет в ренессансной лирике.
  31. Идеал человека в «Декамероне» Боккаччо.
  32. Афанасий Никитин и авантюристы Боккаччо.
  33. Монументальная живопись и иконопись Древней Руси.
  34. Св. Максим Грек и Савонарола.
  35. Роль Савонаролы в жизни Боттичелли, Микеланджело, Лоренцо Великолепного.
  36. Картины художников эпохи Возрождения в отечественных музеях.
  37. Почему Возрождение называется эпохой титанов?
  38. Значение Платоновской академии для эпохи Ренессанса.
  39. Живописная манера Дионисия.
  40. Государь Макиавелли и Иван Грозный.
  41. Тема 3

  42. Смеховая культура в творчестве Рабле.
  43. Юмор и сатира Эразма Роттердамского.
  44. Своеобразие Северного Возрождения.
  45. Кризис гуманизма в трагедии Шекспира «Гамлет».
  46. Трагедии Шекспира на современной сцене.
  47. Комедии Шекспира на современной сцене.
  48. В.С. Белинский и И.С. Тургенев об образе Гамлета.
  49. «Дон Кихот» Сервантеса в иллюстрациях.
  50. Творчество Сервантеса в контексте искусства Золотого Века Испании.
  51. Сервантес и Эль Греко.
  52. Тема 4

  53. Что такое маньеризм?
  54. Что такое барокко?
  55. Что такое классицизм?
  56. Назовите представителей этих стилей.
  57. Можно ли назвать английскую литературу XVII в. барочной? Почему?
  58. Охарактеризуйте эстетические принципы классицизма.
  59. Какова история создания комедии Мольера Ж.-Б. «Тартюф»?
  60. Исчерпываются ли характеры этой комедии принципами классицизма? Обоснуйте свой ответ.
  61. Какие комедии Мольера Ж.-Б. вы смотрели на современной сцене?
  62. Что такое «нарышкинское барокко»?
  63. Какие изменение произошли в живописи XVII в.?
  64. Остались ли в жизнеописании Аввакума черты жития?
  65. Тема 5

  66. Можно ли считать Робинзона Крузо идеальным героем литературы Просвещения?
  67. Прав ли Свифт, утверждая, что цивилизация - источник всех зол на земле?
  68. Какие картины Гейнсборо вам более всего понравились?
  69. Почему французских просветителей называют энциклопедистами?
  70. Цивилизация и естественный человек в философской повести Вольтера «Кандид».
  71. «Страдания юного Вертера» Гете как сентименталистский роман.
  72. Откуда заимствовал Гете сюжет о Фаусте и как его переосмыслил?
  73. Гете и культура Просвещения.
  74. Чьи баллады, Гете или Шиллера, вам больше нравятся? В чем жанровое своеобразие их баллад?
  75. Кто из художников иллюстрировал «Фауста» Гете?
  76. Можно ли считать Гойю предромантиком? Почему?
  77. Тема 6

    1. Какие стили русской литературы XVIII века вам известны? Каковы их принципы? Назовите писателей, работавших в каждом из стилей, и их произведения. 2. Какая система жанров присуща классицистической литературе XVIII века? 3. Опишите жанровую систему сентиментализма. 4. Назовите основные особенности классицистической драмы. 5. В каких стилях работали русские художники, скульпторы и архитекторы XVIIIвека? Назовите их имена и созданные им памятники и картины. 6. Каких портретистов XVIII века вы знаете? 7. Что такое «исторический жанр» в живописи?

    Тема 7

  78. Московский ампир.
  79. Скупцы и таланты в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.
  80. Медный всадник в литературе и скульптуре.
  81. Лицо и маска в «Маскараде» Лермонтова.
  82. Невский проспект в литературе и архитектуре.
  83. Тема маленького человека в повестях Гоголя «Портрет» и «Шинель».
  84. Поэзия усадебной жизни в романах Тургенева («Дворянское гнездо») и Гончарова («Обыкновенная история»).
  85. Русская архитектура первой трети XIXв.
  86. Русские женщины в творчестве Некрасова.
  87. Русская романтическая живопись.
  88. Место театра в культурной жизни России середины XIX века. Драматургия А. Островского («Лес», «Бесприданница»).
  89. Психологический портрет в романе Ф. Достоевского «Идиот» и в русской реалистической живописи.
  90. Трагедия Анны Карениной в романе Л. Толстого.
  91. Черты новой драмы в творчестве А. Чехова.Скупцы и таланты в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.
  92. Медный всадник в литературе и скульптуре.
  93. Лицо и маска в «Маскараде» Лермонтова.
  94. Невский проспект в литературе и архитектуре.
  95. Тема маленького человека в повестях Гоголя «Портрет» и «Шинель».
  96. Поэзия усадебной жизни в романах Тургенева («Дворянское гнездо») и Гончарова («Обыкновенная история»).
  97. Русская архитектура XIXв.
  98. Живопись передвижников как средство пропаганды искусства.
  99. Европейская живопись: от романтизма к импрессионизму.
  100. Европейские поэты-романтики.
  101. Романтическая ирония в сказках Гофмана.
  102. Бальзаковский тип героя.
  103. «Ярмарка Тщеславия» Теккерея - роман без героя.
  104. Тема 8

  105. Эстетизм О. Уайльда.
  106. Поэзия Серебряного века.
  107. Реклама в творчестве В. Маяковского. «Облако в штанах».
  108. Русский авангард и его мировое значение.
  109. Тема 9

  110. Судьба русского человека в творчестве А. Твардовского.
  111. Малая проза А.И. Солженицына.
  112. Притча в творчестве Кафки.
  113. Литература потерянного поколения.
  114. Эпический театр Брехта.
  115. Сюрреализм в искусстве рекламы.
  116. Искусство соц-арта.
  117. Современная русская проза.
  118. Человек смеющийся в рекламном искусстве.

© Центр дистанционного образования МГУП