Московский государственный университет печати

Герасимова С.В.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История искусства и литературы»

для направления подготовки 031600 - «Реклама и связи с общественностью»


Герасимова С.В.
Методическое руководство по изучению дисциплины «История искусства и литературы»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

Введение в курс

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

2.

Содержание дисциплины

2.1.

ТЕМА 1. Культура и искусство с древнейших времен

2.2.

ТЕМА 2. Искусство и литература Средних веков и Возрождения

2.3.

ТЕМА 3. Французский, немецкий, английский и испанский Ренессанс. Северное Возрождение

2.4.

ТЕМА 4. Искусство и литература XVII в.

2.5.

ТЕМА 5. Западноевропейская литература и искусство XVIII века. Эпоха Просвещения

2.6.

ТЕМА 6. Классицизм, барокко и сентиментализм в русской литературе и искусстве XVIII века

2.7.

ТЕМА 7. Искусство и литература XIX века

2.8.

ТЕМА 8. История искусства и литературы рубежа XIX и ХХ веков

2.9.

ТЕМА 9. Искусство и литература ХХ века

3.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

4.

Примеры заданий промежуточного/итогового контроля

5.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.

Контрольная работа

6.1.

Введение

6.2.

Темы контрольных работ

7.

Формы контроля

В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить одну контрольную работу. Темы контрольных работ студенты выбирают по своему усмотрению из тем, предложенных в соответствующих разделах этой методической разработки.

В условиях дистанционного обучения очень важна самостоятельная работа студента, и письменная работа - одна из эффективных форм усвоения материала. При выполнении контрольной работы студент имеет возможность глубже изучить раздел курса, приобрести навыки работы с научной литературой, научиться анализировать художественное произведение.

Прежде чем приступить к изучению материала по избранной теме, студенту следует ознакомиться с методическими указаниями к ней, определить цель и порядок выполнения предстоящей работы. Произведение или ряд произведений, подлежащих анализу, следует рассматривать не изолированно, а в контексте литературного процесса, в связи с развитием творчества писателя. Необходимо определить место того или иного произведения в творческой эволюции автора.

Контрольная работа не должна сводиться к аннотации прочитанного произведения, не следует в ней увлекаться цитированием и компиляцией различных научных источников. Приветствуется самостоятельный анализ текста, опирающийся на историю его изучения, на знакомство с посвященными ему научными трудами.

Работу можно разделить на две части, где первая - будет посвящена обзору литературоведческих исследований, посвященных изучению выбранной темы. Во второй части следует проявить способность находить наименее исследованные аспекты интересующей темы и умение предлагать самостоятельные интерпретации.

Для этого нужно четко сформулировать свою, более узкую, но неизученную проблему в контексте общей проблемы.

Анализ должен быть конкретным, выводы работы следует подтверждать примерами из текста. Контрольная работа должна быть четкой по построению, грамотной. Обратите внимание на правильное оформление работы, так как это одно из проявлений общей культуры студента. Каждая цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой на источник. В сносках указываются источники: автор, название книги, место издания, издательство, год издания, страницы.

Работе должен предшествовать краткий план, в конце работы следует поместить список прочитанной литературы, который составляется по алфавитному принципу.

Объем контрольной работы - не менее 25 листов формата А4, напечатанных на компьютере с интервалом 1,5 - 14 шрифтом (кеглем). Контрольную работу следует присылать до конца мая текущего года обучения, чтобы в случае необходимости ее можно было бы дополнить и переработать по указанию преподавателя. Студенты, не выполнившие контрольные работы, к итоговому тесту не допускаются.

При изучении литературы 1920-х годов особое внимание необходимо уделить вопросам идейно-эстетической борьбы различных группировок. Но по-настоящему разобраться в литературе этого десятилетия студентам поможет вдумчивое чтение произведений А. Платонова, М. Булгакова, Б. Пастернака, М. Шолохова, Е. Замятина и других значительных писателей.

Опираясь на словарь литературных терминов, вспомните основные литературоведческие понятия, которые вам пригодятся при написании работы. Грамотно используйте литературоведческие и искусствоведческие термины. Помните, например, что к средствам создания художественного образа в литературе относятся портрет, речевая характеристика, поступки героя, характеристика его другими персонажами, его отношение к природе, интерьер, бытовые детали и др.

Тематика контрольных работ отражает основные разделы программы, творчество тех писателей, в произведениях которых воплотились наиболее существенные черты литературы XIX-ХХ в.

Тема 1. Древнегреческий театр: архитектура и репертуар

Тексты:

  1. Эсхил. Прометей прикованный
  2. Софокл. Антигона или Эдип-царь
  3. Еврипид. Медея или Ипполит

Научная литература:

  1. Античная литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014 ноября 2014 г.
  2. Античность и культура Серебряного века / отв. ред., сост. Е.А. Тахо-Годи. - М., 2010.
  3. Античность. Литература и искусство. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2004.
  4. Бирюкова Н.В. История архитектуры. - М., 2011.
  5. Гиленсон Б.А. История античной литературы. В 2-х кн. - М., 2002.
  6. Лосев А.Ф. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 2005.
  7. Любкер Фридрих. - Реальный словарь классических древностей. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2007.
  8. Миф в культуре возрождения / отв. ред. Л.М. Брагина. - М., 2003.
  9. Мифы народов мира. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2006.
  10. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М., 2000.

Раскрывая происхождение античного театра, следует связать его генезис с дионисийскими празднествами. Целый ряд современных театральных терминов заимствован из античного театра. Раскройте содержание таких понятий, как «театр», «драма», «трагедия», «комедия», «скена», «орхестра», «эксод», «парод», «стасим» и др. В чем сходство устройства греческого театра с современной театральной архитектурой и с чем их различие?

Почему древнегреческие авторы трагедий Эсхил, Софокл и Еврипид обращались в поисках сюжетов к мифологии?

Какие мифы, использованные ими, вам известны?

Что изменили античные драматурги в древних мифах?

В заключение проанализируйте проблематику одной из древнегреческих трагедий.

Сопроводите свой рассказ об античном театре картинами художников, создающих образы героев древних трагедий. Что общего у живописи и литературы в понимании характеров трагедийных героев?

Тема 2. Повесть М.Н. Карамзина «Бедная Лиза» и ее роль в литературном процессе конца XVIII - первой трети XIX века

Тексты:

  1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза (любое издание).
  2. И.В. Гете. Страдания юного Вертера (любое издание).

Научная литература:

  1. Антология сентиментальной прозы. (Любое издание).
  2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (любое издание).
  3. Гуковский Г. Русская литература XVIII века. - М., 2003.
  4. Исторический лексикон. XVIII век. Энциклопедия. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2004.
  5. История искусства. В 2-х тт. - М.: Белый город, 2012.
  6. Карамзинский сборник: Россия и Европа: диалог культур: сб. ст. / Ульянов. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова; отв. ред. И.Н. Шаврыгин. - Ульяновск, 2001.
  7. Карамзин: pro et contra: личность и творчество Н.М. Карамзина в оценке русских писателей, критиков, исследователей: антология / сост. Л.А. Сапченко. - СПб., 2006.
  8. Лотман М.Ю. Сотворение Карамзина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_karam/04.php, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014 г.
  9. Русская литература XVIII века. Сентиментализм / сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа: Вече, 2006.
  10. Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. XVIII век. - М., 2006.
  11. Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. Первая половина XIX века. - М., 2006.
  12. Пронин В.А. Иоганн Вольфганг Гете, его современники и последователи. - М., 2014.

Определяя значение творчества и общественной деятельности Карамзина, Белинский, в частности, писал, что в его повестях «изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта».

Анализируя повесть, особое внимание обратите на психологизм характеров и поступков героев. В чем новаторство изображения отношений Лизы и Эраста? Как показана эволюция их отношений? Объясните социальные и нравственно-психологические причины охлаждения Эраста. В чем драматизм судьбы Лизы? Почему автор надеется, что их души встретились за пределами земной жизни? Определите особенности стиля повести. Покажите значение повести для своего времени и для дальнейшего развития русской прозы. Почему повесть вызвала такой резонанс среди читающей публики?

Какой роман Гете повлиял на творческий замысел Карамзина? В чем проявилось это влияние?

Приведите 1-2 примера последователей и подражателей Карамзина во второй половине XVIII века.

Всегда ли у сентименталистских повестей и романов трагическая развязка? Что делает героев счастливыми или несчастными?

Какие разновидности сентиментализма вам известны?

Как проявился сентиментализм в других видах искусства (в живописи, в театральных постановках), в быту и повседневном поведении людей? Сопоставьте манеру Карамзина (портрет, пейзаж) с живописью художников-сентименталистов.

Обратите внимание на традиции Карамзина и одновременно спор с ним в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина.

Тема 3. Библейские мотивы в творчестве А.С. Пушкина

Текст: А.С. Пушкин. Собр. соч. (любое издание).

Научная литература:

  1. Белый А.А. Пушкин в шуме времени. - СПб., 2013.
  2. Библия и искусство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://palomnic.org/art/, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 г.
  3. Богословская энциклопедия. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2005.
  4. Византийское искусство. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2006.
  5. Дунаев М. Православие и русская литература. В 6 тт. - М., 1996-2002.
  6. Духовный потенциал русской классической литературы. - М., 2007.
  7. Евангельский текст в русской литературе XVIII-ХХ вв. Сборник статей. - Петрозаводск, 1990-2013 гг. (продолжающееся издание). // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smalt.karelia.ru//~filolog/journal/2013.htm, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 г.
  8. Ильин А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. - Ярославль, 2000.
  9. Искусство средних веков. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2005.
  10. Лепахин В.В. Икона и иконичность. - Сегед, 2000.
  11. Минаков А. Русская партия в первой четверти XIX века. - М., 2013.
  12. Народы и религии мира. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2007.
  13. Православная икона. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2000.
  14. Пушкин и Православие / сост. В.А. Алексеев. - М., 2007.
  15. XXI-XXVII Пушкинские чтения. Сборник научных трудов / сост. В.В. Молчановский. - М., 2001-2013 гг.

Библейские образы и мотивы, пронизывающие все творчество Пушкина, легко и адекватно понимаемые, и воспринимаемые его современниками, в XX веке зачастую проходили мимо восприятия читателей. Преувеличивался и атеизм самого поэта, увлекавшегося им лишь в юные годы и полностью преодолевший его в период ссылки в Михайловском. Обратите внимание на библейскую первооснову таких стихотворений, как «Пророк», «Зачем ты послан был, и кто тебя послал?..» (1824), «В крови горит огонь желанья...» (1826), использование молитв в таких стихотворениях, как «Бог помочь Вам...» (1827), И.И. Пущину (1826), трагедии «Борис Годунов», «Я слышал в келии...».

Уясните духовный и литературный смысл стихотворной переписки Пушкина и митрополита Филарета «Дар напрасный, дар случайный...», «В часы забав иль праздной скуки...».

В стихах последних лет прослеживаются мотивы исповеди, покаяния, готовности принять смерть: «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Чудный сон мне Бог послал...». В заключение остановитесь на эволюции религиозных воззрений поэта, отразившихся в его творчестве.

Вспомните гравюры (офорты) Гюстава Доре на библейские сюжеты. В картинах каких художников также появляются библейские мотивы? Можно ли некоторые гравюры Доре использовать в качестве иллюстраций к произведениям Пушкина, развивающим библейские мотивы.

Чем отличаются трактовки библейских сюжетов в литературе (у Пушкина), иконописи и живописи и есть ли у них что-то общее?

Тема 4. Портретное мастерство Бальзака и французских художников первой половины XIX в.

Тексты: Бальзак О. Отец Горио. Гобсек. Шагреневая кожа. Евгения Гранде.

Научная литература:

  1. Басин Е.Я. Искусство и взгляд. - М., 2013.
  2. Бахтин М.М. Автор и герой. - СПб., 2000.
  3. Берковский Н. Статьи и лекции по зарубежной литературе. - СПб., 2002.
  4. Западноевропейское искусство. Реализм середины XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva/41.htm, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 г.
  5. Литература Западной Европы XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 г.
  6. Михайлов А.Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста: Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX вв.). В 3-х тт. - М., 2009-2011. - Т. 2. - М., 2010.
  7. Романтизм во французском искусстве первой половины XIX века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva/41.htm, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 г.
  8. Сиприо П. Бальзак без маски. - М., 2003.
  9. Портрет. CD-ROM. - М.: DirectMedia, 2000.
  10. Тайяндье Франсуа. Бальзак. - М., 2013.
  11. Цвейг С. Бальзак. (Любое издание).
  12. Шедевры Мировой Живописи. 11 111 репродукция. DVD-ROM. - М.: DirectMedia, 2004.
  13. Эко У. Красота романтическая и красота романическая // Эко У. История красоты. - М.: Слово, 2010.

Величайший критический реалист первой половины XIX в. Оноре де Бальзак (1799-1859) родился в один год с Пушкиным и тоже прошел путь от романтизма к реализму. Оноре де Бальзак (1799-1859) создал цикл произведений «Человеческая комедия», куда вошло около ста романов и новелл. Некоторые его персонажи, такие, как Растиньяк, Вотрен, Гобсек, Максим де Трай фигурирует в нескольких произведениях. Бальзак наделяет своих героев сильными страстями и яркой, запоминающейся внешностью. Потреты передают внутренний мир героя: его стремления, его сакральные желания и все падения и взлеты, пережитые им. Во внешнем обличье Бальзак подчеркивает типичные черты. Нередко Бальзак сравнивает облик персонажа с портретами великих живописцев. Каким персонажам Бальзак нашел живописные прототипы? Чем они дополняют созданный Бальзакам образ.

Изучите альбом с живописью художников первой половины и середины XIX века. Подберите работы художников, которыми вы могли бы проиллюстрировать страницы Бальзака. Объясните свой выбор.

Каким предстает француз первой половины XIX века на картинах и в романах Бальзака? Дайте его психологическую, социальную характеристику, опишите его круг интересов, отношение к любви, карьере и др. Какими духовными и материальными ценностями он живет. Чем отличаются бальзаковские герои от тех, что представляет нам живопись?

Учтите, что во французской живописи столь ярко выражено реализма, известного нам по картинам передвижников, и стремящегося разрешить насущные социальные проблемы, не было. Социальный пафос скорее звучит в картинах романтиков, например, Делакруа.

Есть ли что-то общее у Бальзака с художниками-романтиками? Или ему ближе художники-реалисты? Чем бальзаковское отношение к страсти отличается от присущего романтикам?

На примере одного или нескольких произведений раскройте приемы и средства создания портретных характеристик, используемые создателем французской реалистической прозы.

В заключение остановитесь на скульптурном изображении самого Бальзака, созданном Огюстом Роденом. Как в памятнике отразился внешний облик Бальзака и его творческий порыв?

Тема 5. Товарищество передвижных художественных выставок в развитии русской живописи. Связь живописи и литературы

Тексты: Некрасов Н.А. Лирика (прежде всего циклы «На улице», «О погоде»). Мороз красный нос. Кому на Руси жить хорошо.

Научная литература:

  1. Дмитриева Н.А. Передвижники и импрессионисты // Искусство. - М., 2004.
  2. Ермилова Г.Г. От Гоголя до Набокова: Статьи о русской литературе. - Иваново, 2007.
  3. Ермильченко Н.В. Передвижники. - М., 2006.
  4. Из истории филологии: К 85-летию Г.В. Краснова. - Коломна, 2006.
  5. Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. В 3 тт. - СПб., 2006-2009.
  6. Манин В.С. Передвижничество // Манин В.С. Русская живопись XIX века. - М., 2005.
  7. Некрасовский сборник. XIII. - М., 2001. - XIV. - М., 2008.
  8. Скатов Н.Н. Некрасов. - М., 2005.

Как зародилось товарищество передвижников? Почему оно так называлось? Кто входил в товарищество? Назовите его главного идеолога. Какие цели ставили перед собой передвижники? Охарактеризуйте устав общества; новаторство и эстетическое кредо передвижников. Удалось ли им создать народное искусство?

Следили ли передвижники за искусством других стран Европы? Повлияли ли на их творчество импрессионисты? Можно ли утверждать, что передвижники остались убежденными реалистами.

Для каких картин передвижников характерна критическая тенденция, изображение бедности и красоты народного быта, страдания и стойкости перед лицом жизненных невзгод, мужества и силы характера? На картинах каких художников отразилось богатство и величие русской природы; героические страницы национальной истории, образы русской народно-сказочной фантазии? Кто из передвижников был мастером социально-бытового портрета?

Охарактеризуйте цветовую гамму, передачу световоздушной среды, художественные приемы передвижников.

Сделайте обзор творчества Ивана Николаевича Крамского, Василия Григорьевича Перова, Алексея Кондратьевича Саврасова, Василия Дмитриевича Поленова, Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича, Левитана, Виктора Михайловича Васнецова и др. (одного или нескольких авторов по выбору).

Какие сцены из книг современных передвижникам писателей можно проиллюстрировать их картинами?

Как соотносились сюжеты картин передвижников с произведениями современной им литературы? Сравните картины В.Г. Перова «На могиле сына», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы» со стихами и поэмами Некрасова.

Как интерес к обыкновенной жизни выразился у передвижников в пейзажной живописи? Рассмотрите картины А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, Ф.А. Васильева. Как выглядит у этих художников родная природа? Какие ее стороны они подчеркивают? Сравните живописные пейзажи с поэтическим пейзажем Некрасова.

Укажите значение творчества передвижников в развитии русской живописи.

Тема 6. Пространство и время в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Живописные параллели к роману

Текст: И.С. Тургенев. Дворянское гнездо (любое издание).

Научная литература:

  1. Ананьева А.В., Веселова А.Ю. Сады и тексты. - Новое литературное обозрение. - М., 2005. - № 75.
  2. Литературные архетипы и универсалии. - М., 2001.
  3. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб., 2002.
  4. Моруа А. Тургенев. - М., 2001.
  5. Постникова H.H. Тема Германии и ее связь с романтической традицией в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Русская литература в большом и малом времени. Вологда, 2000. С. 46-62.
  6. Русская живопись. DVD-ROM. - М.: DirectMedia, 2007.
  7. Русская повесть как форма времени / Сб. статей под ред. А.С. Янушкевича. - Томск., 2002.
  8. Чернов Н.М. Провинциальный Тургенев. - М., 2003.

В созданном в 1858 году «Дворянском гнезде» уже полностью сложилась своеобразная и очень устойчивая форма тургеневского романа, среди основных особенностей которого было весьма оригинальное и специфичное воспроизведение времени и пространства.

Определите фабульное время романа и способы его расширения: рассказ о формировании характеров героев с учетом не только его личных качеств, но и генетических, родовых. Как название «Дворянское гнездо» связано с этими особенностями? Какое значение для понимания характеров Лизы Калитиной и Лаврецкого имеет родословная их семей? Каков смысл локальной ограниченности временной протяженности в романе? Обратите внимание на роль пейзажа в раскрытии смысла произведения и характеров героев. Определите своеобразие лиризма произведения. Отметьте в заключение, в чем смысл эпилога романа.

Подберите картины современных Тургеневу художников, которыми вы могли бы использовать в качестве иллюстраций к ключевым сценам романа «Дворянское гнездо».

Тема 7. Изображение катастрофы в романе И.А. Гончарова «Обрыв» и на картинах современных ему художников. Влияние живописи на романы И.А. Гончарова

Текст: Гончаров И.А. Обрыв. - М., 2000.

Научная литература

  1. Айхенвальд Ю.И. Гончаров / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/goncharov/aihenv_goncharov.html, свободный. Дата обращения: 12 нобря 2014 г.
  2. Гончаров И.А. Материалы международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. - Ульяновск, 2003.
  3. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гочарова. (Любое издание) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0070.shtml, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014.
  4. Ермакова Н.Л. Иван Александрович Гончаров. - Иваново, 1997.
  5. Краснощекова Е.А. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. - СПб., 1997.
  6. Литературное наследство. Т. 102. И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования. - М., 2000.
  7. Лошиц Ю. Гончаров. - М., 2000.
  8. Мельник В.И. Гончаров и православие. - М., 2008.
  9. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. - М., 2002.
  10. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/nedzvedsky-91.htm, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014.
  11. Соколова И.А. Вкус коллекционера. Голландская и фламандская живопись XVI-XVII веков. - СПб., 2006.

В своем последнем романе «Обрыв» Гончаров стремится показать пробуждение новых свежих сил в обществе на фоне ее неподвижной патриархальности. Роман многопланов и сложен, и название «Обрыв» есть символ отношения Гончарова к происходящему, его оценка новых веяний в обществе и горечь расставания с прошлым.

Дружинин усматривал влияние фламандской (нидерландской) школы живописи на роман «Обломов». Заметно ли это влияние на «Обрыв»?

Осмысляя символику названия, покажите роль и развитие этого образа в сюжете произведения и его проекцию на судьбы героев. Какие еще образы-символы представляют разрушительные силы в романе? Каковы символы возрождения, надежды?

Как фламандское начало соотносится с темой обрыва?

Есть ли в современной Гончарову живописи картины, в которых также запечатлены разрушительные силы природы и символические образы грядущего возрождения? Приведите примеры.

Почему Гончаров говорил о Татьяне Марковне Бережковой как о «миниатюрной аллегории части Руси»? Как развивается в романе тема «дворянского гнезда», усадебной поэзии как символа корневого национального уклада жизни? Какие живописные детали вносит в роман взгляд художника Райского? Сделайте вывод о новаторстве структуры романа.

Тема 8. Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Текст: Ф.М. Достоевский. Идиот.

Научная литература:

  1. Буданова Н.Ф. И свет во тьме светит… - СПб., 2011.
  2. Габдуллина В.И. Блудные дети, двести лет не бывшие дома: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского. - Барнаул, 2008.
  3. Герасимова С.В. Проблемы культуры, цивилизации и язычества в художественном мире Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2014/11/07/213, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014.
  4. Достоевский Ф.М. Полное энциклопедическое собрание сочинений. Критика. CD-ROM. - М.: ИДДК, 2005.
  5. Достоевский и мировая культура / ред. К. Степанян. Тт. 13-31. - М., 2000-2014 (Издание продолжается).
  6. Достоевский. Материалы и исследования. Тт. 15-19. - СПб., 2000-2010 (Издание продолжается).
  7. Дунаев М. Православие и русская литература. В 6 тт. - М., 1996-2002.
  8. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. - М., 2004.
  9. Киносита Т. Антропология и поэтика творчества Достоевского. - СПб., 2005.
  10. Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. - М., 2002.
  11. Климова С. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. - СПб., 2004.
  12. О'Коннор, Тимоти. Теодицея и природа человека: Достоевский о святом как свидетеле // Проблема зла и теодицея. Материалы межвуз. конференции / ред. В.К. Шохина. - М., 2006. - С. 84-96.
  13. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - М., 2001.
  14. Русские писатели и Православие: в 5 тт. Т. 1 (О Достоевском). - М., 2003.
  15. Современное прочтение русской классической литературы XIX века. - М.: Пашков дом, 2007.
  16. Степанян К.А. Сознать и сказать. «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. - М., 2005.
  17. Труайя А. Федор Достоевский. - М., 2005.
  18. Феномен русской духовности: словесность, история, культура: материалы международной научной конференции. - Калининград, 2006.

В романе Достоевского, посвященном созданию образа «положительно прекрасного человека», особое значение имеет сближение главного героя князя Льва Николаевича Мышкина с фигурой Христа. Проанализируйте эпизоды и образы, связанные с евангельскими мотивами (например, швейцарский рассказ князя о Мари - евангельское повествование о Марии Магдалине, князь и дети - изречение Христа: «Не мешайте детям приходить ко мне» и т.п.). Подумайте, какую роль играет в романе картина Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос», копию которой князь видит в доме Парфена Рогожина. Как связана эта картина с проблемой веры и спасения, центральной в романе?

Кто из русских художников XIX века также создавал образ Христа на своих полотнах? Чем сходно и чем отличается понимание образа Христа в русской живописи и в литературные (у Достоевского)?

Тема 9. Психологический портрет в романе Л. Толстого «Анна Каренина» и в современной ему живописи

Текст: Л.Н. Толстой. Анна Каренина (любое издание).

Научная литература

  1. Бердяев Н. Толстой / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1912_54.html, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 года.
  2. Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Серия: Живопись XVIII-ХХ вв. Том 4, книги первая и вторая. - М.: Красная площадь, 2001; 2006.
  3. Лев Толстой и время. Сборник статей. - Томск, 2010.
  4. Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века. - СПб., 2001.
  5. Толстой о Толстом. Материалы и исследования. - М., 2002.
  6. Тусичишный А.П. Проблема возрождения падшей женщины в романах Ф.М. Достоевского «Идиот» и Л.Н. Толстого «Воскресение» // ХXVI Пушкинские чтения / сост. В.В. Молчановский; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.pushkin.edu.ru/files/konfer/push_chteniya_sbornik.pdf, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 года.
  7. Эйхенбаум. Работы о Льве Толстом. - СПб., 2009.
  8. Яснополянский сборник. - Тула, 2000; 2002 (Издание продолжается).

Портретные характеристики героя - один из важнейших приемов раскрытия образа. В творчестве Л. Толстого мастерство портретной детали поднялось на необыкновенную высоту. При работе над темой обратите внимание на точность и выразительность внешних признаков персонажей даже при их однократном появлении (чиновники, крестьяне и др.), не говоря уже о главных героях.

Проанализируйте главные портретные характеристики Анны Карениной, Вронского, Лёвина - который, подобно Пьеру, принадлежит числу автобиографических героев. Обратите внимание на константные и изменяющиеся детали в их внешности. Как дополняет портретную характеристику речевая? Какова роль жеста в выражении чувств и мыслей героев? Сделайте вывод об общих особенностях психологизма в романе «Анна Каренина» и о роли портретной характеристики в раскрытии внутреннего мира героя. Какова роль снов? Что символизирует железная дорога?

Почему Анне не удалось возродиться?

Какие картины современных Л. Толстому художников вы могли бы использовать в качестве иллюстраций к его роману? Какие сцены вы проиллюстрировали бы ими?

Тема 10. Русский футуризм: Маяковский и живопись

Тексты:

  1. Маяковский В.В. Полн. собр. соч. в 13 тт. - Т. 1 (1912-1917) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/default.asp?/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms0.html, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014.
  2. Маяковский-художник: Альбом. - М., 1963 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iskusstvo.livejournal.com/1367726.html, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014.

Научная литература:

  1. Бобринская Е.А. Футуризм. - М., 2000.
  2. Богомолов Н. Вокруг «Серебряного века». - М., 2010.
  3. Воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зиминков. - М.: Наследие, 2000.
  4. Кантор К.М. Тринадцатый апостол. - М., 2008.
  5. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://noskoff.lib.ru/, свободный. Дата обращения: 11 ноября 2014 г.
  6. Марков В.Ф. История русского футуризма. - СПб., 2000.
  7. Ничипоров А.Б. Эволюция «человекобожеской» концепции в поэмах В. Маяковского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/47791.php, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 года.
  8. Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зиминков. - М., 2000.

Футуризм - авангардное течение в русском искусстве. Раскройте причины его появления, основные положения эстетики футуристов, особенности их мировидения.

Покажите, какое место в литературном процессе 10-х годов XX века занимали футуристы. В чем, на ваш взгляд, причины их успехов? Почему кубофутуристы 10-х превратились в лефовцев 20-х годов? Каких поэтов-футуристов вы могли бы выделить?

В работе необходимо проанализировать коллективные сборники кубофутуристов. Особое внимание обратите на их оформление.

Как в книжном дизайне проявляется их эстетическая программа?

Какие традиции русского поэтического авангарда вы видите в современной поэзии?

Известно, что бывают эпохи, когда пространственные и временные искусства (живопись и литература) сближаются между собой. Так, живопись может быть «литературой» (передвижники), а литература тяготеть к зрительным образам, к живописи. В истории искусства эпохой необычайно тесного соприкосновения поэзии и живописи было возникновение кубофутуризма. Один из главных теоретиков и практиков русского футуризма Велемир Хлебников писал: «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью…» Каковы общие принципы литературного футуризма и живописного кубизма? Как они выражены в ранней лирике и поэмах Маяковского?

Тема 11. Проблема добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Текст: Булгаков М.А. Мастер и Маргарита (любое издание).

Научная литература:

  1. Бояджиева Л.В. Москва булгаковская. - М., 2009.
  2. Варламов. Михаил Булгаков. Биография в 2-х книгах. - СПб., 2011.
  3. Виноградов И. Духовные искания русской литературы. - М., 2005.
  4. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. - М., 2012.
  5. Кураев Андрей, дьякон. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? - М., 2006.
  6. Лескис Г.А. Триптих М. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». - М., 1999.
  7. Мешков В.А. Михаил Булгаков и Крым: новые страницы. - Симферополь, 2011.
  8. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. - СПб., 2007.
  9. Рыжкова Т.В. Диалоги с Булгаковым. - СПб., 2005.
  10. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М., 2000 // [Электронная библиотека]. - Режим доступа: http://www.bulgakov.ru/m/mim/, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 года.
  11. Ребель Г. «Что есть истина?»: Истоки и смысл образа Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 19. - СПб., 2010.
  12. Ужанков А.Н. Прелестный роман «Мастер и Маргарита». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=bHajGPergFk и http://www.pravoslavie.ru/jurnal/30256.htm.

Почему Мастер пишет об Иешуа и Пилате? Как решается проблема добра и зла в романе Мастера и в обрамляющем романе о Мастере и Маргарите? Можно ли сказать, что Булгаков показывает большую активность сил зла по сравнению с силами добра? Торжествует ли в произведении учение Иешуа о том, что «все люди добрые»? Если торжествует, то покажите, как эта мысль реализуется в судьбах Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, иных персонажей. Каково значение слова «прелесть» в христианской культуре и почему проф. Александр Николаевич Ужанков называет этот роман прелестным?

Проанализируйте образы Воланда и представителей его свиты.

Можно ли сказать, что эти герои - традиционные носители зла?

Если нет, то что стоит за понятием зла в романе? Что дает для решения проблемы добра и зла диспут Воланда и Левия Матвея, сцена сеанса в театре Варьете и бала у сатаны? Наказуемо ли зло в романе Булгакова? Достаточно ли сильным показано добро, если нет, то чем это обусловлено? Покажите, что у Мастера и Маргариты есть трагическая вина, которой объясняется неполнота посмертной награды: душам дарован покой, а не свет.

Какими произведениями искусства вы могли бы проиллюстрировать роман Булгакова?

Тема 12. Живопись французских художников-импрессионистов в российских музеях

Научная литература:

  1. Бартолена Симона. Шедевры Импрессионизма. - М., 2005.
  2. Губарева М.В., Ионина Н.А. Сто великих галерей и музеев. - М., 2005.
  3. История искусства и живописи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://la-fa.ru/, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014.
  4. Риг Г. Краткая история современной живописи. - М., 2006.
  5. Phelology.ru: Русская литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2.htm, свободный. Дата обращения: 12 ноября 2014 года.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся большие коллекции живописи французских художников, представлявших такие направления в изобразительном искусстве конца XIX - начала ХХ вв., как импрессионизм и постимпрессионизм. Каково происхождение этих собраний? Какую роль сыграли русские коллекционеры и меценаты в мировом признании импрессионизма? Раскройте происхождение и содержание этого термина. Посетив музеи или познакомившись с живописью импрессионистов в Интернете, по каталогам и альбомам, выделите те полотна, в которых наиболее отчетливо проявился новаторский характер живописи импрессионистов. Что общего между натурализмом в литературе и импрессионизмом в живописи? Почему Эмиль Золя выступал в роли пропагандиста импрессионистской живописи?

Подумайте, что нового продемонстрировали в своих полотнах художники, которых принято называть постимпрессионистами. В заключение отметим влияние французского импрессионизма на русскую живопись и литературу. На ваш взгляд, можно ли назвать импрессионистской прозу А.П. Чехова или живопись И.И. Левитана? Что сближает с импрессионистами И. Тургенева и А. Фета?

© Центр дистанционного образования МГУП