Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:экономическая система, натуральное хозяйство, товарное производство, традиционное общество, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, хозяйственный механизм, производственные отношения, общественное воспроизводство.

Теоретической базой дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике» является дисциплина «Институциональная экономика». Поэтому изучение дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике» необходимо начать с обзора ключевых экономических категорий и положений, раскрывающих сущность и структуру рыночной экономики. При изучения темы необходимо сконцентрировать внимание на содержании понятия «экономическая система», характеристике ее структурных элементов, критериев разграничения различных типов экономических систем. Особое внимание следует уделить изучению сущности и этапам становления рыночной системы. Прежде всего, необходимо определить структурные элементы рыночного хозяйства: субъекты системы; объекты рыночных сделок - товары и деньги; основные институциональные элементы - сами рынки и инфраструктура. Далее следует выделить основные принципы функционирования рыночной системы: самостоятельность экономических агентов, свободное ценообразование и конкуренция.

Необходимо также рассмотреть принципы организации общественного производства и производственных отношений. Бакалавр должен знать сущность хозяйственного механизма и его основные элементы, место цены в хозяйственном механизме, взаимосвязь цен с системой управления, финансовой, кредитной и налоговой системами, с другими экономическими инструментами. Необходимо изучить возможность использования цен в решении экономических проблем на макро- и микроуровне, в регулировании социально-экономических отношений и доходов населения.

Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью хозяйственного механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках экономики страны определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных видов экономической деятельности, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.

Цена является сложной экономической категорией, в которой переплетаются основные проблемы развития экономики, общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие экономической системы и ее структурные элементы.

2. Основные типы экономических систем.

3. Рыночная система: сущность, структура, этапы становления.

4. Место цены в рыночной экономике.

5. Цена как категория рынка.

6. Хозяйственный механизм: сущность, виды, составные элементы.

7. Место цен в хозяйственном механизме.

8. Цели, принципы и задачи ценообразования.

9. Взаимосвязь цен и с основными экономическими категориями.

10. Роль цен в социально-экономическом развитии общества.

11. Роль и значение цен для коммерческих организаций в рыночных условиях.

Рекомендуемая литература

[1, 2, 6, 14, 16, 23, 5, 15, 17]

© Центр дистанционного образования МГУП