Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

В рыночной экономике цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение организаций. Управление ценообразованием представляет собой сложный про­цесс, подверженный влиянию многих факторов, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы изготовителей, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей, действующее законодательство и многие другие аспекты.

Изучение дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике» является неотъемлемой частью подготовки бакалавров по направлениям 080200.62 - «Менеджмент» и 080100.62 - «Экономика».

Целью освоения дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике» является формирование у будущих бакалавров теоретических знаний и практических навыков решения прикладных задач в области ценообразования, умения выбрать ценовую тактику и стратегию организации; овладение бакалаврами необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, относящимися к формированию цен в современных рыночных условиях, в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ВПО к выпускникам по направлениям подготовки 080200.62 - «Менеджмент» и 080100.62 - «Экономика».

Основными задачами изучения дисциплины являются:

    • дать теоретические знания о важнейших категориях, принципах, факторах ценообразования, месте, роли и значении цены в рыночной экономике;

    • познакомить с методологией ценообразования;

    • научить методам формирования цен и выбора ценовой политики организации;

    • выработать навыки решения прикладных задач в области ценообразования, умения использовать в управлении организацией методов и инструменты ценообразования для обеспечения её эффективного функционирования.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать:

    • основные теории и концепции ценообразования;

    • основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;

    • методы и формы государственного управления ценообразованием и регулирования цен;

    • систему действующих цен и основные направления их развития;

    • содержание основных методов ценообразования;

    • основные методы прогнозирования и расчета цен на промышленную продукцию и товары народного потребления в рыночных условиях;

    • методы разработки ценовой политики организации;

    • особенности и закономерности ценообразования на мировых товарных рынках;

    • особенности ценообразования в книгоиздании, методы расчета оптовых цен на полиграфические работы и розничных цен на издательскую продукцию;

уметь:

    • проводить маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение и выделить основные ценообразующие факторы;

    • оценивать эластичность спроса;

    • обосновывать целесообразность применения стратегий и тактических приемов ценообразования;

    • проводить статистические и прогнозные исследования динамики цен;

    • осуществлять анализ безубыточности ценовых решений;

    • разрабатывать ценовую политику организации;

    • выбирать наиболее целесообразный метод расчета цены на конкретный товар;

    • осуществлять проверку правильности установления цены и ее составных элементов;

владеть:

    • специальной терминологией, используемой в современной финансовой науке и практике, в теории ценообразования;

    • инструментами сбора, оценки и анализа исходной информацией для принятия ценовых решений;

    • методами расчета цен и отдельных элементов цены,

    • методикой разработки ценовой политики организации;

    • инструментами и методами тестирования и корректировки решений по ценам с целью их оптимизации.

Процесс обучения по дисциплине «Ценообразование в рыночной экономике» направлен на формирование у студентов компетенций, установленных ФГОС ВПО по направленям подготовки 080200.62 - «Менеджмент» и 080100.62 - «Экономика».

Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

    • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

    • способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

    • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

организационно-управленческая деятельность:

    • способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

информационно-аналитическая деятельность:

    • способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

    • знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

    • умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

    • способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

    • способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42).

Основным условием получения знаний по дисциплине является систематическая и целенаправленная самостоятельная работа, которая включает:

    • изучение материала установочной лекции;

    • работу с рекомендованной литературой;

    • выполнение контрольной работы;

    • подготовку к сдаче зачета/экзамена.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения методического руководства, которое содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам бакалавра. Изучение отдельных тем дисциплины целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы, которая дает общее представление о проблеме. Затем необходимо ознакомиться с нормативными документами, которые позволят более подробно рассмотреть специфические проблемы темы, изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении опыт. Для изучения нормативных документов целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы и принятия неверных решений.

Перечень и объем литературы, необходимой для изучения дисциплины, определяется программой дисциплины и другими методическими рекомендациями. Всю литературу можно разделить на нормативную, учебники и учебные пособия, научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную и дополнительную для углубленного изучения дисциплины.

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Для успешного изучения дисциплины рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Untitled Document

№ п/п
Наименование разделов и тем  дисциплины

Объем работы
студента (час)
080200/080100

1
Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике
Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике
7/12
2
Промежуточный тест
1/1
3
Тема 2. Система цен
7/12
4
Промежуточный тест
1/1
5
Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике
7/12
6
Промежуточный тест
1/1
7
Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов
7/12
8
Промежуточный тест
1/1
9
Раздел 2. Теоретические основы ценообразования
Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости
7/12
10
Промежуточный тест
1/1
11
Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)
7/12
12
Промежуточный тест
1/1
13
Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики
Тема 7. Расходы в составе цены
7/12
14
Промежуточный тест
1/1
15
Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены
7/12
16
Промежуточный тест
1/1
17
Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен
7/12
18
Промежуточный тест
1/1
19
Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования
Тема 10. Ценовая политика организации
7/12
20
Промежуточный тест
1/1
21
Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
7/12
22
Промежуточный тест
1/1
23
Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности
7/12
24
Промежуточный тест
1/1
25
Контрольная работа
10/10
26
Итоговый тест 080200-Зачет/080100-Экзамен
2/2
27
Итого
108/144

© Центр дистанционного образования МГУП